Список источников и литературы

Статья Сунь Ятсена «Три народных принципа и будущее Китая»

 

Работа «Три народных принципа и будущее Китая» является программной статьей, имеющей самое непосредственное отношение к Синьхайской революции.

Историческими предпосылками написания статьи стали события начала ХХ века, когда социально-политическая ситуация в Китае, характеризовавшаяся серьезными общественными противоречиями, привела к углублению кризиса в империи Цин.

По утверждению авторов работы «История Китая с древнейших времен до наших дней» под редакцией Л.В. Симоновской и М.Ф. Юрьева, после разгрома цинским правительством реформаторского движения под руководством Кан Ювэя и подавления восстания ихэтуаней, антиманьчжурское движение нашло свое выражение в деятельности революционно-демократического движения, в котором принимали участие представители китайской национальной буржуазии, буржуазной интеллигенции и эмигрантской буржуазии, а лидером этого движения был молодой врач Сунь Ятсен (История Китая с древнейших времен до наших дней [Текст]/ Отв. ред. Л.В. Симоновская, М.Ф. Юрьев. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974. С. 218 – 219)

Как отмечает в своей «Истории Китая» А.В. Меликсетов, оставив надежду убедить высших маньчжурских сановников в необходимости продолжения реформ, отказавшись от карьеры врача, которая могла обеспечить спокойную и благополучную жизнь, в конце 1894 г. Сунь Ятсен отправился на Гавайи. Здесь он создал первую в истории Китая революционную организацию - «Союз возрождения Китая» («Синчжунхуэй»). Цели этой организации выражены в клятве, которую произносили вступившие в союз: «...изгнать маньчжуров, восстановить государственный престиж Китая, учредить демократическое правительство» (История Китая [Текст]: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. - М.: Издательство МГУ, Издательство «Высшая школа», 2002. С. 352).

По утверждению А.В. Меликсетова, почти год ушел на подготовку первого восстания под руководством «Союза возрождения Китая». Местом для его начала был избран Гуанчжоу, столица провинции, являвшейся родиной для большинства сподвижников Сунь Ятсена. Город был удален от центра, здесь у революционеров установились прочные связи с тайными обществами, население было проникнуто сильными антиманьчжурскими настроениями. План восстания включал захват городских административных органов в результате действий группы заговорщиков, поддержку начавшегося выступления отрядом из Гонконга, а также вступлением в Гуанчжоу отрядов местных тайных обществ. Однако казалось бы тщательно разработанный план провалился. Отряды тайных обществ не сумели проникнуть в город, группа, прибывшая на корабле из Гонконга, которая должна была передать революционерам оружие, была арестована на городской пристани. Некоторые из участников неудавшегося выступления были арестованы и казнены, а Сунь Ятсену чудом удалось скрыться, избежав верной смерти (История Китая [Текст]: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. - М.: Издательство МГУ, Издательство «Высшая школа», 2002. С. 352 - 353).

В.И. Глунин, А.М. Григорьев, К.В. Кукушкин и В.Н. Никифоров в своей работе «Новейшая история Китая» утверждают, что в июле 1905 года Сунь Ятсен приехал в Японию. До этого момента он побывал во многих странах Юго-Восточной Азии, а также в США и Западной Европе, где он вербовал сторонников и собирал средства среди китайских эмигрантов (Новейшая история Китая (1917 – 1970) [Текст]/ В.И. Глунин, А.М. Григорьев, К.В. Кукушкин, В.Н. Никифоров; Отв. ред. М.И. Сладковский. – М.: Мысль, 1972. С. 20).

Как отмечает Р. Крюгер, в Японии Сунь Ятсен основал китайскую революционную организацию «­Объединен­ный союз»­, попытавшись объединить многочисленные революционные группы, в основном студенческие, которые были разбросаны по всей стране (Крюгер, Р. Китай. История страны [Текст]/ Р. Крюгер; Пер. Д. Воронина, Ю. Гольбдерга; Предисл. К. Королева. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. С. 510).

В «Декларации «Объединенного союза», принятой в августе 1905 года были четко определены основные его: 1. Изгнание манчьжурских варваров; 2. Возрождение Китая; 3. Установление республики; 4. Уравнение прав на землю (Синьхайская революция 1911 – 1913 гг. [Текст]. Сборник документов и материалов/ Ред. Л.В. Матвеева. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1968. С. 37 - 40).

