Суть мифопоэтической методологии.



Мифопоэтический метод.

 

План.

1. Определение.

2. История, современность.

3. Категории, исследуемые внутри метода.

4. Суть мифопоэтической метолологии.

5. Плюсы и минусы метода.

6. Взаимосвязь с другими методами.

7. Литература.

 

Определение.

Основа мифокритической методологии –представление о мифе как решающем факторе всей художественной продукции человечества.

В произведении отыскивается столько структурных и содержательных элементов мифа (мифем, мифологем), что последние становятся определяющими для понимания и оценки данного произведения.

 

 

Мифопоэтика

Поэтика мифа

Изучение мифа и компонентов применяемых к нему.

Поэтика художественного произведения.

В центре мифологическая структура:

Раздел методологии,

изучающий текст через признак мифологических структур.

Сознательное обращение к мифу Бессознательное
       

 

История, современность.

 

Время Характеристика
1) XIX век. 1.Как особый метод, мифологическое литературоведение сформировалось в 30-ые г. 19в. в Западной Европе; 2.Философская основа классической мифологической школы стала эстетика Шеллинга, братьев Шлегелей (в основе всякой культуры, литературы оказывается мифология); 3.Теорию европейской мифологической школы разработали фольклористы братья Гримм в книге «Немецкая мифология».
2) XIX век. Россия. 1.В России мифологический метод распространяется в середине 19в. Его классики – Буслаев, Афанасьев;  - Буслаев рассматривал миф с этимологической точки зрения (в основе мифологических сюжетов оказываются объективные факты и явления); - Афанасьев в работе «Поэтические воззрения славян на природе» систематизирует славянскую мифологию.
3) Рубеж XIX - XX веков. 1.А. А. Потебня и А. Н. Веселовский. - А. А. Потебня подходит к мифу от лингвистики и семантики слова. - А. Н. Веселовский подходит к мифу с совершенно иной стороны, чем Потебня, исходя не из языка и семантики, не из «внутренней формы» слова, а из этнологии и сюжета, из внешних жанровых форм.
4) Современное состояние. 1. Современный мифопоэтический анализ исследует и динамику художественных форм, обусловленную историческим генезисом литературы, и архаические образы, актуализированные в процессе творчества из бессознательного автора. 2. В данной связи можно назвать, например, работы Лосева А.Ф («Диалектика мифа», М.Ю. Лотмана, Е.М.Мелетинского «Поэтика мифа»), В.Н. Топорова «Русский народ» (энциклопедия)» культорологичесоке изучение мифа и т. д.: 1. А.Ф. Лосев:(работы: «Диалектика мифа», «Символ и проблемы реалистического искусства»). В 1-ой книге Лосев формулирует сам феномен мифосознания; миф – 1) объективная реальность; 2) чудо. Миф – универсальный тип мировосприятия, предполагающий веру в чудо. Чудо понимается как форма реальности. Чудо – такой факт, образ, в котором разрушается привычные причины – следственная связь и привычные пространство – временные отношения. В художественной реальности чудо становится мощным, выразительным образным средством. Т.об., миф является формой выражения мистического опыта. 2. Е.М.Мелетинский: (работа: «Поэтика мифа»). Основа: 1) акцент на миф как художественный прием; 2) его эстетические возможности. 3. МирчаЭлиаде: (работа: «аспекты мифа»). Миф - «подлинное, реальное событие», событие сакральное, значительное, первородное откровение, служащее примером для подражания. 3.Кроме того, современный мифопоэтический анализ уже принимает во внимание постструктуралистские подходы к тексту, т.е, исследуются примеры мифотворчества жизни, которое осуществляется и на сознательном, и на бессознательном уровне.

 

 

Категории, исследуемые внутри метода.

1. Миф.

1) Древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле.

 

2) Представления людей о мире и месте человека в нем.

 

3) Определенное представление о мире, воплощенное в отвлеченных сюжетах и образах (Прекрасная Дама в поэзии А. Блока).

