Смелость, отвага и отсутствие страха перед трудностями



По причине физического и умственного развития, присуще­го этому возрастному периоду, юный мусульманин начинает чувствовать в себе силу и способность ко многим действи­ям. Всевышний Аллах сказал: «АллахТот, Кто создаёт вас

 

158                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


слабыми. После слабости Он одаряет вас силой, а потом за­меняет силу слабостью и сединой»(сура 30 «Румы», аят 54).

От детской слабости человек постепенно переходит к юно­шеской силе, и ощущение собственной силы и способностей побуждает его идти вперёд и преодолевать трудности. Дви­гаясь в выбранном направлении, он не боится препятствий, которые возникают на его пути. Это хорошо, если ребёнок движется в правильном направлении и совершает благие де­ла, и плохо, если при этом ребёнок отклоняется от правиль­ного пути и творит зло. Поэтому воспитатель должен быть внимательным и бдительным и направлять его на путь блага.

Примеры, иллюстрирующие сказанное, можно найти в са­мых разных эпохах. Во времена сподвижников некоторые из них по собственному желанию присоединялись к войску в пятнадцатилетнем возрасте, а Усаму ибн Зайда Посланник Аллаха  назначил командовать большим отрядом, когда ему было только восемнадцать, а, по другим данным, двадцать лет. В то же время мы знаем, что многие преступления совершают­ся юношами такого же возраста. Поэтому воспитатель должен использовать эту возрастную особенность во благо, направив её в правильное русло, то есть на совершение благородных и достойных дел, пусть и сопряжённых с разными трудностя­ми. И он должен предостеречь своего юного воспитанника от поспешности и опрометчивости, которые порой становятся следствием присущей молодёжи энергичности и пылкости.

 

Трудности

 

Если в более раннем возрасте ребёнок получил хорошее вос­питание, то трудности, связанные с двумя предыдущими возрастными периодами, к совершеннолетию ослабевают

 

2. Трудности                                       159

 

 


или даже исчезают полностью. Однако в этом возрасте мо­жет возникнуть другая проблема, связанная с половым со­зреванием. Эта проблема возникает при отсутствии долж­ного воспитания или если в обществе, в котором живёт юноша или девушка, процветает порок.

Всевышний Аллах наделил людей половым влечением и способностью к размножению с целью преображения зем­ли и сохранения рода человеческого от вымирания, и если бы не это влечение, то люди не стали бы вступать в брак и прео­долевать трудности, связанные с созданием семьи, в резуль­тате чего человеческий род оказался бы под угрозой исчезно­вения, а Всевышний Аллах не желал этого. Однако если это влечение не будет регулироваться нормами Шариата, оно мо­жет принести много бед. Юноша или девушка могут начать искать способ удовлетворить половое влечение какими-то иными способами, помимо брака, узаконенного Шариатом. Шариат предлагает несколько эффективных мер для решения этой проблемы, и воспитателям следует обратить внимание на эти меры, потому что они способны помочь ему, с позво­ления Всевышнего, в решении подобных проблем.

1. Женщинам следует больше времени проводить дома, а не за его пределами, и стараться выходить, только ког­да в этом действительно есть потребность.

2. Женщины должны одеваться так, как предписывает Ша­риат Всевышнего, не показывая посторонним своей кра­соты и скрывая при выходе из дома то, что должно быть сокрытым.

3. И мужчины, и женщины должны потуплять взор и не смо­треть на то, на что Всевышний Аллах запретил смотреть.

4. Следует оберегать половые органы от запретного.

5. Следует избегать совместного пребывания юношей и де­вушек где бы то ни было.

 

160                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


6. Юноше и девушке запрещается оставаться наедине, по­тому что в этом случае третьим с ними будет Шайтан, и он будет подталкивать их к порицаемому и запретному.

7. По возможности юношам и девушкам следует раньше вступать в брак — разумеется, с учётом способности ис­полнять обязанности, которые налагает на человека соз­дание семьи, а также с учётом обстоятельств и факторов, способствующих прочности брака.

8. Тем, кто не имеет возможности вступить в брак, следует чаще поститься.

9. Следует отдаляться от возбудителей, будь то любовные романы, фильмы, песни или музыка.

10. Юноше и девушке не следует много времени проводить в одиночестве, потому что, когда человек один, Шайтану легче одолеть его.

11. Следует заниматься разрешёнными видами спорта и физической активности для выплеска лишней энергии.

12. У молодёжи должны быть обязанности, за исполнение которых они несут ответственность, и цели. Иными сло­вами, они должны быть заняты чем-то полезным.

13. Очень важно иметь праведных друзей, которые помо­гают в благочестии и богобоязненности и не помогают в грехе и злодеяниях.

14. Молодёжи следует уделять больше внимания поклоне­нию, которое помогает верующему ощущать свою бли­зость к Всевышнему Аллаху, — например, ночным мо­литвам и чтению Корана.

15. Нужно стараться увеличивать свою стыдливость перед Аллахом.

16. Мусульманин и мусульманка должны постоянно помнить о том, что Всевышний Аллах видит их везде и всегда и от Него не укрывается ничего из их слов, мыслей и действий.

2. Трудности                                        161

 

 


17. Родители должны чаще обращаться к Всевышнему с мольбами за своих детей, чтобы Он уберёг их от все­го запретного и греховного и помог им неуклонно сле­довать прямым путём. И самим молодым мусульманам также следует просить у Аллаха помощи и защиты от Шайтана и от грехов.

Воспитатели должны искать средства, с помощью которых они могли бы выполнять приведённые выше предписания. Эти предписания обычно находят отклик в душе юношей и девушек, потому что они согласуются с изначальной челове­ческой природой. Поэтому эти предписания оказывают на мо­лодёжь гораздо более сильное воздействие, нежели люди, ко­торые стремятся к распространению порока среди верующих.

Если воспитатель всё же потерпел неудачу в своих попыт­ках решить эту проблему, то причины могут быть связаны с обществом, с воспитателем и с воспитанником. Реально­го успеха можно добиться лишь тогда, когда эти три состав­ляющие работают в одном направлении. Если одно из этих трёх звеньев оказывается слабым, то два других могут, с по­зволения Всевышнего, дотянуть корабль до берега, хотя и не без трудностей. Настоящая беда, если слабым оказывается не одно звено, а два, потому что в этом случае они уверенно тянут на дно оставшееся третье звено, и тут уж не остаётся ничего, кроме как полагаться на Всевышнего Аллаха — Того, к Кому следует обращаться за помощью.

Методы и средства

 

В этот возрастной период можно использовать воспита­тельные средства, упомянутые в двух предыдущих главах, — разумеется, с учётом возраста.

 

162                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


Важно помнить о том, что, достигнув совершеннолетия, ребёнок начинает нести ответственность за свои поступки. То есть в этом возрасте следование прямым путём, исполне­ние велений Всевышнего и соблюдение Его запретов стано­вится его непосредственной обязанностью, а за упущения или неисполнение религиозных обязанностей он отвеча­ет перед Аллахом. А это означает, что он должен прилагать усилия для приобретения необходимых знаний и соверше­ния требуемых действий.

