Взгляды на роль личности Г. В. Ф. Гегеля



Взгляды Гегеля во многом совпадали с взглядами романтиков (в том числе и в отношении роли личности). Гегель является, по мнению некоторых исследователей, основателем теории «исторической среды». В то же время он сильно ограничивал значение исторических личностей в смысле их влияния на ход истории. Согласно Гегелю, призвание «всемирно-исторических личностей заключалось в том, чтобы быть доверенными лицами всемирного духа».[2]При этом у Гегеля речь шла только о деятелях, которые заслужили в истории положительную оценку. Вот почему он считал, что великая личность не может сама творить историческую реальность, а лишь раскрывает неизбежное будущее развитие. Дело великих личностей – понять необходимую ближайшую ступень в развитии их мира, сделать ее своей целью и вложить в ее осуществление свою энергию.

На длительное время зародилась тенденция преуменьшать роль личности, утверждая, что в результате закономерного развития общества при потребности в том или ином деятеле одна личность всегда заменит другую.

 

 

Взгляды на роль личности Л. Н. Толстого

Л. Н. Толстой в своих знаменитых философских отступлениях в романе «Война и мир» придерживался идей провиденциализма. Согласно Толстому, значение великих людей только кажущееся, на самом деле они – лишь «рабы истории», осуществляющейся по воле Провидения. «Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с бо́льшими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка»[3], – утверждал он.

 

 

Взгляды на роль личности Томаса Карлейла

Английский философ Томас Карлейль был одним из тех, кто вернулся к идее выдающейся роли личностейв истории. Согласно Карлейлю, всемирная история есть биография великих людей. В своих работах он сосредоточивается на тех или иных личностях и их роли, пишет целый ряд блестящих биографий. О массах он говорит гораздо меньше. По его мнению, массы нередко только орудие в руках великих личностей. По Карлейлю, существует своего рода исторический круг, или цикл: когда героическое начало в обществе ослабевает, тогда наружу могут вырваться скрытые разрушительные силы массы (в революциях и восстаниях), и они действуют, пока общество вновь не обнаружит в себе «истинных героев», вождей.

 

 

Взгляды на роль личности представителей марксизма

Представители марксизма объясняли ход исторического процесса материальными факторами. Маркс, Энгельс и их последователи считали, что исторические законы реализуются при любых обстоятельствах. В такой ситуации роль личности в истории была небольшой. Личность может, по выражению Плеханова, лишь наложить индивидуальный отпечаток на неизбежный ход событий, но не в состоянии ни при каких обстоятельствах изменить запрограммированный ход истории. И если бы не было одной личности, то ее непременно бы заменила другая, которая выполнила бы ровно ту же историческую роль. Кроме того, марксисты не учитывали, что личность не только действует в определенных обстоятельствах, но, когда обстоятельства позволяют, в известной мере творит их согласно собственным пониманию и особенностям. В отличие от Гегеля в марксизме во внимание принимаются уже не только положительные, но и отрицательные деятели. Однако оценка «положительной» или «отрицательной» роли существенно зависела от субъективной и классовой позиции философа и историка.

 

 

Взгляды на роль личности У. Джеймса

У. Джеймс, известный американский философ-прагматик, был одним из тех, кто в центр проблемы роли личности поставил вопрос о ее окружении и соответствии личности среде. Свою довольно интересную концепцию У. Джеймс изложил в лекции «Великий человек и его окружение». Он считал, что главная причина, которая заставляет общества изменяться от поколения к поколению, связана с накоплением влияния личностей, их примера, инициативы и решений.

Джеймс избирает весьма оригинальный подход: он берет за аналогию теорию Дарвина о влиянии среды на естественный отбор и изменение видов. Философ, по Джеймсу, должен принять гениев как данность, также как биолог принимает за данность «спонтанные вариации» Дарвина (то есть спонтанные мутации). А роль личности будет зависеть от степени ее соответствия социальной среде, эпохе, моменту и т. п. Джеймс вводит понятие восприимчивости личности к исторической ситуации. Изменения в обществах от поколения к поколению, по Джеймсу, прямо или косвенно обусловлены примером личностей. При этом либо гений этих людей оказался настолько созвучным особенностям своего времени, либо их случайное положение во власти было столь важным, что они стали вдохновителями или инициаторами движения, создали прецедент или стиль, превратились в центр духовного разложения или причину гибели других людей, чьи таланты, имей они возможность для свободной игры, вели бы общество в другом направлении.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2573; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!