Роман М. Сервантеса «Дон-Кихот»

Тема № 5 (2 часа)

Трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта»

1. Жанровая природа произведения (законы жанра трагедии и их проявление в произведении).

2. Основные идеи трагедии; актуальный и вечный аспекты проблематики.

3. Конфликтующие стороны и сущность трагического конфликта.

4. Характеры героев: их живость, многогранность, психологическая достоверность, связь с идейной направленностью произведения.

5. В прологе в качестве причины гибели героев названы «козни судьбы» – как это отразилось в сюжете трагедии? Какую роль в нем играют случайности? Почему? Случайна ли гибель героев?

6. Свяжите содержание «Ромео и Джульетты» с соответствующим этапом творческой эволюции В.Шекспира.

7.  «Роман о Тристане и Изольде» и трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта» – сходство ситуаций и различия в их осмыслении.

8. «Ромео и Джульетта» на сцене театра и кино.

Литература

1. Самарин Р.М. Реализм Шекспира. М., 1964.

2. Штейн А.Л. Вильям Шекспир: Жизнь и творчество. М., 1995.

3. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. М., 1968.

4. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

5. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. – М., 1976.

6. Морозов М.М. Статьи о Шекспире. – М.: Худ. лит., 1964. – С.38–42, 203–210.

7. Дубашинский И.В. Вильям Шекспир. – М., 1978.

 

 

Тема № 6(2 часа)

 

Трагедия У.Шекспира «Гамлет»

1. История сюжета. Принципиальное отличие «Гамлета» Шекспира от предшествующих обработок сюжета.

2. Время создания трагедии, осмысление в ней эпохи и её противоречий. Трагический период творчества Шекспира. Способы выражения трагического мироощущения.

4. Сущность драматургического конфликта в трагедии «Гамлет». Определение конфликта в первом акте трагедии. Общественный характер конфликта и задачи героя.

5. Углубление и расширение содержания конфликта в последующих актах. Роль композиции трагедии в развитии конфликта. Параллелизмы в построении и их идейно-художественные функции:

а) отцы и сыновья (отец Гамлета и Гамлет; Полоний и Лаэрт; старший Фортинбрас и Фортинбрас);

б) удвоение ситуаций (Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас как мстители, сопоставление их поведения, его мотивов и идеалов; Розенкранц и Гильденстерн, их функции в трагедии; сцена «Мышеловка» ─ спектакль в спектакле, повторяющий старое преступление, её роль в развитии конфликта). Кульминация конфликта ─ монолог «Быть или не быть» (акт III, сцена 1).

6. Драматизм действия трагедии, сплетение судеб героев в единый драматический узел вокруг судьбы Гамлета. Многообразие отношений между героями ─ основа ёмкости, многогранности и многомерности шекспировских художественных образов.

7. Образ Гамлета, носителя гуманистического мировоззрения эпохи. Различные толкования образа Гамлета в разные эпохи (Гёте, Гюго, Тургенев, Брандес и др.). Белинский о Гамлете: сочетание силы и слабости; значение внутренней борьбы; эволюция психологии героя; три ступени его внутреннего развития («младенческая гармония», «распадение», «мужественная, сознательная гармония»). Ренессансная концепция человека (акт II, сцена II; акт IV, сцена IV). Ум, широкие интересы, духовное богатство, сила чувств, искренность, нетерпимость к злу и несправедливости, самокритичность, трезвая оценка людей и событий ─ основные качества личности Гамлета. Проблема воли. Гамлет и «гамлетизм». Гамлет и народ.

8. Система художественных образов в трагедии. Их сгруппированность вокруг двух антиподов ─ Гамлета и Клавдия. Принцип ренессансной типизации в создании художественных образов трагедии («дер­жать зеркало перед природой») и изображение очищенных, сгущённых свойств реальных людей, титанизм характеров, их многомерность:

а) Клавдий, его ум, представительность, внешнее благочестие, лицемерие и коварство («улыбчивый подлец»), эгоизм и недалёкость, тайные угрызения совести, страх перед земным и небесным возмездием; Клавдий как знамение «развращённости», духовной деградации века;

б) Полоний ─ лукавый, беспринципный царедворец, умеющий выжить и приспособиться при любой власти; Полоний ─ заботливый, нежный отец, но не умеющий понять своих детей;

в) функции эпизодических ролей для воплощения придворного мира Эльсинора (Вольтиманд, Озрик, Розенкранц, Гильденстерн);

