От Давида до вавилонского пленения



Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования


«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙЦЕРКВИ»

 

Кафедра библеистики

                                                      

Направление подготовки бакалавров

 

 

реферат по дисциплине

«Библейская история»

 

«Избрание еврейского народа: смысл и цель»

 

 

Выполнил студент

1-Б курса

Бутко В. В.

 

                                                         дата,подпись

 

Научный руководитель:

Добыкин Д. Г.

магистр богословия

 

                                             оценка, дата,подпись

 

Санкт-Петербург

2018 г.

Содержание

1.Заветс первым человеком............................................................................ 4

2 Завет с Ноем................................................................................................... 8

3 От Авраама до Давида................................................................................. 10

4От Давида до вавилонского пленения........................................................ 15

5.От Вавилонского Пленения до Мессии..................................................... 20


Введение

Актуальность работы:

~Данная работа позволяет ознакомиться и сформировать представление о смысле и цели избрании еврейского народа Богом.

Объект исследования:

~Завета Бога с избранным народом.

~Подготовка еврейского народа к приходу Мессии.

Предмет исследования:

~Рассмотрение идеи завета Бога с избранным народом ее цель и смысл.

~Религиозное состояние и чаяния народа Божьего на протяжении Ветхого завета.

Цель работы:

~Исследовать и проанализировать смысл и цель избрания еврейского народа Богом.

Задачи работы:

~Изучить материалыдореволюционных и современных бобслеистов на предмет богоизбранности еврейского народа, смысла и цели его избрания.

Методы исследования:

~Теоретический:исследование, изучение и анализ литературы.

Практическая значимость реферата:

Структура работы.


Завет Бога с первым человеком

Значение слова «завет» в русском переводе Ветхого Завета связано с греческим термином διαθήκη - договор, завещание, ставшим в переводе Септуагинты главным эквивалентом еврейского слова  - договор, соглашение. Дрругие термины, обозначающие «договор» в Ветхом Завете ( ), также обычно переводятся словом διαθήκη[1].

Завет Бога с израильским народом – является завершающимэтапом в развитии идеи заветов в истории ветхого завета и первым совершившимся событием в исполнениитех великих обетований, которые Бог даровал Аврааму при завете с ним. Для израильского народаБожий завет с ним, как целым народом, является событием определяющим происхождение этого народа, как народа Божия. Изъясняет возложенное на этот народ великое назначение; раскрывает суть его истории, делает понятным его настоящее положение и, в конце концов, проливает свет на его будущие судьбы[2].

До синайского завета у Бога были четыре завета с людьми: первым был вечный завет с Адамом, как существующим прежде всехлюдей (Сирах. 17: 1-10); временныйвторой завет с Адамом после его падения (2 Кор. 3:14); завет с Ноем и только потом с Авраамом. Ссамого начала до Синайского завета онипоказывают всю историю отношений Бога к человеку, которая была обусловленажизнью и религиозно-нравственным состояниемлюдей. Сразу же после создания Адама, как первого человека Бог заключает свой первый завет (Быт. 2:16-17). Он заключался в определении цели жизни человека согласно духовным силам и способностям, которыми творение Божиебыло наделено при своем создании. Человек, венец творения, создан Богом по особому Совету Святой Троицы, по образу и по подобию Своему[3].По заветуцель жизни должна была заключатьсяв восхвалении и прославлении Бога (Сирах. 17:9-10). Но Господь призывает человека свободно следовать к указанной ему цели и не влечет против его воли.Первый человек, к сожалению, использует свою формальную свободу не к лучшему направлению.Да, был нарушен завет с Богом, через грехопадение прародителей, однако он не был окончательно разрушен. Грехопадение не стало окончательной утратой страха Божия, сознания правды Божией и своей ответственности пред Ним. Если долг послушания был нарушен, то способность послушания у человека осталась. Но как скоро грех вошел в мири затмил собою образ Божий – обращение к Богу становится возможным только при снисхождении Самого Бога к человеку; только если Он Сам снова свяжет завет, расторгнутый грехом человека в нем. Прежде восстановления человека в первом союзе с Богом, прежде его спасения,– сперва требовалось его воспитание для его же спасения: развить способность ко спасению и вызвать нужду в нем[4].

