Решай сам (а), насколько раскрываться. 9 страница



Затем с помощью ролевых игр происходит работа над следующими темами.

Детство и фантазии. Воспоминания детства, плохие и хорошие. Как меня воспитывали, поощрения и наказания; чувство к отцу; родственники. Школа  – любовь к ней, неприятие, страх, волнение, воспоминание об учителе, товарищи. Кем я хотел быть в детстве и что получилось из этого. Сказки, таинственные впечатления, счастье и горе, сны, мечты, Рождество и Новый Год. Собственное имя, удовлетворенность им, какое бы                            сам выбрал, прозвища.

Импровизация сказки. Группа рассказывает известную сказку, распределяет роли и                    разыгрывает ее. Участники по кругу произносят одну-две фразы и иллюстрируют их действием.

Групповая сказка позволяет выразить себя как индивида и одновременно члена группы.                            Тренируется умение функционировать в этих двух ипостасях, используя метафорический язык. Психотерапевт предлагает роли с учетом необходимости отдельным участникам отыграть или, наоборот, взять под контроль определенные чувства: агрессию, тревогу, нежность и т.д. Кроме того, психотерапевт следит за сохранением шутливой или хотя бы иронической атмосферы, которая способствует юмористической отстраненности при возможном столкновении с актуальными переживаниями.

Особенности характера, принципы, эмоции. Чего я жду, без чего я не смог бы жить, чему радуюсь; чувство юмора. Что меня расстраивает, что я больше всего осуждаю, чего я не переношу, что неприятно, противно, мерзко. В чем я разочаровался, чего стыжусь, что я хотел бы устранить из своей жизни, перед чем я колеблюсь, что откладываю, что я не в состоянии сделать.

Интересы, мотивы и ситуации. Что меня забавляет и удовлетворяет, любимая книга, любимые песни, композиторы, жанры музыки, игрушки, игры  – в детстве и зрелом возрасте. Как я справляю день рождения, свободное время, спорт и туризм, отпуск, отдых. Деньги, долги, вещи, отношение к старым вещам, собственность, жилье. Одежда, наряды, волосы, прическа, парикмахер. Танец, робость в танце, чувство ритма. Пища, любимые блюда, напитки, переносимость голода, отношение к алкоголю, курение, зависимость от лекарств. Распределение участников по рангу, умение командовать и подчиняться, дисциплина, самообладание. Воспоминания об агрессии, ссорах, драках, когда я ударил взрослого человека или когда ударили меня, ругательства и брань, отношение к животным.

Межличностные отношения, секс и семья. Отношение к авторитетам, законам, предписаниям, «правда в глаза», к кому в детстве я испытывал доверие, как я переношу высказываемые мне другими людьми неприятные вещи, могу ли сам сказать другим что-то неприятное, что я жду от мира и от людей. Что я отдаю людям, что не нравится мне в других, кто мне здесь кого-то напоминает, кто мне напоминает какое-то животное, общение «на ты» и «на Вы», благодарности и извинения, визиты; потребность привлекать внимание к себе или оставаться в тени, конфликты и как я их решаю, споры и тактика при общении с людьми. Как руководить подчиненными, как давать поручения, помощь людям, приспособляемость к ситуациям и свобода личности, кто меня разочаровал, кого я в жизни больше всего обидел, мои настоящие друзья, как я отреагировал, когда меня сильнее всего обидели. Знакомство с другим полом,                  удовлетворение положением женщины/мужчины; сексуальная жизнь, отношение к ней, значение секса в жизни, влияние воспитания; сексуальное воспитание детей. Опыт супружеской жизни, ревность, супружеская неверность, решение спорных вопросов в браке, развод, совместная жизнь в семье, с детьми, отношение к детям, их воспитание.

Тренинг установления интимного контакта. «В поезде» (в метро): молодой человек пытается познакомиться с понравившейся ему девушкой; она идет навстречу, если он сумел заинтересовать ее. «В самолете»: женщина хочет поговорить с соседом, который собрался отдохнуть от тяжелой работы и семейных сложностей во время длительного перелета. После того, как упражнение выполнили несколько пар, группа оценивает легкость установления контакта, нестандартные приемы, умение держать и сокращать дистанцию в общении, чувство партнера.