 

Типы мифов. Классические формы мифа и их отражение в литературе (по Е.М. Мелетинскому):

1. Мифы творения (космогонические мифы) – это мифы о порождении всех тех объектов, из которых состоит мир. Ситуация мифического творения включает три основные роли – творимый объект, источник(материал) и творящий субъект. Но в ряде случаев источник или материал оказывается во владении второго субъекта (демон, захвативший воду или небесные светила и т.п.), который часто приобретает черты антагониста, контрагента, которого нужно победить, подчинить, прежде чем получить доступ к объекту или его источнику. Введение это 4 роли создаёт почву для борьбы двух мифологических персонажей и тем самым предпосылку для развёртывания сюжета. Рассказы о «добываниях», произведённых культурными героями, стали основой для сюжетов сказки и героического эпоса.

 

2. Эсхатологические мифы– мифы о предстоящем конце мира, за которым следует или не следует его обновление. В различных мифах причиной уничтожения мира может быть всемирный потоп, мировой пожар, уничтожение предшествующих поколений, гибель богов, и другие сюжеты

Пример: представление о веке Антихриста, за которым следует второе пришествие Христа, миф о «золотом веке»

 

3. Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной. Схема календарных мифов у всех народов Европы, Азии, Америки, Африки приблизительно одинакова: главный персонаж – обычно бог растительности – в результате конфликта с чудовищем либо злым божеством, воплощающим деструктивные силы природы, гибнет или исчезает. На его поиск отправляется невеста, или жена, или мать, или сестра, реже – сын. Героиня-искательница бога находит, возвращает к жизни; тот, в свою очередь, побеждает противника, возобновляет свой прежний статус; правда, иногда становится одновременно и богом Подземного царства.

 

4. Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. = волшебная сказка

 

2. Тип героя.

Героические мифы выделяют четыре типа героев:первопредки, демиурги, культурные герои, трикстеры. Первопредки — основатели родовой общины и ее правил, первые люди или тотемные существа. Демиурги — боги или люди, владеющие искусством созидания природных объектов и культурных предметов. Культурные герои учат людей ремеслам и искусствам, добывают для них магические предметы, устанавливают общественные правила, защищают от сил хаоса — чудовищ и хтонических существ. Трикстеры являются демоническими антагонистами демиургов.

 

3. Первообраз– -а, м. (книжн.). Первоначальный, исходный образ, вид чего-н.

 

4. Архетип - в современном литературоведении: первообраз, модель мира и человеческих отношений, как бы бессознательно «дремлющая» в коллективной памяти человечества, восходящая к его единым первобытным представлениям (напр., старость - мудрость; материнство - защита). А. проявляет себя в отдельных мотивах или в сюжете произведения в целом. Архетипичны образы и мотивы фольклора народов мира. Сознательная или бессознательная трансформированная (измененная) архетипичность присуща творчеству отдельных писателей. Ее вскрытие при анализе усиливает восприятие художественного образа во всем его новаторском своеобразии, остро ощутимом как бы «на фоне» его вечной (архетипической) сути. Напр., мотив превращения человека злой силой в какое-либо иное существо (присущий разным фольклорным системам) в литературе подчеркивает трагизм и хрупкость человеческой судьбы (Ф.Кафка. «Превращение»).

 

Если архетип — постоянное схематическое инвариантное ядро, скелет многообразных мифологических сюжетов и мотивов в их предельной абстракции,

5. Мифологема.

то мифологема представляет конкретные модификации, разные проявления, видоизменения одной и той же сущности, архетипа.

 

Мифологема — термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культурах народов мира. Примеры: мифологема первочеловека, мифологема Мирового дерева, мифологема Потопа (шире — гибели человечества, и спасения избранных) и т. д. Употребляется также термин «мифологический архетип».

(Понятие было введено в научный оборот К. Г. Юнгом и К. Кереньи в монографии «Введение в сущность мифологии» (1941).)

 

Термин «мифологема» имеет амбивалентную природу: это и мифологический материал, и почва для образования нового материала:

в современной литературе слово «мифологема» часто используется для обозначения сознательно заимствованных мифологических мотивов и перенесения их в мир современной художественной культуры.

 

6. Ритуал.

Необходимость поступать как все порождает консерватизм мифологического человека: все до мелочей предопределено коллективными представлениями и ориентацией на авторитет традиции, ритуала, вождя. Миф связан с ритуалом и в значительной степени выступает как способ объяснения этих ритуальных действий.

