Основной вопрос философии и главные философские направления



Место философии в системе культуры. Функции философии.

Функции философии:

Мировоззренческая функция способность объединять все имеющиеся в наличие знания в единую сист-мирровозрение;

Методологическая функцияспособность ф-фии служить всеобщим методом познания и преобразования действительности;

Гносеологическаяспосб-ть ф-фии оценивать возможности чел-ка в познании окр-го мира и самого себя;

Этическая ф-ция ф-фии направленная на реш-ие глав.проб-мы чел.сущ-ия «кто я?» и др-х вопросов затраг-х моральную сторону бытия;

Эстетическая ф-ция ф-фии направленная на понимание, того, что такое «прекрасное»;

Идеологическая ф-ция ф-фии характеризует причастность и ответственность ф-фии за все процессы, происходящие в обществе;

Педагогическая ф-ция ф-фии связана с воспитанием, образованием и обучением;

Утешительная ф-ция ф-фии.

 

2. Исторические типы мировоззрения Мифы и Религия – Миф - это 1-ая попытка чел-ка осмыслить окр-ий Мир(1-ый шаг на познание Мира и самого себя),ранняя форма мышления. 1) Главная черта мифологического сознания –абсолютная антропологизация(очеловечивание) природы; 2) мышление носит конкретный, чувствительный образ->любое явление нашло отражение в конкретных образах богов и героев,в их жизни, поступках и мышлении; В мифологии природа сотворена чел-ку на радость.Религия – форма бытия знания, обусловленная верой в сверхъестественное, включает в себя свод моральных норм, обрядов, культурных действий и объединение людей в организации. В Религии природа – это зло, поскольку жизнь должна закончиться смертью для продолжения духовного существования в др.мире.

3. Исторические типы мировоззрения Философия(1) и наука(2) –две области логического бытия знания. Наука есть в широком и узком понимании. В ШИРОКОМ – любое систематизированное знание о Мире (можно применить и к ф-фии); в УЗКОМ – естественное - знание(знание природы)-> эксперимент и опыт, это знание можно подтвердить экспериментально, оно не имеет собственного содержания. Ф-фия – имеет собственное содержание(можно сказать есть, можно сказать нет), нет опытной проверки. Т.е. НАУКА и Ф-ФИЯ это разные вещи.

Структура философского знания

Онтология- раздел ф-фии изучающий бытие;

Космология – учение о Вселенной;

Гносеология– учение о познании;

Ф-фская антропология – учение о чел-ке;

Социальная ф-фия –учение об обществе;

Теология – учение о Боге;

Этика – ф-фские учение о морали и нравственности;

 

Генезис философии.

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ - философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его философии и призваны содействовать «углублению нашего осознания современности». Человек есть историческое существо, а сама история предполагает пронизывающий время смысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков. Однако современность, характеризующаяся радикальным разбожеств-лением мира, ставит под вопрос наличие какого-либо высшего смысла в истории. Тем более, что прежние святыни, имевшие локальное значение, не в состоянии обеспечить духовное единство всего человечества, насущно необходимое в условиях глобализации общественной жизни. Вопрос о смысловом единстве всей истории, без которого она рассыпается на бессвязный набор событий, ставится Ясперсом прежде всего как вопрос о возможности осмысленного действия человека в современном мире. Однако истоки и цель истории, объединяющие человечество в единое целое, достоверно неизвестны и непосредственно ощутимы «лишь в мерцании многозначных символов». Единство человеческой истории выступает у Ясперса предметом «философской веры», отличной от религиозной своей конфессиональной нейтральностью и наличием рационального обоснования. В качестве эмпирически наблюдаемого воплощения той идеальной оси, вокруг которой разворачивается история всего человечества, Ясперсом указывается «О.В.» - период примерно с 800 по 200 до н.э. В этот промежуток времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения, связанные в Китае, прежде всего, с деятельностью Конфуция и Лао-цзы, в Индии - мыслителей Унанишад и Будды, в Иране - Заратустры, в Палестине - пророков, в Греции - философов. Несмотря на локальное своеобразие этих процессов, по Я., это было по существу единое духовное движение, имеющее значение для всего человечества и сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Важнейшей характеристикой «О.В.» Ясперс считает прорыв мифологического миросозерцания - основы «доосевых» культур. Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью и само-собой-понятностью приходит конец. Твердые изначальные устои жизни начинают колебаться» человек осознает хрупкость своего бытия; возникают религии спасения, связанные с идеей трансцендентного единого Бога. Борьба против мифа ведется и со стороны рационально проясненного опыта: бессознательно принятые ранее воззрения становятся предметом критического внимания, начинается духовная борьба, в ходе которой каждый пытается убедить другого, обосновывая свои идеи. «О.В.» является концом непосредственного отношения человека к миру и к самому себе. Человек уже не замкнут в себе и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он ставит вопросы о смертности, о трагической вине, вырастающие в один общий вопрос - о смысле человеческого существования, который перестает быть самоочевидной данностью. Обобщенно все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением. С этого периода, по Ясперсу, берет свое начало общая история человечества. Вначале О.В. ограничено в географическом отношении, но постепенно становится всеохватывающим. Тем, что тогда свершилось, человечество живет по сей день - каждый его новый подъем сопровождается актуализацией опыта «осевой эпохи».

 

Основной вопрос философии и главные философские направления

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!