Памятка для выразительного чтения

Практическое занятие №2

Сказка П. П. Ершова «Конек –Горбунок»
 и ее художественное своеобразие.

 

Задание для подготовки обязательной формы. 1. Прочитайте текст сказки П.П. Ершова. Выпишите непонятные и устаревшие слова и, выясните, пользуясь «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля, их значение. Подумайте, как можно их объяснить младшим школьникам в возрасте 7-9 лет.(2б.)

2. Познакомьтесь в приложении с заданиями по технике речи и выполните упражнения на дыхание, артикуляцию, интонацию.(1б.)

3. Изучите памятку для выразительного чтения литературного произведения, выберите отрывок из сказки Ершова и подготовьте, следуя памятке, отрывок для выразительного чтения.(2б.)

Задание для самостоятельной работы по выбору студентов:

1. Выясните значение употребляемых в тексте сказки фразеологических оборотов (пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка» под ред. А.И. Молоткова и другими словарями фразеологизмов). Составьте словарь таких выражений.(3б.)

2. Подготовьте отрывок из сказки (на выбор, не менее 60 стихов) для выразительного чтения наизусть. Проведите анализ этого фрагмента.(3б.)

План занятия.

Работа на занятии оценивается 2б.

1. Творческая биография П. П. Ершова.

2. Сюжеты каких фольклорных сказок легли в основу «Конька-горбунка»?

3. Зачин сказки «Конек–Горбунок». Сопоставьте с зачином русских народных сказок.

4. Композиция сказки и ее проблематика. Значение каждой из частей, их композиция, стилистика. Присказки и эпиграфы к частям, их смысл.

5. Система образов в сказке «Конек – Горбунок». Образ главного героя. (Ср. с фольклорным Иванушкой –дурачком).

6. Функции автора-сказочника в произведении. Лирические отступления, их роль в тексте (выделите в текстах авторские отступления).

7. Юмористический и сатирический пафос сказки Ершова.

Литература:

1. Ершов П. П. «Конек –Горбунок». – М.: Сов. Россия, 1976. (И др. издания).

2. Ершов П. П. «Конек –Горбунок». Стихотворения/ Вступит. ст. М. К. Азадовского. –Л.,1961.

3. Аникин В. П. П. П. Ершов и судьба его «Конька –Горбунка» //Литература в школе.- 1965.- № 1. –С. 95-96.

4. Колганова А. Метаморфозы «Конька–Горбунка»/ / Детская литература. - 1986. - №9. –С.43-47.

5. Лебедев Ю. В. Русский сказочник//Литература в школе.- 1990.- № 2. –С. 2-12.

6. Сурат И. З. Словесный мир сказки//Русская речь. – 1984. - № 4. – С. 3-8.

7. Утков В. Г. Гражданин Тобольска: О жизни и творчестве П. П. Ершова, автора сказки «Конек – Горбунок». – Свердловск, 1972.

8. Утков В. Г. Дороги «Конька –Горбунка». – М.,1970.

9. Гречихин В.А. «За горами, за лесами…» М., 1989.

10. Степанов К. Петр Ершов и его сказка «Конек-Горбунок» // Дошкольное воспитание. - № 5.- 1999. – С. 81-84.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Техника речи.

Дыхание.

Упражнение 1. Потренируйтесь в чтении текстов. Постепенно увеличивайте количество строк, произносимых на одном выдохе. Следите, чтобы паузы, связанные с вдохом, не противоречили интонационно- смысловому членению текста

***

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем – и через плечо поглядела.

 

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки – идешь, никого не заметишь –
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни:
Далеко в шалаше голоса – не поймешь, не ответишь.

 

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы на окнах опущены темные шторы,
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются темные горы.

 

Ну а в комнате белой как прялка стоит тишина.
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.

Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена –
Не Елена – другая – как долго она вышивала?

 

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

О.Э. Мандельштам

Артикуляция. Работа над артикуляцией строится от тренировки в произнесении отдельных звуков, их сочетаний, к произнесению фраз-скороговорок.

Упражнение 2.

Произносите последовательно сочетания звуков, при этом следите за тем, чтобы все согласные звучали четко, а между ними не было призвуков гласных звуков. Согласные должны звучать спокойно, без лишних нажимов.

1. Пчи пчэ пча пчо пчу пчы

Чпи чпэ чпа чпо чпу чпы

Тчи тчэ тча тчо тчу тчы

Кчи кчэ кча кчо кчу кчы

Чки чкэ чка чко чку чкы

Цки цкэ цка цко цку цкы

2. Пчки пчкэ пчка пчко пчку пчкы

кцки кцкэ кцка кцко кцку кцкы

кчки кчкэ кчка кчко кчку кчкы

Произносите эти сочетания звуков сначала с нейтральной интонацией, затем попытайтесь добавить вопросительную и восклицательную интонацию. Пчи? Пчэ? … Пчи! Пчэ! И т.д.

Упражнение 3.

Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов,    Била бурю! Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов,        Била бой! И Сельвинский
Дней бык пег, Медленна лет арба. Наш бог – бег, Сердце – наш барабан Зеленью ляг, луг, Выстели дно дням. Радуга, дай дуг, лет быстролётным коням. В. Маяковский

Упражнение 4. Потренируйтесь в чтении данного текста. Обращайте внимание не только на четкость артикуляции, но и на выразительность речи.

Говорить так говорить, чисто говорить, скоро говорить, чистоскороговорить, а если не договаривать, не чисто выговаривать, не скоровыговаривать, то лучше совсем не говорить.

Вот и поговорим скороговорочку за скороговорочкой. Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером. Турок курит трубку, курка клюет крупку; не кури, турок, трубку, не клюй, курка, крупку.

В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа из-под Костромы, да из-под Костромщины шли четыре мужчины, а с ними три попа, три Прокопия попа, Прокопьевича. Говорили про попа, про четвертого попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича. Говорили про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки, говорили, что купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. Шли, шли, вдруг перед ними река широка, как Ока, а на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. А из-под копны, из-под копёшечки выбежали сорок мышей, несли сорок грошей, да еще две мыши поплоше несли по два гроша. Увидали три попа, три Прокопия, попа на копне – колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком, да сорок мышей, что несли сорок грошей, – рты пооткрыли попы, попугались попы, побежали попы. От топота копыт пыль по полю летит. То попы, как курьера курьер, друг дружку обгоняют в карьер. Только бык тупогуб, тупогубенький бычок, никуда не бежал, у дорожки лежал. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была бела губа тупа.

Интонация

Упражнение 5

Прочитайте текст, соблюдая повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.

Глаза разбежались, И сердце ликует: Кукушка кукует. Кукует? Кукует! Кукушка кукует в лесу на суку: Ку-ку. Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку. А сколько, кукушка, мне лет прокукуешь? Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку. Всё кукует! Кукует? Кукует! Кукушка кукунья… Кукует, кукует! Сто лет накукует лесная вещунья.

Памятка для выразительного чтения

Литературного произведения

1. Прочитайте произведение или отрывок из него.

2. Определите, о чем в нем говорится (тема).

3. Определите, к какому типу и жанру относится данное произведение?

4. Какие чувства переживают персонажи и какие возникают у вас?

5. Представьте героев в своем воображении, их характер и поведение.

6. Определите отношение автора к героям, событиям.

7. Определите, что вы хотите сообщить слушателям о своем отношении к персонажам.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!