Человечество с момента своего отпадения от Бога, в лице своих родоначальников Адама и Евы, стало предметом особого Божьего действия, цель же которого заключалась в спасении его от греха примирении его с Богом[5].

Весьма важный момент заключался в самоосознании человеком необходимости дела своего спасения, что бы он смог почувствовать нужду в очищении от греха, в возвращении на первоначальный путь. В этом заключается вся сущность и цель ветхого завета. Но по Божественному определениюнарушивший завет человек должен былподвергнуться смерти (Быт. 2:17). Следовательно, было не обойтись без божественной помощи или благодати, благодаря которой, павшему человеку удалось бы сохранить свое существо с остатками добра, то беж саму способность к принятию спасения. В такой Божественной помощи нуждались все люди, так какони всебыли заражены грехом,без помощи благодати им угрожала смерть. Это одна из причин, почему людей, после их грехопадения, нельзя было вверить собственным силам. Еще немаловажный момент открывается в периоде продолжительности времени ветхого завета,он показывает на то, что приготовление к спасению было назначено для всего человечества. На протяжении такого длительного периода времени не могло не быть отдельных личностей или даже целых родов, чутких к своему религиозно-нравственному состоянию, осознававших невозможность жизни без Бога и потому хотели союзас Ним, стремились очиститься от грехов и спастись. Что бы такие люди ни пришлик отчаянию, а значит и к совершенной погибели, для них должно быть оставлено обещание в спасении и указаны средства к его достижению.[6] Лучшие люди в ветхом завете спасались верою во Христа Грядущего, как мы сейчас спасаемся верою во Христа пришедшего.

«Ветхим заветом» называется обетование о спасении через Семя жены (2 Кор. 3:14; Мф. 26:28; Мр. 14:24; Лк. 22:20). Этот завет должен был послужить к восстановлению первого завета. В ветхом завете для людей была возможность принять обетование и спасаться через веру в него или отказываться от него и погибать по своему неверию, хотя не окончательно. Данное первым людям обетование об искуплении, должно было передаваться в их потомстве из рода в род и служить главным началом веры и жизни для всего человечества.[7] Здесь появляются лица верующие в обетование и неверующие, противящиеся ему. Потомков Сифа можно отнести к носителям обетования, а не верующие в обетование и постоянно ему противящиеся – потомки Каина (Быт. 4). Второе направление в дальнейшем развитии жизни принимает более сильное течение, по видимому угрожая первому. Большая часть Адамова потомства уходила все больше и больше в чувственность, так что, наконец, забыла не только и обетование Божие и Самого Спасителя. Поэтому нечестивцы были истреблены потопом, который ниспослал на них Бог. Было оставлено только одно семейство из племени Сифа, оно единственное оставалось верным завету обетования и стало родоначальником лучшего человечества. Ной со своей семьей сохраняется от потопа благодаря послушанию Богу, которое заключалось в исполнении завета (Быт. 6:18).[8]


 

Завет с Ноем

Спасенный от потопа Ной с чувством благодарности, со всем своим семейством, сооружает жертвенник и приносит жертву благодарения Богу. После чего Бог поставляет с ним союз, в котором обещает Ною, что более не будет истреблять все живое потопом. Здесь Господь премудро говорит: «поставляю» (восстанавливаю) «завет Мой с вами и потомством вашим после вас», то есть завет будет не рушим и с потомками Ноя[9]. Бог благословляет человека на размножение, разрешает употреблять в пищу животных только без крови. Символом этого завета стала радуга, бывшая до потопа как физическое явление[10].В Священном Писании мы можем встретить и другие выражения символического значения радуги: она вместе с молнией является одним из атрибутов Божественного суда над миром (Исх. 33:6, 34; Втор. 32:33, 43; Пс. 17:14), либо служит знамением славы и величия (Иез. 1:28;Сирах. 43:12-13; Апок. 4:3; 10:1)[11].

