Интегральная социология П.Сорокина, проблемы социокультурной динамики, социальной стратификации и мобильности.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – русский и американский социолог. Эволюция взглядов. Западный период жизнедеятельности ученого. Основные направления научной деятельности П.А. Сорокина.
«Интегральная» модель социологии.
Общество как взаимодействие. Общество и человек. Структура социального взаимодействия. Типы социального взаимодействия. П. Сорокин об интегральной природе личности.
Социология революции. Природа социальных революций. Соотношение между революцией и стабильной стратификацией. П. Сорокин о реформировании общества в условиях его кризиса.
Концепция социальной стратификации и мобильности, их флуктуация. Классификация страт: экономические, социальные, политические. Типы мобильности: горизонтальный, вертикальный. Каналы мобильности.
Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ. Проблема феномена культуры и социокультурных изменений. Культура и общество. Понятие культурной суперсистемы. Идеационная, идеалистическая и чувственная суперсистемы. Теория циклов в исследовании общества. Ценностная интерпретация социологической теории.
Влияние идей Сорокина на мировую социологическую мысль.
- Леворадикальная социология Чарльза Райта Миллса.
Социологические воззрения Чарльза Райта Миллса. Концепция «социологического воображения». Идеологическая ангажированность социологии, ее признание и принятие. Вклад Миллса в социологию социологии. Критика «большой теории», «абстрактного эмпиризма» и бюрократизации социальных исследований. История, социальная структура и индивидуальная биография как три важнейшие исследовательские перспективы в социологии, их неразрывная связь. Принцип «каждый социолог сам себе методолог и сам себе теоретик». Место критически мыслящих интеллектуалов в современном обществе и в изменении социальной структуры; важность развития и популяризации «социологического воображения» как нового «стиля мышления». «Личные трудности» и «социальные проблемы».
|
|
Исследование американской «властвующей элиты» и «политического детерминизма» современной жизни. Использование разных исследовательских перспектив и социологических данных в этом исследовании. Понятие властвующей элиты. Господствующие институты и «командные позиции» в современном обществе. Сращивание экономической, политической и военной «верхушек» в обществах современного типа. Исторический анализ развития американских элит: от локальных элит к единой властвующей элите. Структурная подоплека этого развития. Элита и «массовое общество». Основные характеристики «массового общества».
Социально-критическая ориентация социологии Миллса. Оживление интереса к наследию Миллса в 60-е годы. Актуален ли Миллс сегодня?
|
|
- Теории социального конфликта: Р.Дарендорф.
(В качестве интеллектуальных истоков теории конфликта в целом*) Проблема конфликта в классической социологии XIX–начала ХХ в.: Л. Гумплович, У. Г. Самнер, К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Парк и др. Отход проблематики конфликта на задний план в социологии первой половины ХХ в. «Бум» теорий конфликта после Второй мировой войны. Основные теоретики конфликта 50-х – 60-х гг. ХХ в.: Теории конфликта как реакция на «стабилизационную» ориентацию в социологии и альтернатива теории Парсонса.
Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа как альтернатива структурному функционализму. Критика теории Парсонса как «утопической». Источник конфликта: неравное распределение власти в «императивно координированных ассоциациях». Отношения господства и подчинения. Динамика поляризации враждебных групп и развития конфликта. Латентные и явные интересы; квазигруппы; группы интересов; конфликтные группы. Понятие «класса» и классового конфликта. Диалектический цикл развития и разрешения конфликтов. Роль конфликтов в социальном изменении. Соотношение прав и возможностей - основное содержание конфликта в современном обществе.
|
|
- Теории социального конфликта: Л.Козер, Р.Коллинз.
(В качестве интеллектуальных истоков теории конфликта в целом*) Проблема конфликта в классической социологии XIX–начала ХХ в.: Л. Гумплович, У. Г. Самнер, К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Парк и др. Отход проблематики конфликта на задний план в социологии первой половины ХХ в. «Бум» теорий конфликта после Второй мировой войны. Основные теоретики конфликта 50-х – 60-х гг. ХХ в.: Теории конфликта как реакция на «стабилизационную» ориентацию в социологии и альтернатива теории Парсонса.
Льюис Козер: попытка синтеза функционализма и теории конфликта. Адаптационные и интегративные функции социального конфликта. Причины конфликта. Неравное распределение дефицитных ресурсов, «напряжение», «враждебность», «легитимность». Общая логика развития конфликта. Внутригрупповые и межгрупповые конфликты. «Реалистические» и «нереалистические» конфликты; «ресентимент»; «защитные клапаны». Острота и длительность социального конфликта, их зависимость от разных переменных. Объективные и субъективные факторы в конфликте. «Канализирование» конфликтов. Проблемы завершения конфликта.
|
|
Последующее развитие теории конфликта в работе Р. Коллинза.
