Глава 3. Сюжеты сказок сочиненные и поставленные студентами режиссерами



«Сказка о попе и о его работнике Балде».

1. Сказка начинается с представления оживленного городка, в котором заявляются все основные персонажи: Поп, попадья, Балда, и народ, как одного из главных действующих лиц, т.е. жители.

2. Второй эпизод представляет собой сделку найма Балды, где каждый персонаж (поп и Балда), устанавливают свои условия договора.

3. Третий эпизод, начинается вставным танцевальным номером с кастрюлями. Им открывается череда зарисовок, рассказывающих зрителю какая жизнь стала в доме попа.

4. Четвертый эпизод, это сцена в которой поп начинает осознавать, что он перестает контролировать ситуацию, потому что и жена его, дочь, сын и сенные девки – все восхищаются Балдой, и время проходит договора истекает понемногу, а значит ему придется внести, так сказать, обещанную плату.

5. В пятом эпизоде поп, вместе с попадьей придумывают гениальный план по спасенью попа и избавления от Балды. Этот план, на счастье попа, удается, и Балда, не смутившись и долго не думая, отправляется по очередному поручению.

6. С шестого эпизода сказка начинает проявляться по настоящему, потому что здесь Балда с помощью простой веревки умудряется поднять на море шторм. Способ смены места действия происходит снова через пластическую композицию, рифмующуюся с о световым вставным шоу. Данный двухчастный номер иллюстрирует море, которое Балда накрутил веревкой и реакцию на это событие подводных обитателей.

7. В седьмом эпизоде происходит первая стычка человека и потусторонней силы, которая живет под водой. После предъявления вымышленного обвинения попа, Балда получает обещание, что во всем разберутся.

8. Восьмой эпизод. Из моря появляется бесенок с компанией. Их появление происходит через акробатический жанровый этюд. Бесенок с Балдой заключают договор о состязании. Но Балда сразу же придумывает хитрость. Эпизод построен через взаимодействие народа, под руководством Балды, и бесовской группы.

9. Следующий небольшой эпизод начинается световым шоу. Здесь рассказывается, как Балда в лесу ловит зайцев. Лес, так же показан через актерскую массовку.

10. С этого эпизода начинаются состязания бесенка и Балды. Происходит знакомство будущих спортсменов, через танцевальную зарисовку. Соревнования по бегу, в котором, как все знают, побеждает Балда, благодаря своей смекалке.

11. Эпизод, в котором бесенок узнает о поражении и отправляется на дно морское к деду. Переход осуществляется свето-шумовым приемом. Как и в предыдущих эпизодах массовка создает пластических композиции для создания подводного царства.

12. В двенадцатом эпизоде старый Бес придумывает новое испытание, и бесенок возвращается к Балде. Массовка все так же создает морскую композицию.

13. Здесь Балда снова, благодаря своей смекалке, и поддержке массовки (т.е. народа), сумел провести бесенка.

14. Балда придумывает свое испытание с лошадью, которое оказывается очередной хитростью. Появление лошади, так же являет собой хореографическо-пластический этюд солиста с массовкой.

15. Кульминационный эпизод спектакля. Испытании бесенок проигрывает, т.к. старается поднять лошадь.

16. Балда пускает лошадь скакать по кругу, как на манеже. Массовка помогает дорисовать эту сцену, создавая шумовую фонограмму самостоятельно.

17. Бесенок с поражением отправляется домой. Переход осуществлен, с помощью свето-шумовой фонограммы и перестроением массовки.

18. Эпизод сбора оброка. Здесь старый бес погоняет своих бесенят, которые нехотя расстаются с сокровищами, после чего он ставит мешок перед Балдой.

19. Эпизод возвращения Балды с оброком к попу. Этот путь показан через круговое радостное шествие народа и Балды, которое сопровождается световым переходом.

20. Снова площадь городка, на которой происходит радостная встреча победителя всеми жителями. К чествованию присоединяются и попадья с поповной.

21. Эпизод встречи попа и Балды. Попытка спрятаться не удается и Балда выводит попа в центр, чтобы получить расчет за службу.

22. Эпизод расплаты решен так же через массовку, которая создавая шумовое оформления создает иллюзию полета попа, острое реагирует на потерю языка попом, и, наконец, искажение сознания попа, передается через массовый рапид. Здесь же и подводится мораль всей сказке, как и запланировано у Пушкина.

23. Финальный танец, состоит из двух частей: народно-плясовая и современная с стиле хип-хоп, которые аккуратно подогнаны, один с другим. Заканчивается массовый танец традиционным поклоном.

Сказка создавалась в качестве учебного разминочного материала, для того, чтобы студентам наглядно показать процесс создания спектакля и приучить студентов первого курса к сценическому пространству.

Соб. Ряд…Пошел поп нанимать работника Исходное

Основное – сговор попа и попадьи

Центральное – третье испытание «Кобыла»

Финальное –Балда получил оброк

Главное - Расплата

«Колобок».

1. Первый эпизод начинается зарисовкой утра в сказочной деревне. Но, так как сейчас дети все больше смотрят мультики, придуманные по современному, то эта картинка напоминает мультяшную зарисовку. Декорации представляют собой которые детские цветные кубики с картинками.

2. Второй эпизод. Сцена паники – одна бабка потеряла свою подругу – бабку, к которой шла, чтобы спросить совет. Переполох показан шуточной статичной хоровой песней.

3. Третий эпизод выстроен в танцевальном ключе, где появляется пропавшая бабка, которая насмотревшись TV, решила стать модной.

4. Четвертый эпизод. Здесь одна бабка другой рассказывает о новом блюде Колобок. Решен приемом мюзикла массовой песней сопровождающейся танцем. В процессе номера происходит приготовление и появление Колобка.

5. Пятый эпизод – знакомство и наставление бабками Колобка. Бабка решила напугать ребенка вымышленной страшилкой - Чупокаброй. После чего он остается один.

6. В шестом эпизоде происходит знакомство Маши с Колобком. Она подслушала разговор бабок и уговаривает Колобка отправиться в поиски Чупокабры. Она рассказывает на ходу придуманный план, оставляет записку, для своей бабушке, и, не дав Колобку опомнится, уводит его в лес.

7. Здесь происходит первое появление загадочного персонажа, который нарочно оставляет свои следы, и отправляется за беглецами.

8. Эпизод обнаружения пропажи Бабками. После попыток разобраться самим, они зовут третью, самую умную бабку. Третья бабка находит записку и странный след, и три бабки отправляются на поиски потерянных детей.

9. Седьмой эпизод открывает лесную тему в спектакле. На полянке у зайцев происходит тренировка по физкультуре. В процессе этого эпизода перестраиваются все декорации.

10. Эпизод начинается песней Колобка. В этом эпизоде происходит знакомство Колобка с лесным миром. Маша все дальше заводит Колобка, чтобы познакомиться с зайчатами.

