Вопрос 36. Журналистика арабских стран: история и современность.



«История становления арабской прессы»охватывает период от зарождения арабской печати в конце XIХ в. до ее становления как целостной системы в первой половине ХХ в. Этот процесс уходит своими корнями в далекое колониальное прошлое и неразрывно связан с самобытной культурой и особенностями исламской религии в арабских странах.

Сама журналистика как социальный институт зарождалась в арабских странах вследствие европейской экспансии для информационно-коммуникативного обслуживания колониальных и полуколониальных режимов. Большую роль играло миссионерство. Оно оказало сильное просветительское влияние, что отразилось на организации образования, литературе и формировании арабской прессы. 

«Аль-Вакаи Аль-Мисрийа» («Вестник Египта») стал первой газетой на арабском языке, вышедшей в Египте в 1828 г. В январе 1858 г. в
 г. Бейрут начала выходить первая в Ливане политическая газета на арабском языке «Хадикат Аль-Ахбар». С этого времени сирийская пресса получает быстрое развитие. В различных городах страны, особенно в Бейруте, в 1858–1880 гг. появилось не менее 30 арабских газет и журналов.

На развитие публицистики в арабских странах значительное влияние оказывала эмигрировавшая в Египет интеллигенция из Сирии и Ливана, находившихся в особо трудных условиях османского гнета. В 1875 году выходцами из Ливана Бешарой и Салимом Текла была основана «Аль-Ахрам» (араб. الأهرام‎‎‎, дословный перевод: «Пирамиды») – крупнейшая египетская газета.

Важную роль играла политическая пресса. Появляются газеты, систематически выступающие против британской оккупации и поддерживающие панисламские тенденции. В прессе затрагиваются также вопросы внутренней жизни арабских стран, выдвигаются требования конституции, демократических свобод, женской эмансипации. Появляются первые женские журналы.

Периодическая печать начала быстро распространяться на арабском Востоке: к 1900 году издавалось больше 150 газет и журналов. Арабские писатели и журналисты, заимствуя из западноевропейской публицистики жанровую систему, привносили в нее свои национальные формы: рифмованную прозу (садж), авантюрно-плутовскую новеллу (макама) и традиционный жанр послания (рисала).

Под воздействием западноевропейской культуры на арабском Востоке в конце XIX – начале XX вв. начался общественный процесс возрождения (по-арабски «аль-нахда» – «подъем»).

Национальная журналистика послужила вызреванию в колониальном обществе сил сопротивления колониальному режиму и мобилизации коренного населения на борьбу за национальную независимость.

Арабская пресса. «Сегодня в арабском мире не существует свободной прессы», – заявил в беседе с автором этих строк видный египетский публицист Мухаммед Хассанейн Хейкал. Это признание бывшего соратника президента Насера и редактора крупнейшей египетской газеты «Al-Ahram», весьма информированного и влиятельного в арабском мире ветерана журналистики, отражало не только наличие повсеместного государственного контроля над арабской периодикой.

Действительно, в большинстве арабских стран периодика издается и финансируется государством, по отношению к прессе и журналистам применяются авторитарные методы управления и контроля. Вместе с тем необходимо отметить, что до недавнего времени в арабском мире было сравнительно немного «независимых» частных газет и журналов, способных выходить без финансовой поддержки со стороны государства: ограниченность аудитории (в связи с низким образовательным уровнем значительной части населения) и узость национальных рекламных рынков делали принципиально невозможным развитие коммерческой модели прессы во многих странах. В начале 1980-х годов частные издания существовали лишь в Бахрейне, Иордании, Ливане, Катаре, Кувейте, Марокко, Тунисе и Саудовской Аравии. Традиционно арабская периодика является весьма политизированной.

Законодательство арабских стран предусматривает многочисленные ограничения на деятельность прессы. Так, в Ираке при режиме Саддама Хусейна существовал законодательный запрет на освещение в печати ряда тем. За публикации, признанные оскорбительными для президента и высших официальных лиц, была предусмотрена смертная казнь.

