Физиологическая конверсия эмоций



Все эмоции вызывают физиологические реакции. Когда чувство превращается в телесное движение, то сама эмоция постепенно ослабевает, ибо ее энергия переносится в биохимию телесных реакций, что дает облегчение, хотя за это приходится платить нарушением состояния внутренней среды. Этот процесс Фрейд назвал конверсией, обращением эмоции в телесное действие. Именно это телесное действие и ослабляет переживание эмоции. Как это происходит?

Если обида "больнее", чем боль в правом боку, то мы не замечаем этой боли в боку. Если же наоборот, скажем, при желчных коликах, нам не до обиды. Мы страдаем от колик и перестаем чувствовать обиду. Если конверсия каждый раз происходит эффективно, мы чувствуем себя необидчивым или нестыдливым человеком. Но это не значит, что стыд и обида не действуют и не совершают в организме непредвиденных реакций.

Бывает и так, что вы не успеваете осознать свою обиду, ощутить ее, как она уже конвертировалась в сжатие сфинктера, сосуда или активизировала какую-либо железу. Такого типа реакции и определяют ваши психосоматические отношения. Если у человека при оби-Де сжимается желчный сфинктер, то вместо обиды он жалуется на неприятную тяжесть в правом боку. В нем развивается желчно-каменная болезнь.

Любое поведение, которое присоединяется к эмоции, отнимает от нее энергию и ослабляет ее. Такова же функция навязчивостей. Навязчивости, например, курение, носят защитный характер, так как переключают энергию переживания на себя. В состоянии тревоги человек много курит. Так же действуют и другие навязчивости. Психиатры говорят, что с появлением навязчивости душевные страдания человека уменьшаются, но близкие сильнее реагируют на эти симптомы, чем сам больной.

Аналогично оказывают свое действие и другие эмоции, которые порождают психосоматику. Если вина сжимает ваш желчный сфинктер, то вам никакие лекарства не помогут. Лучшее лекарство - изживание чувства вины.

В данном случае есть только два пути оздоровления: переучить организм, чтобы он не реагировал на вину сжатием сфинктера, или научиться размышлять саногенно о своей вине.

 

Из главы 8. СГМ И АВТОМАТИЗМЫ МЫШЛЕНИЯ

Автоматизмы играют двоякую роль: с одной стороны они облегчают решение умственных задач, а с другой - способствуют возникновению эмоционального стресса. Хорошие умственные привычки делают наше мышление эффективным и точным. Плохие привычки - порождают конфликт и стресс.

Первая задача самосовершенствования состоит в том, чтобы научиться различать в себе привычки, ведущие к патогенному мышлению, от привычек саногенного мышления и, соответственно, сознательно сдерживать первые и культивировать вторые. Но для этого нужно уметь их различать, а это предполагает обучение интроспекции.

 

Отделение эмоции от Я (интроспекция)

 

Чтобы мыслить эмоцию, а не просто ее переживать, нужно уметь совершать две операции: отделить эмоцию от своего Я и сделать ее объектом восприятия.

Я-включение - это на жаргоне психологов означает отождествление себя с тем, что происходит. Если я отождествляю себя с некоторым ходом мысли, чувством, то эти мысли и чувства при этом заряжаются энергией и программируют мое поведение. Если же я отделяю от себя чувство или мысль, то это похоже на то, что я передал управление по выполнению программы чувства или мысли другому. Получается, что чувствует и мыслит другой, а не я. Если это получилось хорошо, чувства и мысли, перестав быть моими, теряют свою энергию.

Это нетрудно проверить. Стоит вам начать говорить о себе в третьем лице, как ваше эмоциональное состояние меняется. Передав мысли и чувства другому, я одновременно передаю ему и энергетические ресурсы для них. Сказанное делает понятным следующее.

Когда я делаю объектом интроспекции свою эмоцию, происходит отделение этой эмоции от моего Я. Та деятельность, на которой сосредоточено внимание, втягивает энергию в себя. Поэтому деятельность интроспекции отнимает энергию от эмоции, ослабляет ее и делает возможным объективное размышление над нею. Одним из главных навыков саногенного мышления является интроспекция, которая проявляется в умении "отделять мысли и чувства от себя". Когда предметом интроспеции становится умственный акт, то это еще именуется объективацией. Те умственные упражнения, которые разработаны нами, делают возможным эффективное обучение интроспекции.

Отделить мысль от себя - значит сделать ее объектом восприятия. МБ| можем воспринимать предметы только потому, что заранее имеем образы этих предметов. Когда я ищу иголку в стоге сена, я ее найду, так как видел и знаю, что ищу. Но чтобы созерцать свою эмоцию, я должен иметь образцы тех умственных операций, которые порождают эмоцию.

Объективация эмоции предполагает предварительное приобретение представления о том, как эмоция устроена, то есть какие умственные операции ее порождают.

Следовательно, для того, чтобы мы могли наблюдать эмоции, то есть прослеживать программы умственных действий, которые порождают эмоцию, мы должны знать "устройство" этих эмоций.

Мы можем получить знание об этом из современной научной психологии, которая исследовала все основные умственные акты точными методами. Этих методов не было во времена Фрейда, Юнга и тем более во времена святых отцов христианства, которые разрабатывали "умное делание", нужное для овладения стихиями чувства.

Знание любого поведения предполагает знание программ, образующих это поведение. Человек, знающий как устроены умственные программы, приобретает небывалую способность к интроспекции собственных эмоций. Именно изучение этих программ и составляет суть обучения саногенному мышлению.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!