Экзистенциальный вакуум.Логотерапевтическая теория неврозов



Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей специфические «ноогенные неврозы»

Необходимым условием психического здоровья является уровень напряжения, возникающего между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить.Люди лишенные напряжения, склонны создавать его, что может принять (не) здоровые  формы

Этиология экзистенционального вакуума определяется факторами: 1) человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать; 2) никакие условности, традиции и ценности не говорят, что должно делать; 3) часто он не знает, что хочет делать.

Основные проявления экзистенционального вакуума – скука и апатия. Согласно классификации П. Тиллиха мы живем в эпоху угрозы духовному самоутверждению, когда экзистенциальные тревоги пустоты и потери смысла выдвинуты на первый план человеческого существования.

Быть человеком означает находиться в отношении к чему-то и быть направленным на то иное, нежели он сам. Истинное общение-встреча - модус сосуществования, дающая партнерам возможность трансцендировать себя к логосу, даже способствующей такой взаимной самотрансценденции.

Логотерапевтическая теория неврозов

Первый патогенный паттерн реагирования.В. Франкл назвал его фобией или страхом ожидания.Некий симптом вызывает у человека опасение, что он может повториться вновь, и возникает страх ожидания (фобия), который приводит к тому, что симптом появляется снова, что лишь усиливает изначальные опасения. При известных условиях сам страх может оказаться тем, повторения чего боится человек. Как человек реагирует на свой страх перед страхом? Бегством. На примере агорафобии - человек старается просто не выходить из дому. Это пример первого невротического паттерна реагирования по типу фобии.

Второй патогенный паттерн реагирования. Наблюдается в случаях неврозов навязчивых состояний. Человек находится под гнетом навязчивых представлений, пытаясь их подавить. Он старается противодействовать им, однако, лишь усиливает первоначальное давление. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга. В отличие от фобии, невроз навязчивых состояний характеризуется не бегством, а борьбой с навязчивыми представлениями. Человек боится самого себя, так как, например, он боится, что навязчивые представления криминального содержания заставят его, в самом деле, причинить кому-либо зло - кому-то или самому себе. Человек, страдающий неврозом навязчивых состояний, испытывает не страх перед самим страхом, а страх перед самим собой.

Третий патогенный паттерн реагирования.Встречается при сексуальных неврозах, в случаях нарушения потенции и оргазма. В этих случаях, как и при неврозах навязчивых состояний, человек занят борьбой, однако это борьба не против чего-то (как при неврозах навязчивых состояний - против навязчивых идей), а борьба за - в данном случае за сексуальное наслаждение в виде потенции и оргазма. Однако чем больше мы стремимся к наслаждению, тем решительнее оно от нас ускользает. Путь к обретению наслаждения и к самореализации ведет только через самоотдачу и самоотречение.

 

Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза

Термин «ноогенный невроз» впервые был использован В.Франклом. Изначально он использовался как определение причины возникновения расстройств психики. Ноогенный невроз по Франклу- экзистенциальная пустота, которая окружает современного человека- появление психического расстройства связано с потерей жизненных ценностей, что заставляет человека думать о бессмысленности собственного существования. Франкл говорил о том, что именно данная причина, является общей для всех невротических состояний.

В современной медицине, термин «ноогенный невроз» применяется для характеристики невроза, спровоцированного потерей стимулов, которые определяют смысл человеческого существования.Ноогенный невроз – это состояние, которое нельзя в полной мере назвать психическим расстройством. По мнению специалистов, данное состояние является внутренним кризисом, который провоцирует изменения в восприятии окружающей реальности.

Отметим основные психотерапевтические стратегии в работе с клиентом в ситуации потери смысла жизни.

«Настрой» терапевта. Когда психолог имеет дело с психическими конфликтами, имеющими глубокие психические травмы, одним из первых его шагов должно быть вхождение в определенный «психический настрой». От психолога занимающегося проблемой бессмысленности требуется повысить свою восприимчивость к проблеме, начать по-другому слушать, отдавая себе отчет в важности смысла в жизни индивидов, при взаимодействии с такими пациентами психолог должен настроиться на смысл думать об общем фокусе и направленности жизни клиента. Важно понять, выходит ли клиент за пределы собственного «Я», за рамки монотонной жизни.