11. Снова зрителю открывается полянка, на которой зайцы занимаются физ-культурой. Старший заяц-тренер держит дисциплину во время урока, но зайчата провоцируют его на хвастовство. Начинается музыкальный норме солиста с хором «Храбрый заяц».

12. На полянку прибегают Маша и Колобок и начинают подпевать песне. Новые голоса пугают зайцев. Они разбегаются в разные стороны и прячутся. Эпизод построен в комическом стиле.

13. В двенадцатом эпизоде Маша знакомит Колобка с зайчатами, и предлагает сбежать с урока и отправиться вместе на поиски. После не долгих уговором зайчата соглашаются.

14. Отпроситься не получилось, и Маша предлагает план спасения. Они вместе пугают Зайчиху Волком, от чего она убегает. Довольные дети, отправляются в загадочное приключение.

15. Снова появляется загадочный персонаж, осматривает полянку, оставляет приметный след, и бежит за детьми.

16. Эпизод, в котором бабки встречают убегающего зайца. Они ловят его, выпытывают информацию, находят такой же след, как и дома, и уже вчетвером спешат поймать сбежавших детей.

17. Декорации меняют свое местоположение, и начитается урок у поросят-строителей. Поросята прячутся от подслеповатова преподавателя-Волчицы. Но она их отлавливает, и урок начинается. Ученики всеми силами стараются сорвать урок, но Волчица заставляет их петь.

18. Во время исполнения песни появляются Маша и Колобок. Они вклиниваются в песню, тем самым веселя поросят.

19. Происходит знакомство учителя с незнакомыми детьми. Вслед за этим появляются зайцы. Волчица расставляет детей по партиям, и уходит за дополнительными экземплярами нот.

20. Маша проводит военный совет, и разработав стратегию, становятся по местам.

21. Волчица возвращается с нотами. Дети похищают у нее очки. Далее эпизод построен через песню Колобка. Во время песни дети стараются как можно сильнее запутать Волчицу, и убегает. Волчица остается одна.

22. Эпизод появления загадочной персонажа, который проводит все те же манипуляции, и продолжает преследование.

23. Очередной эпизод с бабками. Бабки осторожно узнали информацию у Волчицы, нашли след, и уже вместе с волчицей побежали дальше.

24. Эпизод так же начинается с перестроения кубиков. На лесной поляне медведица проводит урок контроля и медитации для медвежат. Она дает им задание и уходит.

25. Появляется группа детей. Они отвлекают медвежат от урока, и провоцируют отправиться с ними. Появляется медведица. В этот момент дети решают сбежать. Они пользуются тем же методом – закружили медведицу, и убежали.

26. Следующий эпизод объединят и загадочного персонажа, и взрослых, которые идут по следам предполагаемой чупакабры и детей. К погоне подключается медведица.

27. Самый напряженный эпизод спектакля. Дети находят странную пещеру, и осторожно пробираются в нее. Маша предлагает Колобку заманить Чупокабру, и остальным поймать ее, когда та появится.

28. Эпизод появления Чупокабры, которая принялась гонять детей по всей пещере.

29. В пещеру врываются преследующие, и бросаются на Чупокабру, чтобы защитить детей. В процессе борьбы Чупокабру разоблачают, и выясняется, что подчерной тканью пряталась Лисичка-сестричка.

30. Эпизод выяснения обстоятельств сучившегося. Лиса укоряет взрослых, которые не уследили за своими детьми, и напоминает, что по ее следам бабки нашли детей.

31. Финальный эпизод. Взрослые разобрали своих детей, и собрались по домам, но Маша предлагает устроить праздник, так как Колобок только сегодня появился, а значит у него день рождения. Все персонажи танцуют танец, который состоит из двух частей: народный и современный. Финальный поклон.

Спектакль разработан для приобретения студентами актерских навыков и ввод в профессию – студенты смотрели и участвовали в постановочном процессе.

 

«Золушка».

1. Эпизод - заявка практически всех главных действующих лиц. Перед закрытым занавесом появляются: паж, который вводит зрителей в сказку; принц, который скрывается от своего отца; король - ищет сына; фрейлины – стремятся поспеть за королем; советница короля, которая является его сестрой. Они все придумывают как женить принца. Советница придумывает организовать бал, на котором принц может встретить достойную девушку. Сомнения по поводу бала развеиваются, когда советница напоминает, что у принца в этот день будет день рождения. Тут же сочиняется указ о проведении бала. Фрейлины спешат разнести весть по всему королевству, а советница уводит увлеченного новой идеей короля.

2. Эпизод открывается забавной, беззаботной песенкой Золушки, которая танцует с метлой.

3. В третьем эпизоде происходит заявка обитателей дома, в котором живет Золушка. Выходят две сонные сестры-клуши, которые постоянно ругаются друг с другом. Появляется мачеха, которая гоняет Золушку по поручениям, но у Золушки все оказывается готовым.

4. В четвертом эпизоде Золушка просит разрешения поехать на королевский бал, который должен состояться сегодня, что вызывает очередную волну издевательств сводных сестер над Золушкой, и серию очередных заданий от мачехи. Вдобавок ко всему, сестры портят платье, которое Золушка приготовила специально для этого вечера. И семья торжествующе отправляются на бал.

5. Эпизод, в котором Золушка от отчаяния бросается на савку и плачет. Но появляется паж, который старается поднять настроение Золушке. Он играет с Золушкой в прятки.

6. Эпизод появления крестной феи. Волшебное появление осуществляется при помощи света и дыма. Рассеянная фея, собирает Золушку в дорогу, но только в последний момент замечает, что у девушки нет бального платья. Появление кареты, и платья, так же осуществляется с помощью музыкально-световой партитуры и сценического дыма. А паж дарит Золушке хрустальные туфельки. Когда все приготовления были сделаны, Золушка отправляется во дворец. Занавес закрывается.

7. Эпизод-интермедия, в котором мачеха с дочерьми, оказываются в болоте, так как по дороге они свернули не туда. Мачеха быстро успокаивает дочерей, и они снова отправляются в путь.

8. Эпизод во дворце. На сцене заканчиваются последние приготовления для встречи гостей. Король лично проверяет, но оказывается, что не хватает принца, которого так же как и советницы нет на месте.

9. Девятый эпизод. Здесь советница приводит неспокойного принца на праздник, успокаивает короля. Король проводит последние проверки, и приказывает начинать бал.

10. Появляются гости – толпа красавиц, которые танцуют придворный приветственный танец. Во время этого танца, между танцующими девушками начинается конфликт, так что королю приходится приказать своим фрейлинам навести порядок в зале.

11. В следующем эпизоде принца заставляют приветствовать гостей, которые собрались во дворец по поводу его дня рождения.

