Докажите, что песня « Пугачёв казнён » является исторической песней .



Эта историческая песня относится ко времени Крестьянской войны 1773-1775 годов. Предводителя этой войны звали Емельян Иванович Пугачёв. «Пугачёв в темнице» - это историческая песня, в которой рассказывается о Пугачёве после разгрома его восстания.

Исторические песни выражают чувства безымянных авторов в связи с какими-либо историческими событиями (войнами, походами, народными восстаниями), а также случаями из жизни царей, государственных деятелей, предводителей бунтов и восстаний. Скорее всего песня "Пугачёв казнён" написана крестьянами, так как высшие сословия хотели убрать Пугачёва и тогда бы в песне не звучали такие слова:

"Нет больше народного заступника

Емельян ты наш родной батюшка!" или

"Как остались мы, сироты горемычны!"

По названию "Пугачев казнён" понятно, какие события послужили для неё основой - казнь Пугачева. По историческим источникам отмечено, что приговор был приведен в исполнение 21 января 1775 года на Болотной площади.

По объему песня короткая, но даже в этих семи строках понятно, как любили и уважали крестьяне Емельяна Пугачёва, обращаясь к нему: "Емельян ты наш родной батюшка!..."

Характерные признаки жанра исторической песни имеются: чувства неизвестных авторов к тому или иному историческому лицу, событию.

 «Так, например, в ней используются постоянные эпитеты: лес тёмный, садик зелёный, ворота решётчатые, добрый молодец.
Как и в любом произведении фольклора, используются лексические повторы: «Ты, звезда ли моя, звёздочка…», «Кандалы мои, кандалики… » Кроме лексического повтора используется анафора – единоначатие: «Выше леса тёмного, Выше садика зелёного» , «Доставались мне кандалики, доставались мне тяжёлые… » Другая стилистическая фигура, характерная не только фольклору, но и любому поэтическому произведению, это инверсия – обратный порядок слов: «Становилась та звёздочка над воротами решётчатыми. » Ещё одна стилистическая фигура – риторические вопросы и обращение: «По ком вы, кандалики, доставалися? » «Ты, звезда ли моя, звёздочка… »
Русский фольклор характеризуется использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: звёздочка, кандалики, садик, тятенька, маменька.

Песня проникнута тоской, страхом, горем.

 

Билет № 30

Какие произведения, прочитанные вами в 8 классе, повествуют об исторических событиях, происходивших в России?

Предание «О покорении Сибири Ермаком» и дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» – это изображение истории о вторжении на территорию Сибирского ханства казачьего отряда Ермака в 1581-1585 годах. С этого времени начинается освоение Сибири русскими людьми.

«Капитанская дочка» А.С.Пушкина повествует о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева1773-1775 гг.

Л.Н.Толстой «После бала». Время, которое находится в центре внимания, – сороковые годы XIX века. Николая I называли Николай Палкин. Жестокое отношение к солдатам, которых, как правило, набирали из крепостных крестьян, было нормой в ХVIII-ХIХ веках.

«Обоз». Эта басня -критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Вместе с «Василием Тёркиным» мы прошли по дорогам фронтовым, познали тяготы солдатских будней и радость Победы.

Изученный произведения обогатили нас духовно.

Суровое осуждение жестокой действительности в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Рассказ как эпический жанр.

Л.Н.Толстой в рассказе «После бала» осуждает жестокую действительность, которая психологически и физически унижает человеческую личность.

Герой рассказа – дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало рассуждающий. Одно событие, произошедшее на его глазах, заставило пересмотреть свое отношение к жизни и сурово осудить жестокую действительность. Идея произведения именно в этом и заключается.

Композиционный прием – контраст – помогает понять основную мысль произведения. Расправа над солдатом имеет особое значение, именно она дала название рассказу — «После бала». 

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.

Удивляет жестокость «воинского начальник». Полковник убежден, что «все надо по закону»: как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил государственный закон.

Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич уважает государственные законы, но живет по законам нравственным, человеческим, поэтому ему очень жаль несчастного солдата.

Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Произведение «После бала» относится к жанру рассказа.

Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Особенности рассказа

· Небольшой объём

· Ограниченное число действующих лиц

· Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.

· В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.

· Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.

· По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.

· Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.

· В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.

· Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос. .

Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1753; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!