Эпос зрелого СВ. Песнь о Нибелунгах (или Песнь о Сиде).



- Немецкий героический эпос:

В 12 в появляется литература на немецком языке(письм). В основном, рыцарская поэзия и роман, но и эпос.

Немецкий героический эпос.

Национальный эпос немецкого народа развивается несколько позже, чем в других странах Европы. Этот факт, как и сам характер эпоса, связан с многовековой раздробленностью Германии. Именно поэтому в рассматриваемом произведении не акцентируется идея единства нации, а констатируется вражда между немецкими властителями. Наиболее интересной из исполняемых шпильманами песен считается «Песнь о Нибелунгах», созданная около 1200 года. В ее основе лежат древнейшие германские легенды, которые зафиксированы еще в «Старшей Эдде», о гибели Нибелунгов, о королевиче Зигфриде, о деве-богатырше («сага о Вёлсунгах»). Исследователи считают, что в основе произведения лежит две песни, в соответствии с этим в песне выделяют две части

1.    1-19 песни - история о Зигфриде-свате.

2.    20-39 песни - о мести Кримхильды.  

Своеобразие поэмы определяется ее трагизмом и преобладанием отрицательных персонажей. Кроме того, замечательно многообразие влияний, отразившихся как в содержании, так и в стиле поэмы. Студенты должны уметь анализировать произведение с точки зрения этих влияний. С одной стороны дает о себе знать древность сюжета ( например, образ богатыршиБрюнхильды восходит еще к эпохе матриархата), однако мир древних легенд здесь вынесен за рамки действия ( все, что касается клада Нибелунгов, прежних подвигов Зигфрида). Основное внимание сосредоточено на феодальных распрях и семейных отношениях, причем семья здесь важнее рода ( в «Эдде» Кримхильда мстит мужу за братьев, здесь - наоборот). Особое внимание уделяется феодальной иерархии ( роковой спор между красавицами происходит именно из-за этого). «Песнь о Нибелунгах» появляется в эпоху, когда рыцарская литература была уже достаточно развита , поэтому здесь ощутимо воздействие куртуазного кодекса: Зигфрид выступает как галантный рыцарь, влюбившийся по описанию, воинственная Брюнхильда приобретает черты прекрасной, но тщеславной и жестокой дамы, в поэму включены описания придворной жизни (пиры, охота). Влиянием рыцарской литературы, по-видимому, объясняется и трагический характер произведения в целом.

В художественном отношении «Песнь...» также своеобразна. Под влиянием рыцарской поэзии усложняется поэтический рисунок поэмы: появляется рифма и деление на строфы. Но способ изображения остается эпическим: гиперболизация образов, тяготение к созданию монументальных фигур, лаконизм языка ( по сравнению с рыцарской поэзией).

-Испанский героический эпос

Близок французскому. Дистанция между временами событий и временного написания не так важна. Видимо поэтому нет фантастических элементов и почти отсутствует гиперболизация.

Одним из частых героев эпоса был Родриго (Руй) Диас, который в 1094 победил большую армию мавров. После этого он получил прозвище Сид ( от арабского аль-сеид - господин). Еще при жизни Сида стали появляться легенды о его подвигах, которые были переработаны в песни. Одной из самых интересных стала «Песнь о моем Сиде», которая сохранилась в рукописи, сделанной в 1307 году Педро Аббатом.

В произведении выделяется три части:

1.    «Песнь об изгнании».

2.    «Песнь о свадьбе».

3.    «Песнь о Корпес».

В этом произведении особый интерес представляет образ главного героя. Он не совсем обычен для героического эпоса. Подчеркивается не только сила и храбрость Сида, но и его практичность, и хитрость (сцена с ростовщиками-евреями). Кроме того, Сид проявляет большую заботу о своей семье. Этими чертами, типичными для персонажей восточных литератур, герой песни обязан влиянию арабского и даже тюркского эпосов. Влияние более развитой восточной литературы наблюдается в европейской культуре в целом, но особенно оно ощутимо в испанской литературе, благодаря тесному взаимодействию наций в эпоху, мало выражена христианская идея. Наряду с военными событиями присутствуют описания мирной жизни (свадьба), с любовью описан быт, нравы. Стиль поэмы достаточно прост, мало украшающих элементов: эпитетов, сравнений, метафор. Важная черта песни - наличие назидания. Все это говорит о изменениях в эпосе, которые к концу средневековья сближают его с романом.

