МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



Доц.Ляпустин Б.С.   ФАКУЛЬТЕТЫ ФП И МО 1 курс Семинар 1(4 часа, два занятия).

ИСТОРИЯ КАК НАУКА. СВОЕОБРАЗИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Занятие первое (2 часа)

          История как наука. Цивилизационный подход к истории.

1. Зачем нужна история?

2. Время зарождения истории и основные этапы ее развития.

3. Что доказывает, что история – это наука?

4. Понятие «цивилизация» и ее структура:

А) у М.А.Барга

Б) у А.Тойнби

5. Структура формации. Позитивные и негативные черты формационного подхода.

6. Структура цивилизации. Позитивные и негативные черты цивилизационного подхода.

 

Литература

Основная

(к первому занятию)

Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история, 1990, № 5. (в библиотеке)

Барг М.А. Цивилизационнный подход к истории// Коммунист, 1991, № 3. (в библиотеке и в электронном виде)

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986, Введение, гл.1,4. (в библиотеке, в продажевэлект)

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Ляпустин Б.С. История культуры Европы и Передней Азии с древнейших времен до эпохи Возрождения. М., 1998, Введение. (в библиотеке)

Ляпустин Б.С. Введение // История Древнего Востока под ред. Б.С.Ляпустина, М.,2009, С.7-10. (есть в продаже).

Обичкин О.Г. Введение в изучение истории. МГИМО, 1998.

Уколова В.И. Арнольд Тойнби и постижение истории// Тойнби А. Постижение истории. М., 1991, С.5-13. (в библиотеке и в электронном виде)

Цивилизации. Вып.4. М., 1997, Раздел «теоретические проблемы», С.7-42. (в библиотеке)

 

Занятие 2 (2 часа)

Вопрос 2.

7. Влияние природы на развитие первобытного общества.

8. Этапы развития первобытного человека и общества.

9. Праобщина: организация жизни и трудовой деятельности.

10. Время, причины и формы перехода к родовой организации.

11. Сущность рода, его структура и управление.

12. Присвавающая экономика: формы хозяйственной деятельности в роде.

13. Брачные отношения в роде.

14. Сущность обряда инициации.

15. Культура и ее структура, время возникновения

16. Религиозные верования и обряды.

17. Первобытное искусство: время возникновения и этапы развития

18. Производящая экономика в неолите, формы и итоги разложения родовой общины.

19. Характеристика архаического культурно-исторического типа.

20. Потестарное общество: хозяйственная деятельность и организация власти.

 

Вопрос 3

21. Влияние природных условий речных долин на возникновение цивилизаций и культуры: А) Египта

Б) Месопотамии (Шумер)

22. Периодизация истории Египта. Основные события.

23. Периодизация истории Шумеро-Вавилонской цивилизации. Основные события.

24. Характеристика древневосточной деспотии.

25. Пирамида как модель космоса.

26. Древнеегипетский храм как модель космоса.

27. Представление о времени, жизни и смерти, система ценностей у египетского человека.

28. Представление о времени, жизни и смерти, система ценностей у месопотамского человека.

29. Художественная культура Египта и Месопотамии.

 

                                          (к вопросам 2-4)

Древние цивилизации. Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, 3 Т. (любое издание)

История древнего Востока. Под ред. Б.С.Ляпустина, М., 2009. Введение С.10-34.

Вигасин А.А. История древнего Востока. М., 2005.

Васильев Л.С. История Востока (любое издание).

Дополнительная

Вулли Л. Забытое царство. М.,1986.

Емельянов В.В. Древний Шумер. С.-Пб., 2001.

Жак К. Египет великих фараонов. М., 1992.

Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

Культура древнего Египта. М., 1976.

Ламбер-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и  Мезоамерика. М., 1992.

Ллойд С, Археология Месопотамии. М.,1984.

Монте П. Египет Рамсесов. М., 1989.

Опенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М., 1980.

Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001.

Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М.,1993.

Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 2001.

Материалы к семинару № 1 из хрестоматии для учителей Б.С. Ляпустина

 

Историческое знание и историческое сознание

История как наука и историческое знание

 

       Так что же такое история? Чем занимаются историки? История в самом широком смысле – это описание процесса последовательного изменения мира и составляющих его элементов. В этом смысле часто говорят об истории Вселен­ной, Земли, геологической истории, естественной истории и т.д. Всемирная ис­тория – совокупность процессов развития материальной и духовной жизни чело­вечества в целом в реальном масштабе времени и пространства. Эти процессы складываются из мыслей, поступков, действий людей, объединенных в различ­ные коллективы: роды, племена, семьи, общины, селения и города, классы, со­словия, государства, профессиональные корпорации, общественно-политические объединения, международные союзы и т.д. вплоть до мирового сообщества.

