Церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом Монастыре



Нач. XII в.

Церковь Иоанно-Предтеческого Монастыря в Вязьме нач. XVII в.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках сер. XVII в.

Надвратная церковь Ферапонтова Монастыря сер. XVII в.

27. Каменные жилые дома и гражданские сооружения XVII в. в Москве, Гороховце, Архангельске и других городах.

Теремной дворец нач. XVII в.

Ушаков, Огурцов, Константинов, Шарутин. 3-этажное здание возведенное на 12-метровых белокаменных подклетах XVI в.

Плоскость главного фасада равномерно расчленена лопатками и завершена карнизом с изразцовым фризом. Лопатки классических форм, оконные наличники образуют метрический строй присущий ордерной системе.

Перестройка Патриарших палат в Кремле нач. XVII в.

Столовая и крестовая построены на соотношениях стороны и диагонали квадрата.

Палаты думного Дьяка Аверкия Кирилова сер. XVII в.

3-этажный дом, соединяющийся с церковью Николы на Берсеневе.

Дом Лапина в Пскове сер. XVII в.

3-этажный.

Дом Сапожника в Гороховце кон. XVII в.

Столовая палата перекрыта сомкнутым сводов с симметрическими распалубками, ребра которого подчеркнуты профилированными тягами.

Дом Судоплатова в Гороховце.

Вытянутые пропорции в плане, толстые стены.

Дом Селина в Гороховце.

Прямоугольные палата расположены длинными сторонами к сеням. Толщина уменьшается, длина здания сокращается.

Палаты Поганкиных нач. XVII в.

3-этажная для главы семьи, 2-этажная для сына.

9. Дома Меньшиковых в Пскове сер. XVII в.Трехчастная планировка. К первым палатам подстраивают под углом вторые.

10. Дом Воевод Романовских кон. XVII в.Характерно устройство каменного теремка над парадной лестницей и наличие черного входа.

Палаты Хованских кон. XVII в.

Почти квадратный план. Красное крыльцо вкомпанованно в объем здания.

Новый Гостиный двор сер.XVII в

13. Гостиные дворы в Архангельске кон. XVII в.Были обнесены стенами с башнями. По периметру дворов располагались 2-этажные корпуса с однотипными ячейками.

Печатный двор на Никольской улице в Москве кон. XVII в.

Кадашевский храмовый двор в Москве сер. XVII в.

Пушечный двор кон. XVII в.

Окружено каменной стеной. Во дворе находились амбары с высокими шатрами.

 

28. Московская школа зодчества первой половины и середины XVII в.

Гражданская каменная архитектура заметно влияла на культовые постройки. Церкви 20-30-х годов, на первый взгляд традиционные, в них появилась дробность элементов, которая станет ведущим началом в московском зодчестве XVII в. (Церковь Покрова в Рубцове нач. XVII в.). Необычно богатый декор украсил шатровые храмы (Церкви Покрова в Медведкове нач. XVII в., Зосима и Савватия в Троице-Сергиевом Монастыре нач. XVII в.). Еще заметнее отход от традиций в трехшатровых храмах (Успенская церковь Алексеевского Монастыря в Угличе нач. XVII в.).

Новые традиции привели к формированию во 2-ой четверти XVIIв. своеобразного живописного стиля, которому присуща затейливая, как правило, асимметричная группировка масс. Обычно это 5-главый бесстолпный храм, основной куб которого окружен приделами, папертями, лестницами и крыльцами с обязательными деталями отделки: бочкообразные колонки, арки с висячей гирькой, наборные кирпичные наличники окон и т.д. В становлении стиля сыграло большую роль то, что заказчиками все чаще становились купцы и посадские общины, вкусы которых отчетливо проявились в зодчестве. В посадских наиболее ярко выразилось светское начало, которое современники назвали «узорочьем» (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках сер. XVII в., Троицы в Никитниках сер. XVII в.-храм по образцу которого стали выполнять усадебные храмы, ярославские церкви Ильи Пророка сер. XVII в., Иоанна Златоуста в Коровниках сер. XVII в.).

29. Ярославская школа зодчества

XVII в.

В XVII в. складывается «ярославский» стиль архитектуры и живописи, возникает самобытная школа зодчества и живописного искусства. Кирпичная кладка. В это время в Ярославле возводятся храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи.

Основные отличия от Московской школы:

- крупнее московских

- четырехстолпные, а не бесстолпные

- световые главы

- широкие галереи-паперти

- нет изменчивости стены храма

31. Сложение архитектурных ансамблей в XVI-XVII вв. Митрополичий двор (Кремль) в Ростове Великом, Новодевичий Монастырь в Москве, Иосифо-Волоколамский Монастырь и др.

В сер. XVI в. улучшается система передовых укреплений вокруг Москвы. Сами оборонительные сооружения возводились по образу стен московского Кремля. Формы башен, завершение зубцов (ласточкин хвост), кирпичная кладка переняты у московского кремля.

За пределами земляного города строится или перестраивается ряд монастырей, расположенных на главных дорогах ведущих в Москву.

Строится Донской, Новодевичий, Спасо-Андрониковский, Новоспасский, Данилов и Симонов Монастыри. Они выполняли защитную функцию, но к XVII в., в связи с расширением территории и прогрессом технологий, такие крепости утратили свое первоначальное значение.

Силуэты стен и ансамблей меняются. На смену суровым крепостным сооружениям приходят более гражданские по облику, появляются декоративные элементы.

32. Русская архитектура конца XVII в.

В 80-х годов XVII в. происходит изменение в архитектуре, появляется ордер как структурный элемент фасада. Это связано с контактами с Украиной. Это время чаще всего называют нарыжкинской архитектурой или нарыжкинское барокко.

Признаки:

- строгая асимметрия

- ярусность

- соответствие внутреннего содержания и фасадов

- исчезновение ложных форм

- концентрация декора вместо коврового покрытия

- сочетание краснокирпичных стен и резных белокаменных деталей

- использование и интерпретация классических ордерных форм

- появление карнизов с петушиными гребешками

- овальные или треугольные окна

- резные раковины, кронштейнов, пинаклей, картушей, разорванных фронтонов

Типы храмов:

- Ярусные храмы (Покрова в Филях, Троице-Лыково)

- Храмы «Кораблем». Крупные городские и трапезные (Церковь Успения на Покровке, Церковь Вознесения в Кадышах)

 

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 643; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!