Немецкий героический эпос.  

Зрелое СВ. Латинская и Церковная литература.

-Происходит процесс рождения литературы на разных языках(письм). Некоторые литературы впоследствии сливаются в отдельную нац. литературы.

Развивались 2 тенденции, уравновешивающие друг друга :

 1-ая вела культуру:

 к единству,

опиралась на общность религии,

 грек-лат. культ.источник,

 проявление рыцарства, гор.кульутры и пр.,

 2-ая отражает замкнутость отдельных городов

- Церковная литература

Развивается целый ряд клерикальных жанров. Они оказали влияние на формирование новых фанровлитературы(гимны, плачи). Особую форму имела троп. Отсюда возникла вся ново-совр. Драма античности не пережила эту эпоху(благодаря христианству). Троп был украшающей вставкой в службе, пелся двумя полухориями. Рождественская и пасхальная драмы произошли отсюда. Действа постепенно развиваются и выходят за стены церкви.

В это же время развивается жанр жития. Описывалось детство (ранняя серьезность и зрелость, дар провидения), затем его путь смирения и отречения от мира, потом – светлая кончина.

В 12в появляются описания чудес. Жития становятся источником жанра биографии.

Другой жанр – видение. Оно описывало путешествие души в иные миры (часто в мир мертвых). По возвращении личность обращалась к праведному пути. От видения произошла «Божественная комедия» Данте. Позднее этот жанр переходит в мотив сна.

Важный жанр – притча. Привлекались проповеди.

К Церковной тематике не относятся бестиарии, ландарии, рассказывающие о животных, растениях и пр.

Особенность – многомысленность. Является своего рода естественно – научной литературой. Эти жанры следствия освоения природы, но все образы получали аллегорическое истолкование. Создавалась целая модель мира, они отражали стремление к универсальности.

Историографическая литература.

Не носила церковного значения, но создавалась при монастырях.    Жанры: Хроники и летописи.

-Латинская литература

Важное значение латинской и церковной литературы этого периода состоит в том, что жанры церковной литературы оказывают большое влияние на формирование жанров художественной литературы . Это жанры лирики (гимны, плачи).

Примечательна роль церкви в формировании драмы. Драма античности, возникшая из языческих культов, не продолжает свое развитие в эпоху христианства. Но церковь, положившая конец этому типу драмы, порождает драму вторично. Она начинает развиваться из тропа - малой отрасли церковной лирики. Троп - это украшающая вставка в процесс службы, он пелся двумя полухориями и приобрел форму вопросов и ответов. От него произошли две первые литургические драмы - пасхальная и рождественская. Затем драма выходит за рамки церкви, рождаясь в искусстве второй раз. Студенты должны также иметь представление о таких жанрах как житие, видение, проповедь, познакомиться с их образцами по хрестоматии.

Важную часть латинской литературы составляют бестиарии, плантарии, лапидарии, представляющие собой синтез философской, естественнонаучной и церковной литератур. В этих произведениях в полной мере воплощается средневековый аллегоризм. Здесь встречаются описания как реальных растений и животных (лис), так и экзотических (верблюд) , и фантастических (единорог). Помимо описаний мы встретим здесь аллегорические толкования их сущности, которые затем переходят в художественную литературу ( например единорог как совершенное воплощение божественного). Эти жанры создают модель мира, являются следствием его универсального осмысления, характерного для эпохи.

Студенты должны иметь представление и о таких важных историографических жанрах как хроника ( описание истории от сотворения мира) и летопись ( сообщение о текущих событиях.

Зрелое СВ. Рыцарская поэзия.

- Рыцарская литература

12в. – переломный момент в истории литературы. Внутри государства соц-иерархия. Разница между сословиями. Закон Майората – все наследство феодала передается только старшему сыну. Формируется сословие рыцерство – высшее сосоловие, но без денег. Рыцарский кодекс поведения – культурный кодекс. Включает несколько составляющих:

•     Воинская (храбрый воин, верный королю, сеньору);

•     Этическая (великодушный, щедрый, вежлив, особенно с дамами);

•     Эстетическая (тонко чувствовать, уметь играть на музыкальном инструменте, танцевать, слогать стихи);

 

 

Наиболее развито в Провансе – пример для Европы, рыцарь трубодур. Ранняя СВ поэзия, народная античная, восточная.