       Всемирная история как наука – обобщение опыта развития человечества, попытка найти смысл истории, генеральное направление развития человечества, его причины и движущие силы. Как всякая наука, она имеет дело с объектив­ными, т.е. независящими от исследователя процессами и явлениями, однако ис­толкование их всегда субъективно и зависит от компетентности исследователя, его мировоззрения и владения конкретными методами исследования.

Обичкин О.Г. Введение в изучение всемирной и отече­ственной истории. М.,1999.С.2-3.

 

 

                   Основные исторические категории

       Как всякая наука, история располагает собственным рядом категорий – основных понятий, выраженных в терминах. Эти понятия, как правило, много­гранны и часто неоднозначны в устах разных авторов, что определяется их

мировоззрением и зависит от стоящих перед ним задач.

       Последовательная смена событий образует исторический процесс – ре­зультат взаимодействий сотен, тысяч, миллионов людей, каждый из которых ру­ководствуется своими представлениями, знаниями, идеями… Историки всегда стремились упорядочить свои знания, понять причины, смысл и последствия со­бытий.

       Как все научные обобщения, категории исторической науки – не более чем абстракции, лишь приблизительно отражающие действия миллионов людей, в той или иной степени осознающих их смысл или значение на протяжении своей жизни, а в конечном счете – жизнедеятельности всего человечества за все время его существования.

                                                      Там же, с. 3-5

 

                   Методы изучения истории

       Отправная точка науки – факт – реально совершившееся событие, твердо установленное доказуемое явление… Факты – это воздух ученого. Однако в по­давляющем большинстве случаев историк не был свидетелем событий, о которых повествует.Связующим звеном между историком и прошлым служит источник – сохранившееся свидетельство о прошлом, его след в виде материальных пред­метов (изделий человеческих рук от первых грубо оббитых галек до огромных сооружений и тончайших приборов), языка, законов, преданий, песен, поэм и сказок, записей самого разного содержания – от деловой расписки до хроники событий, обычаев и обрядов, кино-фото-фонодокументов, видеозаписей и еще многого другого. Как многообразна жизнь человека, так разнообразны источ­ники.

       Исторический источник всегда вторичен по отношению к факту, о котором он свидетельствует, на нем лежит отпечаток материала вещественного источника или позиции составителя источника письменного.

       Основным методом познания истории является историзм – принцип под­хода ко всем историческим явлениям в их развитии, взаимосвязи и с учетом ис­торического опыта. Историзм лежит в основе частных методов.

       Это прежде всего – сравнительно-исторический метод – выявление сход­ства и различия в исторических явлениях, на разных стадиях одного и того же явления или в процессах, происходящих либо в одно время в разных странах, либо в одной стране в разное время.

                                          Там же, Обичкин О.Г., там же, С.5-7.

 

                       

       Историческая наука сравнительно с другими общественно-гуманитарными науками характеризуется тем, что объектом ее познания является прежде всего общественное развитие в прошлом. Это, естественно определяет особенности исторического познания. Поскольку объект познания здесь, как правило, невоз­можно наблюдать или воспроизвести в эксперименте. Наконец, будучи обращено на прошлое, историческое познание имеет ретроспективный характер.

 

       Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.,1987.С.42.

 

       Объектпознания исторической науки – вся совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества.

Ковальченко И.Д., там же,С.44.

 

Предметом познания исторической науки является раскрытие человече­ской деятельности как естественно-исторического, поступательно-прогрессив­ного, внутренне обусловленного и закономерного процесса во всем его многооб­разии, пространственной и временной конкретности.

                   Ковальченко И.Д. там же,С.55.

 

Возникновение большинства исторических источников представляет собой информационный процесс, в котором фигурируют (1) объект – отражаемая реаль­ность, (2) субъект – творец источника, и (3) информация – результат отражения объекта субъектом… Говоря об объективности отражения источниками исторической действительности и путях установления степени этой объективности, следует обратить внимание на давно выявленный источниковедами факт большей субъ­ективности данных, которые являются результатом всякого рода извлечений, сводок и переработок первоначальных сведений….В этой связи очевидна и осо­бая ценность для историков тех источников, в которых зафиксирована первона­чальная информация и которые поэтому являются первоисточниками.

Ковальченко, там же, 115-118

 

По методам и формам отражения действительности вся совокупность ис­торических источников делится на четыре категории (или типа): вещественные, письменные, изобразительные и фонические. (С.122).

Факты составляют содержательную основу всякой науки.

