Гармонические сочетанияродственно-контрастныхцветов (1/2 круга)



Лекция № 14

ПОСТРОЕНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИХ СОЧЕТАНИЙЦВЕТОВ

Вопросы:

1. Однотоновые гармонические сочетания.

2. Гармонические сочетания родственных цветов.

3. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов.

4. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.

5. Геометральная основа гармонизации цветовых отношений

Однотоновыегармоническиесочетания

Однотоновые гармонии цветов очень близки к ахроматическим гармониям,которые были рассмотрены выше. Отличие заключается лишь втом, что основу хроматических сочетаний,составляет один какой-либоцветовой тон, который в техили иных количествах, присутствует в каждомиз сочетаемых цветов, Контрастируют же эти цвета один с другим толькопо светлоте и насыщенности.

Общий цветовой тон гармонизирует сочетания, являясь объединяющим фактором, общей связующей нитью в сложных многоуровневых отношениях цветов.

Рассмотрим возможные направления организации однотоновых гармонических сочетаний.

Если цвета, выбранные для сочетания, отделены один от другого разными интервалами, контраст по светлоте и насыщенности выражается сильнее; динамические отношения между цветами вносят в композицию элемент активности, напряженности. В данном случае однотоновые гармонии правильнее именовать гармониями динамического контраста (например, цвета 8; 6и 2).

 

Обычно при организации однотоновой гармонии динамического контраста два цвета выбирают с небольшим интервалом между ними; третий же цвет должен отделяться от первых двух большим интервалом. Именно поэтому третий цвет активно контрастирует с первыми двумя, а в композиции активно прочитывается или светлый, или темный рисунок.

Таким способом достигаются эффекты «свечения» и «горения» цвета в хроматических однотоновых композициях. Самый светлый и насыщенный цвет следует располагать на очень небольших по величине площадях. Цвета, которые служат фоном, должны быть затемненными и сближенными по светлоте.

Для однотоновых гармоний очень важно отношение площадей, занятых сочетаемыми цветами. В случае примерно одинакового распределения площадей всех цветов утверждается идея статики. В случае контраста площадей, контраста светлоты и насыщенности утверждается динамика.

Гармонические сочетанияродственных цветов (1/4 круга)

К родственным цветам в цветовом круге относят все промежуточные цвета, включая один из главных цветов, их образующих. Главные два цвета, ограничивающие сектор, не являются родственными, но по отношению к промежуточным цветам внутри сектора каждый из них родственным является. Таким образом, родственные цвета объединяет между собой наличие в них какого либо количества двух главных цветов.

В цветовом круге имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные и сине-зеленые. Если воспользоваться обозначениями цветов, принятыми на рис. 1(приложение А), то группу желто-красных цветов составят цвета 1—6 или 2—7, группу желто-зеленых цветов — цвета 1, 20—24 или 19—24 и т. д.

Родственными не являются цвета двух соседствующих секторов, даже близко расположенные, т.к. в образовании подобной гармонии участвует три основных цвета. Сравним две пары цветов: 46 и 6—8 (рис. 1). Если оба цвета в первой паре образуют желтый и красный, взятые в разных соотношениях, то в цвета второй пары входит красный и синий цвета. Желтый и синий цвета являются контрастными. Естественно, цвета 6 и 8 родственными не являются.

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей двух главных цветов, расположенных в цветовом круге рядом.

Родственные сочетания цветов — это сравнительно сдержанная уравновешенная спокойная колористическая гамма, особенно когда они не содержат резких светлотных противопоставлений. Гармония родственных цветов основана на похожести цветовых тонов, на легком их противопоставлении (опять же по цветовому тону).

Введение в сочетание родственных цветов даже в незначительном количестве примесей белого или черного цвета способствует гармонизации цветов, усилению их эмоциональной выразительности.

Шугаев под цветовой гармонией подразумевал цветовое равновесие. Цветовое равновесие (к примеру двух цветов) это такое соотношение, такие качества обоих цветов, при которых они не кажутся чуждыми один другому. Речь идет не о равновесии двух главных цветов, а о зрительном равновесии одного из главных цветов, входящих состав двух сопоставляемых цветов Подобная гармонизации часто связана с изменением их насыщенности, а следовательно, их светлотных отношений.

Рассмотрим как можно гармонизировать три родственных цвета: чистый желтый 1, оранжевый 3 и оранжево-красный 4 (рис.1). Количество желтого и красного в каждом цвете различно. Что6ы достичь гармонии указанных цветов, необходимо уравновесить хотя бы один изсоставляющих их цветов, например желтый. Делается это следующим образом: разбеливают чистый желтый цвет1, уменьшая количество желтого компонента в нем; оранжевый цвет 3разбеливают в меньшей степени., уменьшая в нем одновременно количество и желтого и красного; оранжево-красный цвет 4оставляют неизменным. В результате количество желтого (чистого) в трех цветах становится примерно одинаковым. Эту же задачу можно решить добавлением к двум цветам разного количества черного цвета.

