Средневековая философия. Теоцентризм как принцип философствования.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и
аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о
личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В
условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого
государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в
рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма,
креационизма, провиденциализма.
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором
источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное
и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где
на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся
на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные
науки.
Динамика научного знания.
Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Активно исследовалась эта проблема основоположниками и представителями диалектико-материалистической философии ‑ особенно с методологических позиций материалистического понимания истории и материалистической диалектики с учетом социокультурной обусловленности этого процесса. Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. В современной западной философии второй половины XX в. проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, представленной особенно ярко в таких течениях, как эволюционная эпистемология и постпозитивизм. Эволюционная эпистемология — направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого — выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции единой науки. Особенно активно проблему роста (развития, изменения) знания разрабатывали сторонники постпозитивизма, течения философско-методологической мысли XX в., пришедшего на смену неопозитивизму. Обратившись лицом к истории, развитию науки, представители постпозитивизма стали строить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных процессов, совершающихся в мире. Первой такой концепцией стала концепция роста знания К. Поппера. Поппер рассматривает знание не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект анализа науки он и представил в форме концепции роста научного знания. Говоря о росте знания, он имеет в виду не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями. Общая модель историко-научного процесса, предложенная Куном, включает в себя два основных этапа. Это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «научная революция» — распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т.е. переход к новому периоду «нормальной науки». Ст. Тулмин в своей эволюционной эпистемологии рассматривал содержание теорий как своеобразную «популяцию понятий, а общий механизм их развития представил как взаимодействие внутринаучных и вненаучных факторов, подчеркивая, однако, решающее значение рациональных компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий, методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности. Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания, единство прерывности и непрерывности в его развитии.
|
|
|
|
|
|
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!