- Теория элементарного социального поведения Джорджа Каспара Хоманса.
Теоретические истоки концепции социального обмена – классическая политэкономия утилитаризм (И.Бентам, А.Смит), социальная антропология (Б. Малиновский, Дж. Фрезер и др.) и бихевиористская социология (Б.Ф.Скиннер).
Дж. К. Хоманс – американский социолог и социальный психолог, один из создателей теории социального обмена. Критика дюркгеймовской традиции. Критика структурного функционализма Хомансом: программа «возвращения к человеку». Образ человека как Homo economicus. Трактовка человеческого взаимодействия как обмена. Изучение поведения людей в малых группах (элементарное поведение). «Индуктивная стратегия» построения теории. Абстракции «первого» и «второго» порядка. Особенности понятийного аппарата теории обмена Хоманса. «Эмпирические закономерности». «Дедуктивная стратегия» построения теории. Основные понятия Дж. Хоманса (деятельность, вознаграждение, ценность, издержки, вложения, прибыль и т.д.). Основные постулаты хомансовской теории обмена. Проблема связи микро- и макро-уровней социальной реальности. Концепция институционализации Хоманса; понятия «институционального» и «субинституционального» поведения; капитал.
- Интегральная теория обмена (ИТО) Питера Майкла Блау.
Теоретические истоки концепции социального обмена – классическая политэкономия утилитаризм (И.Бентам, А.Смит), социальная антропология (Б. Малиновский, Дж. Фрезер и др.) и бихевиористская социология (Б.Ф.Скиннер).
ИТО как попытка синтеза теории обмена, структурного функционализма, символического интеракционизма и теории конфликта. Переопределение основных принципов обмена. Проблема связи микро- и макроуровневой социальной реальности. Четыре ступени перехода от микроуровня к макроуровню: межличностные обмен; дифференциация статуса и власти; легитимация и организация; оппозиция и изменение. Непосредственные обмены (между индивидами) и опосредованные обмены (между индивидом и группой, между группами). «Обобщенные посредники» обменов и «генерализованные ресурсы». Совмещение проблематики обменов с проблематикой «норм» и «ценностей» на макросоциологическом уровне. Типология ценностей Блау: универсальные и партикулярные ценности, ценности, легитимирующие господство, и оппозиционные ценности.
Теории институционализации.
- Основные школы и направления неомарксизма.
Влияние К.Маркса и марксизма на социологию. Разнообразие проявлений неомарксизма в западной философиии и социологии 30-70-х гг.: концепция левого экзистенциализма, либерального гуманизма, анархо-радикализма, структурализма, философской герменевтики. Неомарксистское обоснование движения «новых левых».
Гегельянский марксизм Георга Лукача и Антонио Грамши. Георг Лукач: овеществление и товарный фетишизм, классвовое и ложное сознание. Антони Грамши: социальная револючция, роль революционной идеологии в ней, элита и масса в социальной революции, гегемония.
Структуралистская версия марксизма: Л.Альтюссер и Н.Пулантцас.
Историческая ориентация в марксизме – Имануил Валлерстайн. Современная мировая система. Типы мировых систем. Зоны мировой системы. Три составные части роста капиталистической мировой экономики: географическая экспансия, всемирное разделение труда, развитие сильных государств.
Аналитический марксизм в Англии и США. В рамках аналитического марксизма рассматриваем эмпирическую версию на примере работы «Класс» Эрик Олин Райта.
Неомарксизм и постмарксизм. Фрейдомарксизм, феноменологический марксизм.
- Неомарксизм Франкфуртской школы.
Франкфуртская школа неомарксизма, социальные и институциональные условия ее формирования. Франкфуртский институт социальных исследований. Основные представители школы. Основные периоды в деятельности Франкфуртской школы: европейский, американский, западногерманский.
Критика «традиционной теории». Основные постулаты «критической теории».
Ранние исследования семьи и авторитета (М. Хоркхаймер, Э. Фромм). Неомарксистское видение истории западного мира в книге Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно «Диалектика Просвещения». Понятие «Просвещения». Рационализация как основа Просвещения. Просвещение и мифология, их диалектическая связь. «Субъект» и «объект»; критика их разделения. Разоблачение структур западной рациональности как идеологических отражений и легитимаций отношений господства. Всепроникающее «овеществление» и «отчуждение» как неотъемлемые компоненты позднего капитализма. Перерастание Просвещения в мифологию и фашизм как неизбежное следствие западной буржуазной рациональности. Критика массовой культуры в «Диалектике Просвещения».
