Этап 3 Ролевая игра «Марсианин»



Кем быть?»

Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Введение:

С переходом в старшую школу, приближением окончанием школьного обучения перед учащимся встает важнейшая задача выбора будущего профессионального пути. В данной ситуации крайне важно, чтобы ученики заранее представляли себе, какая профессиональная специализация им интересна, к чему они стремятся, могли объективно оценить свои сильные и слабые стороны в отношении той или иной профессии, владели информацией по профессиям. Ведь неправильный выбор в этом отношении ведет к значительным временным и моральным потерям, негативно отражается на жизни общества в целом.

Профориентационная работа в школе призвана помочь в решении данных задач.

Одним из эффективных методов профориентационной работы являются занятия в форме деловых, ролевых игр, посвященных различным аспектам профессиональной деятельности. Игровая форма способствует возникновению у учащихся интереса к данной тематике, более глубокому вовлечению их в профориентационную деятельность. В ходе игр учащиеся получают возможность «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, что, в свою очередь, способствует рефлексии, мотивирует их к более внимательному отношению к вопросам профориентации.

Цель:

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации.

Задачи:

- Дать возможность учащимся познакомиться с деятельностным содержимым наиболее интересных для них, по данным психологического тестирования, профессий.

- Дать возможность учащимся познакомиться с требованиями к данным профессиям и их особенностям.

- Дать возможность учащимся соотнести себя и свои личные качества с требованиями к данным профессиям.

Участники:

Учащиеся 8го класса, ведущий.

Продолжительность занятия:

Минут.

Место проведения:

Помещение класса.

Необходимые материалы:

Характеристика профессии и вопросы по ней – 2-6 шт.

Карточки с названиями профессий – 1-3 шт.

Краткая характеристика профессии – по 3 различным профессиям, каждая в 2х экземплярах.

Бланки оценки – 39 шт.

Доска, мел.

Основной замысел занятия:

В ходе игры учащиеся актуализируют свои знания о наиболее интересных для них профессиях. Учатся соотносить себя с требованиями к данным профессиям.

Методы работы:

Деловая игра, ролевая игра, работа в группах.

 

Критерии эффективности:

- Эмоциональная включенность (важно, чтобы учащиеся не были равнодушны).

- Рабочая включенность (сосредоточенность на обсуждаемых вопросах, деятельность, направленная на участие в игре, выполнение заданий).

- Общее восприятие (положительное или отрицательное отношения к занятию, удовлетворенность им – по поведению учащихся на занятии).

Оценка по каждому пункту от 1 го до 5 баллов

 

Этапы(краткий сценарий)

Длительность: 45  минут.  

 

Этап 1 Подготовка

Разбить учащихся на 3 группы по 5-6 человек, так, чтобы нескольких, наиболее активных учеников можно было на время вывести из состава групп. Нарисовать на доске 3 столбца по числу групп, пронумеровать их.

 

Ведущий: Довольно скоро, уже через несколько лет, вам придется решать, какую профессию вы хотите получать. А кто-то уже после 9 класса пойдет в колледж или техникум. Человеку очень важно заранее понимать, чем он хочет заниматься и кем работать. Иначе вы понапрасну потратите много времени и сил.

Сегодня у нас будет занятие по профориентации. Во время него мы попробуем понять, что мы знаем о профессиях и о себе. В ходе занятия вы будете работать в группах, выполнять различные задания, немного поиграете. Группа, которая лучше справится с заданием, получает плюс. Соответственно, побеждают группы, которые наберут наибольшее число плюсов.

 

Этап 2 Игра «Назови профессии»

Задача: Разминка перед занятием.

Длительность: до 5 минут.

Описание: Ведущий называет какую-либо букву. Задача каждой группы назвать как можно больше профессий на эту букву.

 

Ведущий: Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете, какие бывают профессии. Я буду называть букву, а ваша задача назвать как можно больше профессий на нее. Кто знает профессию, поднимает руку. Побеждает та группа, участники которой назовут больше всего профессий.

 

Возможные примеры:

 

П

Парикмахер

Пасечник

Пастух

Повар

Программист

Певец

Переводчик

Пианист

Пивовар

Писатель

Преподаватель

Пожарник

Полицейский

Портной

Почтальон

Поэт

Продавец
Прокурор

Пчеловод

Проводник

 

А

Авиаконструктор

Автогонщик,

Автослесарь,

Агроном,

Адвокат,

Актёр,

Аниматор,

Артист,

Архитектор,

Астроном

Агент, например, по недвижимости.

Администратор

Акробат

Артиллерист

Археолог

 

Б

Библиотекарь

Банкир

Бухгалтер

Бетонщик

Балерина

Бармен

Бизнес-консультант

Биолог

Боксер

Ботаник

Бортинженер

Бренд-менеджер

Брокер

Боцман,

Бульдозерист

 

Ф

Футболист

Фармацевт

Фасадчик

Фасовщик

Фельдшер

Фигурист

Физик

Фитотерапевт

Фокусник

Фотограф

Фрезеровщик

 

Д

Директор

Дальнобойщик

Доктор

Домработница

Дворник

Дизайнер

Дипломат

Дирижёр

Дрессировщик

Диджей

Диетолог

Диктор

Дилер

Доцент

 

Этап 3 Ролевая игра «Марсианин»

Задача: Актуализация знаний о профессиях.

Длительность: 15 минут

Описание: Ведущий выбирает из групп одного ученика, лучше активного, готового работать, не боящегося внимания. Он «марсианин», ничего не знает о профессиях. Хотя по-русски все понимает. Задача учащихся в группах объяснить ему о том, что такое программист (менеджер, повар).

В рамках подготовки к игре у групп есть немного времени решить, что они будут говорить.

Каждая группа объясняет по очереди. После того, как группы закончили, «марсианин» может задавать дополнительные вопросы.

Поскольку, учащиеся вряд ли дадут исчерпывающую характеристику профессии (могут забыть упомянуть об ее трудностях, необходимом образовании и т.д.) у «марсианина» и имеется детальная характеристика профессии и дополнительные вопросы, позволяющими вскрыть эти моменты. Также «марсианин» может задавать казалось бы абсурдные вопросы по профессии. Но ведущий имеет право отклонять вопросы не по теме.

По завершении ответов «марсианин», на основании ответов группы и имеющейся у него характеристики, определяет, какая из групп ответила по профессии наиболее полно.

Затем ведущий выбирает нового «марсианина» и новую профессию. Всего 1 – 3 профессии. Для выбора конкретных профессий ведущий использует материалы психологического тестирования.

 

Ведущий: Как видим профессий очень много. Но, знаем ли мы их. Что требуется, чтобы освоить ту или иную профессию? Что надо уметь? Какими качествами обладать? Представим, что здесь, среди нас оказался марсианин. По-русски он говорить уже умеет, но о профессиях пока ничего не знает. Марсианином у нас будет…

 Выбирает марсианина

Сейчас каждая группа должна будет объяснить ему, что значит та или иная профессия. Если он, что-то не поймет, то может задавать вопросы. Потом, марсианин решит, какая из групп ответила понятнее и лучше. На подготовку у вас 5 минут. На ответ каждой группе тоже примерно пять минут.

Раздает группам карточки с названиями профессий. Дает марсианину характеристики профессий и вопросы к ним.

Время пошло.

Пока группы готовятся, ведущий дает марсианину прочитать характеристики профессий, и поясняет, что если что-то из них не раскрыто в ответах групп, то, он должен задать по этим моментам вопросы.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 431; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!