Роль религии и церкви в средневековой цивилизации Запада.
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Влияние религии и церкви пронизывает всю средневековую цивилизацию Западной Европы. (+?Средневековое искусство религиозно не только потому, что собор был главным заказчиком художественных произведений, но, прежде всего потому, что оно формировалось в сфере религиозного мышления.)
Христианство как мировая религия окончательно сформировалось в феодальном обществе, в котором до определенного момента оно выполняло роль идеологического интегратора и оказывало постоянное влияние на всю его культурную жизнь.
В это время консолидировалась и укрепилась его организация – церковь, претендовавшая на то, чтобы быть главой христианского мира. Союз церкви и государства, сложившийся при Константине Великом, глубоко повлиял на все стороны жизни церкви и имел важное значение для периода средневековья в целом. Церковь из «одинокой» и «странствующей» превратилась в «воинствующую», христианство становилось одним из господствующих элементов социально-политической системы, ее консолидирующим идейным началом. Христианская церковь перестала быть преимущественно духовной общиной, трансформировалась в жестко иерархизированную социальную, политическую организацию, ориентированную на достижение господства в общества.
В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
|
|
+С раннего Средневековья важнейшим субъектом международных отношений в Европе стало папство. В тот период папы активно использовали церковные миссии, направленные на распространение христианства и включение в систему отношений европейских народов недавних язычников. Союз империи Каролингов с папством ознаменовал новый этап в международных отношениях. Папство санкционировало империю и тем самым объдинительные процессы в Европе.
|
|
В архитектуре Средневековье — время соборов, представленных двумя стилями: более ранним — романским и более поздним готическим. Средневековые храмы были устремлены к небу, но их основания прочно покоились на земле. Собор был «каменной Библией» для людей Средневековья. Здесь они узнавали об истории и устройстве мира не только по церковным проповедям, но и по скульптурным изображениям. Фасады собора представляли собой библейские повествования, развернутые в камне
Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко - очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры.
Не следует думать, что становление христианской религии в странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства в сознании людей со старыми языческими верованиями. Население было традиционно привержено к языческим культам и проповедей и описания жития святых было недостаточно для обращения его в истинную веру.
В новую религию обращали с помощью государственной власти. Однако и долгое время спустя после официального признания единой религии, духовенству приходилось бороться с устойчивыми пережитками язычества в среде крестьянства. Церковь уничтожала капища и идолов, запрещала поклоняться божкам и совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники и ритуалы. Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями, заклинаниями или просто верил в них. Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, были явно аграрного происхождения. Преодолеть приверженность, к такого рода ритуалам, было нелегко, поэтому церковь пошла на сохранение некоторых языческих обрядов, придав этим действиям окраску официальных церковных ритуалов.
|
|
Формирование процесса христианизации было одним из источников острых столкновений, т.к. со старой верой у народа нередко связывались понятия народной свободы, между тем, как связь христианской церкви с государственной властью и угнетением проступало достаточно отчетливо.
В сознании масс сельского населения, независимо от веры в тех или иных богов, сохранялись установки поведения, при которых люди чувствовали себя непосредственно включенными в круговорот природных явлений. Это постоянное воздействие природы на человека и вера в воздействие человека на ход природных явлений при помощи целой системы сверхъестественных средств было проявлением магического сознания средневекового сообщества, важной чертой его мировоззрения.
|
|
В сознании средневекового европейца мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, в буквальном смысле. В самом общем плане мир виделся людям в соответствии с некоей иерархической лестницей, вернее - как симметричная схема, напоминающая собой две сложенные своими основаниями пирамиды. Вершина одной из них - Бог. Ниже идут уровни священных персонажей - Апостолы, архангелы, ангелы и т.п. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровне, затем - миряне, начиная со светской власти. Затем, дальше от Бога и ближе к земле, располагались животные и растения, потом - сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше шло как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерархии, но в ином измерении, как бы со знаком «минус» , по нарастанию зла и близости к Сатане, являвшемся воплощением Зла
Церковь рьяно боролась со всеми пережитками язычества, вместе с тем принимая их. Так, называя язычеством всякие обряды, заговоры и заклинания, церковь, тем не менее, вела настоящую охоту за людьми, якобы обладающими способностью эти заговоры и заклинания творить. Особенно опасными церковь считала женщин, занимающихся изготовлением всякого рода снадобий и амулетов. В пособиях для исповедников большое внимание уделялось «способностям некоторых женщин летать по ночам на шабаши».
Таким образом, признаками раннесредневековой культуры можно считать приверженность традиции, консерватизм всей общественной жизни, господство стереотипа в художественном творчестве, устойчивость магического мышления, которое было навязано и церкви.
Средневековый город.
Первые века Средневековья были временем абсолютного господства деревни. Сохранившиеся от Античности города влачили жалкое существование. Даже центральная площадь Рима стала местом для выпаса скота. Однако в X-XI вв. в связи с подъемом хозяйственной жизни, развитием ремесла и обмена начинается рост городов в различных областях Западной Европы. Феодальные города возникали как центры ремесла и торговли, но очень быстро становились административными и культурными центрами.
Средневековый город представлял собой поселение, населенное по большей части ремесленниками и купцами, в то же время имел собственную выборную администрацию, чиновничество (как правило, назначаемое королем или сеньором, на чьей земле он располагался) и собственный договор с сеньором или короной, включавший в себя определенный набор вольностей и свобод.
На рубеже X-XI вв. в Европе быстро развивалось ремесло, росли производственные силы. Специализация ремесла и сбыт продукции не могли совмещаться с трудом и образом жизни крестьянина. Превращение ремесла и торговли в особые сферы общественной деятельности и их сосредоточение в особых центрах стало необходимым. Ремесленники и торговцы покидали деревню и селились в городах, где были благоприятные условия для производства и сбыта продукции. Центр эконом. власти, а позднее и судебно-правовой.
Государство и церковь видели в городах источники денежных поступлений.
Раньше всего с VIII в. возрождение и возникновение новых городов происходило в Италии, на юге Франции, там, где еще живы были римские традиции, В X—XI вв. стали подниматься феодальные города в Северной Франции, Нидерландах, Англии и Германии. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Размеры западноевропейских городов были невелики. Даже в позднем Средневековье большими считались города с населением в 20—30 тыс. человек. Лишь несколько крупнейших городов, в том числе Париж, Флоренция, Венеция, имели население около 100 тыс. человек.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1222; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!