Проблема разделения христиан на «посвященных» и «непосвященных»

Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД 2 «ЛИТУРГИЯ»

ТЕМА 2.10 «Царственное священство»

Царственное священство» - о чем говорит Писание? Служение Богу.

Призвание христиан как наследников Царства Божьего, «народа Божьего».

Значение в литургической (и в целом в христианской) жизни определения христиан как «царственного священства». Практические аспекты.

(для беседы используются работы прот. Николая Афанасьева и прот. Александра Шмемана по евхаристическому богословию (эккезиологии)

ЦАРСТВЕННОЕ СВЯЩЕНСТВО: О ЧЕМ ГОВОРИТ ПИСАНИЕ?

-«сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Петр. 2:5)

-«но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петр. 2:9)

-«и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр.1:6) + см. Откр. 5:10: 20:6

-«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть...» (Деян. 2:17)

-«Он... принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... Он одним принесением навсегда соделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:10–14)

= Т.о., в Церкви Христовой все становятся «родом избранным», являются «царями и священниками», все вводятся во Святое святых.

Священство в древнем Израиле.Только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия (левиты), были избраны для служения: для остальных священство было недоступным. Участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. Царственное священство в Ветхом Завете оставалось обетованием: «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Ис. 43,20–21); «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете уделом Моим из всех народов: ибо Моя вся земля. А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5–6)

Новозаветное священство. Христос (Первосвященник по чину Мелхиседекову) упраздняет ветхозаветную церковь с ее жертвами и левитским священством, снимает завесу, отделявшую Святое святых от людей (ср. Мф. 27:51), разрушает непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом.

Род, избранный Господом для Себя – христиане - ранее не были народом, а в Церкви сделались народом Божьим (λαοςΘεου). Церковь - народ Божий, и каждый верный принадлежит к этому народу (λαικος, лаик). Теперь священство принадлежит всей Церкви.

Церковная иерархия. С апостольских времен в Церкви существует иерархическое священство - особые люди, избранные для служения Евхаристии, предстоятельства, пастырства - епископы, священники и диаконы. Иерархия существует в Церкви благодаря всеобщему царственному священству всех христиан. У всех членов Церкви различные дары и служения (Церковь сравнивается с телом человека). «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех... И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями» (1Кор. 12:4–28)

СЛУЖЕНИЕ БОГУ.При вступлении в Церковь верующий через ниспослание Духа поставляется на служение в Церкви. Полнота благодати имеет абсолютный, постоянный характер. Дар Духа, который получает каждый верный, есть харизма (от греч. «дар», «помазание») царственного священства. Не может быть бездеятельного дара Духа. В Церкви нет даров Духа без служения, как нет служения без даров. Через харизму царственного священства верный призывается к священническому служению в Церкви.

В Церкви принципом устройства и порядка является Дух.

На всеобщее священство христиан указывают Крещение, Миропомазание и Евхаристия. Идея царственного священства членов Церкви вытекает из учения о Церкви.

Всеобщее священство народа Божьего не исключает священство церковной иерархии, а, напротив, священство церковной иерархии вытекает из царственного священства. Одно другому не может противоречить. Апостольское преемство иерархического служения не унижает достоинства «царственного священства» народа Божия и не делает его профанным. Далеко не каждый мирянин - священник в сегодняшнем понимании - не всем быть апостолами, учителями, пророками и т.д. (1 Кор. 12:28-30)

 

2. ПРИЗВАНИЕ ХРИСТИАН – царственного священства. Ценим ли этот дар?

-«Будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим. 4:12)

-«Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесной приверженностью к Господу отличается от всех людей в мире новое творение – христианин» (прп. Макарий Египетский)

-«Все христиане – знаменосцы, и каждый носит имя Христово перед народами и царями. Ты – воин Христов… Нужна великая сила для того, чтобы носить имя Христово» (свт. Иоанн Златоуст)

«Познав, что Христос есть «освящение» (1Кор. 1:30), мы должны исповедать силу освящения не словами, но жизнью, свободной от всякого скверного и нечистого дела и мысли» (свт. Григорий Нисский)

Наделение «царственным священством» - не повод к возношению (по человеческому ограниченному мудрованию), а ответственность, служение Богу и ближнему, венец терновый: «а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26)

3. ЛИТУРГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ. Чин Литургии показывает, что предстоятель священнодействует от лица народа и участие народа в служении не является пассивным. Каждый возглас священника запечатлевается словом «аминь», произносимым народом, каждое благословение священника сопровождается ответным благословением народа. Народ сослужит предстоятелю, приносит жертву, молится.

В литургии (тексте анафоры) свт. Василия Великого есть слова о предстоящем народе: «люди избранны, царское священие, язык(т.е. народ)свят».

Священнодействие в Евхаристическом собрании было церковным служением, т.к. само Евхаристическое собрание было выявлением Церкви Божьей во всей ее полноте.

Литургия (греч. «общее дело») - совместное служение христиан.

«Где евхаристическое собрание, там Церковь, и где Церковь, там и евхаристическое собрание» (прот. Николай Афанасьев)

Проблема разделения христиан на «посвященных» и «непосвященных»

Во времена Апостолов Церковь не имела представления о четком делении на посвященных (клириков) и непосвященных мирян (лаиков) в современном понимании.

Каждый член Церкви призван к жизни, к действованию, к деланию, к служению в Церкви, т. к. Дух есть принцип жизни и активности в Церкви (2 Кор. 3:6), преумножения талантов, даров.

-«Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом, потому что наш Бог есть огонь поядающий» (Евр. 12:28–29)

Вопросы: Какие духовные и иные сложности (и даже злоупотребления) присутствуют в теме «царственного священства»? К чему приводит отказ от идеи о «царственном священстве» всего Народа Божия?

ВЫВОДЫ: _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!