12. Эпизод, в котором объявляется церемониал знакомства и поздравлений принца. Все гостьи, по очереди исполняют персональный танец. Но каждый рас, когда принц отказывается оказать гостям внимание, королю приходится отдуваться за своего сына, и плясать с гостями.

13. В этом эпизоде мачеха с дочками приезжают на бал, и с нетерпением идут приветствовать принца.

14. Король объявляет о сюрпризе, и все герои отправляются в зрительный зал, чтобы посмотреть выступление загадочных зверей – страусов. Это вставной номер построенный на приеме «черный театр». Ростовые куклы, с которыми работают в свете лампы ПРК.

15. Далее король объявляет конкурс – загадку. А в качестве награды победитель получит возможность открыть бал танцем с принцем.

16. Эпизод появления Золушки, которая смогла отгадать загадку. Король, обомлевший от красоты девушки, подводит ее к принцу. И начинается танец.

17. Во время этого эпизода мачеха выдергивает Золушку, которую она не узнала из танца, и подменяет ее сначала одной дочкой, потом другой.

18. Чтобы избежать конфликта, паж, пользуясь волшебством останавливает время, ловит шмеля и просит его о помощи.

19. Массовый танец, под музыку «Полет шмеля». В финале танца все, кроме принца и Золушки покидают сцену.

20. Эпизод близкого знакомства принца и Золушки. Принц предлагает ей экскурсию по ботаническому саду, и они убегают.

21. Появляются массовка, изнемогающая от волшебного танца. Музыка прекращается и король приглашает всех в сад, чтобы любоваться фейерверком и кушать мороженое.

22. Выходят принц и Золушка. Принц так же предлагает Золушке мороженого, и убегает за ним.

23. Золушка остается одна, но в этот момент бьют часы. Паж напоминает девушке, что с 12-м ударом действие волшебства закончится, и она убегает обронив хрустальную туфельку.

24. Появляется принц. Нашел туфельку. Паж подтвердил его догадку, что она сбежала. Принц зовет отца.

25. Появляется король, принц вручает ему находку. Король обрадовался, собирает всех и объявляет, что беглянку они найдут, даже если придется примерить ее каждой девушке королевства. Тут же пишется приказ, и все отправляются на примерку.

26. В этом эпизоде место действия снова переносится в дом, где живут Золушка и мачеха с дочками. Утро. Золушка счастливая, от прошедшей ночи, танцует и поет.

27. Появляются сонные сводные сестры, которых настораживает странное поведение Золушки. Они зовут мать.

28. Появляется мачеха, в заботах о новых балах. Золушка просит рассказать о том, что было на балу. Сестры наперебой рассказывают. Мачехе все это надоело, она отправляет дочерей на урок пения, и проверяет выполнение заданий, которые она оставляла Золушке. Золушка отчиталась и уходит по другим делам.

29. Появляется король со свитой. Они сообщают о цели визита, и обрадованная мачеха, зовет дочек.

30. Появляются сестры, и начинается комическая сценка примерки туфельки.

31. Когда примерка завершилась, и свита уже собиралась уходить, паж, который все время был возле короля, просит позвать еще одну девушку, и обвиняет мачеху, что она скрывает девушку.

32. Паж снова останавливает время для всех присутствующих. В это момент появляется Золушка и видит застывшие фигуры людей. Когда она поняла кто у них в гостях, она собирается сбежать.

33. В этот момент появляется крестная фея, и убеждает девушку остаться и посмотреть что будет.

34. Для застывших героев время снова запускается, и они видят, что среди них находится еще один человек. Принц узнает Золушку, и предлагает ей примерить туфельку, которая оказалась впору. Паж приносит вторую. Слышится голос феи, которая произносит заклинание, и Золушка снова оказывается в волшебном платье.

35. Король здесь же, в этом доме дает согласие на помолвку принца и Золушки, и приглашает всех на праздник во дворец.

36. Звучит финальная песня, которая переходит в танце и финальный поклон.

 

«Дюймовочка».

1. Спектакль начинается с танцевального номера цветочных эльфов и ласточки. Номер сопровождается видео проекцией, что помогает создать у зрителя ощущение волшебной поляны.

2. Во втором эпизоде появляется антагонист – мотылек, который обижен на всех, потому что он не хочет беззаботно проводить время. Эльфы зовут его с собой, но он отказывается.

3. Третий эпизод появление принца эльфов Элдрона. Он рассказывает всем что ему во сне привиделась девочка родившаяся в цветке, и теперь он хочет ее найти, так как он влюбился, и не может летать, пока снова не увидит ее.

4. Ласточка предлагает помочь в поисках. Мотылек так же предлагает помощь. Он рассчитывает, что сможет первым разыскать эту девочку, и куда-нибудь спрятать ее. Мотылек рассчитывает, что после этого принц спрячется, и он сможет занять его место. Ласточка и мотылек отправляются в путь.

5. Эпизод в котором зритель знакомится с Жабой, которая ищет невесту для своего сына.

6. В шестом эпизоде Жаба ловит мотылька, и сообщает ему о своей проблеме, тогда Мотылек радостно рассказывает о девочке из цветка, в надежде, что проблема сама собой решится. Жаба уходит по указанному маршруту. Мотылек решает проследить за Жабой.

7. Эпизод рождения Дюймовочки. Он решен через песню и танец цветов.

8. В праздничный танец врывается Жаба, и хитростью убеждает Дюймовочку пойти с ней. Жаба берет с собой Дюймовочку, а остальных обитателей этой полянки прогоняет.

9. Эпизод болото. На сцену выпрыгивает Жабенок, со своей компанией. Они играют в догонялки и салочки. Эпизод построен в стиле цирковой клоунады с использованием перекатных подиумов, скакалок и канатов.

10. В разгар веселья на сцене появляется Жаба с Дюймовочкой и случайно оказываются между летящими канатами. От неожиданности они некоторое время прыгают, но Жаба все останавливает, и знакомит сына с Дюймовочкой и объясняет зачем она ее сюда привела.Жабенок отказывается жениться, так как ему интереснее играть. Эпизод разбавляется жабьими танцами. Дюймовочка собирается уйти, но ее сажают на кувшинку, а Жаба с жабанятами отправляются готовиться к празднику.

11. Появляются рыбки. Их появление выстроено через пластический этюд. Они знакомятся с Дюймовочкой, узнают о том, что ее насильно здесь держат, и решают спасти ее.

12. Прибегает Жаба с Жабенком, начинают искать Дюймовочку, но у них ничего не получается.

13. Появляется раздосадованный такой ситуацией Мотылек.. В этот момент появляется Ласточка и узнает у него, о поисках.

14. В этот момент появляются рыбки, которые рассказывают куда они отвели Дюймовочку, и Ласточка с Мотыльком спешат за ней.