Поэзия трубодуров устная + музыкальная инструментов. Сами сочиняют мелодии, мб некоторые записывают, рыцарская поэзия считается 1 поэтическим искусством.

 Трубадуры: обедневшие рыцари (чаще всего).

Делят на строфы, рифма разнообразнее. Основная тема любовь. Появляются индивидуальные ценности.

 Разновидности любви в рыцарской поэзии:

1)   Возвышенная любовь, адресованная замужней даме. Это платоническая любовь (предполагалось). Часто использовалось «дама-ширма»

2)   Материальная, чувственная любовь, адресованная простой девушке (образ толстушки).

Жанры разнообразных жанров в лирике:

•     Альба (песня, поется на заре рыцарем, о растовании);

•     Сирена (вечерняя песня, просьба о свидании);

•     Канцона (песня о любви, наиболее популярен);

•     Баллада (плясовая песня, исполняемая 2 группами);

•     Пасторелла (обращена к пастушке);

•     Сирвента (песня - прерие);

•     Тенсона (спор о поэзии);

•     Плач (скорбь об умершем);

 

ГийомАквитанский(Пуатье) – богатый трубадур, отличался буйным характером. До нас дошло 11 песен. Писал о любви или философствовал (1071-1121)

Бертран де Борн – в основном писал сирвенты, к любви относился с иронией (среди женщин нет его достойных)

Арноут Даниэль – представитель изысканной поэзии(1180-1220) Наиболее мастеровитый трубадур.

В это время были распространены суды любви, со своими законами. Председатель – женщина. Это расходилось с церковными законами. В 13в – Альбигайские походы на Прованс. Трубадуры были разосланы по Европе (распространение культуры).

Рыцарская поэзия в Германии - Минезанг (поэты - минизингеры). Формируется на основе народной традиции. Носил менее чувствительный характер. Минезанг – народный и аристократический.

Вольтер фон дер Фогельведе – основоположник немецкой поэзии. Объединяет в своем творчестве обе ветви минезанга. Писал на общественные темы, но есть и любовная лирика (к знатным домам и простым девушкам).

В дальнейшем ветви минезанга вступают в конфликт.

Майстерзанг – цеховая поэзия, отличие немецкой литературы. Представители высмеивают минезингеров.

Генрих фон Офтердингер - минезингер.

Рыцарская поэзия – первая художественная литература. Она впервые отражает стремление человека к красоте.

 

Рыцарская литература. Рыцарский роман.

-Большое произведение на одном из романских языков. Писался в стихах. Появляется в начале 12в по Франции.

Повлияли на развитие романа:

1)   Христианство;

2)   Фольклор (кельтский);

3)   Жития;

4)   Латинские хроники;

Выделяют три типа рыцарского романа:

1.Античный. Это самый древний роман, здесь используются образы античных героев, или сюжеты, взятые из античной литературы («Роман об Энее»), но они переосмысляются в современном плане: поведение героев, например, часто соответствует рыцарскому кодексу поведения («Роман об Александре Македонском»).

2.Византийский. Этот тип романа возникает под влиянием восточной литературы, которое исторически связано с крестовыми походами и проникновением восточных сюжетов через испанскую литературу. Так, сюжеты ряда рыцарских романов напрямую связаны с Востоком, кроме того считается, что многие сюжетные мотивы ( сюжет о «съеденном сердце») проникают в западную литературу из индийской и других литератур Востока.

3. Бретонский. Оригинальный, восходит в основном к кельтскому фольклору. Студентам необходимо ознакомиться с творчеством Кретьена де Труа ( романыартуровского цикла). Более подробно рекомендуется рассмотреть роман о Тристане и Изольде в двух его версиях: куртуазной ( версии Тома или Готфрида Страсбургского и народной (переложение Жозефа Бедье). Необходимо уметь определить различие между этими версиями и уметь анализировать роман в соответствии с основными чертами рыцарского романа, перечисленными выше.

Отличие рыцарского романа от эпоса

1)   Тема – любовь (эпос – национальное единение);

2)   Основная задача – утверждение исключительности рыцарей (феодального сословия);

3)   Первый план – субъективное начало (утверждается личный интерес);

4)   Наличие авантюрной линии;

5)   Фантастика – результат деятельности человека;

Вас - нормандский поэт, основоположник рыцарского романа (Роман о Бруте). Самая интересная тема – король Артур и круглый стол – впервые возникает у него.

