Творческая апробация сконструированных деталей



Заседания «методического практикума» проходили раз в неделю (по четвергам). И у некоторых из наших слушателей была возможность сконструированные приемы апробировать на практике, то есть в своей школе, в своем классе, на своих уроках…

2.1. Из рабочего дневника аспирантки Н. Жеребиловой

«Открыли текст на странице сто семнадцать», - начинается монолог моей школьной учительницы литературы, которая, пытаясь изобразить вдохновение и неудачно скрывая скуку от заученного урока, будет сейчас рассказывать о трудных годах писателя, в которые создавалась «эта удивительная книга». Слушать ее скучно, многие утыкаются в учебник с отрывком (как-никак, художественная литература!), но тут же «получают по мозгам»: «Долгов, ты чем там занимаешься?!». А Вовка, может быть, как раз в этот момент открывал для себя текст.… 

Для меня, нынешнего педагога, целесообразность указаний учителя относительно открытия учебника в данном воспоминании остается загадкой. Впрочем, как и то, что никакие ухищрения плохих учителей-словесников (только в 11 классе к нам пришла нормальная) не отворотили меня от классики: доскональным знанием текстов Достоевского, Льва Толстого и Тургенева я могла и умела «задавить» методическое мнение учителя, трактовала фразы писателей в пользу своей, личной (правда, всегда, к огорчению учителей, противоположной методической) точки зрения.

И лишь последняя, хорошая учительница, часто меня переубеждала, потому что хорошо знала тексты и имела свою, личную, а не предписанную РайОНО, точку зрения.

В драмогерменевтике, предложенной В.М.Букатовым, открытие текста становится настоящей учебной проблемой. И не в плане механического открытия книги на такой-то странице. Не искать авторское подтверждение мысли, изложенной в приложении к учебнику, называемому «пособие для учителя», а спотыкаться на удивительностях, интересностях и порой даже несуразицах – вот что предстоит ученику, если работающий в его классе учитель знаком с социо-игровыми технологиями. Литература – самый благодатный для этого предмет. Но разве на других школьных уроках не лежат на партах учебники? Разве учебники эти не содержат текстов, в которых можно запутаться, не запомнить главного, упустить деталь?

Как открывается текст, или Чудесная «змейка»

Для меня драмогерменевтический смысл текстов учебников по предметам естественного цикла стал крупным и небезрадостным открытием. На днях сочиняли варианты упражнений из «Хрестоматии игровых приемов обучения» применительно к физике. В.М. Букатов выбрал из параграфа не самое длинное, не самое короткое предложение, записал на листке бумаги «змейкой» - слова заняли почти все пространство в форме причудливой спирали.

Потом ровно через 25 секунд он этот листок у меня отобрал и предложил скопировать это предложение с фотографической точностью за одну минуту. По памяти!

Я подумала, подумала. Поняла, что справлюсь и пишу вот так:

 

 

Минута прошла, получаю исходный листок, а там:

 

 

Как вы понимаете, программу физики 11-го класса я лет восемь как не помню, соответственно сокровенный смысл написанного сокрылся от меня в дебрях обрывочных воспоминаний. А фиг его знает, как там реагируют приборы на прикосновение к пластинкам!

И вдруг гляжу в листочек исходный и удивляюсь: «Да-а-а-а? Из Ра-а-азных металлов??? Да еще и не в одно-о-о место??? « Поверьте, внимание на таких деталях заостряется само собой. Безо всяких там учительских «Подчеркните красной чертой» и «Запомните на всю жизнь!».

Об ученическом «спотыкании» на удивительностях

И тут представила я с таким сладостным ощущением, как группка из шести человек во время воспроизведения «змейки» по памяти спорит, толкается, убеждает друг друга – было в предложении это слово или нет, а если было, то где оно стояло… Механический вначале процесс припоминания приводит затем к удивительным открытиям смысла.

Причем довольно четко начинаешь (как учитель) понимать, что в тех, естественных-то и точных науках, смысл не менее важен, чем в гуманитарных: определения запомнить каждый может (минут на 15, в лучшем случае – на день), а вот держать в голове принцип действия физико-математических и химических законов не очень после обычной зубрежки получается.

Выходит, что через удивление и «спотыкание» на удивительностях, неожиданностях и несуразицах открывается не только художественный текст.

Ну а нам – аспирантам – через те же казалось бы столь примитивные удивления и «спотыкания» приоткрываются тайные глубины педагогической профессии.

 

2.2. Из рабочего дневника Л.П. Скирневской, учительницы русского языка и литературы

Уж очень мне понравились социо-игровые советы, которые мы на обсуждении-совещании «методического практикума» сконструировали. И хотя сочиняли мы игровые приемы обучения для уроков не гуманитарных предметов (а я в школе веду уроки русского языка и литературы), тем не менее, когда возвращалась домой (а дорога у меня длинная – более полутора часов), все думала, как бы мне поскорее подобную режиссуру применить.

На следующий день мой первый урок – русский язык в 6 классе.

Тема: «Порядковые числительные».

