Антропологический материализм Фейербаха.
Предмет его философии – человек, его родовая сущность. Сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи.
Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом.
Лицемерие религии заключается в том, что духовность человека он берет как принадлежность Богу, а не самому человеку. Не Бог создал человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию. Чем хуже человек, тем лучше Бог.
Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях.
Психо-физиологические особенности:
|
|
Тождество мышления и бытия
-любовь -чувства человека
-эгоизм - человек мыслящий
-страх - человек любящий
-радость
-потребность в счастье
-ощущение мышления
Как и всякий материализм, фейербаховская философия настаивает на восхождении от материального к идеальному.
Марксиситская ф-ия. Маркс и Энгельс.
Диалектический материализм Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895). Встретились они не сразу и работать стали вместе не сразу.
Маркс и Ф.Энгельс вследствие существовавшей социально-экономической ситуации считали движущей силой истории пролетариат.
Карл Маркс вводит понятие базиса и надстройки. Базис – это производство и оно же общество. Он имеет надстройку (юридическую, политическую, культурную).
Именно бытие определяет сознание; а не сознание бытие, как считали идеалисты.
К.Маркс вводит понятие общественно-экономической формации (определенный тип общества на определенном этапе его развития). Согласно формационному подходу история человеческого общества делится на пять этапов:
Первобытное общество
Рабовладельческий строй
Феодализм
Капитализм
Коммунизм с незрелой стадией Социализм
Коммунизм – это неизбежное следствие развития капиталистического общества. Пролетариат – могильщик капитализма. По мнению К.Маркса и Ф.Энгельса большинство стран развиваются именно по этой схеме.
|
|
Человек – это совокупность (продукт) общественных отношений. Человек поступает так, как требуют от него обстоятельства в обществе, считая, что наступление коммунизма неизбежно, переход от капитализма к коммунизму (социализму) очень длительный, т.к. формирование сознания очень длительный процесс.
К.Маркс и Ф.Энгельс выступали против бессмысленной жестокости.
История, по мнению К.Маркса, - это постоянное прогрессивное развитие. Однако стадии развития меняются только революционным путем.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс являются основателями диалектического и исторического материализма, т.к. они считали, что общество развивается, а именно, развивается материя.
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем:
На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
|
|
Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
Указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
|
|
Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!