Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1. Характеристика музыкальных способностей ……………………………..5

2. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………….9

3. Особенности организации музыкальной театрализованной деятельности………………………………………………………………………………….15

4. Методика работы над спектаклем…………………………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….30

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений в воспитании детей, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру.

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, формирование запаса музыкальных впечатлений и, конечно, развитие музыкальных способностей в целом.

Наиболее интегративным видом искусства, объединяющем в себе различные средства и способы творческого самовыражения, нашедшим эффективное применение в психолого-педагогической практике, является театр. Его ведущие идеи — свобода, раскрепощенность, спонтанность человека связаны с понятием и состоянием творчества. Источником этого состояния выступает драматическая ситуация, которая способна мобилизовать все силы человеческой личности.

Включение музыкального компонента расширяет перцептивно-коммуникативную сферу театральной деятельности, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется музыкальный язык мыслей и чувств.

Актуальностьисследования определяется необходимостью решения возникших противоречий между: потребностями педагогической теории в осмыслении значимости развития творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности с одной стороны, и недостаточной методической разработанностью данного вопроса в программных документах, с другой; в наличии потенциальных возможностей музыкально-театрализованной деятельности и их малой реализацией в педагогической практике.

Указанные противоречия определяют проблему исследования: как развивать музыкальность дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности. Актуальность и теоретическая значимость проблемы для педагогической практики обусловили выбор темы: «Музыкально-театрализованная деятельность как средство формирования способностей дошкольников».

Цельисследования: изучить особенности организации и содержание музыкально-театральной деятельности как средства музыкального развития детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей.

Предмет исследования: педагогические условия музыкально-театральной деятельности в детском саду.

Задачи исследования:

· раскрыть суть понятия «музыкальные способности» и особенности их развития у детей дошкольного возраста;

· выявить взаимосвязьмежду музыкально-театральной деятельностью и развитием музыкальных способностей детей;

· рассмотреть способы и методы организации музыкального театра в условиях детского сада.

Методологической основой исследования стали педагогические исследования в области музыкально-эстетического развития и воспитания дошкольников Ветлугиной Н.А., Радыновой О., Теплова Б.М., Зиминой А.Н.

Методы исследования: анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение.


 

Характеристика музыкальных способностей

Музыка – искусство воспроизведения звуков, их согласованного, слаженного звучания с целью передачи чувств и настроений слушателю. Для того чтобы слушатель мог понять смысл звучащей музыки, ему необходимо уметь различать ее звуки по высоте, ритму, динамике, тембру, т.е. у человека должны быть развиты определенные музыкальные способности.

В современной психологии способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием выполнения какой-либо продуктивной деятельности. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

По широте и направленности выделяют:

1.Общие способности - благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним. например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр.

2.Специальные способности - определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и другие. [14]

Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей.

В настоящее время ученые утверждают, что музыкальные способности не сводятся к умению точно воспроизводить мелодию (как считалось ранее), что отсутствие музыкального слуха и памяти — это скорее некий дефект, а их наличие — не особая способность, а лишь отсутствие дефекта слуха.

Так, например, китайцы, вьетнамцы и другие народы, языки которых являются тональными (в отличие от русского языка, являющегося тембральным), что предполагает семантическую наполненность интонации (т. е. изменение значения одного слова в зависимости от изменения интонации его произнесения), не затрудняются в воспроизведении мелодии. Но из этого не следует, что все они музыкально одарены.

Первичные условия музыкального развития
Таким образом, звуковысотный слух, чувство ритма и музыкальная память являются первичным условием музыкального развития,но не определяют предрасположенность к музыкально-творческой деятельности (рисунок 1).

 

Звуковысотный слух
Чувство ритма
Музыкальная память

 


Рисунок 1.

В ряду работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимают труды крупнейшего отечественного исследователя данной проблемы Б. М. Теплова, ставшие основой для продолжения разработок в этом направлении и не потерявшие своего значения и в настоящее время.

Главным признаком музыкальности, вслед за Б. М. Тепловым, ученые считают способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на нее, являющуюся проявлением универсального свойства человека —эмоциональной отзывчивости. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.

При этом отмечается (В.П.Анисимов и др.), что эмоциональная сторона музыкальности не исчерпывается эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности: тонкости эмоциональных переживаний, творческом во­ображении, художественном восприятии мира и др. Она также связана с интеллектуальной стороной музыкальности, отражающейся в памяти, слухе, и ее логической стороной — умении анализировать структуру музыкального произведения, его выразительные средства и т. д.

Кроме музыкального переживания, музыкальность, по мнению ученых (Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов и др.), предполагает также тонкое, дифференцированное восприятие, слушание музыки, т. е. развитый музыкальный слух. Поэтому в структуре музыкальности выделяют две взаимосвязанные стороны —эмоциональную и слуховую. Взятые отдельно одна от другой, они не имеют смысла.