Таким образом, в воспитании должны принимать участие как воспитатель, так и воспитанник. Воспитание должно включать обучение, наставление, побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого, приведение примеров, которые часто использует Коран в качестве довода против оппонен­тов, которые не веруют в Судный день и воскрешение после смерти. Всевышний Аллах сказал об этих примерах и прит­чах: «Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием»(сура 29 «Паук», аят 43).

Также можно использовать любознательность юных вос­питанников и увеличивать их багаж знаний с помощью раз­ных опытов чтения и путешествий, чтобы они смотрели, размышляли и делали выводы. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Постранствуйте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз"»(сура 29 «Паук», аят 20).

Всевышний Аллах сказал о тех, для которых участь их неуверовавших предшественников не стала назиданием: «Разве они не странствовали по земле и не видели, каким был ко­нец их предшественников?»(сура 40 «Прощающий», аят 21).

Мы знаем, что учёные много путешествовали и прео­долевали огромные расстояния ради приобретения зна­ний, и в их сочинениях почти всегда можно найти главу, по­священную путешествиям с целью приобретения знаний.

 

3. Методы и средства                                 163

 

 


К наиболее известным из таких путешествий относится пу­тешествие пророка Мусы ,предпринятое им для встречи с аль-Хидром. Целью этого путешествие было приобретение полезного знания, поскольку Муса узнал о том, что у аль-Хидра есть знание, которого нет у него.

 

 

Поощрение и наказание

 

Поощрение

Потребность человека в поощрении не исчезает и когда он ста­новится взрослым, и в Коране множество аятов, в которых упо­минается о награде, ожидающей мужчин и женщин за соверше­ние благих дел. И воспитатель юноши или девушки не должен упускать это из вида, особенно когда речь идёт о действиях, со­вершение которых требует больших усилий и энтузиазма.

Посланник Аллаха  также неоднократно использовал по­ощрение. Хузайфа рассказывал: «Однажды ночью во время стояния у рва, когда мы находились вместе с Посланником Ал­лаха ,страдая от сильного ветра и холода, Посланник Алла­ха  сказал: "Поистине, в День воскресения Всевышний Аллах даст место рядом со мной тому человеку, который добудет для меня сведения об этих людях"18. Мы промолчали, и никто из нас не ответил ему. Потом Посланник Аллаха  снова ска­зал: "Поистине, в День воскресения Всевышний Аллах даст место рядом со мной тому человеку, который добудет для меня сведения об этих людях".Мы опять промолчали, и ни­кто из нас не ответил ему. Тогда он сказал: "Встань, о Хузайфа, и добудь для нас сведения об этих людях",и после того, как он

 

18 То есть о врагах.

 

164                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


назвал меня по имени, мне осталось только встать. После это­го Посланник Аллаха  сказал: "Ступай и принеси мне сведе­ния об этих людях, но не спугни их ради меня..."19[Муслим].

Ночь была очень холодная, и поручение, данное Послан­ником Аллаха ,требовало большой силы воли, решимости, силы и энтузиазма. Поэтому Посланник Аллаха  не просто дал это поручение людям, но и упомянул о награде, которая ожидает того, кто выполнит это поручение: в Судный день этот человек будет вместе с Посланником Аллаха . Спод­вижники были глубоко верующими людьми и не упускали возможности совершить благое дело — однако, хотя Послан­ник Аллаха  сообщил им о награде, никто не вызвался вы­полнить его поручение, что наглядно показывает, насколько трудными были обстоятельства и погодные условия. И в кон­це концов Посланник Аллаха ,будучи предводителем веру­ющих, сам назначил исполнителя этого поручения...

Таким образом, воспитатель должен поощрять своего юного воспитанника даже после того, как тот достигнет со­вершеннолетия. Что же касается религиозных обязанностей, то награда за их исполнение будет такой, какую обещал бо­гобоязненным Всевышний Аллах.

Наказание

С момента достижения совершеннолетия грехи, соверша­емые верующим, записываются ему, и ему придётся отве-

 


19  Пророк имел ввиду, что, если враги заметят и схватят Хузайфу, это причинит ему вред, поскольку он лишится своего сподвижника и посланца. Кроме того, убийство одного из предводителей курай-шитов могло подтолкнуть разъярённых и охваченных жаждой ме­сти курайшитов к неожиданному нападению на мусульман и другим действиям, которые мусульманам были невыгодны.

 

4. Поощрение и наказание                               165

 

 


чать за них перед Аллахом в мире вечном, если только он не успеет покаяться или не совершит достаточно благих дел чтобы стереть эти грехи. А за некоторые из этих грехов Ша­риатом установлены наказания, которым человек должен подвергнуться в этом мире, и наказание воспитателя не мо­жет заменить наказания, установленного Шариатом, то есть в подобных случаях в качестве воспитательного средства выступают именно наказания, установленные Шариатом. Однако есть и другие проступки, за которые Шариат не уста­новил определённого наказания. От таких поступков воспи­татель обязан удерживать ребёнка, и если он узнает о том, что его воспитанник совершил один из таких поступков, он должен принять меры, даже если придётся прибегнуть к на­казанию. В данном случае под наказанием подразумевается не телесное наказание. Это может быть выговор и предосте­режение, это может быть демонстрация гнева и недоволь­ства, это может быть прекращение общения на день или два. А иначе безнаказанность может привести к тому, что воспи­танник начнёт совершать подобные проступки раз за разом без зазрения совести. Практика показывает, что во многих случаях временный бойкот может оказаться очень эффек­тивным воспитательным средством.

Однажды Абдуллах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха  сказал: "Не запрещайте женщинам ходить в мечеть, если они спрашивают у вас разрешения"». Услышав это, его сын Биляль ибн Абдуллах сказал: «Клянусь Аллахом, мы запре­тим им!» Передатчик этого хадиса говорит: «И Абдуллах по­вернулся к нему и обругал его так жёстко, как не ругал в мо­ём присутствии ни разу, после чего сказал: "Я передаю тебе слова Посланника Аллаха , а ты говоришь: <Клянусь Алла­хом, мы запретим им>?!"» [Муслим].

 

166                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


Когда его сын осмелился перечить Сунне Посланника Ал­лаха ,'Абдуллах сурово наказал его — так, чтобы наказа­ние соответствовало серьёзности проступка.

К сожалению, многие воспитатели, избегая суровых, но действенных наказаний, неправильно применяют наказа­ния в этот возрастной период. В основном ошибки в нака­зании сводятся к следующему.

1. Лишение чего-то.Некоторые воспитатели, будучи не в силах удержать своего воспитанника от скверных поступ­ков или обнаружив, что он не прислушивается к их настав­лениям и советам, лишают его денег, которые обычно дают ему на расходы, или отказываются пускать на порог. Од­нако эти меры зачастую не только не решают проблему, но и осложняют дело. Если поначалу юный воспитанник и бу­дет бояться подобных действий воспитателя, то очень скоро он привыкнет к ним и начнёт искать выход из положения. И наиболее простым выходом ему может показаться окон­чательно свернуть с прямого пути и отправиться к сквер­ным товарищам. Ничего хорошего из этого, разумеется, не выйдет, и в конце концов горе-родителю не останется ниче­го, кроме как попытаться вернуть блудного сына в лоно се­мьи. Возможно, ему и удастся это сделать. Но какой ценой? И через что успеет пройти его воспитанник?..

