А) Общая характеристика стиля романтизм в изо.искусстве Зап.Европы в 19 веке.



2 этапа: творчество Жерико (перв.треть) и творчество Делакруа (втор.треть).

Безграничное устремление к новому миру, построение своей жизни в энтузиазном движении.

-жестокость сюжетов;

-борьба, бунт, в частности: противопоставление официально признанному искусству, противопоставление мира действительности и мира образцово-идеального (двоемирие романтиков);

-связь с современностью: современные сюжеты, поиск нового идеала красоты;

-историзм мышления (исходя из предыдущего пункта);

-обращение к внутреннему миру человека как площадке встречи абсолютного начала с человеческой конечностью;

-смутность, единство, глубинность, открытость, живописнотсь.

Фр.:Жерико, Делакруа (борьба человека с окружающим миром); Герм.: Фридрих (со средневековья мистическое предстояние) Англия: Блейк, Фюсли (борьба с мистическим миром). на рубеже.

Романтизм: активность стремления представлять ограниченные формы в тяге к бесконечному.

Отсутствие в романтизме единой стилистической структуры. В его основе – «общность мироощущения, а не стиля».

значение фантазии, воображения. противопоставлении мира фантазии миру обыденной реальности – в самой реальной действительности находят импульс для творческой фантазии.

•     Неудовлетворение реальным миром, сл-но, уход в далёкое прошлое, мифологию, Восток, фольклор, средневековье.

•     Динамическая концепция мира, его восприятие в потоке постоянного движения, изменения. Идея эволюции, развития.

•     Сильные переживания, высота духа, напряжённость и страсти. Образ, наполненный внутренними порывами, энергией, динамикой.

•     Новая концепция личности – личность – это всё. В личности привлекало всё неповторимое, уникальное, индивидуальное, характерное, не нивелированное героическим и, в значительной мере, отвлечённым идеалом классицизма.

•     Особенный, обостренный интерес к внутреннему миру души человека, миру его чувств.

•     Небывалый прорыв и эмоциональный мир человека. Самые разнообразные его проявления и оттенки.

•     Проникновение в сокровенное, личностное, глубинное.

•     Фокусирование авторского внимания вокруг яркой, неординарной личности.

•     Использование метафор и символов.

•     Новая концепция творчества: утверждение права на свободное и даже субъективное видение и выражение мира, отрицание всяких канонов, норм и доктрин.

•     Типологическая и стилистическая неоднородность. Отсутствие в романтизме единой стилистической структуры вытекает из концепции свободного творчества.

•     В романтическом искусстве снимается иерархия жанров и чрезвычайно расширяется темы.

Живописность (линия теряет свое главенство), глубинность, открытость (снижение дистанции м/д зрителем и произведением), единство(один.позы, жесты), неясность(размытость границ форм).

Б) Творчество Жана Огюста Доминика Энгра.(1780 – 1867)

Классицист, его творчество представляет второй период развития классицизма (и захватывает третий). Тр.:

•     Античность (ск. и жив.) Преимущ. греческая скульптура.

•     Возрождение эпохи дученто (Джотто), кватроченто (флорентийская школа – Липпи, Синьорелли), Мазаччо. Высокое возрождение (Рафаэль)

•     17 век. Пуссен. Философия того времени: мир понимается как стабильная и неизменная система, порядок вечен.

Энгр видит свою задачу в том, чтобы подхватить нить этого искусства, показать преемственность поколений.

Тематика произведений:

•     Произведения на античные сюжеты, но преимущественно на литературной основе (Гомер) («Послы Агамемнона у Ахилла», «Зевс и Фетида»). Обр. к ним на протяжении всей жизни.

•     Лит. Сюжеты (Оссиан – «Сон Оссиана», Данте)

•     Темы связанные с историей прошлого, значимыми деятелями (Смерть Леонардо да Винчи», «Обет Людовика XIII»

•     Работы по истории современности (Сюда же можно отнести портреты Наполеона)

•     Религиозная тематика (которую он считал проявленной в каждой работе). Чисто религ. темы: «Христос передаёт Петру ключи от рая», «Муч-во св. Сифариона»).

•     Восточные мотивы (реалистич. изобр. отд. перс, атрибутов гарема, одалисок). Восток понимался как символ идеального пространства. Постижение культуры Востока демонстрировало способ постижения идеала – упокоенности, приближенности к мудрости (качество внутреннего покоя вообще понимается им как приближенность к мудрости)

•     В кач. темы для него выступает сам человек. Человеческая форма, фигура преследует цель явления идеи Бога. Поиск адекватной формы воплощения божественного составляет предмет тематических поисков Энгра.

Оговаривает темы к которым следует обращаться живописцу. Таковыми для него являются: справедливость, история, религия (приоритет в пользу религии. «Живопись – изображение духовных понятий, хотя и воплощённых в телесных формах»).

Жанры:

•     Портрет (концепция человека, наделённого эталонными качествами покоя, устойчивости, уверенности в себе. Человек, владеющий собой и пространством вокруг себя. Объединяющее начало всех портретов – чувство собственного достоинства.). Ориентировка на портрет эпохи Возрождения (Рафаэль). Характерно создание дистанции между объектом изображения и зрителем (цель стремления – дотянуться до этой меры) «Луи Франсуа Бертен».

•     Историческая живопись (понимает широко: сцены лит. произв. и события прошлого) Историческая живопись выстраивает качество всеобщего в человеке, даёт типическое. Он возводит изображаемое в ранг событий священной истории.

•     Ню. На первый взгляд лишены сюжетности, но это всегда религиозная картина. Духовное понятие: гармония человеческого тела и духа. «Купальщица Вальпинсона».

Художественный язык:

•     Значение контура

•     Доминанта линейности

•     Черты ареоклассицизма (линейность, ясность, множественность, замкнутость, плоскостность)

•     Фризообразность, доминанта плана в идейном содержании работы

Уравновешенные композиции

•     Рама выполняет роль границы, внутри которой сконцентрирована суть

•     Скульптурный характер живописи

•     Использование одних и тех же элементов и поз

•     Искажение пропорций человеческих фигур (концентрация духовного понятия. Форма, теряя изобразительность приобретает качество символичное)

•     Внимание к деталям.

1806-20-1римский п-д: Юпитер и Фетида 11-12. Сон Оссиана 13, Большая Одалиска 14

20-24 во Флоренции. «Обет Людовика», 1824-34-парижский п-д Апофеоз Гомера,1835-41-2 римский п-д Одалиска и рабыня 41, Стратоника,1841-67-поздний п-д Источник Турецкая баня 59-63

Билет 8.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 482; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!