Южный узел в седьмом доме — Северный узел в первом доме 4 страница



Сатурн в первом доме

После долгих скитаний паломник предстает перед святым схимником.

В падении. Это трудное положение, поскольку человек ориентируется кармой на глубокое восприятие, большую внутреннюю работу, долгое молчание и очень точное самовыражение. Этому человеку нужно сказать многое и в немногих словах, а это просто не дается. Ребенком он, скорее всего, получил мало любви и ласки, по крайней мере, не усвоил то, что предлагалось, и у него рано начались неприятности с внешним миром, который не спешил гостеприимно распахнуть свои сияющие двери, ограничиваясь обычно большим ржавым замком на сгнившей, но, тем не менее, непроницаемой калитке. Зато возможность проникновения во внутренний мир здесь велика, и при гармоничном Сатурне человек может со сравнительно небольшими потерями обратиться внутрь себя. Вообще это обычно молчаливые и серьезные люди с большим чувством внутренней ответственности за себя и все свои дела. Если Сатурн поражен, то человек может попытаться пойти по пути отрицания дисциплины и включиться во внешнюю жизнь, но у него это будет плохо получаться, потому что он не умеет радоваться вместе со всеми. Здесь характерны уязвимая психика и самооценка, как правило, человек ценит себя низко и либо это скрывает, либо гиперкомпенсируется, делая вид, что у него в первом доме не Сатурн, а Юпитер, в соединении с Солнцем.

Видимые только в телескоп планеты, то есть Хирон, Уран, Нептун и Плутон не обязательно отчетливо проявляются в тех домах, где они стоят. Обычно они воздействуют через свои аспекты к остальным планетам, а в домах, где они стоят, включаются выраженным образом в исключительных случаях и, как правило, с точки зрения самого человека слишком сильно, поэтому их нахождение в доме можно считать поражением этого дома даже при гармоничных аспектах. Все описания действия этих планет в домах в этой части учебника касаются их непосредственного влияния на дом, где они стоят; эти влияния могут проявиться один-два раза в жизни среднего человека или вовсе отсутствовать, а постоянное включение высшей планеты или Хирона означает резкое усиление энергетики и видения и участие в больших кармических программах.

Хирон в первом доме

Непонятное количество внезапно переходит в пугающее качество, оставляя человека в полном недоумении.

Этот аспект дает человека, несколько отличающегося от всех остальных, но в чем именно, сказать трудно и ему и окружающим. Он видит мир не совсем так, как прочие, и ему порой чужды стандартные взгляды; по крайней мере, ему нравятся ситуации на грани понимания, заставляющие пересмотреть старые взгляды в неожиданном направлении. Своеобразное чувство юмора, определенная независимость суждений, склонность вступать в антагонизм со сложившимся общественным мнением или, во всяком случае, игнорировать его тогда, когда обычный человек этого не сделает. Такому человеку может житься в среде довольно скучно, хотя он совершенно не будет понимать, в чем дело и что его не устраивает. При выраженном включении Хирона его удар идет по личности человека обычно сразу с двух сторон: изнутри и снаружи. Другими словами, происходят внешние события, по виду правдоподобные, но не укладывающиеся в привычные рамки, а при попытке приспособить их к своей психике человек не справляется, обычные механизмы отказывают, и из подсознания выплывают программы невиданные с эффектом непредсказуемым и диковинным. Поэтому человеку приходится перестраивать свою личность сразу в двух направлениях: восприятия внешнего мира, где приходится осваивать принципиально новые программы, и осознания внутреннего, для чего нужен новый концептуальный аппарат или, как минимум, несколько совершенно новых понятий. После этого встает задача поиска новых форм самовыражения и новых методов управления внутренним миром и психикой.

Уран в первом доме

Путь от шизофрении к гениальности изобилует ямами, а потому преодолевается скачками.

Этот аспект не для слабонервных. Если Уран в первом доме включится на длительное время, то при самых гармоничных аспектах обладатель гороскопа в результате окажется в психиатрической лечебнице, скорее всего, в буйном отделении. Вообще это человек с причудами, странностями, иногда в нем вспыхивают сильные импульсы мыслей и действий, самых фантастических, и он не может и чаще всего активно не хочет соразмерять их с реальностью. На низком уровне все ограничивается необъяснимыми капризами, упрямством, всплесками немотивированной агрессии и т. п., как правило, быстро проходящими, хотя некоторые идеи могут иметь навязчивый характер, например, непременное наличие хотя бы одной застежки «молния» в одежде, при общей антипатии к электричеству.

