Самостоятельная работа обязательной формы



Nbsp;

Практическое занятие №1

 

Романтические мотивы поэзии М.Ю. Лермонтова

Задания для подготовки

Самостоятельная работа обязательной формы

1. Выяснить по литературоведческим словарям значение терминов и сделать конспект: «лирический герой», «романтизм», «мотив».

2. Законспектируйте по Лермонтовской энциклопедии статью «Лирический герой».

3. Пользуясь статьей «Лирический герой» (См. Лермонтовскую энциклопедию), ответьте письменно на вопрос: «Какова позиция лирического героя в ранней и поздней лирике Лермонтова?».

4. Подчеркнутые в плане стихотворения поэта подготовьте для подробного анализа.

5. Подготовьте  выразительное чтение наизусть 1 стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Самостоятельная работа (по выбору студентов). Студенты самостоятельно отбирают живописные произведения художников, сопоставляют их с текстами произведений М.Ю. Лермонтова и готовят мультимедийную презентацию, руководствуясь планом.

1. Иллюстрирование произведений М.Ю. Лермонтова русскими художниками (И.И. Шишкин «На севере диком…», «Родина»; И.Е. Репин и М.А. Врубель «Пророк», И.Я. Репин «Три пальмы»). Сопоставьте 2 иллюстрации художников с текстами произведений М.Ю. Лермонтова.

2. Живописное наследие М.Ю. Лермонтова (Акварель «Парус», «Кавказский вид», «Эпизод сражения при Валерике» и др.). Сопоставьте акварель М.Ю. Лермонтова «Парус» с текстом его стихотворения.

 Вопросы для подготовки к занятию.

1. Романтизм как направление в искусстве. Основные черты романтического типа художественного творчества. Романтический герой и его душевный мир. Романтическое двоемирие.

2. Романтические мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

а) тема одиночества как основная тема творчества Лермонтова. Как мотив одиночества поэтической души в мире людей перерастает в мотив единства Поэта и мироздания. Космизм Лермонтова. Философские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова: («Одиночество», «Парус», «Утес», «На севере диком...», «Листок», «Тучи», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Выхожу один я на дорогу», «Небо и звезды»);

б) тема любви. Невозможность обретения земного счастья поэтом-романтиком. Трагизм восприятия любви Лермонтовым («К***» (1830-31),  «К Н.И.»(1831), «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор...»(1830)), «Нищий»(1830), «Расстались мы, но твой потрет...»(1837), «Пусть я кого-нибудь люблю...»(1831), «И скучно и грустно...»(1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю...»(1841), «Она не гордой красотою...»(1832), «Отчего»(1840) и др.). Адресаты любовной лирики Лермонтова.

 

Литература:

1. Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. - М., 1985.

2. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М.-Л., 1964.

3. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995.- С. 194 -225.

4. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. - М.-Л., 1961.

5. Вайль П., Генис А. Восхождение к прозе. Лермонтов. // Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. - М., 1991. -С. 70-77.

6. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М., 1973.

7. Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества. - М., 1989.

8. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981; 1999. – С.258-262.

 

Практическое занятие №2

Романтические мотивы поэзии М.Ю. Лермонтова

Задания для подготовки.

Самостоятельная работа обязательной формы

1. Подчеркнутые в плане стихотворения поэта подготовьте для подробного анализа.

2. Подготовьте  выразительное чтение наизусть 1 стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Самостоятельная работа (по выбору студентов). Студенты самостоятельно отбирают материал и готовят мультимедийную презентацию, руководствуясь планом.

Художественное богатство поэзии М.Ю. Лермонтова в отечественной музыкальной культуре. (Романсы композиторов М.И. Глинки, А.Е. Варламова, А.С. Даргомыжского на стихотворения М.Ю. Лермонтова).

Вопросы для подготовки к занятию.

1. Романтические мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

в) тема предназначения поэта, поэзии и значение Слова. Как в творчестве Лермонтова прослеживается характерная для романтиков традиция абсолютизации роли Слова и Поэзии. Нет, я не Байрон, я другой...», «Поэт»(1838), «Пророк»(1841), «Поэт» (1828), «Кинжал»);

г) взгляд на роль личности и толпы. Тема Наполеона в лирике Лермонтова. Бунт и покорность, жизнь и смерть, рабство и свобода – основные антитезы лермонтовской лирики («Воздушный корабль», «Наполеон»(1830, 1829 гг.), «Эпитафия Наполеона»(1830), «Святая Елена»(1831), «Новоселье»(1831), «Два великана» (1832); «Дума»).