2. Обращение к Аллаху с мольбами против непокор­ного.Обращение к Всевышнему с благими мольбами за де­тей — обычай посланников Всевышнего и праведных веру­ющих на протяжении всей истории человечества. Пророк Ибрахим  говорил: «Господи! Включи меня и часть мое­го потомства в число тех, кто совершает молитву»(сура 14 «Ибрахим»,  аят 40).  А пророк Закария  говорил: «Госпо­ди!  Одари  меня  от  Себя прекрасным потомством...»(су­ра 3 «Семейство 'Имрана», аят 38). Верующий, упомянутый

 

4. Поощрение и наказание                            167

 

 


в Коране, говорил: «Сделай для меня моих потомков пра­ведниками»(сура 46 «Пески», аят 15). И, наконец, мольба всех верующих: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в на­ших супругах и потомках»(сура 25 «Различение», аят 74).

Мольба родителя приносит счастье ребёнку. Послан­ник Аллаха  упомянул мольбу родителя в числе трёх обра­щений, которые не остаются без ответа. Однако, к сожале­нию, многие люди вместо того, чтобы использовать мольбу во благо ребёнку, поступают наоборот. Когда гнев овладе­вает ими или когда их дети делают что-то такое, что им не по душе, они обращаются к Аллаху с мольбой против соб­ственных детей, восклицая: «О Аллах, погуби их!» — или: «О Аллах, накажи их» — или: «О Аллах, прокляни их!» — и так далее. А ведь ничто не мешает им сказать вместо этих скверных слов: «О Аллах, сделай их праведными!», «О Ал­лах, сделай их хорошими!», «О Аллах, прости их!», «О Аллах, наставь их на истинный путь!» И это было бы лучше и по­лезнее, и такая мольба принесла бы ребёнку благо и пользу, а не вред, в отличие от упомянутых ранее.

А потом, когда мольба осуществится, такой родитель ку­сает локти в отчаянии, однако время не повернуть назад. Посланник Аллаха  предостерегал верующих от обраще­ния к Аллаху с подобными мольбами, потому что ничего, кроме вреда, они не приносят. Он говорил: «Не призывай­те проклятия на себя, и не призывайте проклятия на сво­их детей, и не призывайте проклятия на своё имущество, а иначе ваша мольба может совпасть с часом, в который мольбы не остаются без ответа, и ваша мольба также не останется без ответа» [Муслим].

3. Выговоры и наказания на глазах у младших братьев и сестёр.В этом возрасте девушки и юноши начинают ощу­щать себя взрослыми, и им хочется, чтобы их уважали, и по-

 

168                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


добные методы могут ранить их, результатом чего может стать озлобление воспитанника на воспитателя. Кроме то­го, если воспитатель прибегает к этому методу постоянно, воспитанник может выйти из повиновения и попытаться оправдать свой поступок и обвинить воспитателя, утверж­дая, что это он неправ. Некоторые воспитатели не огра­ничиваются выговором в семейном кругу, а ругают свое­го воспитанника в присутствии посторонних или перед их сверстниками, не задумываясь о возможных негативных по­следствиях своих действий.

4. Унижение и пренебрежительное отношение.Все лю­ди совершают неправильные поступки — порой умышлен­но, порой нечаянно. Но некоторые воспитатели требуют от своего воспитанника, чтобы он был абсолютно безгреш­ным и всегда всё делал идеально. Когда воспитанник совер­шает незначительный проступок, на который можно со спо­койным сердцем закрыть глаза, такой воспитатель не только замечает этот проступок, но и строго взыскивает со свое­го воспитанника — так, будто он совершил что-то поистине ужасное и непростительное. Нередко дело доходит до уни­жения и неуважения. Это может выражаться по-разному. Некоторые воспитатели выражают своё пренебрежитель­ное отношение к провинившемуся воспитаннику в уст­ной форме, а некоторые — в форме действий — например, превознося над ним младшего ребёнка и давая тому власть над ним или советуясь с младшим и считаясь с его мнением и при этом не обращая никакого внимания на старшего вос­питанника, как будто его вообще не существует, и так далее.

5. Попустительство.Если одни воспитатели взыскива­ют  со  своего воспитанника строжайшим образом за каж­дую мелочь, то другие впадают в противоположную край­ность и смотрят на проступки своего воспитанника сквозь

 

4. Поощрение и наказание                               169

 

 


пальцы и даже за серьёзный проступок подвергают его чи­сто символическому наказанию, а то и не наказывают вооб­ще. Обе крайности порицаемы.

Если юноша или девушка совершают проступок, не стоит оставлять его без внимания и воспринимать его как нечто обычное для данного возрастного периода, даже если про­винившийся воспитанник сам пришёл к воспитателю с по­винной и раскаивается в содеянном. Да, в этом случае его не ругают и не упрекают, потому что он сознался во всём и жа­леет о том, что сделал. Однако это не повод для того, чтобы освобождать его ответственности за его проступок, потому что иначе он может привыкнуть совершать скверные деяния и не считать их чем-то серьёзным.

Вспомним историю человека, который согрешил, ко­торый спал с женой днём во время рамадана и пришёл к Посланнику Аллаха  спросить, как ему искупить со­вершённый грех. 'Аиша ,супруга Посланника Аллаха ,передаёт: «Однажды во время рамадана в мечеть к Проро­ку  пришёл какой-то человек и сказал: "О Посланник Ал­лаха! Я сгорел!" Пророк  спросил его: "Что же с тобой случилось?"Человек ответил: "Я переспал с женой". Про­рок  сказал: "Подай милостыню". Человек сказал: "Кля­нусь Аллахом, у меня ничего нет, и я не могу этого сделать!" Тогда Пророк  сказал ему: "Садись". Этот человек сел, а в это время другой человек привёз Пророку  съестное, навьюченное на осла. Посланник Аллаха  спросил: "Где наш сгоревший?"Этот человек поднялся. Посланник Алла­ха  сказал: "Раздай это в качестве милостыни". Этот че­ловек спросил: "О Посланник Аллаха, должен ли я отдать это кому-то другому? Клянусь Аллахом, мы сами голодаем, и у нас ничего нет". Посланник Аллаха  сказал: "Хорошо, съешьте это сами"» [Муслим].

 

170                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


Этот человек пришёл к Посланнику Аллаха  и сам при­знался в своём грехе, раскаиваясь в содеянном, о чём сви­детельствуют его слова: «О Посланник Аллаха! Я сгорел!» То есть он понимал серьёзность своего проступка. По­сланник Аллаха  не подверг его наказанию, учитывая, что этот человек явился с покаянием, к тому же Шариат не установил определённого наказания за этот грех. Однако это не помешало ему отнестись к проступку этого челове­ка с должной серьёзностью. Спрашивая о нём, Посланник Аллаха  сказал: «Где наш сгоревший?»,показывая тем са­мым, что этот человек совершил грех, а грехи приводят со­вершающего их в Огонь.

