Этапы при декоративной стилизации.
Композиция орнамента.
Орнамент— узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.
Композиция(от лат. composito) — составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция— это составление, построение, структура узора.
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы. Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика)
Законы орнаментальной композиции: пропорциональности, соподчинения, трехкомпонентности, контраста, орнаментального контрапункта, простоты, правило группирования.
Растительный орнамент.
Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (разнообразная утварь, текстильные изделия, художественное стекло, фарфор, фаянс, мебель, книги и т. д.).
Растительный - самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент по сравнению с другими его видами представляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы.
|
|
Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника-орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам декоративной композиции.
При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его, и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.
К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.
Пермогорская роспись.
Своё название роспись получила по месту бытования. «Пермогорье» («первые по высоте горы») - пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, откуда на много верст было видно лютиковые луга, поля, синее небо до горизонта и алый цвет зари. Поэтому так ярки узоры в росписи умельцев Севера. Техника исполнения пермогорской росписи, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.
|
|
Технология росписи.
Сперва наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом и циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.
Основной растительный мотив пермогорской росписи - образ цветка, проклюнувшегося зерна. Цветок бывает нескольких видов, он может быть как симметричным, так и несимметричным. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные изогнутые листья - цветы с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, на них кустики из округлых листьев и ягодок.
В этот растительный узор вписывается птица с женским лицом - Сирин.
Северная птица Сирин, считалась оберегом, птицей, несущей добро, счастье в дом.
В растительный узор росписи пермогорские мастера вписывали также сценки из повседневной жизни (жанровые сценки): катание на лошадях, выезд, посиделки, чаепитие, свадьбу и т.д.
|
|
Сюжетные росписи всегда жизнеутверждающие, радостные - это торжество жизни: цветы, домашние животные (например, кошка - символ домашнего уюта). Эти рисунки могут нам рассказать о текущей ситуации или о занятии хозяина. Мастер в своей росписи изображал окружающую его жизнь, отражал какие-то яркие события из этой жизни. На изделиях можно увидеть рыбалку, пароходы, сцены крестьянского труда.
В росписи используются излюбленные мастерами цвета:
красный, зеленый, желтый, реже синий и черный контур. В ранних пермогорских росписях присутствовали красно-оранжевый, синий, охристый цвета.
Стилизация.
Это - обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.
В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.
Принципы декоративной стилизации – упрощение (выявление наиболее значимых качеств объекта, отбрасывание незначительных качеств), нарастающая декоративность (с помощью деталей и проработки элементов, применения разнообразной графической фактуры, усиления цветовой интенсивности), объединение упрощения и декоративности.
|
|
При декоративной стилизации нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.
Этапы при декоративной стилизации.
СТИЛИЗАЦИЯ ФОРМЫ - это декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
Сначала необходимо ВЫДЕЛИТЬ:
- Характерные особенности строения формы;
- Окраску;
- Манеру поведения;
- Повадки;
- Среду обитания.
Далее АКЦЕНТИРОВАТЬ выделенное.
Стилизовать форму необходимо по этапам:
- 1 Этап «фотографирования» - реалистичное изображение объекта с деталями. Анализ объекта и формы (композиция, характер).
- 2 Этап «перевоплощение» - переход от зарисовки к условной форме: упрощение и разложение объектов на простые геометрические формы. Исключение изобразительности.
- 3 Этап «трансформация» стилизация мотива – ритмическое повторение или чередование орнаментального мотива. Эмоциональный характер объекта, создание декоративного образа.
Виды и техники батика.
Батик – художественная роспись по ткани.
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.
Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну.
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом, или кистью. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
В горячем батике различают следующие основные способы работы:
1. Простой батик (в одно перекрытие).
2. Сложный батик (в два и более перекрытий).
3. Работу от пятна.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2229; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!