Однако нужно быть настойчивым, и, возможно, человеку удастся как-то приспособиться к непредсказуемым ураническим посылкам, и тогда у него будут постоянные проблески гениальных озарений, чем бы он ни занимался, как во внешних проблемах, так и во внутренних. Этот человек может увидеть чудо там, где никто не заметит ничего особенного, но ему будет очень трудно объяснить окружающим, что именно он увидел. Наоборот, его самовыражение будет блестеть искрами гениальных находок, но для творчества этого мало, а научиться управлять своим вдохновением ему очень трудно.

При поражении Урана возможно расщепление личности: временами человек не держит энергетического потока и не в состоянии вернуться в социально приемлемое пространство. Нужно учиться читать уранические знаки и быть осторожным заранее — думать потом будет поздно.

Нептун в первом доме

Бог выражает уважение к человеку своей любовью к нему.

В глазах этого человека всегда виден характерный туман, как будто он находится не вполне здесь, а частично (или целиком) где-то еще. Художественный талант, если он есть, получит здесь мистическое или, во всяком случае, иррациональное оформление, если человеку удастся соблюсти чувство меры; в противном случае может получиться нечто несообразное или вовсе ничего, помимо глубокого запоя или «закола», если можно так назвать цикл приема наркотиков. Имя этой личности — экстаз, переходящий в самообман и обратно, и тезис об иллюзорности наблюдаемого материального мира здесь не нуждается в обосновании; что же касается расстояния от Бога до дьявола, то его здесь порой нужно измерять микронами, а лучше процентами праведников в ближайшей церкви. Здесь отчаяние и наслаждение жизнью перемешаны порой до однородного состояния, но самооценка редко бывает высокой, хотя временами человек может буквально истекать самодовольством, сам того не замечая. В глубине души он презирает многих других, которые рассуждают и думают, что могут понять — он-то знает, что понимает по-настоящему только он один, а у остальных иллюзия понимания, но им этого не объяснишь.

Иногда все же хочется выразить себя не только гримасой и жестом, но язык беспомощен, а внутри звучит музыка, но до состояния мелодии никак не доходит, и это, может быть, мучительнее всего остального...

Плутон в первом доме

Смерть есть не финальная, но обратная сторона жизни.

У этого человека в глазах часто будет мрачно-давящее выражение. Он несет с собой рок, финальное очищение, а это не самая приятная процедура. Видение мира может быть довольно обыкновенным, за одним отличием: в некоторых случаях оно становится удивительно подробным, а сам человек — проницательным, когда возникает ситуация вскрытия того или иного нарыва и необходимость чистки от грязи и мусора. Этот человек буквально высвечивает то, что люди стремятся скрыть от других и себя; в его присутствии трудно врать и заниматься самообманом — при проработке аспекта. На низком уровне у него в подсознании может быть программа тотального самоуничтожения, оформленная в виде, например, черного пессимизма или фатализма пессимистического толка, порой в сочетании с достаточной проницательностью. Эта личность вряд ли будет жизнерадостной или теплой, даже при сильном Юпитере; однако человеку нужно стараться точно ограничивать и направлять свое воздействие на мир, иначе деструктивное разрушение коснется и его лично, не оставив прежде всего надежд внутри и света снаружи. При проработке это может быть психолог очень высокого уровня, но вообще главный урок Плутона это выработка смирения, которое в данном случае должно нейтрализовать (часто вытесненную) жажду личного мирового или, по крайней мере, районного господства.

Узлы Луныв первом доме— см. главу 7.


Глава 2
ВТОРОЙ ДОМ

Символические управители Телец, Хирон, Венера, кульминирует Луна, в заточении Плутон, Марс, в падении Уран

Включение второго дома означает открытие глаз человека: он обнаруживает, что имеется субстанция, отличная от него самого и способная, с одной стороны, ему служить, удовлетворять потребности и доставлять удовольствия, а с другой — лишать, ограничивать и угрожать; на обычном языке эта субстанция называется внешним миром, а необходимость ее восприятия — принципом реальности. Но для второго дома, как и для всех ночных домов, характерен акцент на «я» человека, которое в данном случае субъективно преобладает над внешним миром, не в том смысле, что человек сильнее, а в том, что главнее, важнее. Другими словами, в ситуациях второго дома внешний мир может доставлять радости или неприятности, но у человека обязательно включена эгоцентрическая позиция (взгляд) на происходящее между Мной и миром. В отличие от седьмого дома, здесь внешний мир рассматривается не как доминирующий оппонент, но скорее как среда, неодушевленная или наделенная низшим сознанием (растительным или животным), в которой человек существует, живет, находится в различных типах обмена (энергией, материей и т. д.) Эта среда имеет свои законы, в известной мере распространяющиеся и на него самого, но затрагивающие его в незначительной степени ввиду его исключительной роли и положения в ней.