Жертвоприношения прообразовали собою таинство примирения человека с Богом в будущей великой жертве Спасителя. В некоторых важных случаях Бог возобновляет завет при совершении жертвоприношения: как на примере обновления мира после потопа (Быт. 8:20-22; 9:1-17) и после того как Авраам переселяется в землю ханаанскую при откровении об особом назначении его потомков (Быт. 15)[12].

Несомненно, этот завет Бога с Ноем является, прежде всего «мировым заветом». В завете с Ноем немалое внимание заслуживает отношение Бога к людям. Через этот завет люди получают от Бога многие милости: Он обещает сохранить их жизни, несмотря на их грехи; дарует закон, который оградит их жизнь от произвола; употребление в пищу животных (без крови). Это благоволение Бога к людям видимо заключается в Его предвидении к некоторому улучшению в жизни нового человека.Теперь человечество, пораженное Божиим судом, должно было отойти от животного состояния, обдумать свое настоящее состояние. Благодаря чему грех переставал быть таким интенсивным по сравнению с тем, каким он был до потопа[13].

Но потом окончательно не уничтожал зло, он лишь временно ограничивал его, был временным наказанием. Потому зло смогло явиться и после потопа, не обойдя и праведное семейство Ноя. Дурной поступок Хама дал повод высказать Ною свои пророчества, касающиеся будущей религиозной судьбы человеческого рода. Хам, не имеющий любви и почтения к своему отцу, возрадовался видя того кто был образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам находиться в неприличном положении[14].

Хотя Господь и не истребляет новое поколение, повинное в грехе гордости, отказавшееся от Его пути спасения, все же теперь нужно было избрать новый род людей, у которого хранение спасения было бы жизненным правилом[15].

От Авраама до Давида

В начале Пятикнижия находим описание самых близких непрерывных отношений между Богом и человеком. Патриархи народа еврейского состоят с Богом в личных особенных отношениях. 12 глава книги Бытия дает подробные описания заключенного завета между Богом и Авраамом. В силу завета Авраам добровольно подчиняется воле Божией, а Бог дает обещание возвеличить его потомство и распространить через него Свое благословение на все народы. Заключенный завет с Авраамом повторяется с его сыном Исааком и с сыном Исаака Иаковом, затем переходит на иудейский народ. В силу заключенного завета Господь постоянно непосредственно участвует в судьбе патриархов, Он направляет их потомство и жизнь к одной определенной цели. Во всех случаях своей жизни они видят присутствующее Божественное промышление, возлагают на Него все свои надежды, получают от Него испытания и счастье (странствование Иакова, выбор жены Исааку). Готовы были дать в жертвоприношение своих детей как, например жертвоприношение Исаака[16].

Не случайно апостол и евангелист Матфей начинает повествование о Христе перечислением Его родословной. Имена эти составляют историческую цепь, которая проходит от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения, от вавилонского пленения до Иисуса[17].

Бог в своем обетовании Аврааму подразумевал не только то, что его сыны и наследники, получат особенное благословение, но и то, что все народы земли, благословятся через этот народ. Авраам, стоящий во главе отдельного народа, вместе со всем Израилем имеет предназначение всемирного масштаба; один народ действует в интересах и от имени всех народов.

Матфей, именуя Иисуса Мессией, сыном Авраама подразумевает не только Его причастность к этому особому народу, но и к народу, причина существования которого заключалась в принесении благословения остальным потомкам Адама.

Будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его. И благословятся в нем племена, все народы ублажат его (Пс. 71:17).