Сбор фантов у шестиклассников

Урок начали с разминки-упражнения «Руки-ноги». Потом попросила всех ребят выйти к доске и записать цифрами три реальных в их собственной биографии числа: двузначное, трехзначное и четырехзначное (Это могли быть и номера квартир, и годы рождения родственников, и т.д.). Кто написал, садился на свое место.

Звучит задание: по эстафете выйти к доске и произнести одно из чисел сначала как количественное числительное в родительном падеже, потом как порядковое, употребив его с существительным.

Все кто в это время сидят на своих местах – судьи, которые определяют правильность выполнения дружным хлопком.

Если хлопок прозвучал, то тогда произнесенное числительное стирается с доски, и отвечавший ученик садится на свое место. Если же хлопка не последовало, то ученик кладет на учительский стол фант (договорились, что фантом будет вещь, находящаяся у ученика в момент его выхода к доске).

Попросила всех встать, и сказала: кому понятно, что делать – садитесь, а кому не понятно – спрашивайте у тех, кто сидит. Все быстренько сели и мы начали круговую эстафету.

О выкупах, не связанных с изучаемой темой

Когда прошло где-то 2,5 круга (на это ушло минут восемь), на столе лежало всего 6 фантов (это потому, что числа старались выбирать полегче – в основном двузначные – редко кто для озвучивания у доски выбирал число четырехзначное).

И вот я предлагаю выбрать от каждого ряда по 1 человеку самого высокого из тех, кто ни разу не ошибся.

Трое ребят встали лицом к классу. Так что стол, на котором лежали фанты, оказался позади них. А я, взяв в руки тот или иной предмет, спрашивала, что сделать этому фанту.

Кто из троих придумывал задание, тот и проверял его выполнение (при непосредственном участии близ сидящих учеников).

Все фанты были успешно отыграны: бегали по классу, прыгали, приседали, считали до 100, гладили по голове соседа, произносили скороговорки. Все выкупы сочинялись самой троицей у доски. С учебной темой они связаны не были, но все шли «на ура».

А оставшиеся 15 числительных я попросила всех записать в тетрадях и дома приготовиться к их «ловкому» проговариванию у доски.

Включение в эксперимент десятиклассников

Видя оживленный интерес шестиклассников к отыгрыванию фантов, я решила попробовать подобный прием и на следующем уроке, который должен был проходить в десятом классе. По теме «Правописание Не с разными частями речи».

На переменке я приготовила на доске аж 60 слов. Там были и существительные, и прилагательные, и наречия. Среди них прятались и глаголы с причастиями и деепричастиями, и числительные с местоимениями.

Урок начался с того, что ученикам необходимо было по эстафете выбрать слово, определить часть речи и объяснить написание этого слова с не. Кто ошибся – оставлял на учительском столе фант.

Условия к фантам были те же, что и в 6 классе. В ход пошли галстуки, свитера, сторублевки, часы, кольца, ключи и даже мобильники.

Каждый фант вызывал массу эмоций. И в то же время я наблюдала, как сосредоточенно, напряженно вглядываются учащиеся в написанные на доске слова. Некоторые явно, что-то проговаривали про себя. А четверо даже пересели с последних парт на первые…

В отличие от шестиклассников, на столе оказалось гора фантов! И из 24 человек было всего трое, кто ни разу не ошибся. Им-то и было поручено выдумывать задания для выкупов.

По-честному отыграть успели не всё

Ребята были столь увлечены, что весь урок мы только отрицательной частице не и занимались. Так что с 60-словами на доске мы к концу урока едва справились.

И фантов успели разыграть всего лишь 15. Зато как разыгрывали! И объяснялись в любви на коленях. И отжимались от пола. Поливали цветы. Отмывали доску. Прыгали на одной ноге…

После звонка на перемену ученики были готовы остаться в классе, чтобы по-честному отыграть свои оставшиеся фанты. Но после этого урока (он по расписанию был четвертым) была объявлена линейка, и остаться в классе не было возможности.

Что делать? На столе фантов еще не меньше, чем отыгранных! А и вещи-то дорогие. И я не нашла ничего другого, как разрешить разобрать вещи…

Но зато, когда десятиклассники пришли ко мне по расписанию на 6 урок, то первое, что я услышала: «Давайте опять также заниматься!»

А на дом я им предложила составить свой аналогичный словарный список из 60 слов, предварительно вспомнив все необходимые правила. А в следующую пятницу обязательно доведу выкуп проштрафившимися учениками своих фантов до самого конца.

 


 

Раздел четвертый

Азбучные истины в учительских письмах и ответных комментариях

 

 

Учителя, использующие в своей работе социо-игровые советы, рекомендации и разъяснения (публикуемые в самых разных изданиях: центральных и периферийных, журнальных и газетных) – иногда присылают нам письма-отклики. В них, как правило, – бесценные рассказы о собственных методических поисках, удивительных находках, возникших проблемах и открывшихся перспективах.

Мы очень дорожим и теми письмами-отчетами, которые регулярно приходят от наших учителей-экспериментаторов. Все присылаемые нам материалы, свидетельствуя о реальных делах в современных школах, помогают нам подключать все новых и новых учителей к поискам своего индивидуального стиля в социо-игровой работе с классом.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!