В учебной группе пара студентов выполняла упражнение «В самолете». Вначале женщина долго занималась макияжем, пытаясь обратить внимание соседа на свою внешность. Когда это не удалось, она попросила у него иллюстрированный журнал и пыталась привлечь его внимание к «интересным картинкам». Когда и это не удалось, женщина попросила развлекать ее, т.к. ее сосед кажется ей самым интересным мужчиной в салоне. Она игнорировала его просьбы дать ему поспать и заявила, что сходит за виски, чтобы взбодрить его. Вернувшись «с бутылкой» и изображая пьяную, она упала на колени своему соседу, который рассвирепев, начал угрожать ей. Во время обсуждения студентка объяснила, что пыталась соблазнить партнера, будучи уверена в его неспособности устоять перед ее попытками сближения. Она призналась, что в жизни часто терпит неудачу из-за своей негибкости и недостаточного учета позиции партнера.

Разыгрывание ситуаций неверности. Муж поздно возвращается с работы, жена высказывает подозрение в измене, хочет сохранить семью. Жена с покупками заходит передохнуть в кафе, где застает своего мужа с незнакомой женщиной. К жене в квартиру звонит молодая незнакомка, которая хочет познакомиться с «сестрой» своего жениха. Молодой человек угощает на даче ужином новую знакомую, в это время дверь открывает своим ключом его подруга, приехавшая на последней электричке. Подобные ситуации разыгрываются и на тему женской неверности.

Разыгрывание детско-родительских конфликтов. Мать хочет, чтобы дочь (сын) помогла ей убрать квартиру и затем поехала на выходные к бабушке в деревню, у подростка планы поехать с компанией за город. У сына в школе конфликт, он замкнулся в себе, отец пытается помочь ему. Дочь поссорилась с мужем и хочет переехать с детьми к                            матери, которая не любит зятя. Применяется обмен ролями, чтобы дать возможность пережить чувства реального партнера в своей актуальной ситуации.

Разыгрывание семейных конфликтов. Четыре участника распределяют роли: обвиняющего, наставляющего, избегающего и умиротворяющего. Они разыгрывают семейный конфликт, каждые пять минут меняясь ролями, пока каждый не попробует все четыре типа манипуляций. Участники обсуждают, кому какая роль далась легче всего и какая  – трудней. Каждый в течение двух минут играет свою самую легкую роль и затем также в течение двух минут  – самую сложную.

Разыгрывание конфликтов в малой группе. В купе поезда дальнего следования находятся четыре пассажира, появляется женщина с ребенком, имеющая билеты-двойники, вызывают проводницу, бригадира поезда. Студент (ка) после академического отпуска знакомится с новой для него учебной группой; пока играющий эту роль ожидает за дверью, распределяются роли: первой красавицы, ее завистливой подруги, неформального лидера, пары влюбленных. Девушка приезжает на день рождения подруги в чужой город; оказалось, что хозяйку срочно вызвали на работу, а среди незнакомых гостей  – девушка, с которой раньше был конфликт. Роли распределяются, пока героиня сюжета ожидает за дверью.

 

J Если мужчина говорит: «Это глупая детская игра»,  – значит, это игра, в которой он                            проигрывает своей жене («Закон Эпперсона).

                                

                                

Арттерапия

Кроме драматического искусства, еще со времен С.Р. Славсона (см. исторический экскурс) в групповой психотерапии нашли применение невербальные формы искусства: психорисунок одновременно индивидуальное рисование на произвольную тему, групповой рисунок-импровизация), проективный рисунок (рисование на определенную тему), музыкотерапия (в активной и воспринимающей форме), танцевальная терапия и др.

Арттерапия разделяется на несколько подходов. Творческий и интегральный подход придает основное значение самостоятельной творческой активности. Выразительные средства искусства служат обнаружению скрытого творческого потенциала, творческая деятельность активизирует дремлющие способности, поддерживает стремление человека к самореализации и объединяет все его способности личности.

Проективная арттерапия позволяет выразить чувства, отношения, состояния и их причины средствами искусства для того, чтобы человек лучше узнал себя, понял все эти чувства и справился с ними. Деятельная арттерапия использует занятие искусством как одну из форм деятельности, которая отвлекает больного от патологических мыслей и состояний, от его фиксации на своей болезни, поддерживает здоровые части и силы его личности, способствует развитию новых интересов, стимулирует их и укрепляет.

Сублимационная арттерапия позволяет с помощью художественного творчества проявлять и отреагировать различные инстинктивные импульсы (например, сексуальные, агрессивные), различные эмоциональные состояния (тоску, неудовлетворенность, страх и т.п.), чем снижается опасность внешних проявлений данных симптомов в нежелательном поведении: проявлениях враждебности, сексуальных извращениях, самоубийстве и пр.

При использовании музыкотерапии участники прослушивают в группе специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10–15 минут).

