Часть и целое, система и элемент.

Законы и категории диалектики

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА СПО ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

специальности «Дизайн»

 

 

ПЛАН:

  1. Введение: что такое диалектика.
  2. Понятия закона и категории.
  3. Основные законы диалектики (по Г.В.Ф. Гегелю)
  4. Другие законы и категории диалектики.

 

 

Рекомендуемая литература по данной теме:

 

  1. А.Г. Спиркин Философия: учебник для вузов (в разных редакциях, разных лет издания; например, 2000, 2006).

 

  1. Ф.А. Селиванов. Диалектика и ее альтернативы: учеб. пособие. – Тюмень, ТГИИК, 2003.

 

  1. Бытие и небытие: сборник упражнений по философии. Учебно-методическое пособие. – Тюмень, ТГИИК, 2004.

 

  1. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева […] – М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

 

  1. Другие философские словари и справочники.

 

Диалектика –от греческого dialegomai – беседую, рассуждаю.   Учение восходит к античной философской традиции (Гераклит, Зенон Элейский, Платон, Аристотель). В наиболее полном своем виде обосновано в немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегелем (1770 - 1831), который развил и систематизировал идеи И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.И.Шеллинга, создав универсальную систему диалектического идеализма. Далее эту систему развил К.Г.Маркс (1818 - 1883), привнеся в нее материалистические идеи. Таким образом, этапов развития диалектики три: античная диалектика, классическая (идеалистическая) и материалистическая диалектика. Три значения слова «диалектика»: 1) естественный ход событий, развертывание и разрешение противоречий («диалектика природы», «диалектика процесса»); 2) учение о естественном ходе событий, о связях противоположностей и объективных законах этой связи; 3) философская методология, метод мышления, т.е учение о развитии в его наиболее полном, свободном от односторонности виде.   Еще Гегелем разработаны три основных закона диалектики:  
  1. Закон единства и борьбы противоположностей:
Если вещи присуще нечто, то в другом отношении это ей не присуще, а присуще противоположное. Противоположности – то, что по отношения друг к другу выступает как иное, исключает друг друга Единство – в общности родового признака Противоречие – взаимное исключение, или борьба противоположностей Противоположности полярные (контрарные), или антагонистические (черное – белое, добро – зло, верх - низ) неполярные (неконтрарные) - черное – серое, верх - середина   Противоположности не существуют друг без друга. Их различие – источник их существования. А противоречие служит источником развития.   Абсолютизация единства противоположностей, как и абсолютизация их борьбы, суть метафизические крайности.  
  1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
Некоторые философы считают: качество – это свойство вещи, можно ставить знак равенства. (Ф.А.Селиванов; он выделяет 4 типа качеств, или свойств, см. «Диалектика и ее альтернативы») Однако, посмотрите:   Облако – туман; ветер – ураган; ребенок - взрослый Я перечисляю качественные различия? А чем отличается ветер от урагана? Одним свойством или более? (Силой; скоростью). А взрослый от ребенка? (Календарный возраст; физическое развитие; интеллектуальное развитие; эмоциональное развитие и т.д.) Значит, качество включает не одно свойство.   Качество – это целостность, комплекс свойств вещи. Количество – это совокупность однородных элементов, образующих данное качество. Единство количества и качества, или количественные пределы, в которых существует данное качество, называются мерой. Выход за эти пределы образует новое качество, т.е. вещь переходит из одного качественного состояния в другое. Этот переход называется в диалектике скачок. Постепенное развитие, происходившее путем количественного накопления, прерывается. Т.о., можно сказать, что скачок – это перерыв постепенности развития.   Таким образом, непрерывность развития складывается из взаимных переходов количественных и качественных изменений, постепенности и скачкообразности. Это и есть закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.   Примеры таких качественных переходов:   Заболевание --  эпидемия; Тенденция – тренд – мода; Накопление эмпирических фактов -- смена научной парадигмы -- научная революция   3. Закон отрицания отрицания   Всякое изменение состоит в отрицании, «снятии» какого-либо из ранее бывших качеств вещи. Отрицание предшествующего состояния изменяет вещь в определенном отношении:   Зерно – росток – растение – плод – семя (зерно) нового растения   Триада: +  ’  -- ’  -- (--) = +   Циклическая и линейная модели развития преобразуются в спиралевидную. Повторное отрицание - не возврат к исходному состоянию, а подъем на новый уровень спирали (вода – пар – дистиллированная вода; абитуриент – студент - выпускник). Поэтому развитие есть единство отрицания и утверждения, преемственности и повторения. Повторное отрицание – синтез предыдущих состояний.   Гегель утверждал, что триада завершает развитие системы. Поэтому у него все системы были трехчленные (античная философия – средневековая схоластика – немецкая классическая философия). В современной научной мысли очевидна бесконечность развития, бесчисленность витков развития спирали.   Подумайте, к этому вопросу вернемся на семинарском занятии. А сейчас продолжим, потому что кроме трех основных законов, сформулированных Г. В. Ф. Гегелем, существуют и неосновные. Закон, как мы уже говорили, есть универсальное соотношение категорий. Рассмотрим другие категории диалектики и универсальные соотношения между ними.  
Какое еще греческое слово того же корня означает беседу?     (Диалог) Т.е. нахождение истины путем разрешения противоречий, конкуренции разных точек зрения     Диалектический материализм Исторический материализм     Закон– это постоянноепри определенных условиях соотношение элементов (Ф.Селиванов)   Категории –наиболее общие, фундаментальные понятия науки (в т.ч. философии) Метафизика отрывает противоположности друг от друга, недооценивает или игнорирует либо их связь, либо противоречие.   Эклектика соединяет в одном построении взаимоисключающие принципы   Метафизические ошибки:   Абсолютизация количественных изменений, игнорирование качественных; и наоборот   Абсолютизация постепенности разви- тия; и наоборот, абсолютизация скач-  кообразности.     Нарисовать схемы на доске   Метафизическое отрицание – нигилизм, отрицание всего в вещи. Метафизическое утверждение – «удержание» вещи во всех отношениях     Разговаривают два эмбриона. - Как ты думаешь, есть ли жизнь после рождения? - Да что за глупости, какая ТАМ может быть жизнь? Там же нет плаценты, через которую можно дышать; там нет вод, в которых можно плавать… А как там питаться?  Ну, подумай сам… - Но почему же через девять месяцев все, все стремятся туда?.. - Вот именно. И никто, заметь, не возвращался.   Какие законы диалектики иллюстрирует этот анекдот?  