Именно так должен реагировать воспитатель на проступ­ки своего воспитанника.

Аль-Бухари назвал одну из глав своего сборника хадисов «Глава о том, что совершивший грех, за которые Шариатом не установлено определённое наказание, не подвергается на­казанию в случае, если он сообщил об этом правителю (су­дье), раскаялся в содеянном и пришёл спросить, как ему ис­купить этот грех».

С другой стороны, утверждение о том, что скверные про­ступки воспитанника или воспитанницы не должны оста­ваться безнаказанными и на них нельзя закрывать глаза, вовсе не означает, что воспитатель должен ежечасно напо­минать воспитаннику о его проступке и беспрестанно упре­кать его за то, что он однажды сделал. Такой подход к воспи­танию способен принести лишь вред, но не пользу.

Комментатор сборника хадисов Абу Дауда пишет, что упрёк и порицание могут быть адресованы и тому, кто со­вершил проступок давно, — как тому, о ком известно, что он раскаялся, так и тому, о ком неизвестно, раскаялся он или нет, но упрёк сразу после совершения скверного дела или

 

4. Поощрение и наказание                            171

 

 


спустя короткое время, до того как человек продемонстриру­ет раскаяние, обязателен и относится в этом случае к области побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого.

6. Выискивание ошибок, напоминание о них и отказ принимать оправдания.Иногда юноша или девушка со­вершают проступок, когда их никто не видит, а воспитатель упорно доискивается, не совершил ли его воспитанник чего-нибудь неподобающего, и в конце концов начинает выдви­гать обвинения, основаниями для которых являются стере­отипы или голые предположения, которые не могут служить доказательством. Подобные действия воспитателя не при­ведут ни к чему, кроме ухудшения отношений между ним и его воспитанником. Посланник Аллаха  сказал: «Если правитель будет руководствоваться сомнениями в своём отношении к пастве, он испортит их»[ат-Табарани].

Бывает также, что юноша или девушка совершают дей­ствие, которое на первый взгляд кажется проступком. Од­нако, если потом они приводят достойное оправдание, вос­питатель не должен говорить: «Ты лжёшь» — или нечто подобное, даже если у воспитателя имеются косвенные ука­зания на несостоятельность приведённого оправдания. Ес­ли воспитанник пытается оправдаться, выкрутиться, это оз­начает, что он осознаёт неправильность, отвратительность своего поступка, и, возможно, в будущем воздержится от со­вершения подобного. А если воспитатель будет настаивать и доискиваться: мол, нет, ты это сделал — то воспитаннику это не добавит ничего, кроме жестокосердия. Если у воспи­танника есть надежда на то, что о его проступке никто не знает, он постарается скрыть его и не совершать ничего по­добного открыто, и это, с позволения Всевышнего, станет для него путём к благу. Если же ему станет известно, что лю­ди уже знают о его проступках, он может перестать бояться

 

172                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


и начать совершать подобное открыто, а это чаще всего ста­новится путём к злу. Как сказал Посланник Аллаха : «Все члены моей общины пребывают в благополучии20, кроме тех, кто совершает грехи открыто»[аль-Бухари].

Воспитатель должен деликатно намекнуть воспитанни­ку, что он понимает несостоятельность приведённого им оправдания, но ни в коем случае не говорить ему об этом от­крыто. Этот тонкий намёк может побудить провинившего­ся признаться во всём или удержать его от повторения этого проступка, учитывая проницательность воспитателя. Ес­ли же воспитатель оставит всё как есть, воспитанник может решить, что воспитатель ни о чём не подозревает, и можно продолжать совершать подобные проступки впредь, и ему всё сойдёт с рук. Если же воспитатель сходу обвинит воспи­танника во лжи, тот может начать изворачиваться и сочи­нять небылицы или даст ложную клятву, что не совершал ничего подобного, как, увы, поступают сегодня многие.

Давайте посмотрим, как поступил в подобной ситуации Посланник Аллаха . Зайд ибн Аслям передаёт со слов Хав-вата ибн Джубайра: «Мы остановились в Марр-аз-Захран21 вместе с Посланником Аллаха .Я вышел из палатки и уви­дел разговаривающих женщин. Мне они понравились, и я вернулся, вытащил из дорожной сумки хорошую одеж­ду, надел её, а потом подсел к ним. Посланник Аллаха  вы­шел из своей палатки и спросил: "Почему ты сидишь с ни­ми?"Увидев Посланника Аллаха , я растерялся и смешался. И я ответил: "О Посланник Аллаха, у меня сбежал верблюд, и я искал, чем привязать его". Посланник Аллаха  отошёл,

 

20 Подразумевается прощение грехов.

21 Марр-аз-Захран — долина в 25-30 милях к северу от Мекки.

 

 

4. Поощрение и наказание                            173

 

 


и я последовал за ним. Он бросил мне свой плащ и зашёл за деревья арака, и я видел, как мелькает его торс в зелени деревьев. Справив нужду и совершив малое омовение, он вернулся ко мне. При этом вода капала с его бороды ему на грудь. Он сказал мне: "О Абу 'Абдуллах, как поживает сбе­жавший верблюд?"Потом мы отправились в путь, но каж­дый раз, догоняя меня, он спрашивал: "Мир тебе, о Абу Аб­дуллах, как поживает сбежавший верблюд?"Увидев это, я по возвращении в Медину перестал приходить в мечеть и сидеть вместе с Пророком . И вот по прошествии дол­гого времени я выбрал время, когда мечеть была пустой, за­шёл туда и стал совершать молитву. Вдруг Посланник Ал­лаха  вышел из комнаты одной из своих жён и совершил молитву в два лёгких рак'ата. Я же всё не заканчивал свою молитву в надежде, что он оставит меня в покое и уйдёт, од­нако он сказал: "О Абу Абдуллах, можешь растягивать мо­литву сколь угодно долго, я всё равно не встану с этого места, пока ты не закончишь её". И я подумал: "Клянусь Аллахом, скажу Посланнику Аллаха  всё как есть и оправ­даю себя в его глазах". И Посланник Аллаха  сказал: "Мир тебе, о Абу Абдуллах, как поживает сбежавший верблюд?"Я же сказал в ответ: "Клянусь Тем, Кто послал тебя с исти­ной, этот верблюд не сбегал с тех пор, как я принял ислам!" Тогда Посланник Аллаха  трижды повторил: "Да помилу­ет тебя Аллах!"И больше он никогда не говорил мне ниче­го подобного» [ат-Табарани].

Посланник Аллаха  понял по косвенным признакам, что оправдание, которое привёл Хавват, было несостоя­тельным. Однако в то же время он не спешил открыто об­винять  его  во  лжи,  а  просто напоминал ему о его поступ­ке   при  каждой  встрече,  задавая один  и  тот  же   вопрос, и в конце концов тот вынужден был признаться во всём.