Кретын де Труа – «Ланселот», «Рыцарь льва» и «Персиваль», автор ранней версии романа о Тристане и Изольде.

«Роман о Тристане и Изольде» 2 версии: рыцарская и ноныререкий (народ). Присутствует куртуаз. элементы: Т – идеальный рыцарь, возвышенное начало, любовные авантюры, фантастический, внутренний конфликт. Утвержденное право человека на естественные чувства. Много раз переписанные сюжеты.

Начиная с 13в. Сюжет более банальный, повторы, но все еще очень популярный. В 15в «Смерть Артура» - собрание о нем, подытоживает рыцарский роман. В 17в поставили точку.

Городская литература СВ. Основные жанры.

-Городская литература

Облик города – торговый. Он обнесен стеной для защиты. Город – культурный центр. Организуются первые университеты, где открываются школы. Появляется городская культура, развивается литература, которая ориентирована на массы. Она связана со всеми основными типами литературы. Карнавальное начало – основная отличительная черта.

Трезвый реалистичный бытовой взгляд на вещи – основная важная черта. Герой – горожанин (купец), хитрый, остроумный, всем обязан только себе, готов посмеяться и проучить власть, его личные качества – залог его успеха. Черты городской литературы – сатиричность и назидательность.

Основной жанр – фаблио. Появился в 13в. Важен сюжет, действия, поступки героев. Внимание – на обычных историях. Сохранилось около 150 образов. Схон с анекдотом. Предмет осмеяния – духовенство («Рютбеф», «Завещание осла», «О том как Вилан словопрением добился рая»). Название связанно с семейной проблематикой («Попана, разрезанная пополам»). Похожий жанр – шванк (возник позже под влиянием фаблио). Распущенность и неверность женщин – еще одна тема. Появляются циклы («О попе Алисе»), которые вскоре начинают называться романами («Роман о Ремаре»).

Яркое взаимодействие – с религиозной литературой. В рамках церкви возрождается драма (из тропа – момента взаимодействия полухоров). Рождественская и Пасхальная драмы – основные. Появляются листерии (разыгрываются на площади) – истории из жизни Богоматери. Другой тип драмы – миракль – история чудес разыгрывается на сцене (Рютбеф «Чудо о Теофиле»). Светская драма – моралите (нравоучит темы), соти (семейные темы), и фарс («Адвокат Патлен»). Здесь же развивается поэзия Вагантов («Любовь к филологии»).

Другая сфера с рыцарской литературой («Роман о розе», Гийан де Лорис(1210-1240) – трубадур, жанр видения и Жан де Мен – городской ученый, появляются аллегорические фигуры). Появляется на актуальные моральные темы (добропорядочная жизнь). Меняется идеологи романа. Здесь завершается становление аллегорического романа и открываются новые возможности.

Итог развития городской литературы – творчество Франца Вийона (1431-1463). Настоящая фамилия Монкарбье. Поэт переходной эпохи, учавствовал в драках и граежах, был приговорен к смертной казне (но смог смягчить его до изгнания). «Малое завещание» и «Большое завещание» - самые известные стихотворения. Основная тема – одиночество, бедность, голод, лишения, измены, бренности мира. Описывает телесные страдания. жьЦентральная тема – телесная личность в окружающем мире. Впервые говорит о потребностях и правах обычного человека. Первым заговорил о самом себе. Фон пишет о том, что видит вокруг себя. Он предвещает эпоху Возрождения.

Творчество Данте Алигьери – последнего поэта Средневековья и первого Возрождения (1265-1321)

Родина культуры Возрождения – Франция. База – городская культура. Бурно развивается демократическая форма правления (в городах). Центр Итальянского Возрождения – Флоренция. Здесь родился Данте Алигьере (Дуранте). Считая себя потомком римлян род Данте связан с гвельфоми. Он получил образование, в 1300г. Стал один из правителей Флоренции (Совет). Примыкает к белым, они выигрывают, но Папа громит их, и Данте бежит из Флоренции, в 1316 ему разрешают, при условии, что он покается , он отказывается. Вскоре умирает в Ровенции.