Выделяют несколько видов музыкального слуха. Звуковысотный(различение высоты звуков): его разновидности — мелодический (восприятие одноголосной мелодии) и гармонический (восприятие созвучий, многоголосия); тембровый (различение окраски звуков) и динамический (различение силы звука) слух (рисунок 2).

Мелодический
Гармонический
Музыкальный слух
Звуковысотный
Тембровый
Динамический

 

 


Рисунок 2.

Существует также понятие абсолютный слух — способность человека различать звуки, не прибегая к сравнению их со звуком музыкального инструмента. Абсолютный слух является полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой, поэтому его не включают в структуру музыкальности[12].

Поскольку основными носителями содержания в музыке являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя, Б. М. Теплов в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, выделяет те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения.

Это — музыкальный слух, в основе которого лежат две способности:

■ ладовое чувство (восприятие мелодического движения), названное перцептивным, или эмоциональным, компонентом музыкального слуха;

■ способность музыкально-слухового представления, или зву­ковысотный слух, которую ученый называл репродуктивным, или слуховым, компонентом музыкального слуха.

В детском возрасте характерное проявление ладового чувства — любовь и интерес к слушанию музыки.

Третья способность в структуре музыкальности – музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и воспроизводить его в движении.

Подводя итог всему сказанному можно констатировать, что под музыкальной способностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой. Комплекс музыкальных способностей объединяются в понятие музыкальность, которая формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности. Ребенок не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – это образовательные навыки, полученные при жизни, а не при рождении.

Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Самый благоприятный период для развития музыкальных способностей – это детство. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Наличие определенного фонда знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно характеризовать музыкальные способности. Решающее значение имеет быстрота и качество их приобретения. Поэтому музыкальный руководитель, оценивая способности ребенка, должен иметь в виду, что нельзя делать поспешные выводы на основании только тех знаний и умений, которые проявляет ребенок в данный момент.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет, рассмотрим ее проявления по порядку:

Второй год жизни

На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной.

У детей развиваются слуховые ощущения, они становятся более дифференцированными: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.

Для детей характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности.

Третий год жизни

На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. У детей развивается музыкальное мышление и память.

У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности.

Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).

Четвертый год жизни

Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры.

В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).

Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).

Пятый год жизни

На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается музыкально-слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее звучанию, различают празднично-веселые, нежные, грустные, спокойно-сосредоточенные интонации, начинают выделять и улавливать наиболее яркие, контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии, современные детские песни. У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.

Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. В этом процессе особенно помогает применение разнообразных музыкально-дидактических игр и пособий. Развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма), которые проявляются в более активной и разнообразной музыкальной деятельности детей. Так, дети пятого года жизни проявляют интерес к пению, поют совместно со взрослыми, сверстниками и самостоятельно.

Совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Дети уже гораздо лучше ориентируются в пространстве, развивается ритмичность движений. У детей начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности: в пении это проявляется в простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного настроения на готовый текст. В движениях под музыку дети также проявляют творчество: используют знакомые танцевальные движения в свободных плясках и, по-своему комбинируя их, создают оригинальные игровые образы.

Шестой год жизни

У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях. Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, темп, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.

Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.

В музыкально-ритмической деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений — гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны выразительно передавать музыкальный образ.

В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.

По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы (маракасы, румбы, треугольники, металлофоны, ксилофоны и др.). Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре. 

Седьмой год жизни

Седьмой год жизни является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. К концу пребывания в детском саду у дошкольников накапливается достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о музыке. Так, они различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков.

Интерес к восприятию-слушанию музыки становится достаточно устойчивым. У большинства детей имеются собственные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они способны их сравнивать, анализировать, оценивать, мотивируя свою оценку.

В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности — певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.

Совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. В связи с этим расширяются певческие возможности детей. Певческий диапазон расширяется в пределах до первой октавы — ре, ре-диез второй октавы. Исполнение песен приобретает бóльшую выразительность, напевность. Дети с удовольствием поют коллективно, небольшими ансамблями, индивидуально (соло), как в сопровождении инструмента, так и без сопровождения. У них появляются любимые песни и возникает потребность в их повторном исполнении.

В музыкальных играх обнаруживают хорошую реакцию, способность внимательно слушать музыку и менять движения со сменой ее частей, характером звучания. Образные движения, которыми дети изображают персонажей игр, сказок, становятся очень яркими, выразительными, оригинальными.

Активно развиваются музыкально-творческие способности детей, проявляющиеся во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки благодаря более развитому воображению и накоплению музыкальных и жизненных впечатлений дети способны творчески воспринимать программную музыку, по-своему интерпретировать ее, выражая собственное отношение с помощью рисунков, выразительных жестов, мимики, движений.

Яркими и интересными становятся певческие импровизации детей. Они все более носят не подражательный, а оригинальный характер. Так же ярко, неординарно большинство детей способно проявить себя в танцевальном и музыкально-игровом творчестве, создавая образы людей, животных, персонажей сказок, песен не только на основе собственной фантазии, но и опираясь прежде всего на музыкальный материал, особенности развития музыкального образа.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 6210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!