Понятие «факт» (от латинского factum – «действие», «событие», «сделан­ное») применяется в разных смыслах. Прежде всего факт – конкретные проявле­ния действительности в ее прошедшем или текущем состоянии, т.е. объективная реальность…

Представители классического позитивизма решали вопрос об историче­ском факте в наивно реалистическом плане. Признавая реальность фактов исто­рической действительности, они по существу отождествляли с фактами истори­ческой науки, полагая, что первые непосредственно даны историку в историче­ских источниках… Таким образом, сильной стороной позитивистского понима­ния сути исторического факта было признание его объективной реальностью, а его ошибочность состояла в примитивном представлении природы этих фактов и в отождествлении фактов действительности с научными фактами, что вело к упрощенному пониманию сути историко-познавательного процесса.

Другое направление в понимании проблем исторического факта… явля­ется субъективно-идеалистическое. Основоположником его был В. Дильтей, а дальнейшее развитие оно получило в неокантианстве. Суть подхода здесь со­стояла в следующем. Прежде всего исторический факт был противопоставлен факту естественнонаучному. Естественнонаучные факты рассматривались как непосредственное чувственное воспроизведение внешней по отношению к субъ­екту действительности. Факты же истории лишены чувственной непосредствен­ности,… внутренний смысл которых историку или трудно уловить, или он вовсе скрыт от него. Поэтому наделить определенным смыслом факты прошлого может лишь историк. Историческое познание как поступательный процесс устраняется. Предшествующие знания о прошлом не имеют никакого значения. Каждый исто­рик пишет свою историю, и историй столько, сколько историков.

Неокантианская трактовка исторического факта с теми или иными вариа­циями остается в основе всех последующих субъективно-идеалистических под­ходов к нему (презентизм, экзистенциализм и др). Следовательно, субъективный идеализм, отвергая объективную природу исторических фактов, отрицает и воз­можность истинного познания прошлого…

 

Диалектико-материалистический подход к историческому факту прежде всего позволяет выделить три существенно отличные категории (типа) этих фак­тов: 1) факты исторической действитель­ности, 2) факты исторического источника («сообщение источника») и 3) на­учно-исторические факты («факты – знание»). Существенность различий этих категорий очевидна.

Факты исторической действительности объективны и по отношению к творцам исторических источников, и по отношению к историку. В них проявля­ется все многообразие человеческой деятельности и тех отношений, в которых она осуществлялась. Поскольку это факты о прошлом, об уже совершившейся материальной и духовной деятельности, постольку они являются инвариант­ными, однозначными и неизменными по своей пространственно-временной и сущностной завершенности при всей их содержательно-онтологической неис­черпаемости. Свойства исторической реальности безграничны; но в том виде, в каком она совершилась, эта реальность инвариантна.

Факты исторического источника представляют собой отражение фактов действительности творцом источника. Оно, как и всякое отражение, субъек­тивно. Но в том виде, как оно совершилось, это отражение также является инва­риантным, т.е. неизменным в том смысле, что каждое конкретное воспроизведе­ние творцом источника факта действительности однозначно, хотя содержательно это воспроизведение также безгранично, как безграничны и свойства объектив­ной реальности.

Научно-исторический факт – это отражение историком фактов историче­ской действительности на основе фактов источников. Следовательно, научно-исторический факт – в целом дважды субъективизированное отражение прошлого. Исключение составляют те случаи, когда источник является непосредственным остатком прошлого, реликтом, дающим возможность непосредственно-чувственно воспринять это прошлое. Такие реликты могут быть как материальными, так и духовными. Они, как указывалось, наряду с опосредованной информацией несут и непосредственную информацию. Существенным отличием научно-исторического факта от факта действительности и факта источника являются его содержательная незавершенность и изменчивость, способность к обогащению в процессе исторического познания.

Различение указанных категорий исторических фактов – непременное условие корректного оперирования ими в историческом исследовании и успешного, объективного познания исторической реальности.

Ковальченко И.Д., там же, С.127-130

МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Всякое научное познание основывается на применении совокупности по­знавательно-исторических методов.

Исторический и логический методы.(141) …Возможные комбинации логического и исторического методов и тесная связь этих методов не снимают вопроса о том, какой из них… наиболее эффективен. Поскольку историческая наука изучает развитие общества на протяжении всей его истории, тем самым определяется необходимость исторического подхода и метода в познании прошлого, а принцип историзма выступает в качестве важнейшего в этом познании.

(143)

Широко применяются в современной науке системный подход и системный анализ.Объективной основой широкого распространения системного подхода и системного анализа является то, что естественная и общественная реальность не состоит из отдельных и изолированных предметов, явлений и процессов, а представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, определенные целостные, системные образования.(С.159-160)

Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе его исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта… Познание идет последовательно от единичного к особенному, а затем – к общему и всеобщему. Историко-генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности.(170)

Историко-сравнительный метод

       Историко-сравнительный метод также давно применяется в исторических исследованиях. В сущности, без сравнения не обходится ни одно научное исследование. Объективной основой для сравнений является то, что общественно-историческое развитие представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс.(С.172)


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!