15. Мотык услышал, что неподалеку обитают жуки, и решает подстроить встречу жуков с Дюймовочкой.

16. На поляне Дюймовочка встречает делегацию модных жуков, которые катят что-то круглое. Главный жук Жорж останавливает процессию и они танцуют жучиный крутой танец, Жорж приглашает Дюймовочку на жучиный бал. Дюймовочка соглашается, но спутницы Жоржа выказывают недовольство этим поступком, но Жорж их не слушает и отправляет вперед.

17. Эпизод жучиного бала. На сцене праздничный танец жуков, в финале которого появляется Жорж с Дюймовочкой. Он знакомит девочку с гостями бала. В качестве приветствия каждая жучиха танцует сольный танец. После они все хвастаются окрестностями, которые видны с дерева. Жорж объявляет о свадьбе его на Дюймовочки на начинает танцевать свадебный жучиный танец. На это жучихи начинают жужжать Жоржу о недостатках Дюймовочки, в отличии от них. Жорж верит им, и прогоняет Дюймовочку и спускает ее обратно на землю.

18. Дюймовочка оказывается на земле совершенно одна. В этот момент мимо дерева пробегает полевая мышь МышанаМышановна. Они приглашает Дюймовочку перезимовать у нее. Дюймовочка не сразу, но согласилась на уговоры, потому что они заключили соглашение. Мышь показывает как пройти до норки, а сама отправляется по делам.

19. В этот момент на Мышь налетает Мотылек. Он выпытывает информацию и просит о помощи. Мышь отправляет Мотылька к Кроту Кротовичу, и убегает.

20. Прилетает Ласточка. Мотылек решает схитрить, и ведет Ласточку к Кроту, в надежде избавиться от попутчика.

21. Эпизод в домике Мыши. Дюймовочка наводит порядок и поет песню.

22. Прибегает Мышь, и просит рассказать сказку. Дюймовочка рассказывает о своей жизни и о своей мечте. Во время рассказа Мышь вспомнила о важной новости, что к ним придут гости, и отправляет Дюймовочку принарядиться.

23. Слышен стук лопат и тяжелых ботинок – на сцену выходит стильная охрана Крота Кротовича, которая проверяют домик Мыши на предмет безопасности. Эпизод исполнен в танцевально-пластическом виде.

24. Выходит Крот Кротович, и просит МышануМышановну показать ему девочку.

25. Выходит пританцовывая Дюймовочка. Мышь уговаривает ее спеть и она соглашается. Крот доволен, и заявляет, что согласен жениться на ней. Мышь просит соблюсти приличия. Крот назначает дату свадьбы, и они уходят.

26. Дюймовочка старается объяснить Мыши, что она не пара Кроту, но Мышь не хочет ничего слушать и старается объяснить как повезло Дюймовочке.

27. В этот момент появляется Крот со свитой, но с другой стороны. Он объясняет это тем, что они прорыли новый туннель к домику мыши. Так же он проказывает свадебные подарки – на сцену выкатывают связанных Ласточку и Мотылька. МышанаМышановна просит Крота Кротовича провести для нее экскурсию по новому туннелю, и они отправляются в путь.

28. Как только Мышь и Крот со свитой ушли, Дюймовочка освобождает пленников. Они отчитывают Мотылька, и собираются улететь. Но у них не получилось, потому что у Ласточки повреждено крыло. Дюймовочка прячет и Мотылька и Ласточку, и остаются в домике Мыши, до выздоровления Ласточки.

29. Появляется радостная Мышь. Увидев Дюймовочку, она отправляет ее к портным паукам, чтобы они сделали свадебное платье.

30. Эпизод изготовления Пауками платью построен приемом «черного» театра. С помощью светящихся в лампе PRK тканей пластически выстроен номер по изготовлению платья.

31. Приходит Мышь. Увидев Дюймовочку в свадебном платье она, сдерживая слезы, снова старается убедить Дюймовочку в том, что ей повезло. Но Дюймовочка предлагает Мыши поменяться с ней местами, так как увидела, что Мышь не равнодушна к Кроту. Они придумывают план, как совершить подмену, и ждут, когда придет Крот.

32. Раздается стук в дверь, и в домик Мыши входит свадебная процессия Кротов. Свита разбрасывает зерно по домику. Появляются переодетые боязливая Мышь с Дюймовочкой. Крот просит Дюймовочку спеть. Она прячется за Мышь поет песню, и подводит Мышь к Кроту. Крот делает ей предложение, и они уходят в свадебное путешествие.

33. Ласточка вылечилась, и они втроем отправляются к цветочным эльфам.

34. Эпизод возвращения. Полет построен, с помощью пластической зарисовки и проекции таким образом, что на сцене создается ощущение полета.

35. Эпизод на поляне. Цветочные эльфы видят возвращающихся Ласточку и Мотылька, и зовут принца.

36. Принц прибегает. Мотылек опережаю Ласточку пытается присвоить всю заслугу себе, но Ласточка его укоряет и подводит Дюймовочку к принцу.

37. Принц признается в любви Дюймовочке, но разрешает ей уйти, если она этого пожелает. Дюймовочка подходит к принцу, и признается, что ей хочется остаться на этой полянке.

38. В этом эпизоде происходит чудо, и у принца и у Дюймовочки вырастают крылья. Ласточка рассказывает, что эти крылья вырастают только у тех, кто находит настоящую любовь.

39. Ласточка рассказывает принцу о поведении Мотылька, но принц прощает его.

40. Мотылек, с разрешения принца, объявляет о предстоящем торжестве и приглашает на него всех жителей.

41. Звучит финальная песня, которая переходит в веселый зажигательный танец.

42. Поклон.

 

«Буратино».

1. Спектакль начинается с вступительной песни, в которой герои сказки приветствуют зрителей. Действие происходит перед закрытым занавесом. Этот эпизод придуман для того, чтобы настроить зрителей и втянуть их в условия театральной сказки, которую им предстоит посмотреть. После исполнения песни главные герои убегают и остаются только куклыпромоутеры.

2. Эпизод продажи билетов. Здесь Куклы рекламируют гастрольный театр и распространяют флаеры театра Карабаса.

3. Эпизод в котором появляется Дуремар. Он прерывает работу Кукол и предлагает свой товар. Куклы стараются прогнать Дуремара, но он уходит только когда увидел состоятельного покупателя.

4. Куклы слышат, что сюда спешат Базилио и Алиса, и уходят на другую площадь, предупредив зрителей, что к ним бегут шарлатаны.

5. Выбегают Алиса, потом Базилио. Базилио пытается приударить за Алисой, но она его останавливают, и продает билет, который она стянула у Кукол. Базилио подыгрывает ей. За сценой слышится лай собак, и Кот с Лисой убегают.