Данная организация, как отмечает А.В. Меликсетов, также имела другое название - «Китайский революционный объединенный союз» (Чжунго гэмин тунмэнхуэй) (История Китая [Текст]: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. - М.: Издательство МГУ, Издательство «Высшая школа», 2002. С. 361).

Именно в этот момент и была написана статья «Три народных принципа и будущее Китая» (Сунь Ятсен. Три народных принципа и будущее Китая [Текст] // Сунь Ятсен. Избранные произведения. Собрание сочинений [Текст] / Сунь Ятсен. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. – С. 110 – 120).

Итак, статья «Три народных принципа и будущее Китая» была написан во время пребывания Сунь Ятсена в вынужденной эмиграции в Японии и опубликована в журнале «Минь бао» («Народная газета»), являвшегося в тот момент печатным органом «Китайского революционного объединенного союза» (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). Датирована 21 декабря 1906 года.

Из текста статьи видно, что в число трех народных принципов Сунь Ятсен включает национализм, демократизм (народовластие) и народное благоденствие.

Рассмотрим эти принципы подробнее. Итак, под национализмом автором понимается не какое-то преимущество одной нации над другими, а свержение правящей маньчжурской династии, инородной по своему происхождению, и передача власти руководству, являющемуся по своему происхождению китайским (ханьским). По мнению Сунь Ятсена, такое руководство будет лучше заботиться о нуждах народа. Неудивительно, что в своем обращении к народу о походе против Юань Шикая он удивляется, что вместо того, чтобы как китаец заботиться о благе Родины, Юань Шикай, напротив доставляет ей своими действия столько бедствий.

При этом, говоря о национализме, Сунь Ятсен категорически отвергает возможность любых попыток уничтожения маньчжуров как нации, прямо заявляя, что «если во время революции маньчжуры не будут мешать нам, то нам незачем враждовать с ними» (Сунь Ятсен. Три народных принципа и будущее Китая [Текст] // Сунь Ятсен. Избранные произведения. Собрание сочинений [Текст] / Сунь Ятсен. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. С. 111).

Под принципом демократизма (народовластия) автор подразумевал установление в Китае демократической республики. Сунь Ятсен прямо заявляет, что именно принцип народовластия «составляет основу политической революции» (Сунь Ятсен. Три народных принципа и будущее Китая [Текст] // Сунь Ятсен. Избранные произведения. Собрание сочинений [Текст] / Сунь Ятсен. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. С. 112).

Суть принципа народовластия сводится к тому, что вместо монархической системы должен быть установлен демократический конституционный режим. Отметим, что именно при непосредственном участии Сунь Ятсена была разработана впоследствии Временная Конституция Китайской республики (1912 г.).

И, наконец, народное благоденствие означало, сточки зрения Сунь Ятсена, решение аграрного вопроса посредством установления системы единого государственного налога на землю в зависимости от ее рыночной цены, что, по мысли автора, должно было привести к мобилизации дифференциальной ренты в руках государства и обратить ее на благо всего общества. Сунь Ятсен считал, что такая система позволит постепенно решить главную историческую задачу - предоставить землю тем, кто ее обрабатывает, закрыв, тем самым, дорогу капиталистическому развитию Китая, к возможности которого он относился отрицательно (Сунь Ятсен. Три народных принципа и будущее Китая [Текст] // Сунь Ятсен. Избранные произведения. Собрание сочинений [Текст] / Сунь Ятсен. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. С. 113 - 117).

Как справедливо отмечает А.А. Дельнов, Сунь Ятсен не принимал либерального капиталистического пути развития. Если конкретнее: решение аграрного вопроса надо было начинать с установления системы единого государственного налога на землю, величина которого должна зависеть от каче­ства земли. Это, в свою очередь, должно обеспечить сосредоточение всех рентных доходов в руках народного государства, которое употребит их на общее благо. В том числе на развитие общенародного (государственного) сектора в промышлен­ности ­ ему предназначалась ведущая роль (Дельнов, А.А. Китай. Большой исторический путеводитель [Текст]/ А.А. Дельнов. – М.: Эксмо; Алгоритм, 2008. С. 647).

В ходе Синьхайской революции, последующей борьбы с Юань Шикаем, гражданской войны между северными и южными провинциями, Сунь Ятсен приходит к закономерному выводу о том, что победа Синьхайской революции не привела пока еще к реализации ни принципа национализма, ни принципа народовластия, ни принципа народного благосостояния. И что реализация этих принципов возможна лишь при полной победе «национальной революции», направленной против колониальной зависимости, и «политической революции», направленной против милитаризма и раздробленности.