Наиболее распространенный пример включения второго дома это отношения человека к его собственности, полностью от него зависимой (недвижимость сюда не включается, поскольку имеет в большой мере независимое от человека существование). Эта собственность, которую он по желанию может купить, продать, включить, выключить, сесть или лечь на нее, действительно образует полностью зависящую от него внешнюю среду, однако ситуации второго дома этим отнюдь не исчерпываются. По второму дому у человека часто идут ближайшие родственники, которых его любящее сердце считает своей полной собственностью и отказывает им в самодовлеющем бытии, отличном от растительного, не говоря уже о свободе воли. Это особенно типично для женщин в отношении их мужей и детей (Луна кульминирует во втором доме).

Второй дом ставит проблему взаимодействия с внешним миром в общем, дальнейшее ее развитие и конкретизация происходят в шестом и десятом домах. В частности, второй дом относится к законам поведения внешнего мира (рассматриваемого как окружающая среда) и взаимодействия человека с ним. Поэтому второй дом определяет его неспецифическую (общую) этику во взаимодействиях со средой, когда она не слишком активна (в частности, не включен седьмой дом, то есть нет прямой доминирующей агрессии, когда больше думаешь о враге, чем о себе). В частности, второй дом определяет систему ценностей человека во внешнем мире, то есть то, к чему он стремится, то, что он хотел бы иметь в своем ближайшем внешнем окружении и, наоборот, то, чего он будет избегать. Поэтому по второму дому идет существенная часть программы самоутверждения, именно, программа внешнего самоутверждения, касающаяся уровня достижения человеком ценностей внешнего мира, идущих по второму дому.

Программы подсознания, управляемые вторым домом, более глубокие, чем программы первого дома. Они определяют самочувствие человека в среде, его отношение к ней, ее восприятие и поведение в ней. Эти программы во многом примитивны, поскольку не предполагают достаточного уровня восприятия внешнего мира, который вторым домом часто профанируется (например, в рамках второго дома любой другой человек воспринимается как потенциальный источник благ, или носитель социальной функции, или просто элемент мироустройства, но никогда не как самостоятельный микрокосм, самодовлеющая вселенная, отличная от меня). В то же время программы подсознания второго дома фундаментальны (символический управитель — Телец), в том смысле, что они работают постоянно, прерываясь в исключительных случаях, и очень устойчивы, с трудом поддаются изменению.

Трудно дать полное описание второго дома, поскольку это во многом «все остальное» по отношению к прочим одиннадцати домам гороскопа: ведь все что угодно есть поведение человека в среде, и если только она не чересчур социальна (третий дом), приятна (пятый дом), агрессивна (седьмой дом), дружелюбна (одиннадцатый дом) или еще один из определенных одиннадцати вариантов, то у человека включен второй дом.

На первом уровне проработки второго дома у человека преобладает чисто потребительское отношение к окружающей среде. Он хочет извлечь из нее максимум благ и удобств, игнорируя законы ее развития, а точнее, полагая их отсутствующими, то есть воспринимая среду как косную, мертвую, не изменяющуюся вообще и от его взаимодействия с ней в частности. Рыба как ловилась, так и всегда будет ловиться, железо как находилось, так и не исчерпается, а вообще после нас хоть потоп. При этом система ценностей бывает обычно практически полностью сформирована сознанием и подсознанием соответствующего социального слоя, и никакая иная не мыслится и не имеет права на существование. Любой человек с иными ценностями либо придуривается, либо психически неполноценен, либо социально опасен и по возможности должен быть изолирован от общества. На этом уровне общая этика взаимодействия с внешним миром зиждется на следующих китах: лучше иметь, чем не иметь; иметь — значит безраздельно владычествовать, подчиняя любой своей прихоти; доверять можно только тому, что полностью принадлежит тебе; лучше брать, чем давать, а давать следует лишь в долг или обмен; все остальные люди думают ровно так же. Для этого уровня характерно ощущение жесткости и императивности давления внешнего мира, и ссылка на внешние обстоятельства воспринимается как очень убедительная. Внешнее самоутверждение идет сообразно имеющемуся капиталу и материальным владениям, так что его критерии на взгляд самого человека чисто внешние; впрочем, представление о внутреннем мире и внутренних ценностях на этом уровне обычно отсутствует.