В разных местах Евангелия от Матфея можно заметить, что евангелист обращает внимание на вселенское значение Иисуса для всех тех, кто оказался вне Израиля. Впервые этот интерес проявляется в начале его Евангелия, где он говорит о родословной Мессии, ее важной особенностью которой является, с точки зрения евреев, иностранное происхождение всех четырех матерей, из всей схемы генеалогии (Мф 1:3–6): Фамарь, Рахава, Руфь и Вирсавия. Фамарь и Рахава–хананеянки (Быт. 38; Нав. 2); Руфь – моавитянка (Руф. 1); Вирсавия была женой Урии, бывшего из рода хеттеев, вероятно и сама была из хеттеев (2 Цар. 1). Мы можем сделать вывод, что Иисус наследник Авраама и Человек с вселенской миссией, будучи Еврейским мессией, имел языческую кровь[18].

Матфей в начале своего Евангелия говорит о том, что будет показано и раскрыто в нем, а именно: Иисус был тем, кого ожидали – Мессией из царского рода Давида наследник титула «Царь Иудейский». Матфей доказывает происхождение Иисуса от царей, являвшихся потомками Давида. А Лука (3:23-38) перечисляет настоящих биологических отцов (отцы по линии Иосифа, который является законным, но не биологическим отцом Иисуса). Два списка представляют собой две линии одно генеалогического дерева, от Давида до Иисуса.

Что касается того вопроса, почему евангелист Лука (Лк. 3:23-38) помещает родословие Христа не там, где евангелист Матфей (Мф. 1:1-6), т.е. не в начале Евангелия, то это обстоятельство можно объяснить обычаем древнееврейских писателей приводить родословные таблицы известных исторических деятелей там, где изображается начало деятельности этих лиц (Исх. 6:4-26).[19]

Весь Ветхий Завет насыщен упованием на будущее. Это видно из веры и опыта Израиля который познавал Бога как Того, который действует в мире ради спасения человечества и земли в целом. Матфей передавая всю историю Израиля в сжатом виде в родословной Христа, подводит к пониманию того, что она близиться к своему завершению, что подготовка к приходу Спасителя завершена, назначенная цель достигнута. Иисус является концом этой истории, но вместе с тем есть и новое начало(Лк 3:23-38)[20].

«И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести его Себе в народ и прославить Свое имя и совершить великое и страшное пред народом Твоим, который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их? И Ты укрепил за Собою народ Твой, Израиля, как собственный народ, на веки, и Ты, Господи, сделался его Богом» (2 Цар. 7:23-24).[21]

Израиль здесь назван собственным народом Бога. Он создал этот народ для Себя, для Своих определенных целей.

«Еврей» («иври») – с иврита означает «пришлец», «перешедший». Первым человеком кого Писание называет евреем, был Авраам. «И пришел один из уцелевших, и известил Аврама еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, аммореянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы» (Быт.14:13).

«Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7:6).

В лице Аврама, который получает от Бога имя Авраам, что значит «отец множества народов», Бог находит того кто абсолютно Ему доверился, отдав свое сердце и жизнь «…Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя» (Быт. 17:1-2)[22].В завете с Авраамом Бог говорит о рождении от престарелых родителей сына, через которого Он и создаст народ. Видимым знаком завета по повелению Господа должно стать обрезание, которое совершалось над всеми детьми мужского пола в восьмой день от их рождения. Этот народ будет благословлен Богом, и через него благословение распространиться на все народы. Обрезание еще имело итаинственно – преобразовательное значение, оно являло прообраз новозаветного таинства крещения. Далее обращаясь к Аврааму, Господь говорит, о новом имени его жена Сары, которое отныне произносилось Сарра, это означало, что она станет матерью многочисленного потомства[23]. Но по довольно частым напоминаниям Моисея, народ был избран не из-за численного или морального превосходства, а только лишь потому что Бог, полюбил и избрал Авраама для своей искупительной цели (Втор. 7:7-8; 9:4-6)[24].

