Искусство Владимиро-Суздальской Руси



Лесные земли Ростово-Суздальского княжества долгое время были глухой окраиной Киевской Руси. Первая столица-Ростов-возникла только в Х в. В начале следующего столетия князь Владимир Мономах основал Ярославль, Суздаль и город на реке Клязьме, полчуивший его имя-Владимир. Строить его начали киевские мастера.

Первым самостоятельным ростово-суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.

В Древней Руси слово «город» означало огороженное, защищенное место. Поэтому города Юрия-это города-крепости: Переславль-Залесский, Юрьев-Польской, Дмитров, Москва. Сохранившиеся защитные валы Переславля достигают в высоту шестнадцати метров.

В Переславле-Залесском Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор. Его облик прост и суров. Храм почти кубический, приземистый, тяжелый. Стены сложены из гладких, идеально пригнанных блоков белого камня. Начиная с построек Юрия Долгорукого архитектура княжества стала белокаменной.

Внутри Спасо-Преображенского собора мощные столбы несут теряющиеся в полумраке своды. Узкие окна напоминают щели бойниц, и свет, проникающий в них, пронзает сумрак тонкими лучами.

На стенах храма отсутствует декор. Его опоясывает полочка-отлив (выше нее стена становится более тонкой), да арочный поясок украшает абсиды. Могучий шлем главы напоминает воинский: храм похож на своего заказчика, воителя Долгорукого. А зубчатые городки под главой похожи на украшение парадного шлема.

Впрочем, городки появились уже при приеемнике Юрия князе Андрее, который достраивал собор. Незадолго до смерти отца он самовольно ушел туда из Киевской земли, забрав с собой Чудотворную икону Богоматери, которая после прославилась на Руси под именем Владимирской. Предание гласит, что кони, везшие повозку с иконой, остановились у Владимира и не двигались с места. Богоматерь словно не желала отправляться дальше; Андрей решил сделать столицей унаследованного им княжества не Ростов и не Суздаль, а молодой город Владимир. Под Владимиром, на месте остановки, Андрей основал город-замок, названный Боголюбовом, а сам получил прозвание Боголюбского.

Размах строительства, предпринятого князем Андреем, удивляет: за восемь лет его правления в княжестве, которое стало называться Владимиро-Суздальским, было возведено больше каменных зданий, чем за тридцать два года правления Юрия Долгорукого. Андрей мечтал превратить Владимир в новую столицу, которая ничем не уступала бы Киеву.

Замыслив соперничество с Киевом, князь Андрей заложил не только Золотые ворота, подобные киевским (они и сейчас стоят в городе), но и огромный Успенский собор. По высоте он превосходил все построенные ранее русские храмы- в том числе и Софию Киевскую.

По площади храм Андрея Боголюбского был значительно меньше Софии Киевской, но обладал легкостью и стройностью. Стены и столбы стали тоньше, на фасадах появились плоские четырехгранные полуколонны-пилястры. Они заканчивались изящными лиственными капителями. Арочки образовали красивый архитектурно-колончатый пояс. Между его колонками были написаны изображения святых. Сверкали золоченой медью порталы, глава и несущий ее барабан.

Впервые на стенах снаружи Успенского собора были вырезаны в камне рельефные изображения. На одном из них грифоны (существа с львиным туловищем, орлиными головой и крыльями) возносили на небо Александра Македонского. На другом рельефе -сорок севастийских мучеников, брошенных за исповедование христианства в холодное озеро, на третьем – три отрока, ввергнутые вавилонским царем Навуходоносором в горящую печь. Есть здесь женские и львиные маски. Все эти изображения говорили о божественном покровительстве владимирскому князю и его подданным.

Вошедшего в храм, поражали яркие росписи, полы из цветных майоликовым плиток, драгоценные ткани и ковры. Весь облик собора характеризует своего строителя князя Андрея: не сурового воина, а рачительного хозяина и утонченного ценителя искусства.