Арабские издатели и журналисты испытывают давление не только со стороны правительственных кругов. Пресса находится и под пристальным вниманием экстремистских сил разного толка, главным образом – исламских фундаменталистов. Нередки случаи, когда журналистам и редакторам угрожают расправой за их профессиональную деятельность. Нападения на журналистов и их убийства также не редкость. Один из египетских редакторов, приговоренный фундаменталистами к смерти, вынужден постоянно держать под бумагами на своем рабочем столе заряженный пистолет: несмотря на вооруженную охрану его офиса, выставленную по решению правительства, постоянная угроза теракта более чем реальна.

Исключением из общих правил является деятельность так называемых общеарабских изданий, которые выходят в странах Западной Европы, где нет жесткого контроля со стороны арабских правительств.

В настоящее время, по мере дальнейшего развития рыночных отношений и роста предпринимательства, появления все новых нефтедобывающих арабских стран с быстро растущим уровнем национального дохода (в их число в 1990-е годы вошли Оман и Йемен – бывшие экономические «аутсайдеры»), в арабском мире усиливается тенденция коммерциализации СМИ. Это позволяет сделать прогноз, что в перспективе в арабских государствах будет появляться все больше частных периодических изданий, финансируемых главным образом за счет поступлений от публикации коммерческой рекламы и независимых от государственных структур.

Арабы насчитывают 294 млн. человек, что составляет (примерно 5% мирового населения). Но из всей мировой книжной продукции на их долю приходится лишь 1,1%. При этом 17% книг на арабском языке составляет религиозная литература. Если на 1 тыс. жителей развитых стран приходится 285 газет, то в арабских странах только 53 газеты. При этом подавляющее большинство арабских средств массовой информации существуют в условиях жесточайшей цензуры. Вместе с тем печатные средства массовой коммуникации по-прежнему играют большую роль в арабском мире.

Во многих странах арабского региона газеты и журналы принадлежат государству, по отношению к журналистам используются авторитарные методы управления и контроля. Арабская периодика традиционно является весьма политизированной. Арабские издатели и журналисты, помимо государственного, испытывают давление и исламских фундаменталистов. И только деятельность общеарабских изданий, выходящих за рубежом, избавлена от жесткого контроля со стороны арабских правительств

Сегодня в арабских странах усиливается тенденция коммерциализации СМИ: появляется всё больше частных периодических изданий, финансируемых за счет независимых от государства структур и поступлений от публикации коммерческой рекламы.

Правящие режимы арабских государств в своей информационно-пропагандистской деятельности пользуются двумя каналами передачи информации. Одним из них является официальная пресса, а второй представлен исламскими СМИ. Координируя свою деятельность и взаимно дополняя друг друга, оба информационных канала играют заметную роль в формировании общественного мнения в стране, в арабском и исламском мире в целом.

Параграф 2.2. «Радио и телевидение в арабских странах» посвящен рассмотрению системы электронных СМИ в Ближневосточном регионе. Ведущие позиции в развитии электронных СМИ занимает Египет. Радио и телевидение в Египте принадлежат государству. В 1993 году передачи вели 45 радиостанций и 41 телевизионный канал. В середине 1990-х годов в стране действовало уже около 50 телевизионных каналов. На информационно-политические телепередачи приходится 20% эфирного времени, на учебные – 17%, культурные –11,5%, религиозные – 10%, спортивные – 3,3%. Египет располагает мощной сетью спутниковых каналов, вещающих не только на все арабские страны, но и на весь мир. К ним относятся Al Hayat – арабский исламский спутниковый телеканал, Sat 7 Kids – арабский христианский спутниковый телеканал для детей и Nile TV International.

Марокканское радиовещание и телевидение (РТМ), впервые вышедшее в эфир в 1931году, является ведущей компанией в Марокко. РТМ ведет свои передачи на три разные аудитории: зарубежную, арабскую и берберскую. А «Радио Мавритании» ведет трансляции своих программ на арабском, французском языке и местных языках: волоф, сараколе и тукулер. С 1984 года здесь работает Телевизионная служба (Television de Mauritanie, TVM).

В объединенном Йемене (НДРЙ) в 1988 году был создан Комитет по делам радио и телевидения, а в 1990 году – Государственная корпорация по делам радио и телевидения, находящаяся под контролем Министерства информации. Местные радиостанции действуют в Таизе (1963), Эль-Мукалле (1967), Аль-Ходейде (1969) и Сайвуне (1973). Всю страну обслуживают два национальных телевизионных канала. Первый канал – это телевизионная служба на севере, начавшая вещание 26 сентября 1975 года; второй канал, обслуживающий юг страны начал свою работу 11 сентября 1964 года.

