Понятие культуры в контексте развития европейской гуманитарной мысли.



Культурология – интегративная наука о культуре. Структура современного культурологического знания.

Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры.

Структура культурологии, ее методы и отношение к тем или другим научным дисциплинам останется предметом дискуссии. Некоторые авторы рассматривают культурологию как совокупность относительно самостоятельных научных дисциплин. Сложность культурологии как научной дисциплины определяется неоднозначностью культуры как объекта анализа, она слишком многогранна, внутренне противоречива, и сложна.

В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления различающиеся по своим целям содержанию и методологии. С одной стороны существует гуманитарное культуроведение основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия, идеология, мораль наука.

Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества, предметом исследования здесь является движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а так же принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности, н-р экономикой, социальными отношениями и политикой.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. И в качестве гуманитарной дисциплины культурология подразумевает так же элемент человеческой субъективности, поэтому объяснение не достаточно для постижения сущности культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть в жизненный мир иных культур и глубже постичь свою собственную.

Культурология изучает не только культуру в целом но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет при условии и даже явление природы, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны прежде всего с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.

Соотношение философии культуры и культурологии такое же как у других форм конкретного знания от соответствующих философских дисциплин (например, натурфилософия и естествознание). Культурология рассматривая культуру как

Философия культуры отличается органичной связью гносеологического, аксеологического и метафизического углов взгляда на проблему

Структура современного культурологического знания:

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур.

Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры.

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Методы культурологических исследований

•         Эволюционный метод

•         Структурно-функциональный метод

•         Диффузионизм и символический интеракционизм

•         Диффузионизм

•         Символический интеракционизм

Понятие культуры в контексте развития европейской гуманитарной мысли.

Отпpaвной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу «Тускуланские беседы», принадле-жащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону (106-43 до н.э.). Именно здесь Цицерон не просто описывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть культуры, что и отличает теоретический подход от обыденных представлений.

Цицерон применил термин «культура» для характеристики чело-веческого духа. Широко известно его изречение: «Философия есть культура души». Он отождествил философию с культурой души и духа. Впоследствии употребление слова «культура» в значении воспитанно-сти, образованности, просвещенности становится традиционным.

Проблематика философии культуры в европейском сознании впер-вые затрагивается софистами (так условно, от греч. sophisma-sophia – рассудительность, мудрость, обозначала себя группа древнегреческих мыслителей второй половины V – перв. пол.IV в. до н.э.). Важнейшую роль в их мировоззрении играло противопоставление природы, как элемента относительно постоянного, человеческому закону или уста-новлению - изменчивому, произвольному. Так осмысливалась анти-номия (от греч. anti - против и nomos - закон; противоречие закона са-мому себе, аntinomia – противоречие в законе) природного и нравст-венного, которая в сущности идентифицировалось с культурным. Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, полу-чила свое развитие в философии киников (IV до н.э.), одной из так на-зываемых сократических школ Древней Греции. Основой счастья и добродете-ли они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от бо-гатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независи-мости и внутренней свободы личности. Таким образом, они, по суще-ству, выступили в роли первых в Европе критиков культуры.

Расцвет римского стоицизма (конец IV до н.э.) знаменовал пово-рот культуры Рима целом от внешнего к внутреннему. Стоики, хотя и ориентировались на космос и мировой разум, особое внимание обра-щали на ресурсы человеческого духа. Главная задача философии для стоиков заключается в этике. Знание – лишь средство для приобрете-ния мудрости, умения жить. А жить надо сообразно природе. Это по-зволило им критиковать искусственность и испорченность общества.

В конце IV- нач. III вв. до н.э. происходит усиление и обновление материализма в форме нового учения – эпикуреизма. Эпикуреизм ха-рактерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой человека в нем, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом человек может об-рести столь нужное ему успокоение, невозмутимость и бесстрашие. Его способ объяснения имеет целью невозмутимость самосознания, а не познание природы само по себе.

Прежнее противопоставление природы и культуры, которое было свойственно античной философии, сменилось внутри христианства другой полярностью – Бог и культура. Теологическое понимание природы можно назвать провиденциа-лизмом (от лат. providentia – провидение). Он предполагает проявление воли Бога, осуществление Божественного плана спасения человека.

В эпоху Возрождения культурфилософские сюжеты древних вос-крешаются. Философское постижение культуры теперь связано с уче-нием о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями. Немалую популярность обретает стоицизм, который возрождает античные представления о природе и искусстве. Неоплатонизм открыл перед искусством Ренессанса красоту природы как отражения духовной красоты, пробудил интерес к внутреннему миру человека как борьбе духа и материи, раскрыл драматические кол-лизии духа и тела, чувства и разума. Без раскрытия этих противоречий и коллизий искусство Возрождения не могло бы достигнуть того глу-бочайшего чувства внутренней гармонии, которое является одной из самых отличительных особенностей искусства этой эпохи.

Культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт в ис-тории Европы, после которого путь к новой цивилизации был предо-пределен. Гуманизм – великое открытие этой культуры.

Явление гуманизма выразилось в освобождении человека от силь-нейшего влияния церкви. Человек постигал свои собственные силы, прежде всего - духовные, он представал сильным сам по себе, а не только как творение Бога. Он продолжал веровать, но веровал как сильный, мощный ум и даже предполагал, что может понять Бога, стать с Богом на равных. Главное, что эти попытки фактически повер-нули ход истории в сторону Нового времени.

Совокупность идей, выдвинутых европейскими философами XVII- XVIII вв., называют идеологией Просвещения. В идеологии Просвеще-ния было то ядро, которое сохраняет свое значение во всех обществах и во все эпохи. Это – акцентирование свободы и суверенности человече-ского разума. Культура понимается просветителями как отличная от природы искусственная среда существования, в которой возможны всякие усовершенствования и улучшения. Возникли новые принципы, отличные от средневековых, распространяющиеся на все области жиз-ни: натурализм, рационализм, исторический оптимизм, вера в про-гресс.

Вопрос о культуре как научной проблеме впервые был поставлен просветителями. В эпоху Просвещения было разработано светское представление о культуре как всесторонней реализации «разумного че-ловека», т.е. проблема культуры была навсегда связана с проблемой человека. Разум понимался просветителями как вечная и неизменная способность отдельного индивида. Однако ограниченность и противо-речивость просветительских идей заставили по-новому поставить и решить вопрос о культуре и разуме, культуре и человеке. И сделал это Г.В.Ф. Гегель (1770-1831).

Вкладом Гегеля в развитие культурологической мысли является анализ всего пути развития мировой культуры во всем многообразии ее форм - от духовной культуры до форм общественной жизни и государ-ственного устройства.

Новый этап в развитии культуры связан с немецкой культурфило-софской мыслью, с романтическими постижениями культуры различ-ных эпох.

Романтизм питали идеи литературно-общественного движения «Буря и натиск», творчество раннего И.В. Гете и Ф. Шиллера (верте-ровская тема и тема героя-разбойника); философия Г. Фихте с ее абсо-лютизацией творческой свободы и А. Шопенгауэра с идеей слепой, неразумной воли, творящей мир по своему произволу. Немецкие романтики основывали свое понимание культуры не на разуме, а на интуиции. Истинная жизнь, а, следовательно, и ис-тинная культура достигаются для них в спонтанном творческом акте – в философском созерцании и художественном озарении.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 450; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!