6. На авансцены выкатываются три барбоса-ищейки на самокатах. Они ищут мошенников, но к ним приезжает Артемон на четырехколесном самокате, и пытается наняться на службу, чем смеши барбосов. Тогда Артемон показывает, что знает, где искать мошенников. И они вместе отправляются на их поимку.

7. Занавес открывается. На сцене выстроена коморка папы Карло, и зритель видит его в тот момент, когда работа над Буратино практически завершена. Папа Карло проверяет свою работу, и уходит за кулисы за инструментами, так как видит изъян в Буратино.

8. Здесь Буратино, оставшись в одиночестве, начинает изучать комнату, и протыкает настенный холст.

9. Приходит Карло, видит поломку, и наставляет своего нового ребенка. Буратино начинает задавать Карло много вопросов, поэтому Карло уходит за Азбукой.

10. Эпизод озорства Буратино. Акробатический эпизод

11. Папа Карло приносит Азбуку, и отправляет Буратино в школу, дав необходимые наставления. Они вместе уходят со сцены.

12. Появляются Куклы, и Кот с Лисой, которые прячутся за деревьями. Куклы снова рекламируют спектакль. И снова их прерывает Дуремар. Между ними завязывается спор, и Куклы снова уходят, пригрозив пожаловаться Карабасу. Дуреман убегает за новыми пиявками, которые можно продать новому богатому человеку.

13. Кот и Лиса выползают из своих укрытий, чтобы продать билет в театр. Им на встречу выбегает Буратино.

14. Кот и Лиса быстро изменили образ и принялись выпрашивать милостыню. Увидели Азбуку и решили поменять ее на билет. Появляются Куклы, и объявляют о начале спектакля. Буратино соглашается на обмен.

15. На радостях, что афера удалась, Кот и Лиса запели. Во время песни они передвигают декорации, подготавливая мизансцену к новому эпизоду.

16. Эпизод подготовки к спектаклю театра Карабаса. Мальвина собирает всех актеров и настраивает их на спектакль. Они слышат голос недовольного Карабаса. Все отправляются по местам.

17. Выходят Куклы объявить о начале спектакля. В этот момент врывается Буратино. Куклы усаживают его на свободное место в зрительском зале и спектакль начинается.

18. На сцене актеры Карабаса поют песню и разыгрывают сценку из своего спектакля. Эпизод построен жанре акробатической клоунады.

19. На сцену выскакивает Буратино и прерывает действие. Он требует не бить Пьеро. Актеры попытались объяснить Буратино что идет представление, а он мешает. Буратино высказал свое мнение о представление, назвался и Начал танцевать свой собственный танец. Актеры принялись повторять за ним. За сценой раздался голос недовольного Карабаса.

20. Актеры театра попрятались за декорации, но Карабас заставил их выйти и потребовал объяснений причины остановки спектакля. Куклы не признаются. Тогда Буратино, вышел из укрытия и признался, что все из-за него. Карабас схватил Буратино и понес его к себе в каморку, а актерам приказал доигрывать спектакль.

21. Актеры извиняются перед зрителем, и отправляются спасать Буратино. Актеры меняют мизансцены передвигая декорации.

22. На сцену выкатывает Артемон на своем самокате, за ним едут барбосы. Они делают привал. К ним подъезжает Артемон и требует продолжать поиски. Барбосы делают вид, что собираются ехать дальше, но тут же садятся обратно ,когда Артемон уезжает. Артемон снова приезжает за барбосами, только на этот раз он уезжает последним.

23. Зрителю открывается комната Карабаса, куда он приводит связанного Барутино. За ними попятам идут Арлекин и Пьеро. Они бают совет Буратино как задобрить Карабаса, и вынуждены ретироваться.

24. Карабас угрожает Буратино сжечь его, но узнает, что один очаг Буратино уже проткнул. В этот момент в комнату пробираются Кот и Лиса. Карабас узнает от Буратино, где находится проткнутый им очаг, дает ему пять золотых монет, и отправляет спать. Кот и Лиса выбегают из комнаты. Вслед за ними уходит и Карабас.

25. Пробегает Кот Базилио, чтобы проследить за Буратино. Выходит Лиса Алиса, и начинает делить деньги. Прибегает Кот, между ними завязывается потасовка, но в этот момент им на встречу выбегает Буратино.

26. Они придумывают поле чудес, на которое они идут, и приглашает Буратино отправиться вместе. Они рассказывают, что там можно вырастить деньги, и Буратино соглашается, «купившись» на легкие деньги. Буратино и Базилио отправляются в путь, а Алиса осталась, чтобы уверить зрителей в честности своих поступков. После этого она спешит догнать своих «друзей».

27. Эпизод «дорога». Он построен на приеме клоунского аттракциона. Алиса и Базилио постоянно приходится догонять непоседливого Буратино.

28. Алиса и Базилио усаживают Буратино на пенек, придумывают повод завязать ему глаза и, притворившись другими грабителями, нападают на Буратино. Но Буратино вырывается из их лап, забирает счеты у Лисы (ее постоянный атрибут), и убегает. Опомнившись, Кот с Лисой пускаются в погоню за Буратино.

29. Эпизод на полянке. Выбегает Артемон с халахупом, вслед за ним выходит Мальвина, напевая песню. Во время песни она делает с Артемоном цирковые трюки. После песни, Мальвина перечисляет список уроков на утро, от чего Артемону становится плохо. Но его спасает появление Буратино.

30. Вбегает Буратино с завязанными глазами. Он врезается в дерево и падает. Мальвина Просит Артемона принести лекарства, но Буратино тут же приходит в себя, и от всего отказывается. Мальвина приглашает Буратинопозаниматься с ними. Буратино соглашается, но он все делает не правильно. Ему надоели нравоучения Мальвины, и он собирается уходить, при этом сообщив о цели своего пути. Раздаются крики Кота и Лисы, и Бураттино быстро убегает. Мальвина отправляется за ним, приказав Артемону задержатьпонять, куда сбежал Буратино но в этот момент выпрыгивает Артемон и начинает гонять их по всей полянке. Артемон загнал Кота на пень и принялся гоняться за Лисой. Кот сделал вид, что ловит Артемона, но на самом деле он ловил Алису, и они закружились. Выбегает Мальвина и зовет Артемона. Он убегает.

32. Расцепившись, Кот и Лиса еще продолжили кружиться по отдельности. Когда Алиса хотела начать ругаться с Базилио, на поляну прибежал Буратино.

33. Буратино возвращает Лисе ее счеты, и они отправляются дальше в страну дураков.

34. Сцена представляет собой городскую площадь, на которую прибегает Дуремар в поисках Карабаса. Когда он услышал голос Карабаса он прячется и ждет.