Именно для реализации этих целей Сунь Ятсен 10 октября 1919 г. заявляет о необходимости реорганизации Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия) в Чжунго гоминьдан (Китайская национальная партия). Как отмечает А.В. Меликсетов, речь шла о преобразовании узкой, конспиративной организации, действовавшей в основном за пределами Китая, в массовую и боевую партию, действующую прежде всего на основе местных ячеек внутри Китая. Начинался длительный и сложный процесс реорганизации Гоминьдана, превращения его в ведущую политическую силу национальной революции. Этот процесс происходил в принципиально новых условиях, связанных с постепенным созданием революционной базы в Гуандуне, что было связано с приглашением Сунь Ятсена в Гуанчжоу, где власть в конце 1920 г. захватил милитарист Чэнь Цзюньмин. В апреле 1921 г. в Гуанчжоу по инициативе Сунь Ятсена собрался старый (1913-го года) республиканский парламент и избрал Сунь Ятсена чрезвычайным президентом Китайской республики. На этом посту Сунь Ятсен стремился сделать провинцию Гуандун базой революционных сил страны, оплотом военного объединительного похода на Север (История Китая [Текст]: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. - М.: Издательство МГУ, Издательство «Высшая школа», 2002. С. 439).

Как президент Сунь Ятсен стремился расширить социальную базу своей власти, в частности поддерживая забастовщиков в Гонконге, привлекая в свое правительство коммунистов (из-за этого Чэнь Дусю не смог принять участия в I съезде КПК), расширяя и укрепляя Гоминьдан. Однако, по утверждению А.В. Меликсетова, эта деятельность встретила сопротивление держав и милитаристов, в том числе и Чэнь Цзюньмина, который в июне 1922 г. совершил военный переворот и изгнал Сунь Ятсена. Но в феврале 1923 г. Чэнь Цзюньмин сам был изгнан соперничающими с ним гуансийскими и юньнаньскими милитаристами, которые вновь пригласили Сунь Ятсена возглавить правительство. Сунь Ятсен принял приглашение, но попытался извлечь уроки из своих прошлых поражений в Гуанчжоу. Суньятсеновское истолкование этих уроков можно свести прежде всего к пониманию необходимости избавиться от зависимости от милитаристов и для этого завершить создание хорошо организованной партии, опирающейся на собственную партийную революционную армию и на поддержку народных масс. Большое значение для реализации этих уроков имели связи Сунь Ятсена с советской Россией (История Китая [Текст]: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. - М.: Издательство МГУ, Издательство «Высшая школа», 2002. С. 439 - 440).

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом три народных принципа Сунь Ятсена, положенные и в основу Программы Гоминьдана, соединяли в себе как протест против чужеземного правления (китайский национа­лизм) и придания Ки­таю полуколониального, а может быть и полностью колониального статуса (что, было неизбежно, если бы цинское правительство осталось у власти), так и понимание необходимости модернизации страны на основе общественно-политического опыта западной цивилизации, но без уклона в капиталистическое развитие.

 

Список источников и литературы

Источники

 

1. Синьхайская революция 1911 – 1913 гг. [Текст]. Сборник документов и материалов/ Ред. Л.В. Матвеева. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1968. – 349 с.

2. Сунь Ятсен. Три народных принципа и будущее Китая [Текст] // Сунь Ятсен. Избранные произведения. Собрание сочинений [Текст] / Сунь Ятсен. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. – С. 110 – 120.

 

Литература

 

1.  Дельнов, А.А. Китай. Большой исторический путеводитель [Текст]/ А.А. Дельнов. – М.: Эксмо; Алгоритм, 2008. – 848 с.

2. История Китая с древнейших времен до наших дней [Текст]/ Отв. ред. Л.В. Симоновская, М.Ф. Юрьев. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974. – 536 с.

3. История Китая [Текст]: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. - М.: Издательство МГУ, Издательство «Высшая школа», 2002. - 736 с.

4. Крюгер, Р. Китай. История страны [Текст]/ Р. Крюгер; Пер. Д. Воронина, Ю. Гольбдерга; Предисл. К. Королева. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. – 544 с.: ил.

5. Новейшая история Китая (1917 – 1970) [Текст]/ В.И. Глунин, А.М. Григорьев, К.В. Кукушкин, В.Н. Никифоров; Отв. ред. М.И. Сладковский. – М.: Мысль, 1972. – 437 с.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!