2. Позиция лирического героя в ранней и поздней лирике Лермонтова.

 

Литература:

1. Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. - М., 1985.

2. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М.-Л., 1964.

3. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995.- С. 194 -225.

4. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. - М.-Л., 1961.

5. Вайль П., Генис А. Восхождение к прозе. Лермонтов. // Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. - М., 1991. -С. 70-77.

6. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М., 1973.

7. Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества. - М., 1989.

8. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981; 1999. – С.258-262.


 

Практическое занятие №3

Жанр романтической поэмы в творчестве
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Задания для подготовки

Самостоятельная работа обязательной формы

1. Прочитать поэмы А.С. Пушкина «Цыганы» и М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Демон».

2. Подготовить к выразительному чтению 1 отрывок из любой поэмы (не менее 30 стихов).

3. Сделать конспект двух глав книги Ю. В. Манна «Динамика русского романтизма». – М.: Аспект пресс, 1995 (Гл. «Конструктивный принцип романтической поэмы», «Состав романтической поэмы»).

4. Письменно подготовить сравнительный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и поэмы А.С. Пушкина «Цыганы» по плану:

 

План сравнительного анализа поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»:

  1. Время создания поэм, место их действия.
  2. Композиция (состав) поэм: наличие традиционных для романтической поэмы частей. Роль и значение вставных эпизодов (песни, сны и проч.) в поэмах.
  3. Романтический герой в поэмах: его история жизни, внешний облик, истоки его противостояния с миром. Бунт героев и финал этого бунта.
  4. Тема любви в поэмах.
  5. Диалектика добра и зла в поэмах.
  6. Образы природы в поэмах.
  7. Традиционные романтические образы-символы и антитезы в поэмах.
  8. Вывод о характере романтического конфликта в поэмах Лермонтова и Пушкина.

Самостоятельная работа (по выбору студентов). Студенты самостоятельно готовят мультимедийные  презентации, отбирают живописные произведения М.А. Врубеля, сопоставляют их с текстом поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». План презентации обязателен.

1. Музыкальное воплощение образа Демона и Тамары в опере А.Г. Рубинштейна «Демон» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Демон») (Рассмотреть вопрос на основе материала: ария демона «На воздушном океане» (2 действие), хор «Ноченька» (1 действие), романс Тамары «Ночь тепла, ночь тиха…» (3 действие)). Подготовить мультимедийную презентацию. Время сообщения с использованием музыкальных фрагментов -10-12 мин.

2. Живописное воплощение образа Демона в творчестве М.А. Врубеля. Время сообщения - 5 мин.

Вопросы для подготовки к занятию.

  1. Поэма как романтический жанр. Композиция поэм. Обязательные структурные элементы романтической поэмы , их идейно-смысловая роль. Значение экспозиции в «Мцыри», финалов «Демона», «Цыган»? Роль вставных элементов (сны, песни) в поэмах.
  2. Связь поэм А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова с основными мотивами их творчества.
  3. Место действия поэм. Хронотоп (художественное место и время) романтического произведения. Бессарабия и Кавказ и их значение для понимания русского романтизма. Роль пейзажа в поэмах.
  4. Герои поэм, их характеры, судьбы. Как реализуется в этих поэмах традиционный для романтизма мотив бегства. Куда и от чего бегут герои данных произведений. Почему и с какой целью Лермонтов делает героем своего произведения силу неземную – Демона.
  5. Тема любви в поэмах, женские образы: Земфира, Тамара, образ грузинки в «Мцыри»
  6. Язык и стиль поэм. Традиционные романтические метафоры и сопоставления.

 

Литература:

  1. Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. - М., 1985.
  2. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М.-Л., 1964.
  3. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995. - С. 31 – 70 ( Гл. «Самое полное цветение русского романтизма» (Южные поэмы Пушкина); С. 194 –225 («Над бездной адскою блуждая»).
  4. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. - М.-Л., 1961.
  5. Вайль П, Генис А. Восхождение к прозе. Лермонтов. // Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. - М., 1991. -С. 70-77.
  6. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М., 1973.
  7. Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества. - М., 1989.
  8. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981, 1999.

Практическое занятие №4

Реализм как художественный метод.
Тип «маленького человека» в литературе 1840-х годов:
 сравнительный анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель»


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!