35. Выходит Карабас напевая себе под нос какую-то мелодию. Он слышит, как кто-то смеется за деревом, и идет проверить. Дуремар перепрятывается, но потом открывает себя, но когда выяснил, что Карабас его не знает, обижается и собирается уходить чем обрадовался Карабас. Но Дуремар сообщает, что не откроет Карабасу тайну черепахи. Тогда Карабас начинает упрашивать Дуремара остаться и рассказать о тайне. Дуремар рассказывает тайну, и, пользуясьслучаем, проверяет действие новых пиявок на бороде Карабаса. С каждой новой пиявкой Карабас начинает делать новые разминочные физические упражнения. Они заключают соглашение о партнерстве, и отправляются на болото к черепахе.

36. На радостях Карабас и Дуремар вместе поют песню о будущем богатстве и о плане его приобретения. Эту песню подслушал Пьеро, и, случайно выдал себя. Карабас с Дуремаром попытались поймать Пьеро, но он запутал злодеев бородой Карабаса, и убежал. Карабас и Дуремар распутались, и бросились в погоню за Пьеро.

37. На сцену выходят Лиса, Кот и Буратино .Они перестраивают декорации, и оказываются на поляне чудес. Буратино не верит, что это именно та поляна. Тогда Лиса предлагает Буратино закрыть глаза и включить воображение.

38. Буратино закрывает глаза, и на сцене гаснет свет. Начинается вставной световой номер, в финале которого зритель слышит волшебные слова: «Крекс, пекс, фекс» - номер закончился.

39. К Буратино подкрадываются Кот и Лиса. Буратино не лег спать, поэтому Кот не знает что делать дальше. Лиса придумала план, и уходит, оставляя Базилио следить за Буратино.

40. Буратино заметил Базилио, и интересуется, зачем он тут стоит. Базилио пользуется случаем, и ложится спать, попросив Буратино разбудить его.

41. В то время, как Буратино ждет когда вырастет дерево, по четвертому плану пробегает Лиса, а за ней гонятся барбосы. Как только скрылись барбосы тут же выскакивает Алиса, отдает Буратино свой шарф, чтобы он не замерз и убегает.

42. На поляну прибегают барбосы. Они снимают с Буратино шарф разыскиваемой преступницы, хватают Буратино и уводят, как преступника.

43. Выбегает Лиса, откапывает монеты, снова уверив зрителей, что все, что она делает только из благих побуждений, и убегает.

44. Просыпается Базилио, видит, что нет Буратино, проверяет зарытые монеты, и бежит вслед за Лисой.

45. Эпизод Болото. На сцену выпрыгивают лягушата, и танцуют акробатический танец лягушат. В финале танца слышится плеск воды, и на сцену выкатывается Буратино. Лягушата с любопытством разглядывают Буратино, который показывает им кулаки. Лягушата убегают за черепахой.

46. Появляется черепаха Тортилла. Она знакомится с мальчиком, узнает причину его появления в болоте. Рассказывает, что Кот и Лиса на самом деле жулики. Когда Тортиллаиз разговора поняла, что у Буратино есть настоящая мечта и у него доброе

сердце, она дарит ему золотой ключик, и лягушата помогают Буратино выбраться из болота.

47. Эпизод погони. Через сцену пробегает Пьеро в поисках укрытия. За ним бегут Карабас и Дуремар они видят, барбосов, и останавливают их. Карабас под суфлерствоДуремарарассказывают кого надо поймать, мимо пробежал Пьеро. Карабас указвыает на злоумышленника и они все бросаются впогоню.

48. Появляется Буратино, который спешит домой. Ему на встречу выбегает Пьеро. Буратино его ловит, и Пьеро рассказывает ему тайну черепахи Тартиллы. Буратино показывает золотой ключик, Пьеро рассказывает где находится дверь, которую надо им открыть, после чего Буратино собирается сразу же бежать домой. Но Пьеро просит отвести его к Мальвине. Буратино соглашается, и они уходят.

49. Эпизод погони за Пьеро. Через сцену прокатывается процессия, но уже Карабас и Дуремар едут на самокатах, а барбосы бегут рядом. Проходка построена в клоунском жанре.

50. На сцену выбегают Буратино с Пьеро. К ним прибегают Мальвина с Артемоном. Между Пьеро и Мальвиной происходит объяснение в любви. В этот момент Буратино вместе с Артемоном уселись на пенек подальше и стараются не смотреть на парочку, так как им по-детски противно.

51. На поляну прибегает компания преследователей. Карабас приказывает нападать, но барбосы соглашаются только после того, как Карабас предложил денег. После слов о деньгах, к нападающим присоединяются Алиса и Базилио.

52. Эпизод боя. Противники выстроились в две колонны, и бросились друг на друга. Барбосы, перепутав, схватили Базилио и начали его колотить. Увидев ошибку, они погнались за бывшими актерами Карабаса, но те быстро взобрались на пригорок и атакующие по инерции пробежали мимо. С третей попы попытки стороны поменялись позициями. Артемон схватил Карабаса за бороду и замотал ей всех преследователей.

53. Буратино начал дразнить Карабаса, но когда он подошел слишком близко, Алиса подтолкнула его, и Буратино оказался в руках Карабаса.

54. В этот момент на поляну выбегает папа Карло. Он видит эту картину, достает плотницкие инструменты и бросается на Карабаса. Борода спадает, все разбегаются. Карабас взобрался на пригорок. Артемон снова схватил бороду, и замотал ей Карабаса.

55. Карло отругал Карабаса, взял Буратино за руку, и они, вместе с бывшими актерами Карабаса отправились домой к Карло.

56. На сцене стоит замотанный Карабас и хнычет.

57. Выходит Дуремар. Карабас приказывает развязать его, но Дуремар спускает замотанного и ведет его к себе, чтобы провести над ним пиявкотерапию.

58. Эпизод в коморке. Все пришли к Карло, Буратино показывает потайную дверь, которую они и открывают волшебным ключиком. И перед ними открывается потайной красивый театр. Волшебство построено на световой - звуковой партитуре, и сценическом дыме.

59. Актеры придумывают программу нового доброго театр,. Выходят куклы - промоутеры, и объявляют о начале спектакля, на которого уже собрались зрители в лице барбосов, лягушат с Тортиллой. Сюда же приходят Базилио и Лиса. Кот уловил момент и подарил Лисе цветок, и они под ругу отправились в зал.

60. Финальная песня. Песня исполняется под финальный танец.

61. Поклон.

 

«Маленькая Баба-Яга».

1. Спектакль начинается с эпизода появления светящихся существ, которые открывают занавес.

2. Следующем эпизоде зритель видит домик маленькой Бабы-яги, которая пытается колдовать, но у нее не получается.

3. На стуле спит Ворон Абразас. Маленькая Баба-Яга создает громкую хлопушку, ставит под стул, на котором спит Ворон, и прячется.

4. Хлопушка взрывается, ворон подскакивает, и начинается бегать по сцене. Увидел смеющуюся Маленькую Бабу-Ягу, и принялся ее отчитывать.