Анализируя систему из пяти цветовых кругов (рис. 1), можно заметить, что родственные цвета главного цветового круга значительно менее всего согласуются один с другим в колористическом отношении (по сравнению с аналогичными родственными цветами в других кругах, несколько разбеленными или затемненными).

Кроме того, дополнительнойгормонизации в сочетаниях родственных цветов можно добиться применением активного светлотного контраста. Равнонасыщенные цветовые тона одинаковой светлости не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но достаточно к двум из трех сочетаемых цветов добавить некоторое количество черного или белого цветовое сочетание сразу становится убедительнее, цвета начинают гармонично соединяться один с другим, подчеркивая и акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.

Кроме того, важнейшим условием гармонизации цветов являются пропорции площадей, цветовых участков и форма этих площадей.

В творческих поисках гармонических сочетаний родственных цветов рассмотренными выше правилами следует пользоваться не догматически, а свободно, творчески.

 

Гармонические сочетанияродственно-контрастныхцветов (1/2 круга)

Сочетания родственно-контрастных цветов представляют, пожалуй, самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые цвета, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета. Всего четыре группы родственно-контрастных цветов.

Рассмотрим несколько подробнее цвета первой группы — желто-красные и желто-зеленые. С одной стороны, они несут в себе признак родственности, поскольку и в тех, и в других имеется некоторое количество общего чистого желтого цвета: все они в какой-то мере желтоваты по сравнению с другими цветами. Одновременно с этим в желто-красных цветах в разных количествах присутствует чистый красный, а в Группе желто-зеленых — чистый зеленый цвет, контрастный и дополнительный красному цвету. Таким образом, эти цвета и родственны и контрастны.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов различных групп характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью.

Принципиально отличаются от них сочетания холодных сине-красных и сине-зеленых цветов. И, конечно, совсем по-другому звучат сочетания теплых желто-зеленых цветов с холодными сине-зелеными и теплых желто-красных цветов с холодными сине-красными.

Различные сочетания родственно-контрастных цветов могут быть гармоничны в большей или меньшей степени.Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд (рис. 4) несколько таких хорд показаны пунктирными линиями. Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов.

Родственно-контрастные цвета даже в чистом виде, без примесей к ним ахроматических, гармонично сочетаются один с другим, при условии, когда количество объединяющего главного цвета(например желтого) и количество главных контрастирующих цветов(например красный, зеленый) в двух сочетаемых цветах одинаковы. Но художник чаще имеет дело с цветами более сложных оттенков, разбеленными или затемненными. Ощущение эмоциональной выразительности родственно-контрастных цветов, естественно, меняется в зависимости от присутствия контраста светлотности или насыщенности.

Рассмотрим в качестве примера сочетание желто-зеленого цвета 22 из главного круга и оранжевого 4 из 2круга. Оранжевый затемненный цвет содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Согласно принятому ранее условию, что бы создать наиболее гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно, желто-зеленый цвет 22 несколько разбелить, что уменьшит количество чистого желтого и чистого зеленого в нем, ослабит его насыщенность. Однако при этом следует учесть, что уравновешенность цвета таким способом будет связана с увеличением его светлоты. Если этот факт в композиции нежелателен, можно к чрезмерно высветленному желто-зеленому цвету добавить такое количество черного, чтобы визуально цвета были гармонично уравновешены.

В практике художественного творчества сравнительно редко приходится сталкиваться с композициями, которые содержат всего, два цвета. Два цвета не могут составить пропорциональное отношение. Простейшее гармоническое сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним одного ахроматического цвета, особенно белого или черного.

Аналогично приведенному другое решение, когда к сочетанию, двух родственно-контрастных цветов добавляются цвета из теневых рядов этих цветов.

В последнем случае мы имеем один из видов гармонических сочетанийдвух теневых рядов родственно-контрастных цветов.

В целом эти гармонические сочетания подразделяют следующим образом:

-два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;

- два чистых родственно-контрастных цвета, дополняемых цветами из обоих

теневых рядов;

- один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов. При этом чистый цвет можно окружать цветами теневого ряда данного цвета, а остальные брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении;

- все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные(гармония приобретает более сдержанный колорит, поскольку полярные свойства цветов смягчены).

Кроме того, любые три или четыре родственно-контрастных цвета могут быть сочетаемы с цветами теневых рядов любого из этих родственно-контрастных цветов.

Именно в сочетаниях родственно-контрастных цветов со всей полнотой и наглядностью проявляются два основных принципа построения цветовых гармоний: принцип одинаковости и тождественности цветов и принцип противопоставления цветовых тонов.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!