Академическая система художественного образования. Обучение рисованию по системе И.Д. Прейслера, курс рисования по А.П. Сапожникову.



XVII век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы - академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений - академий художеств и художественных школ.

Основные положения академической системы и методика преподавания рисунка сложились в процессе длительной педагогической практики в частных школах Просперо, Фонтаны, Кальварта, а также в Академии рисунка во Флоренции (открыта в 1563 году), Академии св. Луки в Риме (открыта в 1577 году) и «Академии, вступившей на верный путь» братьев Карраччи.

Обучение по системе Прейслера и А.П. Сапожникова начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике. Авторы с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка.

Геометрия - основа обучения рисунка. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения.

Зарождение и развитие художественного и художественно-педагогического образования в Беларуси.

 

Обучение рисованию в Беларуси в конце XVI– первой половины XIXвека

Полоцкий иезуитский коллегиум. Полоцкая иезуитская академия. Факультет свободных художеств. Педагогическая деятельность Г. Грубера. Полоцкое высшее пиарское училище. Обучение рисованию. Виленский университет. Виленская художественная школа. Программа школы, этапы обучения. Деятельность Ф. Смуглевича, Я.Ф. Рустема, Я. Дамеля, К.И. Русецкого.

Преподавание рисования в Беларуси во второй половине XIXвека

Роль Виленской рисовальной школы в развитии изобразительного искусства Беларуси. Система обучения в школе. Педагогическая деятельность И.П. Трутнева, И.Г. Рыбакова, В.М. Резанова, П.П. Рёмера, И. Чемоданова. Преподавание рисования в различных гимназиях Беларуси (Кобрин, Гродно, Минск, Витебск).

Методы преподавания рисования в Беларуси в XXвеке

Частная школа рисования Ю.М. Пэна. Витебская художественная школа. Витебское Народное художественное училище (1919–1941). Деятельность М.З. Шагала, К.С. Малевича, И.О. Ахремчика, М.А. Керзина. Минское художественное училище (1947). Белорусский государственный театрально-художественный институт (1953). Развитие национальной школы рисунка и методы его преподавания.

Развитие системы художественного образования в Республике Беларусь в начале XXIвека

Совершенствование системы художественно-эстетического воспитания. Основные направления развития системы непрерывного художественного образования в Республике Беларусь в начале XXIвека. Концепции развития художественно-эстетического воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи в республике. Образовательные программы, образовательные стандарты, определяющие работу учреждений художественного образования. Педагогические системы преподавания художественных дисциплин в ВУЗах страны. Белорусская государственная академия искусств. Перспективы развития системы художественного образования и воспитания в Республике Беларусь.


Художественно-педагогическое образование в советский период. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Б.П. Юсова.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории развития человеческой культуры. Во всех областях происходила коренная ломка старого и поиски нового. По-новому стала строиться и система художественного образования и эстетического воспитания. Искусство, эстетическое воспитание должны стоять на передовых позициях, быть на переднем крае борьбы за революционное преобразование общества. Искусство должно быть связано с задачами служения пролетариату. В. И. Ленин указывал: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

К преподаванию в новой художественной школе должен быть и соответственно подготовлен педагог. Новый учитель советской художественной школы — это прежде всего работник идеологического фронта. Ставя вопрос о подготовке новых кадров учителей и педагогов.

Перестройка содержания, форм и методов преподавания имела целью превращение художественной школы из школы муштры и зубрежки, косности и рутины в школу творческого овладения знаниями и навыками.

Представители «левого течения» поставили своей целью изгнать из школы академическое направление. Они выдвигали на первой план задачи формального решения рисунка и живописи. Много говорилось о «культуре материала», об обработке поверхности бумаги и холста, о фактуре. В учебных программах по рисунку эти задачи выдвигались на первое место.

Советское изобразительное искусство, как и новая методика обучения, рождались в упорной борьбе против буржуазно-формалистического искусства и методов преподавания. Это был период становления советской педагогики, беспрерывной смены методов преподавания, когда под каждый из них подводилась своя методологическая платформа, вплоть до теории «отмирания школы».

Исследуя историю развития учебного рисунка и методов его преподавания, необходимо дать критический анализ тех мелкобуржуазных методических систем, которые господствовали в те годы. Так, в 1921 году возникает идея объединения натурализма, импрессионизма, кубизма и футуризма в одно целое.

В порядке научных профессиональных и общих дисциплин в программу входят:

Технология живописи — работает над изучением способов живописи, их прочности и химических и оптических свойств красящих и чернящих материалов и в дальнейшем изучении практически развивается в курсе росписи архитектурных и скульптурных поверхностей. Специальные оптика и физиология зрения дают научные обоснования и фиксацию предметного мира.

Химия — изучает органическую сущность материалов, с которыми оперирует живопись.

Курс основы картины — дает исчерпывающий анализ произведений живописи, возглавляющих этапы мирового искусства.

История перспективы — знакомит с развитием пространственных ощущений и способов их фиксирования.

История живописи — знакомит с эволюцией живописных форм в ее главнейших проявлениях.

Космография — развивает осознание в планомерной пространственности».

Естественно, при такой постановке дела рисунку как основе изобразительного искусства не было отведено должного места, а вопросы методики преподавания даже не рассматривались.

Академический рисунок как самостоятельный вид учебной работы потерял свое значение. Говорилось лишь об общем направлении метода преподавания, раскрывающего единые принципы, пригодные для обучения и рисунку, и живописи, и скульптуре, и композиции. Основным методом преподавания искусства становится метод «свободного воспитания», направленный на развитие и сохранение творческой индивидуальности ученика с первых шагов обучения, без «давления со стороны педагога».

В эти годы наиболее распространенными методами были метод коллективного преподавания, лабораторно-бригадный метод и метод проектов.

Метод коллективного преподавания был предложен А. Е. Каревым в 1922 году «в целях изжития индивидуального метода».

По лабораторно-бригадному методу каждое задание студенты выполняли небольшими группами (бригадами).

Метод проектов, получивший наиболее широкое распространение, — антинаучный метод преподавания. Обучение по методу проектов в художественных учебных заведениях сводилось к тому, что студенты занимались в основном экспериментальной работой. Изучение натуры было исключено из учебных программ. Мастерство студенты должны были приобретать не в институте, а на производстве.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 786; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!