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников, налаживать контакты и вводить в музыкальное                            занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, обладающее расслабляющим ритмом. Второе произведение  – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни участника. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, возникающих у участников. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, расслабляющим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, энергии, оптимизма

При активном варианте музыкотерапии участникам предлагают выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов (желательно иметь набор простейших инструментов). Как вариант используется хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом имеет дополнительный лечебный эффект, способствуя созданию доверительной, теплой атмосферы.

Проективный рисунок помогает выявить и вербализовать трудно вербализуемые проблемы и переживания участников. Обсуждение рисунков способствует общению членов группы с трудностями самовыражения и заниженной самооценкой. Внимание в это время сосредоточено не на пациенте, а на его работе, которая становится безопасным средством коммуникации.

Темы для рисунка можно разделить на три группы:

1) прошлое, настоящее и будущее (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание);

2) общие понятия, отражающие определенные ценности и явления (любовь, ненависть, зависимость, одиночество, сила и слабость, ответственность, страх, болезнь, здоровье);

3) отношения в группе (я глазами группы, мое положение в группе, наша группа, помощь, которую я жду от членов группы).

                               

Используются также свободные темы (например, мое настроение сейчас, моя проблема) и совместное рисование группового рисунка. Для рисования используются бумага или доска, фломастеры, цветные карандаши, мелки и краски. Качество рисунков значения не имеет. Рисунок может быть выполнен в реалистическом и абстрактном стиле, изображать пейзаж или натюрморт, подражать детскому рисунку и т.д. Желательно делать на рисунке отметку «верх». Рисунки не подписываются.

На рисование обычно отводится 30 минут, затем рисунки обсуждаются. Вначале члены группы говорят о том, что, как им кажется, хотел изобразить автор и какие чувства этот рисунок вызывает. Для сохранения анонимности автор рисунка высказывает свои впечатления о нем, не признаваясь в авторстве. В конце обсуждения при желании группы можно попытаться угадать автора и попросить его поделиться своим замыслом. При этом с помощью группы автор может заметить в своем рисунке моменты, которые сам не осознавал. С другой стороны члены группы могут выявить свои проекции, когда понимают, что приписывали автору собственные проблемы.

При совместном рисовании обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада, особенности взаимодействия участников. Терапевт при интерпретации рисунка обращает внимание на содержание рисунка, способы выражения, форму, композицию, размеры, повторяющиеся специфические особенности. Излишнее использование красного цвета говорит об агрессии, темных цветов  – о депрессии, пестрых цветов  – о маниакальных тенденциях. Попытка скрыть свои истинные чувства проявляется в использовании светлых едва заметных тонов.

К. Маховер (2000), Дж. Остер и П. Гоулд (2000), А.Л. Венгер (2004) указывают на значение определенных характеристик изображения человека:

· слабый нажим  – вялость, подавленность; сильный нажим  – эмоциональная напряженность, импульсивность; карандаш рвет бумагу  – гиперактивность, конфликтность, агрессивность; нажим сильно варьирует  – эмоциональная лабильность; особенно сильные колебания нажима  – эмоциональная неустойчивость; 

· затушеванность рисунка  – озабоченность, фиксация и тревожность; перекрестное штрихование  – гиперконтроль, навязчивые мысли; эскизные линии с подчеркиванием наиболее удачных или стирание и исправление линий  – стремление контролировать свою тревогу, перфекционизм; не доведенные до конца линии  – астения или импульсивность; линии, не попадающие в нужную точку  – импульсивность или гиперактивность; искажение формы линий  – импульсивность; аккуратность  – озабоченность, контроль угрожающего окружения; прозрачные элементы рисунка  – незрелость, резкость, импульсивность;

· большие размеры фигуры  – ситуационная тревога, стрессовое состояние, импульсивность, гиперактивность, экспансивность; небольшие ее размеры  – депрессия, тревожность, низкая самооценка, неприспособленность; размер рисунков сильно варьирует  – эмоциональная лабильность; 

· рисунок расположен в верхней половине листа  – повышение самооценки, перфекционизм; смещение рисунка вниз  – снижение самооценки; рисунок выходит за край листа  – импульсивность, страх; рисунок помещен в углу листа  – подавленность; наклон фигуры на угол больше 15 градусов  – нестабильность, психическая неуравновешенность; 

· большое количество разнообразных деталей  – демонстративность, творческое воображение; повышенная тщательность и большое количество однотипных деталей  – ригидность, тревожность, перфекционизм; малое количество деталей и        схематичность  – астения, импульсивность, низкая эмоциональность, негативизм,                            интровертированность, замкнутость, подавленность; небрежность  – импульсивность, низкая мотивация, негативизм; тщательность и детализация рисунков сильно варьируют  – эмоциональная лабильность, разное эмоциональное отношение к изображаемым персонажам;