Сущностью, направлением психологической помощи в таких ситуациях является стремление помочь клиенту выйти за рамки собственной жизни, за пределы их интересов.Как добиться такой перефокусировки? Психолог должен обладать повышенной чувствительностью, восприимчивостью к роли смысла в жизни клиента и тогда клиент, улавливая его скрытые намеки, станет таким же чувствительным к этому вопросу. Психолог интересуется жизнью и взглядами клиента, глубоко изучает его ценности в деятельности, любви, переживаниях.

Способ перефокусировки - анализ его жизненного пути, но не столько с точки зрения событийности, что предполагает психобиографический дебрифинг, а с позиции поиска и осознания смысла его активности.

Различение смысла (переосмысление). В. Франкл призывал уловить некий общий паттерн, смысловой рисунок в трагических событиях жизненного пути. От психолога требуется большая изобретательность. Он постоянно подчеркивает, что когда трагедия и страдание сегодняшнего дня заслоняет все остальные жизненные смыслы, мы всегда можем находить смысл в жизни, заняв героическую позицию по отношению к своей судьбе. Обнаружение жизненного смысла, предполагает способ передачи его клиенту. И. Ялом говорит о проблематичности такого подхода, указывает на его авторитарность, нарушение личной автономии клиента.

Дерефлексия. Стратегия дерефлексии предлагает пациенту отвлечься от собственного «я», дисфории, источника своего невроза и переключиться на сохранение части собственной личности и на смыслы, доступные для него в мире. Дерефлексию следует рассматривать, как попытку помочь человеку не фокусироваться на себе и заняться смыслом вне «я».

Позиция психолога, которая доводится до человека: вследствие наличия неустранимых факторов (генетическая предрасположенность, семейная история, особенности нервной системы) человек имеет высокий базовый уровень тревоги, по поводу которого мало что можно сделать. Следующий шаг – определение установки человека по отношению ситуации и выявление доступных смыслов.

Суть техники «дерефлексия» заключается в следующем: психолог прилагает немалую активность отвлечь пациента от собственного, невротического «Я», от дисфории, от источника невроза. Вслед за отвлечением и вместе с отвлечением появляется возможность переключить его на сохранные части собственной личности и на смыслы, доступные для него в мире. (В.Франкл)Техника дерефлексии проста и заключается в том, что клиенту предписывается перестать фокусироваться на себе и заняться поиском смысла вне Я.

В. Франкл рекомендует занимать в отношении таких клиентов следующую позицию:

- существуют неустранимые факторы личной жизни (семейная история, генетически обусловленная тревога), когда клиент имеет высокий базовый уровень тревоги, по поводу которого мало что можно сделать, кроме приема лекарств;

- далее терапевт должен заняться выяснением установкой клиента по отношению к его ситуации и выявлением доступных для него смыслов.

Сверхзадача данной техники - переключить внимание клиента с него самого на других. Особенно хорошо для этой цели подходит терапевтическая группа. Эгоцентрические, нарциссические тенденции легко проявляются, и паттерн брать, не давая, неизбежно становится ключевой проблемой в группе.

Парадоксальная интенция. Используется при фобических и обсессивных состояниях, которые характеризуются бегством и борьбой. Эти состояния вызываются стремлением избежать ситуаций, обусловливающих тревогу. Невроз порождается первичными (внешняя и внутренняя ситуация, ведущая к первому появлению симптома) и вторичными условиями (закреплением страха ожидания).

Задача парадоксальной интенции – взломать, разорвать круговые механизмы первого и второго паттерна реагирования фобий и навязчивых состояний. Сделать это можно, лишив подкрепления опасения фобий и навязчивых состояний. От человека требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается.

В данном случае следует обратиться к самоотстранению, которая особенно ярко отражается в юморе. Парадоксальное намерение должно быть сформулировано в насколько возможно юмористической форме. Юмор относится к существенным человеческим проявлениям. Он дает человеку возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и обрести тем самым полный контроль над собой. Мобилизация этой существенной человеческой способности к дистанцированию и является целью в тех случаях, когда применяется парадоксальная интенция.

Вовлеченность. Вовлеченность И. Ялом определил, как галактический взгляд на жизнь. Сомнения в смысле жизни не уничтожают реальность прошлых значимостей. Вовлеченность выступает здесь как противоядие бессмысленности. Гедонистический парадокс: чем больше намеренно мы ищем удовольствие, тем больше оно ускользает от нас. Удовольствие как побочный продукт смысла (В. Франкл). Ощущение осмысленности как побочный продукт вовлеченности.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 804; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!