Одна из центральных категорий диалектики – развитие. Основные законы диалектики, которые мы только что сформулировали суть законы развития. Что же следует понимать под этим словом?

Это определенное направленное необратимое изменение объекта.

- от низшего к высшему;

- от простого к сложному;                                                        прогресс

- от старого к новому;

- от менее совершенного к более совершенному.

 

А если наоборот – от сложного к простому,              это регресс,

                              - от высшего к низшему?                       Деградация,

                                                                  Распад систем

И это тоже варианты развития.

 

Деградация системы в целом может сопровождаться прогрессом отдельных ее элементов, и наоборот, развитие системы – деградацией отдельных элементов.

 

Примеры: 1) развитие биологических форм в целом / деградация отдельных видов;

 

2) Естественный отбор в биологии: развитие вида в целом / вымирание отдельных особей с низкой приспособленностью;

 

Часть и целое, система и элемент.

 

Эти пары категорий близки по значению, но не идентичны.

Целое состоит из частей. По Аристотелю, целым называется «то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы». А также «то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно». Целое состоит из частей таким образом, что в каждой части есть специфика целого. Свойства части производны от свойств целого.

Система также состоит из элементов. Но элемент может иметь свойства, отличные от других элементов системы, и от самой системы (кислород, водород, вода). Как определить, является ли данное целое системой?

Система – целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько связаны, что выступают по отношению к другим системам того же уровня как единое целое.

Элемент – минимальная единица в составе целого, выполняющая в нем определенную функцию.

Определение приводит к идее функционального единства системы.

Системы бывают простые и сложные – по характеру взаимосвязи элементов.

Если рассматривать систему как целое, можно выделить простую суммативную целостность, организованную и органическую целостности.

В простой суммативной целостности связь частей носит механический характер. Некоторые из них могут вообще исчезнуть, целое этого не заметит. Свойства такого целого сводятся к сумме свойств его частей. Вход или выход из состава суммативной целостности не приносит частям качественных изменений (куча песка или камней, стадо скота).

В организованной целостности части упорядочены (кристаллическая решетка, Солнечная система) и находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи. Если такую связь нарушить, целое меняется качественно. Свойства такого целого нельзя свести к сумме свойств его частей. Т.е., это уже система.

Органическая целостность – высший тип организованной целостности. Части такого целого вне его не только теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще не могут существовать в данной качественной определенности (организм; биологический вид; социум). Вот это – сложная система.

 

Элементы любой системы можно рассмотреть в категориях единичного, особенного и общего. Это также важнейшие категории диалектики.

 Единичное – это объект рассмотрения, во всей совокупности присущих ему уникальных свойств (конкретный предмет, вещь, явление).

Общее - это единое во многом (общие свойства класса единичных вещей).

Особенное – это конкретное единство единичного и общего.