Не уступала по роскоши Владимирскому собору княжеская церковь Рождества Богородицы в Боголюбовом замке. Такой церковью можно было гордиться. Ее купол несли не столбы, а круглые колонны, которые завершались пышными золочеными капителями, напоминавшими короны; пол сверкал плитами красной меди. Внутри было светло и просторно; высоко возносились хоры, где во время службы стоял князь со свитой. Золотая глава Рождественской церкви и две высокие лестничные башни белокаменного дворца были видны издалека. Церковь до нашего времени не дошла, а вот одна из башен и переход сохранились.

Архитектурный ансамбль Боголюбова оказался в центре бурной и жестокой политики. В древнерусской «Повести об убиении Андрея Боголюбского» рассказывается о гибели князя в собственном дворце от рук бояр-заговорщиков, о том, как ступени стоящей и поныне лестничной башни обагрились кровью хозяина.

От Боголюбского дворца открывается вид на постройку, ставшую символом русской архитектуры - знаменитую церковь Покрова на Нерли. Андрей велел поставить ее в том месте, где река Нерль впадает в Клязьму, в память о сыне, юном Язяславе, павшем в бою с волжскими болгарами.

Церковь невелика и гармонична. Абсиды словно утоплены в тело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную. Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада наверху находиться рельефная фигура библейская царя Давида-псалмопевца. Давид играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птица-древний символ человеческой души, а лев – символ Христа.

Церковь Покрова на Нерли гармонично вписана в окружающий пейзаж. Она прекрасна издалека и вблизи, среди снежных просторов и разливов реки. Этим особенным мастерством - соединять пристройку с ландшафтом - русские зодчие владели в полной мере. Кажется, что этот пейзаж был таким всегда-просторным и величественным, истинно русским, а небольшой белокаменный храм был его сердцем.

После убийства князя Андрея во Владимире случился большой пожар, повредивший Успенский собор. Надо было или ремонтировать его, или строить заново. Однако, князь Всеволод поступил иначе: зодчие обстроили старый храм галереями, заключив его в огромный каменный футляр. Над галереями возвели еще четыре главы. Такой собор стал пятиглавым и словно бы ступенчатым.

Близ Успенского собора князь устроил новый княжеский двор, где решил поставить храм в честь своего покровителя святого Димитрия Солунского, потому что Всеволод получил при крещении христианское имя Дмитрий.

По богатству резного убранства Дмитровский храм не имеет себе равных. Резьбу его можно рассматривать часами: ангелы, птицы, звери, фантастические существа и растения сплошь покрывают стены. Под арочками колончатого пояса стоят фигуры святых, а в полях закомар расположены сюжетные сцены. Господствует среди них изображение библейского царя Давида, поющего псалмы. Мастера хотели изобразить мир, все живые творения, прославляющие Творца. Нашлось место и для сюжета «Вознесение Александра Македонского», а на другом фасаде появился портрет самого Всеволода с сыновьями; новорожденного сына князь держит на руках. Выбор сюжетов продиктован назначением собора – княжеского домового (семейного) храма.

В Дмитровском соборе относительно хорошо сохранилась фреска «Страшынй суд». Она расположена в центральной части здания под хорами. Двенадцать апостолов восседают на тронах; позади них стоят ангелы. Рядом – райский сад с Богоматерью на троне и шествие праведных жен (женщин) в рай. Его возглавляет апостол Петр, а замыкают два трубящих ангела. В росписи различаются три манеры письма. Главным был, вероятно, греческий мастер. Он писал фигуры апостолов и значительной части ангелов. Ему присущи тонкое композиционное чувство, безупречное владение рисунком, дар колориста. Помимо главного мастера над созданием фрески работали и его русские ученики. Написанные ими лики проще, рисунок неточен.

Обычно одновременно с фресками писались для храма и иконы. Одна из них-икона «Дмитрий Солунский». Покровитель владимирского князя показан на ней в виде правителя, сидящим на троне. На коленях Дмитрия ножны, которые он придерживает левой рукой, а правой вынимает из них меч. Возможно, в облике святого отразились портретные черты князя Всеволода.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 834; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!