5. Маленькая Баба-Яга возвращается к занятиям, не слушая ворона, но у нее ничего не получается. Ворон старается ее наставлять, на что Маленькая Баба-Яга рассказывает настоящую причину ее неудач – не пускают на праздник, потому что она маленькая, и убегает.

6. Маленькая Баба-Яга выходит в походном костюме, Ворон пробует ее задержать, но она его заколдовывает, и улетает.

7. На сцене выключается свет, и появляются световые человечки. Они танцуют пластическую зарисовку, который изображает полет Маленькой Бабы-Яги до горы Глоксбер.

8. Эпизод празднования Хеллоуина. На поляну слетаются ведьмы. Когда все собрались они танцуют праздничный танец, который переходит в дикие пляски.

9. В самый разгар плясок прилетает Маленькая Баба-Яга, и сразу же вклинивается в танец.

10. Ее узнает ее тетка Румпумпель, и открывает ее настоящий возраст.

11. Все ведьмы собрались на совет, в результате которого Маленькой Бабе-Яге был поставлен срок подготовки к испытанию – через год. У нее забрали метлу, и выгоняют с праздника. Ведьмы полетели на соседнюю гору, чтобы продолжить праздник.

12. На лесной поляне Румпумпель собирает ведьм на тайный сговор. Начало эпизода построено в танцевальном жанре. Когда все собрались, она предлагает помешать Маленькой Бабе-Яге стать хорошей ведьмой. Все соглашается, тогда Румпумпельрассказывает кому что нужно делать.

13. Следующий эпизод снова показывает зрителю домик Маленькой Бабы-Яги. Ворон спит на стуле. Ворона разбудил звук хлопнувшей двери - Маленькая Баба-Яга вернулась домой. Абразас разоряется на Маленькую Бабу-Ягу за долгое отсутствие, но сразу же сменяет гнев на милость, когда понимает, что Маленькая Баба-Яга попала в неприятности.

14. Маленькая Баба-Яга придумывает план мести тетке Румпумпель.

15. Ворон заставляет рассказать Маленькую Бабу-Ягу что случилось.

16. После рассказа, Абрахас рассказывает Маленькой Бабе-Яге о добре, чтобы помочь ей стать хорошей ведьмой, и выполнить задание главной ведьмы. После этого рассказа Абрахас дарит Маленькой Бабе-Яге оберег.

17. Маленькая Баба-Яга, наколдовывает сырный торт. Они оба радуются, что она поняла как делать добрые дела.

18. Маленькая Баба-Яга отправляется на совершение добрых дел, но вспоминает, что ветлы нет. Она наколдовывает новую метлу и улетает. Ворон отправляется следом, чтобы помогать.

19. На сцену выскакивают две переодетые в лошадей Бабки-Ежки, и за ними третья с хлыстом. Они репетируют как будут разыгрывать Маленькую Бабу-Ягу. Одна из них замечает, что Маленькая Баба-Яга летит к ним и они прячутся.

20. На сцене прибегает, тормозя Маленькая Баба-Яга. Пока она любовалась новой метлой, на сцену выскакивают замаскированные Бабки-Ежки, и играют отрепетированные роли. Маленькая Баба-Яга, как и было задумано, вступилась за мнимых лошадей и

наказала погонщицу. В этот момент прибежал Абрахас, и принялся наблюдать за подопечной. Потом объяснила лошадям как им добраться домой, и пошла за метлой. Бабки-Ежки обрадовались, что их план сработал, и отправились на доклад.

21. Абрахас подходит к Маленькой Бабе-Яге и поздравляет с первым удачным хорошим поступком. Они вместе идут искать тех, кому нужна помощь.

22. На сцене лесная поляна. На нее прилетают две Бабки-Ежки. Убирают сухие верки и ждут Маленькую Бабу-Ягу, которая скоро прилетает. Бабки-Ежки прячутся.

23. На полянку вбегает Маленькая Баба-Яга, за ней бежит Абрахас. Он заставляет ее остановиться, и ругает за плохие поступки. Они слышат как незнакомые голоса.

24. К ним приходят переодетые Бабки-Ежки под простых бабок. Они сетуют, что не могут найти сухого хвороста, поэтом они замерзнут, заболеют и умрут. Маленькая Баба-Яга спрашивает у Абрахаса, будет ли помощь бабкам хорошим поступком. После утвердительного ответа она колдует сильный ветер, и на полянку падает очень много сухих веток. Бабки собирают ветки, благодарят за помощь и уходят. Маленькая Баба-Яга и Абразас радуются, что все получается хорошо, Бабки-Ежки радуются, что подвели Маленькую Бабу-Ягу под очередной хороший поступок. Маленькая Баба-Яга предлагает Абрахасу пойти домой, потому что очень устала.

25. На сцене выключается освещение, и появляются световые человечки. Между ними происходит шуточный бой, после которого они разбегаются.

26. Эпизод в домике Маленькой Бабы-Яги. Она пытается колдовать, но у нее не выходит. Абрахас ругает ее, потому что Маленькая Баба-Яга нарушает правила. В этот момент они слышат, как кто-то подлетает к домику. Они узнают Тетку Румпумпель, и они стараются спрятаться.

27. Румпумпель прогоняет ворона, находит племянницу, и сообщает в месте и времени экзамена. Маленькая Баба-Яга быстро собирается и улетает.

28. Румпумпель осталась одна в домике, находит признаки колдовства в запрещенный день, и делает у себя еще одну пометку.

29. Прибегает Абрахас. Румпумпель заколдовывает его, и они вместе танцуют лезгинку. Абрахас пытается сбежать, но появляются другие Бабки-Ежки.

30. Бабки-Ежки заколдовывают ворона, и он начинает танцевать в такт песни, которую они поют. Его связывают, но Абрахас вырывается и убегает.

31. Снова на сцене выключается освещение, и появляются световые человечки. На этот рас они исполняют танцевально пластический этюд, и скрываются.

32. Эпизод экзамена. Слетаются Бабки-Ежки и готовятся принимать экзамен.

33. Приходят Маленькая Баба-Яга, и ей начинают задавать вопросы, на которые Маленькая Баба-Яга с легкостью отвечает.

34. Главная Баба-Яга объявляет, что экзамен успешно сдан. Тогда Румпумпель приносит большой список добрых дел Маленькой Бабы-Яги.

35. Главная Баба-Яга объявляет о наказании Маленькой Бабке-Ежки, и улетают, чтобы подготовиться к празднику на котором состоится наказание маленькой Бабки-Ежки.

36. Маленькая Баба-Яга поет песню о добре, и о том, как хорошо делать добрые дела.

37. Прибегает Абрахас в поисках маленькой Баки-Ежки, но она вынуждена его ловить, потому что ворон испугался и хотел сбежать. Они делятся друг с другом последними новостями. Маленькая Баба-Яга придумывает план по обезвреживанию старших Бабок-Ежек, и с помощью колдовства заставляет их вернуться.

