I. Место романа «Жерминаль» в цикле «Ругон-Маккары» Э. Золя.
II. Замысел романа «Жерминаль» и принципы его реализации.
- Специфика жанра: экспериментальный роман, натуралистический роман и др.
- Тип повествования и авторская позиция.
- Семантика заглавия.
- Своеобразие творческого метода Э. Золя.
Ш. Композиция романа: ее функциональность в свете экспериментальной теории Э. Золя.
IV. Сюжетная архитектоника романа (функция приема контраста, параллелизма, зеркальность сюжетных линий).
V. Концепция человека в творчестве Э. Золя и ее реализация в романе «Жерминаль».
- Система персонажей романа (семантика имени, функция портрета и костюма, характер и его трансформация).
- Решение писателем проблемы генетической и социальной обусловленности структуры личности в романе. Зооморфизм как символ деградации общества и вырождения личности. Природа в романе.
- «Бунт» как эпицентр романной структуры, его семантика. Понимание категории «среды».
- Этьена Лантье: становление личности. Проблема взаимодействия личности и массы.
Литература
Владимирова, М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: Художественное и идейно-философское единство. – Саратов, 1984.
Золя, Э. Жерминаль (любое издание).
Кучборская, Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. – М., 1973.
Лану, А. Здравствуйте, Эмиль Золя! / Пер. с фр. – М., 1997.
Пузиков, А. Эмиль Золя. – М., 1961.
Трыков, В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997. – Т. 1. – С. 320 – 325.
|
|
Практическое занятие № 2
Художественное мастерство Ги де Мопассана-новеллиста
Терминологический минимум: новелла, композиция, деталь, пейзаж, подтекст
1. Что такое новелла? Генезис мопассановской новеллы. Отличие новеллы Мопассана от романтической новеллы. Психологизм Мопассана.
2. Типология новеллистики Мопассана в критике и литературоведении.
Ш. Поэтика новеллы Мопассана «Пышка» (1880).
1. Сюжет и композиция новеллы.
2. Историософская концепция Мопассана. Природа и война в новелле.
3. Система персонажей (имя и семантика его замещения, общественный статус, портрет и костюм, поведение, речь, процесс поедания, его значение и философия).
4. Семантика и функциональность вещи в «антропоцентрической концепции» Мопассана (транспорт, еда и др.).
5. Специфика метаморфозы.
6. Мифологический подтекст и его значение.
IV. Новеллы о войне («Старуха Саваш», «Дядюшка Милон», «Мадемуазель Фифи»). Концепция войны. Метаморфоза «человек – личность» в «военных» новеллах Мопассана. Функция детали.
V. «Социальная» новеллистика Мопассана («Ожерелье», «Драгоценности», «Мать уродов»). Семантика случая. Функция денег. Тема нравственной деградации человека. Функция детали. Психологизм.
|
|
VI. Концепция любви в новеллах Мопассана («Лунный свет», «Плетельщица стульев» и др.)
Литература
Вульфович, Т. Творчество Мопассана. М., 1962.
Данилин, Ю. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968.
Кирнозе, З.И. Мопассан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 74–80.
Лану, А. Мопассан. М., 1971.
Мениаль, Эд. Ги де Мопассан. – Ростов н/Д, 1999. – (След в истории.)
Флоровская, О.В. Мопассан-новеллист. – Кишинёв, 1979.
Шмидт, Вольф. Проза как поэзия. Статьи о повествовании в русской литературе. – СПб., 1994. – С. 20, 33 – 35.
Мелетинский, Е.М. От архаических малых жанров к новелле. Новелла – предтеча бытового романа // Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М., 1986. – С. 168 – 175, 201 – 212.
Практическое занятие № 3
Драма Ибсена «Кукольный дом» (особенности конфликта, композиции, характеров и символики в драме идей)
Терминологический минимум: новая драма, конфликт, интрига, кульминация, внутренний диалог, ретроспективно-аналитическая композиция (техника)
I. История создания пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»: место в творчестве, семантика второго заглавия пьесы «Нора».
|
|
II. Сущность конфликта: социально-историческое, архетипическое.
ЗАДАНИЕ: Определите «внешний» и «внутренний» конфликт (двуединую интригу) в пьесе «Кукольный дом», их завязку – кульминацию – развязку.
Ш. Структура пьесы: действие внешнее и внутреннее.
1. Времяпространство дома: дом – театр, дом – реальность (см. экспозицию, 1 действие пьесы).
ЗАДАНИЕ: Определите основные элементы дома-театра. Какие детали-символы разрушают мнимую гармонию дома адвоката Хельмера?
1. Дом в восприятии Норы, Хельмера, Ранка, Кристины, Крогстада и др.
IV. Основные сюжетные линии: текст и внетекстовая реальность. Способы моделирования и природа характера.
1. Внесюжетная история Крогстада и Кристины: семантика и функции.
2. Доктор Ранк и семья Хельмеров: оппозиции свой/чужой, теплота/холод, внутреннее/ внешнее, мотивы гниения, наследственного недуга, функция двух черных крестов.
3. Кукольность и таинственность Норы: мотивы вязания и шитья, семантика танца.
4. Амбивалентность заглавия: мотив кукольности и энтомологический код.
ЗАДАНИЕ: Проследите реализацию мотива кукольности в тексте пьесы. Как определяют персонажи понятие «кукольность» (Нора, ее отец, Хельмер, Кристина и др.)?
|
|
5. Нора и ожидание чуда.
6. Семантика двух писем.
7. Открытый финал драмы. Ибсен о роли незавершенных финалов.
Литература
Адмони, В. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – Л., 1989.
Белый, А. Театр и современная драма; Ибсен и Достоевский //Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994. – С. 153 – 167; 210 – 238.
Владимиров, С. Действие в драме. – Л., 1972.
Храповицкая, Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.
Хейберг, Х. Генрик Ибсен. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 276 с.
Дополнительно
Аникст, А.А. Теория драмы на Западе во второй половине ХIХ века. – М., 1988.
Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979.
Практическое занятие № 4
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1545; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!