Заключенный завет с Авраамом не прекратился и при Моисее. Иудейский народ признается Господом за своего перворожденного сына и требует ему от фараона свободы (Исх. 4:22-23; 6). Свобода была достигнута путем великих чудес, с того времени иудейский народ окончательно усыновляется Яхве (Втор. 14:1)[25]. Благодаря такому родству иудейский народ становиться святым народом, выполняет функцию священника Иеговы, является Его собственностью.Через связь Бога с Моисеем народ иудейский находится в таком же близком общении с Иеговой, которое имели и патриархи. На горе Синай, после исхода Израиля из Египетского рабства, Бог через Моисея даёт ему свой закон, организацию всей своей государственной, общественной, личной и семейной жизни.Позже иудейский народ имел полную уверенность, что в писаниях Моисея находятся пророчества о Христе (Ин. 1:45)[26].Господь избирает пророков и священников, для сохранения таких же постоянных личных отношений между народоми Собою. Благодаря живой вере в Бога гугнивый пастух смог требовать у фараона свободы для своего народа. Вера в Бога и в Божиепромышление о народе еврейском, достигала в нем жертвенного отношения к своей жизни. Живые отношения между Иеговой и иудейским народом сформировали принцип для ветхозаветной веры в бессмертие – учение о Мессии[27].

Их послушание закону и завету должно было помочь им стать тем народом, каким задумал его Бог – стать Его народом среди других народов. Первое поколение оказалось неспособным следовать заповедям Бога и быть верным Ему, поэтому закончило своё странствование в пустыне, так и не достигнув земли обетованной. Последнему поколению под предводительством Иисуса Навина посредством борьбы с жившими там народами удалось занять стратегический контроль на этой земле.

В эпоху судей Израиль подвергался нестроениям, вызванных как внутренними их устремлениями, так и конфликтами внешними.Параллельно этомународ часто изменял в законес Иеговой, но окончательно не отходил от веры, которая, как и сам народ сохранялась. Это происходило благодаря победам и служению людей, избираемых Богом из народа, они назывались судьями, величайшим из которых был Самуил.

Нелегкая жизнь израильтян среди иноплеменников сказывается на требовании от Самуила поставить над собою монарха (1 Цар. 8:5). Он воспринимает эту просьбу как отрицание власти Божией над Его народом. Стоит отметить, что этим желанием народ стремился быть похожим на соседние племена, которые уже имели такое руководство, при этом забывая свое призвание, заключавшееся в отторжении традиций и обычаев иноплеменников. В этом случае Бог исполняет их просьбу, и дает возможность Давиду, мужу, избранному по сердцу Своему, прочно утвердитьсяна месте монарха.[28]


От Давида до вавилонского пленения

Бог подобно завету с Авраамом, заключает завет с Давидом, таким образом, связывая свой замысел относительно народа израильского со своим обетованием. Прежде всего, в нем говорилось о наследнике, величии его имени, и особых отношениях с Богом (2 Цар. 7)[29]. Современник Давида пророк Нафан имел откровение, что истинное владычество Господа нельзя сравнивать с державой сына Иевеева. Давид закладывает основание роду, из которого произойдет Мессия Божий. Он был избран для этого дела, так как уповал на Сущего и внимал гласу Божиему. Пророк Нафан возвестил о завете с домом Давидовым (2 Цар. 7:16)[30].

Давид отлично справился со своим избранием, обеспечил контроль над всей землей, которая была обещана Аврааму. Здесь можно заметить, что Давид исторически связан с Авраамом, исполнением завета данного ему. Его потомки жили в мире и находились в попечении у Бога, чего нельзя сказать о его сыне Соломоне, до конца не сумевшего воспользоваться данной ему мудростью и превратившегося в типичного светского монарха.

Соломон, сын Давида, укрепил и прославил империю. Построил храм, который стал центральным местом общения Бога с Его народом.Такое стремительное и пышное развитие империи и последующее ее обогащение требовало большогонародного труда, порой принудительного (1 Цар. 8, 10-18), что не могло не возмущать израильский народ. Особенно это сказалось на северных коленах Израиля, которым приходилось страдать более чем царским Иудейским Коленам.