В Ливане с 1975 года было создано множество радио- и телестанций. Правительство Ливана под нажимом сирийских властей в ноябре 1996 года вынуждено было сократить число телевизионных станций до пяти. Все они принадлежат группе высокопоставленных чиновников и финансистов.

В Сирии под контролем властей созданы Генеральная дирекция радиовещания и телевидения и коммерческая служба «Сирийское телевидение». Иорданское телевидение ведет передачи по двум каналам, на одном – программы на арабском языке, на другом – иностранные телепередачи. Новости также передаются на французском и английском языках, а также на языке иврит. В Судане радиовещание ежедневно ведется на арабском, английском и французском языках, а также на языке суахили. Телевидение здесь начало вещание с 1962 года. Все передачи, транслируемые в г.Хартум и его пригородах, контролируются государством.. В Ираке до введения на его территорию американского вооруженного контингента радиовещание, телевидение и кино полностью принадлежали государству. В Саудовской Аравии радиовещание ведется с 1948 года. Здесь работают 76 радиостанций (1998), транслирующих сводки новостей, выступления политиков, проповеди, образовательные и религиозные программы. С начала 90-х годов в КСА широкое распространение получило спутниковое телевидение.

В Объединенных Арабских эмиратах правительственная служба радио и телевидения находится в Дубае. В настоящее время работает 22 радиостанции и 15 телевизионных станций. Катар относится к странам, имеющим современные средства связи. Используются 176,5 тыс. телефонных линий и 267,2 тыс. мобильных телефонов. Собственная спутниковая система позволяет принимать радио- и телепрограммы из-за рубежа, имеется автоматическая система международной телексной связи. Работают 12 радиостанций и 1 телевизионная станция («Катар телевижн сервис»). Население владеет 260 тыс. радиоприемниками и 230 тыс. телевизоров. Действует служба Интернет, насчитывающая около 70 тыс. пользователей.

Общие тенденции. Печать.

В настоящее время арабский рынок СМИ - один из наиболее перспективных и динамично развивающихся в мире. Это происходит в силу следующих факторов:

Наличие экономического потенциала

Способность рынка инвестировать СМИ

Политическая воля и социальная заинтересованность в активизации прессы и электронных СМИ

Они выполняют не только информационную и развлекательную func, но и политическую, являясь средством сплочения арабов. Арабские страны входят в Лигу арабских государств, основанную в 1945г. с целью защиты суверенитета ее членов.

Используются СМИ в качестве действенного инструмента формирования общественного мнения и влияния на идеологическую обстановку в стране. Руководство арабских государств достаточно эффективно решает задачи по сохранению идейно-политических основ своей власти, поддерживают атмосферу лояльности и общественного согласия.

В информационно-пропагандистской работе правящий режим арабских государств использует ^ 2 канала передачи информации:

Официальная пресса, а также различные правительственные или близкие к ним издательства.

Исламские СМИ

Зависимость некоторых арабских стран от США, Англии и Франции наносит отпечаток и на материалы изданий.

 .Журналисты арабо-язычных информационных агентств проходят подготовку или стажировку в этих странах и, соответственно, у них формируется прозападное мышление и видение некоторых событий в свете политики этих государств. Кроме того, в слаборазвитых арабских странах СМИ (Мали Джибути, Иордания, Йемен) периодчиеская печать финансируется за счет иностранного капитала, который и диктует свои условия подбора материала. Вместе с тем все более заметной становится активность богатых арабские государств в деле оказания помощи своим братьям-мусульманам обрести полную независимость.

Особое место занимает женская пресса. Здесь она стала развиваться значительно позже, чем в европейских странах. ^ Первое женское издание на арабском языке появилось на рубеже 19-20 вв. в Египте и Ливане. В настоящее время в странах Лиги Арабских Государств издается около 150 журналов для женщин. («Хава» (Ева), «Анхар» (Ручьи)).

Государственная власть многих арабских стран не проявляет должных усилий для устранения сохранившегося социального и бытового неравенства между мужчинами и женщинами.

