Считается, что концепция самоорганизации открытых систем является сегодня естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии.



Тема 4-2. Философское учение о развитии (Диалектика). Основные законы развития.

 Введение

1. Понятие закона и закономерности. Классификация законов.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон количественных и качественных изменений.

4. Закон отрицания отрицания.

5. Синергетика как «наука» о самоорганизации.

6. Концепция глобального эволюционизма.

Ключевые понятия: развитие, принцип, закон, самоорганизация, открытость, нелинейность, неравновесность, диссипация, флуктуация, бифуркация, аттрактор, хаос, порядок, параметры порядка, принцип подчинения, циклическая (круговая) причинность, фрактальность, система, элемент, структура, информация, энтропия, стрела времени, бифуркация, жесткий детерминизм, закон, диссипативная система, «черный ящик», «белый ящик», сущность, явление, принцип, открытая система, закрытая система, линейность, нелинейность, холизм, синхронизация, принцип максимального промедления, новое понимание будущего, философия выживания, философия надежды.

 

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2010.

2. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

5. Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.] – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Введение в философию: учебник для вузов. В. 2 ч. Ч. 2 / Под общ. Ред. И.Т. Фролова – М., 1989. Глава VII. Диалектика.

7. Кучевский, В.Б. Философия: проблемы бытия и познания: учеб­ник/ В.Б. Кучевский. - М., 1998. Гл. VII-ХI.

8. Философия: учебник; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. Разд. IV,гл. 3.

Методические рекомендации

Цель темы –дать целостное представление о развитии природы, общества и мышления, о преемственности диалектических проблем в истории философии, о законах и категориях диалектики, прояснить соотношение хаоса и порядка, детерминизма и индетерминизма, сущности и явления и др.

Задачи темы –на основе современных достижений науки и философии сформировать способность анализировать явления во Вселенной с позиций диалектики и синергетики, используя их категориальный аппарат, показать неравномерность и нелинейность развития незамкнутых природных систем; охарактеризовать исторические этапы диалектики, ее законы и категории. Системность и самоорганизация бытия. Синергетика. Хаос и порядок. Диссипативные структуры как начало самоорганизации системы. Раскрыть соотношение понятий «систе­ма», «элемент», «структура». Форма и содержание системы. Детерминизм и индетерминизм. Детерминистские связи бытия: причина и следствие, необходи­мость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление. Динамические и статистические закономерности. Исторические этапы развития диалектики. Законы развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания. Исторические судьбы диалектики.

Введение.

Задачей современного познавательного процесса является не только перенос информации (знаний) от предшествующего поколения к новому, но также обучение технологиям научения, критическому отношению к сложившимся парадигмам, развитие творческих способностей, способов прогнозирования будущего. Перенос методов одной науки в другую создаётсинергический (системный,) эффект «расширения» сознания, умения «заглядывать за горизонт». Для полноценного «видения» очень большого объекта необходимо менять точку зрения, т.е. перемещаться в пространстве. Исследователю, ученому, студенту также необходимо перемещаться в пространстве разных знаний, разных точек зрения, синтезируя многомерную картину мира.

В конце 20 веке стало очевидным, что «линейного, устойчивого развития» ждать не приходится. Чтобы не создавать антропогенные кризисы, общество должно согласовывать свои действия с законами развития мира. Нужно прогнозировать будущие кризисы и принимать упреждающие меры, не ждать когда “грянет гром”.

Линейное прогнозирование себя не оправдало. Постнеклассическая наука со своей новой системой парадигм стала рассматривать мир как нелинейный, неравновесный, многомерный, а процессы как необратимые, хаотичные.

Интеллектуальными инструментами науки являются парадигмы. В каждую эпоху наука имеет свой набор парадигм.

Парадигма - это своеобразный инструмент, путеводитель познания, как открытое «окно», ориентирующее взгляд в нужную сторону. Парадигма заставляет ученых общаться на одинаковом языке и «смотреть» на мир единообразно.