Городская литература

Рост городов в средневековой Европе предопределяет политические, экономические и культурные изменения особенно начиная с Х11 в. Города создаются в основном вокруг важнейших торговых точек, что и определяет их облик. Открывающиеся в городах университеты и школы делают письменную культуру доступной для более широких масс. К Х111 в. Формируется городская литература, которая в соответствии с обликом городской культуры носит актуальный характер, тяготеет к изображению обыденной жизни представителей демократических слоев населения. В основе городской литературы «карнавальная», по выражению М. Бахтина, культура, которой свойственен особый комизм , уничтожающий и возрождающий одновременно. Высмеивая омертвевшие догмы официальной культуры ( церковной, рыцарской), городская литература противопоставляет ей новый способ восприятия мира, трезвый, практичный взгляд на вещи и новый тип героя - активного, напористого простолюдина или купца, который всегда готов перехитрить и высмеять высших и дать им урок жизни. Отсюда вытекают две основные черты городской литературы :сатиричность и назидательность, причем последняя постепенно усиливается.

Городская литература средневековья формирует новые жанры: фаблио (Франция , от латинского fabula - басня) и шванки (Германия). В них все внимание сосредоточено на событии, действии, сюжете; форме, в отличие от рыцарской литературы, не уделяется особого внимания. В основе фаблио - забавное происшествие, в результате которого персонаж, часто это представитель официальной культуры, попадает в нелепое положение, демонстрируя худшие стороны своей натуры («Завещание осла»). Иногда в фаблио на первый план выходит назидание («Попона, разрезанная пополам»). Студентам необходимо уметь анализировать эти фаблио с точки зрения их художественных особенностей, а также продемонстрировать особенности шванков по сравнению с фаблио ( более развитая тема женского коварства).

Эти жанры постепенно обнаруживают тенденцию к образованию циклов. Известен цикл немецкого поэта Штрикера о попе Амисе ( интересно сопоставить шванк «Невидимая картина» со сказкой Андерсена «Голый король»).

В городской литературе наблюдается сближение традиционных жанров с фаблио. Так формируется цикл о лисе Ренаре, под названием «Роман о Лисе». Это стихотворное произведение объединяет переработки античных басен, фольклорных сказок и современных сюжетов, которые сосредоточены вокруг фигуры Лиса, аллегорически воплощающего тип плута демократического происхождения. Это произведение достаточно неоднородно. Так, в некоторых сюжетах персонажи ведут себя как животные, в других они полностью очеловечены (скачут на лошадях, участвуют в турнирах). Студенты должны уметь анализировать отдельные сюжеты «Романа...» определять степень их соотнесенности с современностью, знать их происхождение, проследить дальнейшее бытование сюжетов в мировой литературе (Крылов).

Одно из сложнейших произведений городской литературы - «Роман о Розе». Его своеобразие определяется тем, что две части произведения написаны в разное время разными авторами. Первая часть создана в 30-е годы Х111 века поэтом-рыцарем Гильомом де Лоррисом, вторая - через сорок лет ученым горожанином Жаном де Меном (Клопинель). При анализе первой части необходимо обратить внимание на яркие картины весенней природы, запоминающиеся портреты аллегорических фигур, несущих в себе черты реальных людей. Во второй части знаменателен актуальный характер рассуждений новых аллегорических фигур (Природа), на смету изображению приходит выражение идей, новых и актуальных для своего времени -достоинств, не связанных с происхождением, первенства законов природы перед человеческими. Здесь, во второй части, по новому проявляет себя дидактизм средневековой литературы. Оба «Романа...» открывают новые возможности аллегории в литературе - не в качестве религиозной основы мировоззрения, а для решения моральных, общественных вопросов. Альтернативно, студент может проанализировать «Видение о Петре Пахаре» Ленгленда .Говоря о художественных особенностях произведения также можно сосредоточить внимание на особенностях функционирования здесь аллегории. 

Особого внимания заслуживает средневековая драма, которая переживает в эту эпоху второе рождение в рамках церкви, а затем выходит на площадь частично сохраняя религиозно-моралистический облик (моралите, миракль, мистерия), частично усваивая народные традиции (соти, фарс).

С традициями городской литературы связано творчество Франсуа Вийона (1431-1463). Студентам необходимо ознакомиться с основными фактами биографии Вийона, проанализировать его «Малое завещание» и «Большое Завещание», акцентируя внимание на актуальный характер его творчества, ярко выраженное личное начало, появление новых тем ( смерти, бедности) и особенности их раскрытия (демонстрируется физический облик смерти, религиозный подход к смерти как к переходу в иной мир отсутствует). Творчество Вийона предвещает приход новой эпохи в литературе - эпохи Ренессанса.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 861; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!