 

174                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


А после признания Посланник Аллаха  обратился к Алла­ху с мольбой за него ибольше не напоминал ему о случив­шемся, потому что упрёки после признания не относятся к сунне Посланника Аллаха .

Советы и указания

 

К советам, упомянутым в двух предыдущих главах, можно добавить — разумеется, с учётом возрастных различий — следующие.

1. Забота о сердце юного воспитанника.Становясь со­вершеннолетним, юноша или девушка достигают степени развития, позволяющей им воспринимать информацию и об­учаться за пределами привычного круга «семья — мечеть — школа», и нужно следить за тем, чтобы благо добралось до его сердца прежде зла. Важнейшая из частей человеческого тела — сердце, и, как сказал Посланник Аллаха : «Если оно хорошее, то и всё тело будет хорошим»[аль-Бухари].

Это означает, что мы должны уделять сердцу должное внимание и стараться сделать его лучше. С этой целью вос­питатель может побуждать своего воспитанника к совер­шению добровольных ночных молитв. Первые мусульма­не — сподвижники Посланника Аллаха ,построившие государство ислама, — молились по ночам. Всевышний Ал­лах сказал о ночных молитвах: «Поистине, молитвы после пробуждения среди ночи весомее и яснее по изложению»(сура 73 «Закутавшийся», аят 6).

Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Имеется в виду, что во время этих молитв связь сердца с произно­симыми языком словами сильнее, чем в обычных молитвах, и аяты читаются более внимательно и сосредоточенно. По-

 

5. Советы и указания                            175

 

 


этому Всевышний Аллах сказал: "весомее и яснее по изло­жению".То есть человек больше сосредоточен на том, что читает, и глубже понимает читаемое, чем днём, когда во­круг много людей, много голосов и люди заняты добывани­ем хлеба насущного».

Как это прекрасно, когда воспитатель встаёт ночью для совершения добровольной ночной молитвы и будит сво­их воспитанников и воспитанниц, и они вместе совершают несколько рак'атов молитвы. Из Сунны следует, что можно взять немного воды и побрызгать на лицо спящего, чтобы ему было легче проснуться и встать.

Также замечательно, когда воспитатель напоминает сво­им воспитанникам о мире вечном, то есть о Рае (да сдела­ет нас Всевышний Аллах его обитателями), и о вечном бла­женстве, приготовленном для его обитателей, которые были покорны Господу в земной жизни, и о том, что помогает че­ловеку попасть туда; и об Аде (да убережёт на Всевышний Аллах от попадания туда!) и о том, что уготовано там греш­никам и ослушникам. Воспитатель также должен напоми­нать своим воспитанникам истории пророков, рассказывая о том, какие трудности им пришлось преодолеть на пути Всевышнего, и о том, как они терпеливо переносили все ис­пытания, выпадавшие на их долю, уповая на Всевышнего и зная, что помощь от Него непременно придёт.

2. Неуклонное следование Корану и Сунне.Истинность и правильность Корана и Сунны очевидна для мусульман, равно как и ложность и несостоятельность того, что про­тиворечит им, и большинство мусульман, включая и детей, хвала Аллаху, понимают это. Однако в наше время продол­жается распространение идей и теорий, зародивших в не­исламских обществах, через книги и СМИ. Воспитатели должны быть бдительными и объяснять воспитаннику про-

 

176                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


тиворечие этих теорий исламу, причём лучше всего исполь­зовать для этого брошюры и статьи, в которых данная тема раскрывается в простой и доступной для понимания форме.

3. Диалог и убеждение.Возложение на человека религи­озных обязанностей и ответственности за его поступки на­равне с взрослыми означает, что умственное развитие до­стигло необходимого уровня. А это означает, что попытки воспитателя навязать воспитаннику собственные представ­ления, мнения и суждения, не сопровождаемые убедитель­ными доводами и доказательствами, окажутся бесполезны­ми. Чтобы воспитанник воспринял слова воспитателя и они запали в его сознание и нашли отклик в его сердце, его нуж­но убедить в их правильности, а для этого требуется диалог и ознакомление воспитанника с соответствующими доказа­тельствами. В этом возрасте юноша и девушка вполне гото­вы к конструктивному диалогу, без труда понимают то, что им говорят, и способны отличить правильное от неправиль­ного, истинное от ложного на основе соответствующих ука­заний и доводов. Цель диалога и убеждения не в том, чтобы воспитанник согласился со всем, что говорит воспитатель. Если речь идёт о вопросах, в которых допустимы разногла­сия и различные мнения, то воспитателю достаточно озна­комить воспитанника с этими мнениями и выказать своё, не принуждая его соглашаться с мнением воспитателя. Ес­ли же речь идёт о вопросах, в которых разногласия недо­пустимы, то воспитатель должен указывать на правильную точку зрения в данном вопросе и настаивать на её принятии. Это касается научных, теоретических вопросов, связанных с убеждениями, представлениями и идеями. Если же гово­рить о практических вопросах, то есть тех, которые требуют совершения определённых действий, то воспитатель может оказать давление на своего воспитанника в таких вопросах,

 

5. Советы и указания                            177

 

 


если они входят в область его полномочий. Например, ес­ли воспитатель принимает решение переехать из одной об­ласти в другую или поменять дом, то он сообщает об этом своим воспитанникам и выслушивает их мнения, но оконча­тельное решение всё равно остаётся за ним и он имеет право осуществить задуманное, даже если кто-то из детей не со­гласится с его решением и будет возражать.

4. Наставление с разъяснением причиныявления или постановления ислама относительного этого явления. Неко­торые воспитатели в беседах со своими юными воспитанни­ками ограничиваются наставлениями. Наставления необхо­димы, важны и полезны, и с этим никто не спорит. Но одних только наставлений недостаточно, особенно когда дело ка­сается человека, который совершает действия, о результа­тах и последствиях которого ему хорошо известно. Про­стого упоминания о постановлении Шариата относительно данного действия в подобных случаях также может оказать­ся недостаточно. Поэтому лучше объединить наставление, упоминание о постановлении Шариата относительно данно­го действия, а также причины и смысл этого постановления. Такое комплексное увещевание может оказаться эффектив­ным и принести большую пользу с позволения Всевышнего.