Исследование «Авторитарная личность» (Т. Адорно и др.), его содержание и основные выводы. Ключевые параметры «авторитарной личности». Использование шкал («шкала фашизма», «шкала антисемитизма») и глубинных психоаналитических методов в этом исследовании. Социология искусства франкфуртских «критических теоретиков». Социология музыки Т. Адорно. Исследование культурных феноменов как отражение реальности современного западного общества (Т.Адорно).
Социологическая критика марксизма в концепциях Франкфуртской школы. Идеи Маркса в неомарксистских концепциях Г.Маркузе и др. Основные идеи послевоенных работ Герберта Маркузе («Эрос и цивилизация», «Одномерный человек», «Эссе об освобождении»).
Ослабление влияния и прекращение существования Франкфуртской школы: роль студенческих волнений конца 60-х годов.
- Социологические воззрения Юргена Хабермаса.
Понятие общественности («публичной сферы») и структурная трансформация общественности. Ранние работы Хабермаса: от левого либерализма к неомарксизму. «Теория и практика». Логика социальных наук и критика позитивизма. Полемика франкфуртских философов и попперианцев и ее значение для теоретической социологии. Анализ систем знания и человеческий интерес. Наука и техника как идеология. Типы знания. Соотношение знаний и человеческого интереса. Системы знания. «Воспроизводство, смысл, свобода» – смещение акцентов. Преобладание в современном мире эмпирически-аналитических систем знания. Упадок публичной сферы и кризис легитимации. Хабермас и лингвистическая философия. Концепция «универсальной прагматики». Хабермас и Гадамер о проблеме понимания. Полемика Хабермаса и Лумана и ее значение для теоретической социологии. Жизненный мир в работах Ю. Хабермаса. «Система» и «жизненный мир», типы современных кризисов и конфликтов. Рационализация и колонизация жизненного мира. Знание и власть, теория коммуникативного действия. Идеальный тип ненарушенной коммуникации и его признаки. «Коммуникативная компетентность» действующих. «Притязания на обоснованность». Коммуникация и рациональность.Типы действия. Структура жизненного мира. Коммуникативное действие и определение ситуации. Дифференциация «жизненного мира» и «системных процессов». Деньги и власть как средства интеграции современных обществ. Теоретико-социологическое значение поздних работ Хабермаса по философии морали и политики.
- Социологические воззрения Эриха Фромма.
Гуманистический неофрейдизм Э. Фромма. Развитие радикальных социально-критических сторон идейного наследия З.Фрейда. Фрейдистская теория структуры личности. Неофрейдизм и его характерные черты. Соединение идей Фрейда и Маркса в концепции Фромма. Сущность «человеческой природы», «социального характера» и социально-бессознательного. Понятие «социального характера». Социальный характер как связующее звено между личностью и социально-экономической структурой общества. Функции социального характера (биологические, психологические, социальные). «Непродуктивные» ориентации (типы) социального характера: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная. «Продуктивная» ориентация. Протестантизм, капитализм и «бегство от свободы». «Авторитарный характер», его происхождение и основные особенности. Концепция отчуждения и одиночества в социологии Фромма. Сущность религии и проект создания гуманистической религии. Теория любви как глубинного выражения человеческого Я. Проблема взаимодействия общества и личности в работе «Здоровое общество».Проект создания гуманистического социалистического общества «с человеческим лицом».
- Теория габитуса и поля П. Бурдье.
Конструктивизм и структурализм. Контекст и импрровизация в социальных ситуациях. Критика «объективизма». Критика интеракционизма и феноменологии. Интерпретации включены в контекст классовых интересов. От конфликта интересов к классовому конфликту. Критика утилитаризма.Смысл объективаций и практический смысл. Homo academicus. Культурные формы классового конфликта. Социальная практика как «заинтересованное действие». Habitus. Центральное положение категории «капитал» как попытка совмещения марксизма и веберианства. Типы капитала. Распределение «капиталов» и социальная структура. Манипуляция символами и установление "правил" как легитимация распределения форм капитала. Понятие «поля» и его значение в теоретизировании Бурдье. «Культурный структурализм». Проект «рефлексивной социологии».
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 582; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!