г) Гертруда ─ женщина, королева, мать; её обаяние и слабость, Гертруда как жертва «развращённого» века;

д) Офелия, её внутренний мир, борьба чувств и долга; любовь к Гамлету, обречённость этой любви; душевная чистота, нежность, поэтичность Офелии как черты, не совместимые с условиями существования в мире Клавдия и Полония; причины трагедии Офелии, художественные функции сцен безумия Офелии и её похорон;

е) Образ Горацио, идеального, безупречного друга Гамлета; Бернардо, Марцелл, Франциско, могильщики, «волнующаяся чернь» как обобщённый образ оппозиции миру Клавдия.

9. Смысл трагического и героического финала трагедии. Появление Фортинбраса как знамение смены одной эпохи другой, тоже далеко не идеальной.

10. Критические и сценические интерпретации «Гамлета». «Гамлет» ─ трагедия «для всех времён» (Бен Джонсон).

Литература

Анникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. М., 1978.

Брандес Г. Шекспир, его жизнь и произведения. Т. 2. М.,1901. С.32─33, 38─39.

Гёте И.-В. Годы учения Вильгельма Мейстера // Гёте И.-В. Собрание сочинений: В 13 т. Т.7. М.; Л., 1935. С. 246─248, 256─257.

Лессинг Г. Гамбургская драматургия. Статья ХI. М.; Л., 1936. С. 45─48.

Морозов М.М. Шекспир. М., 1956.

Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М.,1961

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. М., 1996.

Самарин Р.М. Реализм Шекспира. М., 1964.

Тургенев И.С. Гамлет и Дон-Кихот. — Собр.соч. в I2тг.:т.2

Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. — М.,1968.

Шекспировские чтения: Сб. статей. М., 1973, 1977.

Штейн А.Л. Вильям Шекспир: Жизнь и творчество. М., 1995.   

 

 

Тема № 7 (2 часа)

 

Сонет эпохи Возрождения

1. История жанра. Сонет как продукт высокой поэтической культуры, его канон.

 2. Жанрообразующие признаки сонета. Три типа европейского сонета: итальянский, французский, английский. Их композиционные и метрические нормативы.

 3. Жанровая сонетная ориентация «Новой жизни» Данте. Своеобразие содержания и формы дантовских сонетов.

 4. Сонеты ПетраркиКнига песен»): проблематика и поэтика. Влияние сонетов Петрарки на европейскую ренессансную лирику.

 5. Своеобразие сонетов Пьера Ронсара. Сходство и отличие в трактовке образа любимой женщины у Данте, Петрарки и Ронсара.

 6. Сонеты Камоэнса: своеобразие лирического героя.

 7. Сонеты Шекспира, их тематическое разнообразие и поэтика:

а) концепция человека во вселенной, тема смысла жизни;

б) тема жизни, смерти, бессмертия;

в) тема времени и памяти; роль художественного слова в жизни человека и человечества;

г) образы друга и «Смуглой леди»; оценка роли дружбы и любви в жизни человека;

д) обличение нравственных и социальных пороков;

е) анализ сонетов 66-го и 120-го.

 8. Лаура Петрарки и «Смуглая леди» сонетов Шекспира: сравнительный анализ.

 9. Переводы сонетов Шекспира на русский язык (Маршак, Пастернак, Румер, Щепкина-Куперник и др). Степень сохранения идейно-образной системы оригинала.

10. Традиции ренессансного сонета в русской поэзии ХIХ─ХХ вв.

Задание для домашней самостоятельной работы

1. Прочитайте сонеты указанных в плане поэтов (выделено курсивом) и научно-критическую литературу (по выбору).

2. Выучите 2─З сонета (по возможности, в оригинале и в переводе).

3. Опираясь на книги М.Л.Гаспарова (1993), «Европейские поэты эпохи Возрождения» (1974) и другую литературу, указанную ниже, подготовьте характеристику трёх основных типов западноевропейского сонета и аномальных вариантов сонета; приведите примеры.

4. Подготовьте развёрнутые анализы по одному сонету каждого из поэтов, указанных в плане (Данте, Петрарка, Ронсар, Камоэнс, Шекспир).

5. Подготовьте анализ одного из оригинальных сонетов русских поэтов ХIХ─ХХ вв.

Литература

Тексты

Петрарка Ф. Книга песен / Сост., предисл. и примеч. Б.И.Пуришева. М., 1963.

