Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
(Перевод Г. Плисецкого)
Газель — лирическое стихотворение, состоящее из 12—15 двустиший (бейтов) на одну рифму:
Замедли, караван, шаги. Покой души моей — уходит.
Уходит милая моя, и сердце тоже с ней уходит.
(Саади. Перевод Бану)
В японской поэзии получили распространение короткие нерифмованные стихотворения танка (пятистишие, состоящее из 31 слога) и хокку (17-сложное трехстишие). Танка — древнейший жанр японской поэзии (VIII в.). Главная мысль сосредоточена в первых трех строках, заключение — в двух последних. Для танка характерны темы любви, разлуки, странствия, времен года:
За выросшей травой
Мне сада не видать
Мне недосуг ухаживать за ним.
Я размышляю,
Вот моя отрада!
(Мибу но Тадаминэ)
Пустое, брось!
Нет тем для разговора.
Нет продолженья там,
Где мы остановились.
Любовь прошла, и нам пора расстаться!
(Отомо-но Якамоти)
Как жанр хокку возник в XV в. Приведем два примера хокку Мацу о Басе, который в XVII в. разработал формальные и эстетические принципы жанра:
Красное-красное солнце
В пустынной дали... Но леденит
Безжалостный ветер осенний.
Я в руки возьму, о мать,
Слезами горячими растоплю
Белый иней твоих волос.
Другие жанры лирики не имеют отчетливых жанровых признаков. Такова лирика, связанная с песенной традицией: дума (изначально песенный жанр украинского фольклора, требующий речитативного исполнения), песня(стилизация народных песен, для которых характерны особые песенные интонации). Особой мелодичностью обладает романс — небольшое лирическое стихотворение напевного типа. Как романсы исполняются многие стихотворения А. А. Фета («На заре ты ее не буди...»), И. С. Тургенева («Утро туманное, утро седое...»), М. Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу...»), А. Н. Толстого («Средь шумного бала, случайно...»).
|
|
Одним из популярных жанров первой половины XIX в. было послание — стихотворное письмо с просьбой, увещеванием, мольбой, советом, обращенное к конкретному адресату. Так, в лицейский период послания были излюбленным жанром А. С. Пушкина: «К Батюшкову», «И. И. Пущину», «К Галичу» и др. Постепенно послание утратило свои жанровые признаки.
Гораздо более определенным является жанр оды, который относится к торжественной, патетической, нравоучительной лирике. В поэзии классицизма ода была ведущим жанром высокого стиля. Автор торжественной оды, используя ораторский стиль, предполагающий опору на высокую лексику, обращается к особо важным темам: к прославлению Бога, мудрости, науки, к воспеванию отечества и его героев. Жанр оды предполагает поучительную, а не только хвалебную интонацию, требует придерживаться в рассуждениях строгой логики, при этом допускает свободные отступления от основной темы, что особо подчеркивает Н. Буало: «Пусть в Оде пламенной причудлив мыслей ход, / Но этот хаос в ней — искусства зрелый плод».
|
|
Оде прямо противоположны по своему пафосу сатира — лироэпическое стихотворение, высмеивающее, обличающее какое-либо явление действительности (знаменитые «гимны» ранней поэзии В.В. Маяковского) и эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение с остротой в конце. Эпиграмма требовала искусства создания афористичной миниатюры с парадоксальным поворотом мысли. Именно таким были едкие, остроумные эпиграммы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, которые умели безукоризненно заострить форму эпиграммы, отточить ее содержание.
НА КАРАМЗИНА
В его «Истории» изящность, простотота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья И прелести кнута.
(А. С. Пушкин) * * *
Тот самый человек пустой, Кто
Весь наполнен сам собой.
(М. Ю. Лермонтов)
К малым жанрам лирики относится и эпитафия — надгробная надпись, преимущественно стихотворная. Прекрасным образцом жанра является «Эпитафия» И. А. Бунина:
|
|
На земле ты была точно дивная райская птица На ветвях кипариса, среди золоченых гробниц. Юный голос звучал, как в полуденной роще цевница, И лучистые солнца сияли из черных ресниц.
Рок отметил тебя. На земле ты была не жилица. Красота лишь в Эдеме не знает запретных границ.
Часто поэты использовали форму эпитафии для создания сатирической миниатюры. Такова эпиграммическая эпитафия Н. М. Карамзина «Надгробье шарлатана»:
Я пыль в глаза пускал;
Теперь — я пылью стал.
10. Строфа
В Древней Греции строфой называли хоровую песнь в театре, при исполнении которой хор двигался по сцене, возвращаясь на свое первоначальное место, отсюда буквальное значение слова — кружение, поворот. Исконное значение не утратило смысл в современном понятии «строфа», поскольку деление стихотворения на строфы — один из способов создания ритма, придания стихотворению композиционной целостности, смысловой законченности. Таким образом, строфа играет важную роль в выразительности стиха, помогает раскрыть поэтическую мысль, почувствовать эмоциональный строй произведения, его мелодию. Строфой называют группу стихов, объединенных общей мыслью (это не всегда соблюдается) и каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу:
|
|
— метрический размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест и др.);
— строфическая рифмовка (последовательность рифм, повторяемая в пределах небольшого числа стихов);
— комбинация длинных и укороченных стихов;
— количество стихов в строфе.
Длина строфы обычно не велика. Минимальная строфа состоит их двух стихов. Таков александрийский стих: шестистопный ямб со смежными рифмами и цезурой после шестого слога. Эта строфа широко использовалась в эпоху классицизма при создании произведений высоких и средних жанров (трагедий, элегий, сатир), однако и в последующем поэты не отказались от этой формы:
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 688; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!