· карикатурное изображение  – демонстративность, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью или желание «закрыться»; шут, клоун  – сниженная самооценка или негативное самопредъявление; король, принц и т.п.  – высокий уровень притязаний; военный  – агрессивность; антисоциальный персонаж или отрицательный сказочный герой  – негативизм, асоциальность или антисоциальность, негативное самопредъявление; старик, старуха или нищий  – подавленность; богатый или бедный  – материальная озабоченность; робот, инопланетянин  – интровертированность, чувство одиночества, сниженная конформность;

· вид со спины  – негативизм, конфликтность; в профиль  – негативизм; в три четверти – творческая (художественная) направленность; идет (бежит) или занят какой-либо работой  –  творческая направленность, высокая активность; сидит  – творческая направленность или пассивность; лежит  – пассивность или слабость, творческая направленность; укрупнение части тела  – повышенное внимание к ее функции; пропуск части тела  – отрицание ее функции; асимметрия правой и левой сторон тела  – отсутствие внутреннего равновесия; искажения правой стороны  – склонность к несоблюдению социальных норм и сложные отношения с воплощающими их людьми; большая голова  – поглощенность миром воображения, концентрация на психической активности; маленькая голова  – примат физической силы, низкая самооценка; нечеткое ее изображение  – застенчивость; голова повернута затылком  – параноидные или шизофренические тенденции; изображение головы в последнюю очередь  –                     межличностные конфликты; тщательно нарисованная прическа  – демонстративность; шляпа на голове  – страх перед своей неконтролируемой враждебностью; отсутствие головы  – очень высокая импульсивность и гиперактивность:

· крупные или слишком подчеркнутые уши  – подозрительность, настороженность, чувствительность к критике, маленькие уши или их отсутствие  – стремление отвергнуть, «заглушить» критику; особенно большие уши или нос  –  неудовлетворенность своей внешностью;    выражение лица – наиболее информативный признак; затемнение лица  – негативное самоощущение; детально прорисованное лицо  – озабоченность своим внешним видом и отношением к себе окружающих; большие расширенные глаза  –  тревожность, потребность в защите, глаза-точки или щелочки, отсутствие глаз  – высокая импульсивность, гиперактивность, негативизм, аутизация, астения, депрессия, потребность в зависимости; пустые глазницы  – астения, аутизация, импульсивность, асоциальность, страхи; зачерненные глаза, темные очки  – страхи; взгляд в сторону  – подозрительность; тщательно нарисованные ресницы  – демонстративность;

· большой рот, подчеркнутые губы  – оральная активность, оральный эротизм; оскаленные зубы  – склонность к вербальной агрессии; рот перекошен  – негативизм; шутовская улыбка  – вынужденная приветливость; рот-точка или щелочка, как и его отсутствие  – негативизм, аутизация, астения, импульсивность; подчеркнутый подбородок  –  потребность в доминировании, слишком крупный подбородок  – стремление компенсировать внутреннюю неуверенность:

· толстая короткая шея  – импульсивность; длинная шея, особое внимание к пуговицам  – зависимость; широкие плечи  – желание чувствовать себя сильным; узкие плечи  – ощущение своей слабости; квадратные  – чрезмерно защитная позиция и       враждебность к людям; угловатые  – тревожность, покатые  – уныние и чувство вины; неровные – эмоциональная нестабильность; крупное туловище  –  неудовлетворенность потребностей, маленькое  – низкая самооценка; длинная, вытянутая фигура – астения, интровертированность, анорексия; угловатая или квадратная  – уверенность или проблемы общения; особо полная фигура  – недовольство своей внешностью; выделение поясничной области  – сексуальная озабоченность; грубое искажение фигуры  – негативизм, асоциальность или антисоциальность, острый стресс;

· длинные руки  – желание побеждать и накапливать, направленность к людям; короткие руки  – ограниченность стремлений, тенденция к отступлению, обращенность внутрь; изображение рук близко к телу или прижатых к нему  – внутреннее напряжение, интровертированность; руки за спиной, в карманах, скрещены на груди или уперты в бока  – скованность в социальных контактах, контроль враждебности, враждебность или подозрительность; широкий размах рук  – энергичное стремление к действию, экстравертированность, общительность; руки прикрывают гениталии  – тенденция контролировать свои сексуальные импульсы; затемнение рук  – проявление агрессии; отсутствие рук  – импульсивность, чувство вины за свою враждебность или сексуальность, беспомощность;


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!