Следует подчеркнуть, что парадигма облегчает восприятие одних сторон действительности, но затрудняет восприятие других.Заблуждение начинается там, где какому либо выводу, теории, точке зрения придается универсальное значение, где относительное принимается за абсолютное. Парадигма имеет тенденцию обращаться в догму.

Холизм – это восприятие Мира через множество парадигм (плюрализм взглядов), как через множество окон, открытых в разные стороны. Холизм требует умения синтезировать цельный образ из фрагментов разных знаний.Современный постнеклассический этап развития научной мысли характеризуется становлением новой мировоззренческой парадигмы: на смену идеям борьбы противоположностей выходят интегративные концепции и принципы взаимодополнений, а на смену аристотелевской логике - системы многозначной и нечёткой логик.

В настоящей лекции мы будем исходить их следующих установок:

· В науке существует много привычных, стойких заблуждений, мифов.

· Цитата из трудов древних философов и классиков не является доказательством, а только точкой зрения.

· Реальная картина мира складывается из множества разных точек зрения.

· Эмпирический опыт не следует распространять на слишком широкий круг явлений без поправок и корректировок.

· Парадигмы науки имеют ограниченное применение.

· На результаты любого опыта влияет присутствие и мнение субъекта. Объективное и субъективное воззрение представляет единый комплекс.

· Любое явление следует изучать в динамике.

Особенности метафизического и диалектического метода (способа) рассмотрения мира мы рассмотрели в предыдущей лекции. Сегодня рассмотрим основные законы диалектики.

Нельзя отождествлять понятие «движение» с понятием развития, поскольку развитие – это один из видов движения.

Развитием называется необратимое, закономерное, направленное изменение объектов ( только одновременное наличие всех трех признаков отличает развитие от изменчивости).

1. Развитие необратимо, поскольку обратимость характерна для процессов функционирования систем, в ходе которых происходит повторение, циклическое воспроизведение некоторых постоянных для системы функций (обмен веществ в живых организмах и т.п.);

2.Развитие закономерно, то есть протекает по определенным законам, знание которых делает возможным научное прогнозирование развития (личности, общества в целом или отдельных его элементов, например, экономики и т.п.).  Строго говоря, каждое явление (класс явлений) имеет свои специфические закономерности развития. Однако философия анализирует развитие с позиций универсальных (всеобщих) законов развития,которые были впервые сформулированы Г.Гегелем.

3.Развитие имеет направленность - прогрессивную или регрессивную.

В настоящее время в понимании диалектического характера процессов развития большую роль играет синергетика – наука, возникшая в 60-е гг. ХХ века, основателями которой считаются И.Пригожин (Бельгия) и Г.Хакен(Германия).

Синергетика изучает процессы самоорганизации и саморегуляции открытых систем, то есть систем, обменивающихся с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Считается, что концепция самоорганизации открытых систем является сегодня естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии.

Прогресс (лат. progressus - движение вперед, успех) – тип направления развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному.

Регресс (лат. regressus – обратное движение), содержанием которого являются процессы деградации, моменты застоя в развитии, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Для определения направленности развития необходимо установить критерии прогресса, то есть указать признаки, на основании которых производится оценка развития как «прогрессивного» или «регрессивного».

Сложность решения данной проблемы обусловлена двумя обстоятельствами:

А) поскольку понятие «развитие» не применимо к миру вообще, который изменяется, движется, а развиваются только отдельные его системы(организмы, личность, общество, Солнечная система, Вселенная и т.д.), постольку и понятия прогресс и регресс применимы только к отдельным процессам и явлениям;

Б) в силу многообразия процессов развития невозможно найти единый, универсальный объективный критерий прогресса, применимый, например, и к науке, и к искусству, и к экономике и т.п. Поэтому проблему критерия прогрессивного развития приходится решать конкретно, учитывая специфику явления, что тоже весьма затруднительно.

Однако в мире нет прогресса и регресса в чистом виде.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!