38. Старшие Бабки-Ежки возвращаются строем и исполняют пластическую зарисовку заколдованных ведьм. Маленькая Баба-Яга баба-яга заставляет их еще раз танцевать и отдать ей все свои колдовские книги.

39. Старшие Бабки-Ежки приходят в себя после колдовства и пытаются напасть на маленькую Бабу-Ягу, но у них не получается, потому что в месте с книгами они лишились колдовских сил.

40. Маленькая Баба-Яга собирается уничтожить книги, но старшие Бабки-Ежки упрашивают не делать этого.

41. Маленькая Баба-Яга заставляет пообещать, не совершать больше плохих поступков, а потом превращает злые волшебные книги в книги в которых появились только добрые заклинания.

42. Главная Бабка-Ежка предлагает назначить Маленькую Бабу-Ягу главной доброй Бабкой-Ежкой. Все соглашаются.

43. Маленькая Баба-Яга снимает заклятие с Ворона, и он улетает.

44. Маленькая Баба-Яга заплакала. Все бросились ее успокаивать.

45. Бывшая главная Бабка-Ежка напоминает, что сегодня праздник, поэтому не надо плакать, а надо танцевать.

46. Возвращается Абрахас, и они вместе танцуют финальный танец.

47. Поклон.

 

Глава 4. Словарь терминов

Баба-яга– в славянской мифологии лесная старуха – волшебница, ведьма. В некоторых сказках Баба – яга – мать змеев, противников богатыря. Кроме образов Бабы- яги – воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы помощника героя. Баба-яга жрица в обряде инициации. Яга – причинять боль, язвить, мучить.

Волшебство – магия, колдовство, чародейство, сверхъестественная способность при посредстве ритуала воздействовать на мир человека. В мифологии этой способностью наделялись люди, заключившие союз с нечистой силой, дьяволом – ведьмы, колдуны, оборотни.

Добро и зло – в мифологической модели мира одно из основных противопоставлений, соотносимых со светом и тьмой, небом и преисподней, жизнью и смертью, правдой и ложью (кривдой), богами и злыми духами.

Змей Горыныч – в русских былинах и сказках, представитель злого начала, дракон 3, 6, 12 головами. Связан с огнём и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом – с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна ( или три царевны).

Иван Дурак – мифологизированный персонаж русских волшебных сказок. Воплощает особую сказочную стратегию. Опирается на собственные решения, противоречащие здравому смыслу, но в конечном итоге приносящие успех.

Иван Царевич – мифологизированный образ главного героя русских народных сказок. Его деяния – образец достижения наивысшего успеха.

«Курьи ножки» - это название произошло от курных, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти»

Миф – Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.

Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука.изучающая мифы.

Чудовища – мифологические персонажи, порождённые землёй или вышедшие из земли, находящиеся в её недрах, сохраняющие черты змей, земноводных – получеловека.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование такого уникального явления как сказка обнаруживает многие, не совсем учитываемые в реальной жизни, обстоятельства и заставляет прислушаться не только философов, культурологов, педагогов и воспитателей, но и психологов, медиков, психиатров и даже политиков. Например, инвариантность сказочных сюжетов и особенно ролей, выявленное стремление к тождественным для данного типа личности решениям, достаточно четкий раздел на героев и антигероев с присущими им поведенческими реакциями, и, наконец, само противостояние двух миров –мира добра и мира зла, – это факторы, во многом обуславливающие взаимодействия в реальном, а не в сказочном мире.

Сказка – весомая составляющая духовной культуры человечества. Она пытается поведать современному человеку аллегорическим образом с привлечением многообразных символов и метафор историю становления всего человеческого рода, проявить архетипы и обнажить структуры бессознательного. Глубинные слои человеческой психики не могут быть явлены в одеждах рациональных суждений. Сказка, миф, притча, легенда – это дополнительные каналы информации, которые выбрали русло внерационального воздействия.

Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой культурной трансляции. Они внедрены в ткань живой культуры, в отличие от того, что подавляющая часть их ровесников – мифов, законов, моральных принципов и технических приспособлений – сегодня в первоначальном виде живут в лучшем случае в специально изучающих их науках.

Сказка учит известной легкости и быстроте мысли, постоянству, вектору правильного выбора. Сказки представляют собой драгоценный исторический документ, по-особому раскрывают душу народа, отражают помыслы о великом прогрессе человечества: о возможности летать (ковер-самолет), стремительно передвигаться (сапоги-скороходы), о новых технологиях и всем доступных благах (скатерть-самобранка) и пр. Нельзя обойти вниманием размышления о значении сказки, обосновывающие само существование сказочного жанра восполнением потребности освобождения от тяжести физического труда, от стихии природы, от болезней и недугов.

Многие писатели и исследователи особо подчеркивали силу ее реального воздействия. Сказка – это хитрая наука, чтобы ее овладеть, нужно проникнуть в семантику сказочной структуры.

Одна из отличительных особенностей сказки как диагностического инструмента является извлечение информации на языке метафор. Этот язык позволяет вскрыть глубинные проблемы личности, которые не всегда проявлены на уровне сознания. Причем, язык метафор более свободен от формализации, а это значит, что он позволяет индивиду раскрывать себя наиболее полно, самовыражение, обозначая наиболее значимые проблемы и комплексы. Поэтому сказка предстает как прекрасный стимульный материал и выгодно отличается тем, что позволяет за короткое время выявить характер межличностных отношений. Сказка выясняет общий эмоциональный фон испытуемого, его потребности, мотивы, общую психологическую активность, дает представление о его стратегиях и намерениях. В связи с этим использования потенциала сказки как механизма психокоррекции значимо и требует дальнейшего интегративного анализа с учетом достижений психологии и физиологии высшей нервной деятельности.

Перспективным направлением дальнейшего изучения этого уникального культурного явления может быть анализ того, насколько работает предложенная В.Я. Проппом модель на материале широко распространенных современных сказок – фэнтази. Исследование такого уникального явления как сказка приводит к важным для нашего современника выводам о значимости культурного влияния сказки.

 

 

Список литературы

 

1. В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка – Москва, 2007

2. А. Квятковский Поэтический словарь - Москва «Советская энциклопедия», 1966

3. В.Я. Пропп Исторические корни волшебной сказки – Л.:1946

4. М. Фасмер Этимологический словарь русского языка

5. Википедия Свободная Интернет – энциклопедия

6. Русские волшебные сказки - Москва «Советская Россия», 1989

7. Павлютенкова Ирина Валентиновна Сказка: философско-культурологический анализ / диссертация, 2003.

8. Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки//Проблемы детской литературы. – Петрозаводск, 1971.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 484; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!