В качестве примера можно привести историю, которую передал сподвижник Абу Умама .Однажды к Пророку  пришёл какой-то юноша и сказал: «О Посланник Аллаха, разреши мне совершить прелюбодеяние!» Люди поверну­лись к нему и прикрикнули на него, говоря: «Замолчи! За­молчи!» Посланник Аллаха  сказал: «Подойди...»И тот подошёл совсем близко к нему и сел. Посланник Аллаха  спросил: «Желаешь ли ты этого для своей матери?»Юно­ша ответил: «Нет, клянусь Аллахом, да сделает меня Аллах выкупом за тебя!» Посланник Аллаха  сказал: «И другие
178                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


люди тоже не желают этого для своих матерей».Послан­ник Аллаха  спросил: «Желаешь ли ты этого для своей до­чери?»Юноша ответил: «Нет, клянусь Аллахом, да сделает меня Аллах выкупом за тебя!» Посланник Аллаха  сказал: «И другие люди тоже не желают этого для своих дочерей». Посланник Аллаха  спросил: «Желаешь ли ты этого для своей сестры?»Юноша ответил: «Нет, клянусь Аллахом, да сделает меня Аллах выкупом за тебя!» Посланник Ал­лаха  сказал: «И другие люди тоже не желают этого для своих сестёр». Посланник Аллаха  спросил: «Желаешь ли ты этого для своей тётки со стороны отца?»Юноша от­ветил: «Нет, клянусь Аллахом, да сделает меня Аллах выку­пом за тебя!» Посланник Аллаха  сказал: «И другие люди тоже не желают этого для своих тёток со стороны от­ца». Посланник Аллаха  спросил: «Желаешь ли ты это­го для своей тётки со стороны матери?»Юноша ответил: «Нет, клянусь Аллахом, да сделает меня Аллах выкупом за тебя!» Посланник Аллаха  сказал: «И другие люди тоже не желают этого для своих тёток со стороны матери». По­сле этого он возложил на него свою руку и сказал: «О Ал­лах, прости ему грех его, очисти сердце его и убереги чресла его от запретного!»И после этого юноша не смотрел на за­претное [Ахмад].

Юноша в этой истории знал постановление Шариата от­носительно прелюбодеяния, потому и пришёл просить у Посланника Аллаха  разрешения совершить его. Поэто­му ему требовалось не разъяснение постановления Шари­ата, а нечто иное. Поэтому Посланник Аллаха  прибегнул к разъяснению смысла строгого запрета, наложенного на прелюбодеяние. Женщина, с которой этот юноша совершил бы прелюбодеяния, непременно оказалась бы чьей-то доче­рью — это неизбежно — и, возможно, чьей-то сестрой, ма-

 

5. Советы и указания                            179

 

 


терью, тёткой со стороны отца или тёткой со стороны ма­тери. А поскольку юноша не желал бы подобного для своих женщин, будь то мать, сестра и так далее, то он должен был понять, что и другие люди не желают этого для своих род­ственниц. Этот веский довод отбил у юноши желание со­вершать запретное. А потом Посланник Аллаха  обратил­ся к Аллаху с мольбой за этого юноши, прося укрепить его приверженность истине и целомудрию.

Воспитателям следует использовать такой подход. Можно спросить воспитанника о подобном поступке: «А как бы ты поступил на его месте?» Если бы люди применяли этот ме­тод, это позволило бы решить многие проблемы, возникаю­щие у людей. Если бы человек поставил себя на место того, чьи слова или действия он осуждает, он, возможно, пришёл бы к выводу, что на месте этого человека он сам поступил бы точно также.

Поэтому воспитателю следует принять к сведению этот действенный и мудрый метод.

5. Сближение и дружеские отношения.В этом возрасте юноша и девушка начинают ощущать независимость своих мыслей и мнений от мыслей и мнений других людей и свою способность размышлять, анализировать и делать выводы, деля целое на более мелкие составляющие, которые можно исследовать и на основе этих исследований лучше понять суть самого явления или процесса. Поэтому они пытают­ся самостоятельно решать некоторые из возникающих про­блем, не советуясь с более опытными и взрослыми людь­ми или обращаясь за советами к тем, кто для этого вовсе не подходит. Однако если связь между воспитанником и вос­питателем, будь то родитель или учитель, крепка, и у них хо­рошие отношения, в основе которых лежит взаимное ува­жение, и если воспитатель заботится о своём воспитаннике,

 

180                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


не относится к нему пренебрежительно и не принижает его, то воспитанник обращается в подобных случаях за советом к воспитателю, подробно описывая проблему и принимая его советы и указания. Поэтому воспитатели должны ста­раться быть ближе к своим воспитанникам, чтобы не терять связи с ними и видеть и понимать, что с ними происходит и что творится у них в душе.

6. Нормы очищения.Достигший совершеннолетия остро нуждается в знании этих норм, поскольку на него уже возлагаются религиозные обязанности и он отвечает за свои действия перед Аллахом. Поэтому по возможности следует организовать краткосрочные курсы по изучению этих норм для достигших совершеннолетия — отдельно для юношей, отдельно для девушек. Преимущество проведения подоб­ных курсов в мечети состоит в том, что пребывание в мече­ти создаёт особый настрой у обучающихся, помогая воспри­нимать обсуждаемые вопросы как часть религии и отбивая желание делать неуместные комментарии, не приносящие пользы и отвлекающие от основной темы. Обучение нормам религии относится к числу благих дел, как и молитва и чте­ние Корана, и лучше, чтобы оно совершалось в соответству­ющем месте.

7. Мягкость, милосердие и деликатность в обучении.Некоторые воспитатели так заботятся о хороших оценках своего воспитанника, что заставляют его учиться с утра до вечера — так, что в конце концов обучение становится для него скучным и тягостным делом. Чтобы воспитание при­носило желанные плоды, воспитатель должен учитывать со­стояние воспитанника.

Однажды, когда к Посланнику Аллаха  прибыли моло­дые люди, он обучал их в течение двадцати дней, а когда ре­шил, что они, скорее всего, уже соскучились по своим се-

 

5. Советы и указания                            181

 

 


мьям, велел им возвращаться и дал им наставление. Малик ибн аль-Хувайрис передаёт: «В своё время я пришёл к Про­року  с несколькими молодыми людьми из нашего те­мени, и мы прожили у него двадцать дней. Он был добр и мягок с нами, увидев же, что мы стали тосковать по своим семьям, сказал: "Возвращайтесь к вашим родным и жи­вите с ними, учите их религии и велите им [соблюдать её установления], и совершайте молитву так, как на ваших глазах совершал её я. А когда[в пути] настанет время мо­литвы, пусть один из вас произнесёт азан, и пусть стар­ший из вас руководит вашей молитвой"»[аль-Бухари].

Увидев, что они соскучились по своим семьям, Послан­ник Аллаха  отпустил молодых людей, дав им наставле­ние. И любой воспитатель должен внимательно относить­ся к своему воспитаннику, заботиться о нём и знать, в чем он нуждается. Он должен проявлять мягкость и жалость к нему и не игнорировать его человеческие потребности и склонности. Воспитатель должен понимать, что его вос­питанник — не ангел, а человек, и относиться к нему нужно соответственно.

8. Общество взрослых.С момента достижения совер­шеннолетия человек считается взрослым и должен быть принят во взрослое общество. И относиться к ним в этом возрасте следует как к взрослым, а не как к детям или под­росткам. Это касается и юношей, и девушек. Подобное отно­шение поможет им быстрее приспособиться к своей новой роли и обязанностям, скорее почувствовать себя комфортно во взрослом обществе и начать приносить пользу, отказав­шись от прежнего образа жизни и детских привычек.