Когда Ровоам превысил свои царские полномочия и не послушал народа израильского об ослаблении бремени их, тогда отделились десять северных колен от дома Давида, назвали себя Израилем и стали соперничать с оставленными двумя коленами Ровоама по линии Давида (3 Цар. 12:16). Это событие произошло приблизительно в 30-х годах Xвека. В это же время культ принимает полуязыческий характер. Люди наивно думали, что Бога удастся задобрить праздниками и приношениями. Наряду с этим и дальше доступно сохранялось влияние ханаанских верований и ритуалов. Главным же в богопопочитании должен был быть суд, то есть правосудие, и правда, то есть справедливость[31].

После смерти Иеровоама в течение царствования последующих четырех царей северное царство переживало нестабильность, происходили государственные перевороты.

Со временем Амврию удалось основать династию вIX в. до н. э. и приступить к наращиванию политической и военной мощи страны. Эти начинания продолжил его сын Ахав. Ему помогала его жена Иезавель. Она занималась не только политической деятельностью, но и обращала своих подданных к вере в бога Тира, активно навязывала им культ Ваала. Ее действия подрывали веру израильтян в их истинного Бога.

Это затруднение разрешилось благодаряБожиюпророкуИлье. Его смелые действия в виде засухи и жертвоприношения на горе Кармил, помогли возродить в народе веру их предков. Весь оставшийся IXв. свое служение продолжал его ученик Елисей, которое оказало внушительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства[32].

Народ израильский был колеблющимся в исполнении закона и не мог прочно утвердиться в вереи уповании на Господа, ходя путями нечестивыми, поклоняясь лжебогам. Происходило угнетение низших слоев населения, коррумпированность торговой и судебной системы. В народе, со слов пророка Осии, витал дух прелюбодеяния, исходивший из культа Ваала. Все эти события послужили к падению Самарии в 721 г. от рук Ассирийского государства. Десять северных колен были угнаны и рассеяны по территории захватчиков, а на их место заселились иноплеменники. Возникает смешанный народ названный «самаритянами».

Со временем Иудея фактически становиться вассальным государством Ассирии, в связи с чем, подвергается ее религиозному влиянию.

В VIIв. Иеремия осуждает религиозные нравственные и социальные пороки общества, пытается призвать к покаянию все категории народа, веря в предотвращение Божьего наказания. Предсказания были настолько внушительны, что пророк подвергался избиению и заточению (Иер. 19:14; 20:1-2). Пророк Иеремия видя неизбежность гибели нового поколения от халдеев, утешается только тем, что на Иерусалимских развалинах и других иудейских городов восстанет новое поколение, с которым Господь сможет заключить новый вечный завет и в сердце которого будет закон Божий (Иер.30; 31; 33)[33].

На пленении двух последних иудейских царях Иехонии и его брата Седекии, бывших последними в Иудеи, заканчивается вторая часть родословной апостола и евангелиста Матфея.

Выше мы говорили о важных событиях происшедших в первый период истории Израиля от Авраама до Давида. О Боге, явившем себя верным в обетовании и ревностным блюстителем сердечных помышлений своего народа. Об общей искупительной миссии израильского народа (искупление всех народов), находящегося под Его особым покровительством.[34]

В пророческих и исторических книгах мы можем отметить следующие важные события, касающиеся времени от Давида до вавилонского пленения.Управление Богом не только делами Израиля, а и всей мировой историей. Тому есть подтверждения многочисленных пророчеств, в которых пророки видели огромные империи, посягавшие на Израиля и угрожавшие ему, как инструмент в руках Бога. Например, вавилонский царь Навуходоносор получил особые привилегии от Бога и до завоевания Иудеи владел территориями от потока Египетского до реки Евфрата (4 Цар. 24:7). Так и персидский царь Кир, возбужденный духом Господним повелел народу израильскому идти в Иерусалим для строительства дома Господа, Бога Израилева (Езд. 1). Следующее на что можно обратить внимание – это нравственный характер и требование Бога, поступать по справедливости не только одного человека, но более – всего общества. Он оценивает в целом нравственное состояние всего общества его международные отношения, экономическое состояние, судебную систему и внутреннюю политику[35].


 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!