Если на начальных этапах своего развития женская пресса способствовала развитию женского движения, укреплению общественного положения арабских женщин, то в последние годы достижения в этой области сведены к минимуму.

Т.о. специфика послевоенной арабской прессы обусловлена рядом факторов:

Экономический (богатство - бедность)

Политический (терроризм)

Культурологический (влияние ислама)

Первая арабско-язычная газета появилась в Египте в 1928г.- «Египетские вести». В настоящее время издается свыше 300 различных периодических изданий. В конституции декларируется абсолютная свобода слова. Но фактически власти осуществляют контроль за деятельностью прессы.

С 1875 г. стала регулярно издаваться газета «Аль-Ахрам» (Пирамиды), которая и сегодня остается крупнейшим периодическим изданием в арабском мире (тираж 600 тыс.экз). Это наиболее влиятельная газета в Египте.

В ^ 1944 г. еженедельная газета «Аль-Ахбар» (Новости); еженедельная «Роз Эль Юсеф» - наиболее популярный литературный и общественно-политический журнал. В традициях журнала критика правительства.

Еженедельная газета «Аль-Ахам» (Люди) 1978 – рупор национально-прогрессивной партии (левая). Выступает за самостоятельный внешнеполитический курс стран.

На английском языке, совместно с США издается журнал «Каир сегодня». Вслед за Египтом издательская деятельность стала распределяться на весь арабский регион.

В ^ Мали все СМИ находятся под контролем государства и правящей партии. Публикация рекламы не способствует развитию и укреплению, т.к. все доходы от нее поступают в гос.казну. Пресса печатается на французском и арабском языках.

^ Главной func СМИ Саудовской Аравии является пропаганда идей незыблемости существующего случая, исламской солидарности, верности корана и ислама. В отличие от других арабских стран, печать Саудовской Аравии практически не играет роли в формировании общественного мнения и не заостряет внимания на острых социально-политических проблемах. Такое положение объясняется:

· характером существующей политической Si (запрещены любые политические партии)

 

· однообразное содержание материалов на местные темы

 

· влияние мусульманских богословов на выбор тем

 

· материальным положением населения

 

· уровнем грамотности большинства населения

Большинство газет и журналов издается частными издательствами по лицензии правительства.

Популярные ежедневные газеты:

«Аль-Биляд» (Страна) 25 тыс.экз.

«Лучезарная медина» 30 тыс.экз.

«Эр-Риад» выходит с 1965 г. на арабском языке; уделяет много внимания официальной хронике и правительственным сообщениям. Полностью отражает позицию руководства страны.

^ Система арабских телевизионных каналов: направление и проблематика

Телевидение пришлось преодолеть значительное сопротивление исламских фундаменталистов, чтобы начать развиваться. Только когда по радио, а затем по телевидению стали передавать религиозную службу из мечети (прямая трансляция) религиозные деятели дали согласие на его распространение.

В ^ 2002 году появляется 2 крупных телеканала. Это телевидение «Абу-Даби» и телеканал «Аль-Арабиа». К настоящему времени количество разного рода арабских каналов приближается к 200.

Немецкий специалист по СМИ ^ Кай Кафец отмечал, что в арабских государствах практически отсутствуют представители политических партий и влиятельные персоны гражданского общества, и телевидение не может взять их роль на себя. По мнению Набиль-аль-Катиба (исполнительный директор канала Аль-Арабиа) независимость арабских телеканалов достаточно ограничена. Они либо принадлежат государству, либо финансируются частными капиталами из стран Персидского залива.

Современные многочисленные арабские спутниковые компании рекомендуют зрителям следующие телеканалы:

«Аль-Джазира» новости, политическое и экономическое обозрение, комментарии о событиях в мире

«Аль-Джазира» документальный канал

«Аль-Джазира» детский канал, канал студенческого телевидения

«Ас-Судан» (Африканские пейзажи)

«Аль-Мисрита» египетский канал, все о Египте

Составители программ для арабских телеканалов руководствуются иными признаками, нежели европейцы. Так, священный мусульманский праздник Рамадан – это время ежегодного бума для арабского телевидения. Более 100 драм и комедий производится специально для этого праздника. В создании таких программ всегда доминировал Египет, конкуренцию ему теперь составила Сирия.

^ Сетевые СМИ и терроризм.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!