Активное участие в жизни общества и ответствен­ность.Поскольку на достигшего совершеннолетия возлага­ются религиозные обязанности, это подразумевает, что он

 

182                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


уже полностью готов к тому, чтобы отвечать за свои дей­ствия. Следовательно, он должен привыкать нести ответ­ственность. А воспитатель обязан помочь ему привыкнуть к своей новой роли, даже если вначале он будет допускать ошибки и действовать неуверенно. И воспитатель должен со­ветоваться со своим достигшим совершеннолетия воспитан­ником и прислушиваться к его мнению, если в нём есть логи­ка и у воспитателя есть основания считать его правильным.

Когда воспитатель советуется со своим воспитанником, это помогает воспитаннику ощутить собственную значи­мость. Ведь на него рассчитывают, на него надеются, на него опираются. Осознание этого делает юношу и девушку более ответственными и увеличивает их желание исполнять раз­ные важные поручения, даже если их выполнение сопряже­но с определёнными трудностями... Воспитанник напряга­ет свой разум, прилагает усилия, чтобы сделать правильный выбор. А если к нему относятся пренебрежительно, не спра­шивают его мнения и не считаются с ним?..

Регулярно советуясь с юным воспитанником, воспита­тель готовит его к роли лидера, способного принимать важ­ные решения и нести ответственность. А в противном слу­чае тот рискует стать безвольным и нерешительным, будет бездумно следовать за другими. Это касается как юношей, так и девушек.

Воспитатель должен по возможности задействовать вос­питанника в своих делах, особенно если его работа или соб­ственность требуют больших усилий и отнимают много времени. В подобных случаях, если воспитатель не обретёт помощника в лице своего воспитанника, работа может до­вести его до изнеможения или ему придётся нанимать по­мощников. Разумеется, ничего запретного в этом нет, но это может стать косвенной причиной того, что его воспитании-

 

5. Советы и указания                            183

 

 


ки превратятся в лентяев: не имея достойного занятия, они рискуют стать обузой для общества, людьми, которые толь­ко потребляют вместо того, чтобы производить. А это мо­жет иметь весьма негативные последствия.

Начиная с этого возраста, можно поручать юноше удов­летворять некоторые потребности семьи, требующие ис­пользования автомобиля. Обычно юноши любят автомо­били и горят желанием сесть за руль, однако воспитатель должен следить за тем, чтобы знакомство с автомобилем не стало для его воспитанником началом отклонения от пря­мого пути, как это порой случается.

Разумеется, подобные поручения ему можно давать лишь после того, как он научится хорошо водить машину, что­бы это занятие не представляло угрозы для жизни юноши и других людей. Ключи от автомобиля должны храниться у родителей, а не у юноши, ему же их надо выдавать при не­обходимости. При этом воспитатель должен замечать, когда юноша покинул дом и в какое время вернулся. Лучше вести подобное наблюдение до тех пор, пока не станет ясно, что юноша действует разумно и ничего подозрительного и по­рицаемого в его поступках нет.

10. Учёт склонностей и интересов.Учитывая особенно­сти большинства современных систем образования, выбор специальности приходится как раз на этот возраст. Многие воспитатели пытаются оказать давление на своих воспитан­ников, побуждая их выбирать наиболее престижные и высо­кооплачиваемые специальности, не учитывая при этом же­лания самого воспитанника, его склонности, способности и интересы. Результаты нередко оказываются плачевные. От радужных надежд не остаётся и следа, и разочарован­ный воспитатель в отчаянии заламывает руки, жалея о том, что заставил своего юного воспитанника потерять несколь-

 

184                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


ко лет жизни для приобретения профессии, к которой у то­го не было ни склонности, ни способностей и по которой он не способен работать.

Любое полезное знание и ремесло нужны обществу вне зависимости от того, насколько они престижны и пользу­ются спросом. Очень часто человек, нашедший «свою» про­фессию, приносит обществу гораздо больше пользы, чем человек, который приобрёл — например, по сугубо мате­риальным соображениям — престижную специальность, к которой сам он не испытывает никакого интереса или тя­ги. Талантливый механик может принести обществу боль­ше пользы, чем врач, который стал врачом не по зову сердца, а по чьему-то принуждению. И вполне возможно, что он за­работает больше этого врача.

Поэтому воспитателям не следует принуждать своих вос­питанников к приобретению профессии, которая им не ин­тересна, или к той, которую им не осилить из-за элементар­ного отсутствия соответствующих способностей, ибо чаще всего такое принуждение приводит к результатам, противо­положным тем, которых ожидает воспитатель. Воспитатель должен побуждать своих воспитанников к приобретению профессии, которая им нравится, которая им интересна и соответствует их склонностям и способностям и в кото­рой они могут преуспеть и отличиться.

Однако воспитатель в любом случае должен постараться выяснить причину нежелания своего воспитанника приоб­ретать ту или иную специальность. Что это — слабость и от­сутствие способностей? или обыкновенная лень, нежелание трудиться и стремление тратить всё своё время на пустые ребяческие забавы и жить беззаботно, не прилагая усилий?

У Ибн аль-Каййима (да помилует его Аллах) есть заме­чательное высказывание на эту тему: «Следует прежде все-

 

5. Советы и указания                            185

 

 


го учитывать состояние ребёнка, его природные склонности и способности. Нужно понять, к чему он предрасположен, если только это не противоречит Шариату, и не принуж­дать его к иному, потому что, если принуждать его к тому, к чему он не предрасположен, он не добьётся успеха и упу­стит возможность делать то, к чему он предрасположен. Ес­ли увидишь, что он глубоко понимает, хорошо схватывает, легко запоминает и усваивает, это признак его предраспо­ложенности к наукам. Пусть же воспитатель высечет знание на скрижали сердца его, пока она пуста, и знание утвердит­ся в его сердце и умножится. Если же увидишь признаки со­вершенно противоположные и заметишь в нём склонность к верховой езде и воинскому искусству и тому, что связа­но с ними — езде верхом, стрельбе из лука и упражнениям с копьём, и поймёшь, что знание тяжело даётся ему и он не создан для него, предоставь ему возможность упражнять­ся в верховой езде и воинском искусстве, ибо так он прине­сёт больше пользы мусульманам. Если же у него нет подоб­ных склонностей, но ты видишь, что он склонен к какому-то ремеслу, то, если это ремесло дозволенное и приносящее пользу, воспитатель должен позволить ему заниматься этим ремеслом... Всё это после обучения его тому, что ему необ­ходимо знать о религии. Это обучение доступно каждому, так что у Всевышнего есть довод против Своего раба. У Не­го есть веский довод против Его рабов, и Он одаряет их бес­численными милостями, так что они в долгу перед Ним... А Аллах знает обо всём лучше».

