Глава 4. Образование и педагогика



 

Образование и педагогика в современной России

 

Россия живет сегодня в ситуации определения в многообразии открывающихся мировому сообществу перспектив собственного пути к общей для человечества целей – согласия, сотрудничества и благоденствия. Этот путь должен соответствовать российским духовным приоритетам, хозяйственным ресурсам, культурным традициям, потребностям людей. Россия имеет свой национально-особый тип мироотношения, который предполагает соответствующий ему способ передачи, хранения, воспроизводства опыта поколений. Одна из ведущих ролей в этом принадлежит педагогике.

Педагогика имеет долгую историю развития. Она представляет собой науку о воспитании человека, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развития личности. Педагогика изучает и описывает теорию системы образования и обучения. В целом она включает теорию воспитания, дидактику, школоведение. Впервые педагогические учения появились в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. как часть философских систем. Педагогика взаимосвязана с философией, психологией, анатомией и физиологией человека и другими науками. Ее основные отрасли – это детская педагогика, рассматривающая проблемы и особенности развития и воспитания детей дошкольного, преддошкольного и школьного возрастов; педагогика профессионального образования; семейного воспитания; вузовская и военная педагогика; дефектология; история педагогики; педагогика, рассматривающая методики преподавания учебных дисциплин и др. В настоящее время педагогике в России следует решить жизненно важные проблемы, связанные с переходом на новый уровень образовательного пространства, предстоит построение новой образовательной модели подготовки специалистов – бакалавриата и магистратуры.

На территории нашей страны реализуются идеи децентрализации управления и многообразия типов школ. Уже отменен всеобуч, снята социальная защита системы образования, идет вынужденная коммерциализация высшей и средней школы, поскольку они не получают необходимой бюджетной поддержки. Интенсивный поиск приоритетной модели образования осуществляется путем попыток, перебирания возможных вариантов. При всем многообразии моделей поиск развивается в пределах четырех основных тенденций.

Первая тенденция – сохранение структурных качеств советской единой государственной системы образования и школы, работающей по единообразным программам и по установленному набору дисциплин. Советская система образования представляла собой образовательное пространство закрытого типа, удобное для централизованного управления. Она работала в пределах породившей ее тоталитарно-бюрократической государственности с коммунистической идеологией и плановой экономикой. Но в то же время советская школа обеспечивала высокие технологии военно-промышленного и энергетического комплексов, успехи космонавтики, науки и техники.

Вторая тенденция – создание образовательной системы рыночного типа, построенной как спектр образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Такая школа типична для современных индустриальных стран. Она называется «свободной», потому что строит свои образовательные программы в идеологии свободного выбора и здоровой конкуренции. Ее задача – адаптировать человека к условиям наличного социума, к его правовым и ценностным установкам, потребностям производства.

Третья тенденция – становление отечественной школы культурологического типа. Она развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики. Особенность культурологических моделей образования состоит в том, что они ориентированы не государством и рынком, а культурой. Овладевая духовным и материальным богатством культуры, индивид становится личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством.

Четвертая тенденция – создание культуротворческой модели образования, позволяющей построение целостного образовательного пространства школы, ориентированной на становление личности ребенка. Освоение опыта мировой культуры строится здесь не в логике предмета, а в гуманистической направленности образования. При этом в процессе становления культурного самосознания учитываются возрастные характеристики психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка. Исходный принцип культуротворческой модели образования – осознание целостной «картины мира» и человека в нем.

Воплощая в себя лучшие научные, культурно-воспитательные достижения, традиции развития человека и общества современное образование создает основу для формирования личности, полезной обществу.

Современное образование – это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. Сегодня мы живем в эпоху рыночных отношений, где процветают одиночество, враждебность, где на лицо отчужденность человека от природы, культуры и от самого себя. Поиск путей к целостному миру и принадлежности человека к нему ведет философскую мысль к постановке проблем образования. Основанием к построению современной образовательной парадигмы могут служить следующие тенденции в философии ХХ века.

1. Жизнь – это образование. Жизнь предстает как непрерывность или история в ее культурных формах, процесс непрерывного развития. Человек – это индивидуальная жизнь, процесс, разворачивающийся во времени, в каждом из моментов которой личность не равна самой себе. Эту идею развивали Шопенгауэр, Ф. Ницше и др. Согласно этой идее, жизнь – образование, а оно и есть человек как развертывающийся в ограниченной датами рождения и смерти незавершенный акт.

2. Целостность знаний. Человек познает жизнь как целостность с помощью интуиции, чувствования, понимания. Именно эти качества нужно развивать, образуя культурного человека. В познании и культуре, как считают теоретики этого направления, особая роль принадлежит мифу, адекватно и целостно отражающему жизнь. Философия поэтому должна снова стать мифотворчеством и поэзией (Камю и Ницше). Философии нужна сейчас психология, но не экспериментальная, а понимающая и чувствующая. Согласно этим идеям, образование – это саморазвитие личности, которое происходит в потоке жизни. Оно совершается как понимание-сопереживание мира и себя, в единстве внешнего (вживание, вчувствование) и внутреннего (самонаблюдение, самопознание).

3. Философская антропология (развита во второй половине ХХ столетия). Ее предметом является человек. Она не приемлет современного знания о человеке, который оказался разорванным и поделенным между естествознанием, психологией, социологией, культурологией и прикладными науками. Философская антропология пытается воссоздать целостный философский образ человека, включающий знания о его физическом, психическом и духовном началах, о его метафизическом происхождении, силах и потенциях, которые движут им. Практический выход из состояния отчужденности, экзистенционального кризиса, которым характеризуется культура ХХ века, антропологи видят внутри самого человека.

Сегодня главной угрозой современному человеку и человечеству является деградация. В этих условиях главная задача личности – определить «меру жизни», научиться понимать смысл происходящего, относиться к нему с позиций собственных возможностей и целей, выработать личностные критерии существования. В связи с этим цель образования – способность к самостоятельному суждению, выбору, поступку; научить человечности («мере жизни»), т. е. состраданию, терпимости, доброте и справедливости. Главная задача процесса образования – обучение пониманию, которое становится единственным способом постижения истины как в естественнонаучном, так и в гуманитарном знании, в науках жизни и общества.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!