Ронсар П. Избранная поэзия / Вступ. ст. Ю.Виппера. Коммент. И.Кара­бу­тен­ко. М., 1985.

Шекспир В. Сонеты ─ Sonnets / Вступ. ст. и примеч. А.А.Аникста. М., 1984.

Европейские поэты эпохи Возрождения / Вступ. ст. Р.Самарина. М., 1974.

Западноевропейский сонет ХIII ─ XVII вв.: Поэтическая антология / Сост. А.А.Чамеев. Л., 1988.

Исследования

Бехер И.Р. Философия сонета или малое наставление сонету // О литературе и искусстве. М., 1981. С. 417─418.

Виппер Ю. Поэзия Плеяды. М., 1976.

Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001. 480 с.

Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х ─ 1925-го годов в комментариях. М., 1993. С. 206─219.

Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М., 2001.

Гаспаров М.Л. Сонет // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 7. М., 1972. С. 67─68. 

Герасимов С. Диалектика канонов сонета // Гармония противоположностей: Аспекты теории и истории сонета. Тбилиси, 1985. С. 28.

Гроссман Л. Поэтика сонета // Проблемы поэтики. М.; Л., 1925. С.117─140.

Донская Е.Л. О генезисе развития английского сонета ХVI века // Филологические науки. 1988. № 2. С. 33.

Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998. С. 322─324.

Морозов М.М. Сонеты Шекспира в переводе Маршака // Морозов М.М. Избранные статьи и переводы. М., 1954. С.269─275.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. М., 1996.

Пятнадцатый век в европейском литературном развитии / Под ред. А.Д.Михайлова. М., 2001. 340 с.

Смирнов А.А. Шекспир. М.; Л., 1963.

Топорова А.В. Ранняя итальянская лирика. М., 2001. 200 с.

Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир: движение во времени. М.,1968.

Федотов О.В. Сонет серебряного века: Вступит. статья // Сонет серебряного века. М., 1990. С. 5─17.

Уильям Шекспир: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке: 1976─1987 / Сост. Ю.Т.Фрид­штейн / Вступ.ст. А.Аникста. М., 1989.

 

 

Тема № 8 (2 часа)

 

Роман М. Сервантеса «Дон-Кихот»

 

1. Испанское Возрождение и творчество М.Сервантеса (доклад).

2. Габсбургская Испания в романе Сервантеса «Дон-Кихот»:

-  нецивилизованность общественных нравов;

-  тема несправедливости и несвободы;

-  власть короля и церкви в изображении Сервантеса.

3. Благородное «безумие» Дон-Кихота:

- рыцарские романы как источник безумия героя;

- идеализм Дон-Кихота: благородство, бескорыстие, отвага, нетерпимость к злу;

- Дон-Кихот как оратор и педагог;

- комизм и величие «рыцаря печального образа»;

- эволюция образа Дон-Кихота.

4. Образ Санчо Пансы:

- борьба и единство противоположностей в образе Санчо (корыстность и бескорыстие, мудрость и наивность, трусость и отвага и т.д.);

- Санчо Панса как семьянин;

- Санчо Панса как губернатор.

5.   Другие персонажи, их жизненные позиции, отношение к центральным героям

6. Нравственные уроки «Дон-Кихота» Сервантеса.

7. Структура и композиция романа. «Дон-Кихот» Сервантеса как произведение, стоящее у истоков современного романа (синтез «рыцарского», «плутовского», пасторального романов).

8.   Дон Кихот как вечный образ мировой литературы. Сущность понятия «донкихотство».

Литература

Бочаров С.Д. О композиции «Дон-Кихота» // Бочаров С.Д. О художественных мирах. М., 1985, С. 5─35.

Державин К.Н. Сервантес. М., 1958.

Затонский Д. Был ли «Дон-Кихот» рыцарским романом? // Вопросы литературы. 1986. № 8. С. 89─127.

Михальчи Д.Е. Родоначальник современного романа // Литература в школе. 1965. № 2. С. 90─92.

Михальчи Д.Е. Сервантес и его «Дон-Кихот» // Литература в школе. 1973. С. 38─42.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. М., 1996.

Снеткова Н.П. «Дон-Кихот» Сервантеса. М.; Л., 1965.

Штейн А.Л. История испанской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1976.    

Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы. – М., 1988.                                

Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – М., 1989.                                   

Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1967.                                                

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 807; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!