Аш-Шатыби (да помилует его Аллах) тоже очень интерес­но высказывался по этому вопросу: «Всевышний Аллах со­творил  Свои  творения  не  знающими,  в  чём  благо  для них в мире этом и в мире вечном. Всевышний Аллах сказал: "Ал­лах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не

 

186                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


знали"(16:78). Потом они постепенно получают знание — иногда посредством внушения22, как младенцу внушается, что он должен взять грудь и сосать молоко, а иногда посред­ством обучения. От людей требуется учиться и учить других всему, что приносит благо и пользу и всему, что позволя­ет им отвести вред. Это знание дополняет естественные ин­стинкты и то, что внушается человеку. Это основа для осу­ществления конкретных видов того, что приносит людям пользу, будь то действия, слова, науки, убеждения, этикет, предписываемый Шариатом, и этикет обычный. Во время занятия этим в каждом творении укрепляется его изначаль­ная естественная природа, а также то, что было внушено ему из конкретных дел и состояний. И человек начинает выде­ляться чем-то среди своих сверстников, и стоит ему достичь сознательного возраста, как становится очевидным, к че­му он предрасположен изначально. И ты видишь, что один предрасположен к приобретению знаний, другой — к обла­данию властью и главенству, третий — к какому-нибудь из нужных людям ремёсел, четвёртый — к борьбе и противо­стоянию, и так далее.

Есть нечто, заложенное во всех людях, но в каждом из них рано или поздно проявляется то, к чему он предраспо­ложен изначально, и эта склонность, словно воспитатель, вносит  коррективы  в  его  положение,  подталкивая каждо­го делать то, к чему он предрасположен изначально. И вос­питатели  должны  обращать  внимание  на эти склонности, и считаться с ними, и развивать эти склонности, и направ­лять их в правильное русло, и помогать своим воспитан­никам заниматься тем, к чему у них есть склонность, и по-

 

 


22 Подразумевается то, что мы называем инстинктом.

 

5. Советы и указания                            187

 

 


буждать их к этому, чтобы каждый преуспел в том, к чему предрасположен и к чему склоняется более всего. Потом воспитатели должны поручить своих воспитанников знато­кам того дела, к которому они склонны, дабы они помогли им начать трудиться в этой области, и чтобы их воспитан­ники стали мастерами своего дела после того, как их врож­дённые склонности будут дополнены необходимыми знани­ями и навыками, и тогда их воспитанники будут приносить пользу и станут видны результаты воспитания...

Если мальчик демонстрирует смышлёность, хорошее по­нимание и быстрое запоминание и усвоение услышанного, то, даже если при этом у него есть и какие-то другие каче­ства, его ведут в этом направлении. Это, в общем, является обязанностью того, кто заботится о мальчике, учитывая пи­таемые в отношении него надежды на то, что он приобретёт знание и станет учить других. Его побуждают к приобрете­нию знаний и обучают правилам, общим для всех наук. Его нужно побуждать к более глубокому изучению некоторых из них. Однако обучение должно осуществляться в порядке, установленном самыми авторитетными учёными. Если у не­го появилась склонность к изучаемым областям знаний и он полюбил именно их, то ему предоставляют возможность из­учать их, и воспитатели обязаны помогать ему возвышаться в этих науках до предначертанных ему высот, не пренебре­гая им и не переставая заботиться о нём. Если он не пожела­ет останавливаться на достигнутом, а пожелает изучать дру­гие области, ему предоставляют возможность для этого, как и в случае с науками, изученными ранее, пока он не удовлет­ворится... А если мальчик демонстрирует смелость, отвагу, решительность и организованность, то его ведут по этому пути и обучают его правилам, относящимся ко всем наукам в этой области, а потом начинают обучать его соответству-

 

188                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


ющим наукам в определённом порядке, в зависимости от того, что больше подходит ему и к чему он более предрас­положен... Таким образом, для каждого дела, относящего­ся к категории коллективных обязанностей (фард кифайа), воспитываются те, кто будет заниматься этим делом. Сна­чала все идут по одной дороге, а потом пути их расходят­ся, и каждый идёт своим путём и рано или поздно останав­ливается, и, где бы ни остановился, он оказывается нужным. А если у него хватает сил, он идёт дальше и достигает высот в областях, относящихся к категории коллективных обязан­ностей, которых мало кто достигает. Это, например, уровень муджтахида в Шариате, а также уровень предводителя или правителя. Благодаря этому поддерживаются порядок в де­лах мирах этого и мира вечного».

 

 

Заключение

 

 

Вы прочитали то, что мне удалось собрать. И я прошу Все­вышнего Аллаха сделать эту книгу благом для автора, чита­телей и детей мусульман. И да благословит Аллах и привет­ствует нашего Пророка Мухаммада, последнего из пророков, его семью, сподвижников и всех тех, кто следовал за ними в благодеянии!

 

 

Оглавление

 

 

Предисловие………………………………………………. О книге…………………………………………………….. Введение…………………………………………………... Воспитание с точки зрения языка…………………….. Высказывания мусульманских учёных о воспитании.. Воспитание в Коране…………………………………... Между обучением и воспитанием…………………….. Воспитатель, о котором мы говорим………………….. Области воспитания……………………………………. Этапы воспитания……………………………………… Общее назначение воспитания………………………... Постановление ислама относительно правильного воспитания……………………………………………… Глава первая. Период до вступления в сознательный Возраст……………………………………………………... 1.Особенности начального периода………………….. 2. Трудности и препятствия…………………………… 3. Методы и средства…………………………………... 4. Поощрение и наказание……………………………... Поощрение…………………………………………… Наказание…………………………………………….. 5. Указания и советы……………………………………   4 6 9 10 11 12 15 17 19 21 25   26   29 30 38 47 61 61 64 68

191

 

 


Глава вторая. Период после вступления в сознатель-ный возраст 1. Особенности и отличительные черты 2. Трудности 3. Методы и средства 4. Поощрение и наказание Поощрение Наказание Что необходимо учитывать при наказании? 5. Советы и указания Глава третья. Совершеннолетие Подростковый возраст 1. Особенности и отличительные черты Совершеннолетие Созревание Религиозные обязанности Смелость, отвага и отсутствие страха перед труд­ностями 2. Трудности 3. Методы и средства 4. Поощрение и наказание Поощрение Наказание 5. Советы и указания Заключение               87 89 94 96 101 101 102 102 112 144 146 149 149 151 155   157 158 161 163 163 164 174 189

 

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф

Правильное исламское воспитание

с детства до совершеннолетия

 

 

Дизайн переплёта: Р. Галимова

Вёрстка: К. Кузнецов

Художественные редакторы Р. Галимова, К. Кузнецов

Технический редактор К. Кузнецов

Корректор, литературный редактор К. Кузнецов

 

ООО «Издатель Эжаев А. К.»,

ОГРН 1057748943284 от 26 октября 2009 г.

117042, г. Москва, а/я 35, Эжаеву А. К.

aslam@bk.ru

www.ummah.ru

 

 

 

 


Подписано в печать 12.11.2012. Формат 60x90 1/16.

Усл. печ. л. 12,0. Тираж 3 000 экз. Заказ № 1243.

 

 

Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат»

143200, г. Можайск, ул. Мира, 93

www.oaompk.ru, WWW.OAOMПK.pф тел.: (495) 745-84-28, (49638) 20-685

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!