На втором уровне проработки второго дома человек осознает ограниченность возможностей внешнего мира по отношению к аппетитам его эго; теперь он стоит на позициях «разумного потребления» и заботы о непосредственно окружающем его внешнем мире как источнике благ, стараясь его не истощать. Например, приходя в интересные ему гости, он старается уйти настолько рано, чтобы его позвали и в следующий раз, и с той же целью на прощание обольстительно улыбнется хозяевам. На этом уровне внешняя среда представляется в принципе развивающейся, но законы ее развития воспринимаются механистически, то есть она уподобляется бассейну, в который вода втекает через одну и вытекает через две трубы, или наоборот, в зависимости от уровня преуспеяния человека.

На этом уровне общая этика по большей части тоже социально наведенная, но человек позволяет себе, например, под влиянием импульсов совести, отступления от нее. Система ценностей в основном определяется ценностями в свободно конвертируемой валюте, но появляются и иные: независимость в выборе своей судьбы, уровень самовыражения в творчестве, адекватность места в жизни, эмоциональная удовлетворительность жизни и некоторые другие. Правда, многие из этих ценностей воспринимаются формально, шаблонно и, в конечном итоге, с оглядкой на денежный эквивалент, но взгляд уже оторван от идеи чисто эгоистического потребления.

Внешнее самоутверждение здесь становится противоречивым. С одной стороны, оно вроде бы должно идти по мере приближения к внешнему социальному идеалу (президент, капиталист, солист оперного театра), но, с другой стороны, обнаруживается, во-первых, некоторая его расплывчатость, а во-вторых, непонятно откуда берущиеся внутренние реакции, обесценивающие многие очевидные и социально одобренные достижения человека. В растерянности он может на минуту всерьез подумать о духовных ценностях, но они в его сознании представлены жизнью без прямого обмана и подлости и регулярным чтением художественной литературы или просмотром актуальных театральных постановок, что проблемы не решает.

На третьем уровне проработки второго дома происходят качественные изменения. Человек начинает ощущать себя как неотъемлемую часть внешнего мира, а его как нечто живое, развивающееся, одушевленное и во многом осмысленное существо, сильно в нем, человеке, нуждающееся. Ему кажется, что когда он делает все правильно, погода улыбается, а если плохо, то хмурится, а в минуты уныния и разочарования окружающий мир словно пытается его поддержать и наставить на путь истинный. Теперь общая этика может сильно расходиться с социальной, а главное, — гораздо более подробна, то есть регламентирует поведение человека в гораздо более широком круге ситуаций; иначе говоря, жизнь становится значительно ответственнее и требует большего внимания, а промахи обходятся существенно дороже, чем раньше (по внутреннему ощущению).

Шкала ценностей здесь сильно отличается от социально утвержденной, что человеку трудно пережить, и ее приходится постоянно отстаивать перед самим собой, не говоря о ближайшем окружении. Материальные ценности становятся важными не сами по себе, а как вспомогательные средства, обеспечивающие человеку необходимые для его целей условия, главное из которых — свобода духовного развития и самовыражения. На этом уровне человек ощущает взаимосвязь внутреннего и внешнего миров, но основной акцент для него стоит на идеальных ценностях культуры, а низшие проявления внешней среды он склонен игнорировать, недооценивая их роль в своей жизни. Вместе с тем, он ощущает известную независимость от внешних условий и обстоятельств жизни и, соответственно, может быть очень непритязательным к окружающей внешней среде, в любом случае предъявляя основные претензии к себе лично.

На четвертом уровне проработки второго дома человек сильно расширяет свои представления о внешнем мире и среде, включая в них наряду с материальным также и тонкий мир, в частности, его астральный и ментальный планы. Ему виден также частично и каузальный план, то есть кармические программы, и он видит их проявления как во внешнем, так и во внутреннем мирах. На этом уровне человек воспринимает внешние события как символические отражения процессов, идущих во внутреннем мире, и умеет связывать эти два мира воедино, в частности, интерпретировать внешние события как проявления внутренней жизни и наоборот. Теперь внешняя и внутренняя этики сливаются воедино: человек знает, что его мысли, эмоции и любые медитации не есть его внутреннее дело, но самым непосредственным образом влияют на внешний мир; с другой стороны, внешние события и его видимое участие в них ничуть не менее важны для его внутренней жизни, причем очень существенно не только его отношение к происходящему, но и его прямой внешний смысл. Это уровень сильных магов, которые умеют идти по миру, лишь слегка к нему прикасаясь и не разрывая линий дхарм, и надежно закрывать двери без помощи замков. На этом уровне человек видит иллюзорность материального мира как символического образа мира тонкого, но одновременно видит людей как духовные существа, живущие одновременно на тонком и материальном планах, даже если они не подозревают о существовании первого из них, и видит за материальными внешними процессами их тонкий смысл, а также значение для внутренней жизни и судьбы людей, считающих, что они заняты самым обыкновенным делом.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!