 

7. Мифологическое мышление –архаическая форма осмысления действительности, в которой соединялись первобытные верования, образное отношение к миру, зачатки эмпирических знаний.

 

Черты.

- нерасчлененность – человек мифологической эпохи не выделял себя из природного и социального окружения;

 

- антиномичность – древний человек не мог увидеть мир в целом и воспринимал его кадрами с противоположными знаками (жизнь-смерть, свет – тьма);

 

- антропоморфизация – в мифе человек с одной стороны, антропоморфизирует природу (наделяет ее человеческими свойствами и чертами), а с другой – не выделяет себя из природы, рассматривает себя как ее часть, как природное существо. Человек рассматривает природу как собственное продолжение, ему присуще смутное чувство родства с отдельными видами животных, растений и даже предметами неодушевленной природы;

 

- «логика мифа» – отсутствие логики в нашем понимании. Миф с легкостью соединяет в одном объекте взаимоисключающих качеств, абсолютно противоположных пространственных, временных и сущностных свойств. «Логика мифа» – это замена причинно-следственных связей прецедентом, объяснить мир – значит рассказать о его происхождении;

 

- стихийность – заключение о явлении дается по первому впечатлению, а не по результатам анализа или размышления. При стихийном сознании одно явление природы, мира может восприниматься по-разному (дождь, как благо или наказание);

 

- повторяемость – смены времен спонтанны, случайны, творятся богами или духами по их желанию. Но тем не менее, существует установленный регулярно и циклично повторяющийся порядок. Время лишь делает возможным появление и существование вещей, но никакого влияния на это существование не оказывает, так как оно само беспрерывно возрождается;

 

- магия слова – слово выступает не как инструмент общения, а орудие магии. Подчинить себе предмет или явление, не поняв его (как сейчас), а назвав. В магическом смысле, овладеть предметом можно зная его «подлинное Имя». Задача мага – найти Истинное название (самые популярные поиски – поиски имени Бога). Таким образом, происходит отождествление предмета и его признаков. Миф в значительной степени соотнесен с языком уже по своему происхождению (вспомните лингвистическую теорию), но язык в мифе выступает как средство создания единства и общности чувственных образов.

 

Важными характеристиками мифологического мышления является восприятие времени и пространства.

 

8. Мифологическое время.

Мифологическое время

Сакральное Эмпирическое
Время – мифическое время – есть время начальное, раннее, «время сновидений», время до времени, до истории. Это время сакральное (в отличие от обычного профанного времени реальности). Именно в это время совершаются все важнейшие события.    
 

 

Время опыта, освоения мира при помощи знаний из сакрального времени. В профанном времени магические силы поддерживают установленный порядок.  

 

9. Мифологическое пространство.

 

- иерархичность – разделение на определенный круг локаций (пример: Олимп – Земля -Загробный мир);

- антиномичность(сакральный локус) – восприятие мира кадрами с противоположными знаками (жизнь-смерть, свет – тьма);

- категории дороги (векторы движения) – герой способен перемещаться в пространстве как вертикально, так и горизонтально, из одного мира в другой, в мир загробный, мир богов (проход есть у избранного)».

 

Суть мифопоэтической методологии.

1. Мифопоэтический подход позволяет выявить в произведении его наиболее значимые мотивы, образы, идеи.

2. «Расшифровка» различных мифологем дает возможность выявить в нем множество смыслообразующих «пластов». Это, в свою очередь, позволяет судить о насыщенности, неоднозначности повествования, постичь во всех нюансах художественный замысел произведения.

3. Мифопоэтический мелод дает также возможность создать представление о поэтической картине мира автора, определить культурные, философские и другие феномены, оказавшие наибольшее влияние на его творческое сознание.

 

 

Плюсы и минусы.

Плюсы:

1) широкие интертекстуальные связи;

2) метод достаточно изучен и разработан(современное состояние: метод является рабочим, активно используется и пременяется на уроках литературы в школе);

3) «однозначность» (как изучение произведения только с одной стороны) – своеобразный фильтр при изучении произведения.

Минусы:

Минусы метода выявлены не были.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!