Наука оперирует общими понятиями, что и дает ей возможность устанавливать законы и предвидеть тенденции. Но без изучения единичного знание об общем будет неполным. Искусство изображает единичное и особенное; но художественный образ «цепляет», «доходит» до зрителя благодаря типичности, т.е. отражению в нем черт общего (человека, молодежи, мужчины, женщины и т.п.).

 

На категориях единичного, общего и особенного строятся логические процедуры обобщения понятий, деления понятий, индивидуализации.

 

«Студент Иванов Иван Иваныч» - единичное понятие;

«студент такой-то группы... 3 курса... специальности «Дизайн»» - обобщения через выделение черт особенного;

«студент» - обобщенное понятие

 

Содержание и форма

Содержание – то, что составляет сущность объекта; единство составляющих его элементов, свойств, внутренних процессов, тенденций и противоречий.

Форма – внешняя конфигурация объекта (предмета), его внешние пространственно-временные границы.

Форму определяют также как = способ существования материи;

                                             =внутреннюю и внешнюю организацию системы;

                                             = структуру.

Согласно любому из определений, форма представляет собой тот или иной порядок, упорядоченность, долженствующий выразить содержание объекта (предмета). Содержание (сущность) скрыто, пассивно. Форма его выражает, представляет, делает явным; форма активна.

Допустим, в форме того или иного арт-объекта выражается та или иная идея. Идея составляет его содержание. Может ли это содержание выразиться в другой форме? Если может, то почему Вы предпочли именно эту? Потому что за счет таких-то свойств именно эта форма оптимальным образом выражает именно это содержание.

 

Такое содержание как жизненная мудрость, в какой форме может быть выражено?

( Философский трактат, пословица, сказка, анекдот, … …) Есть ли наилучшая форма выражения? (В зависимости от ситуации…) От ситуации зависит идея, которую Вы хотите выразить, а следовательно и форма. Чем больше форма произведения соответствует его идее, тем произведение удачнее. Вот еще один закон диалектики, из неосновных: закон соответствия формы и содержания. Соответствие формы содержанию помогает раскрытию этого содержания. Несоответствующая форма препятствует раскрытию содержания.

 

Пара категорий, подобная этой – сущность и явление.

Сущность – отношения или свойства системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства.

Явление – это свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью.

Явление обусловлено сущностью; сущность обусловливает явление.

Явление обширнее, объемнее, чем сущность; сущность глубже.

Явление выражает одну из сторон сущности, никогда не совпадая с ней полностью. Кроме того, в явлении всегда есть случайные элементы. В сущности выражается только необходимое, общее и существенное. Явления бывают двух типов: адекватные, т.е. действительно выражающие сущность, и неадекватные (кажимость, видимость). Т.е., на основании явления нельзя адекватно познать сущность. И. Кант считал сущность, «ноумен», вообще непознаваемой. «Феномены», т.е. явления, открывают чувственному познанию лишь некоторые стороны сущности.

Между сущностью и явлением существует причинная обусловленность.

 

Категория причинности – также одна из основных категорий диалектики.

Всякое явление имеет свою причину, и в свою очередь является причиной другого явления. Это утверждение мы встречаем во многих философских системах. Причина – это то, что непосредственно вызывает данное явление (состояние, происшествие, и т. д.). Допустим, у Вас заболело горло. В чем причина? В том, что Вы переели мороженого? Не повязали шарф? Не спали две ночи и переутомились? Причиной заболевания является активизация болезнетворных микроорганизмов. Переохлаждение, переутомление, снижение иммунитета (который в другой момент мог бы выдержать и не такое), и т.п. – условия, или факторы, которые привели к тому, что причина «сработала».

 

Возможность, действительность, вероятность.

Возможность – то, что может иметь место (произойти, случиться, и т.п.), при определенных условиях.

Действительность – то, что имеется в наличии, «наличное бытие» при данных, объективно существующих на данный момент условиях.

Возможность, таким образом, есть «потенциальная действительность», могущая стать реальной, если будут созданы те самые «определенные» условия.

Вероятность – степень реализуемости возможности, с учетом условий. Блондинка из анекдота, оценившая вероятность встретить динозавра на Невском в 50%, - «может, встречу, а может, не встречу», - ошибалась принципиально, в определении вероятности. Понимая вероятность исходя из реальных условий и возможности их изменения, она не смогла бы так ответить.

 

Необходимость и случайность.

Необходимость – это  то, что имеет в данной системе устойчивые причинные и функциональные связи.

Случайность – то, что в данной системе не имеет таких устойчивых связей.

Если регулярно ходить под крышами весной, во время схода снега, то падение сосульки на голову не будет случайностью. В этом случае оно обусловлено устойчивыми причинными и функциональными связями. Падение же её на тротуар, удаленный от крыши, будет случайным, поскольку согласно существующим физическим законам мира, траектория её падения туда не закономерна.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 644; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!