Программа для преподавания Закона Божия в церковно-приходской школе (составлена на основе типовых программ, утвержденных Святейшим Синодом в конце XIX - начале XX века).



Значение Закона Божия в церковно-приходских школах.

Самое название церковно-приходских школ указывает на особенное значение в них Закона Божия. Он составляет главный их предмет, и все другие предметы должны быть, по возможности, поставлены от него в более или менее тесную зависимость. Церковная грамота должна помогать изучению молитв и песнопений; русское чтение и письмо должно быть обращено к предметам по преимуществу религиозного содержания; пению дети будут обучаться в них церковному. Получая в школе церковно-приходской даже необходимые для этой временной жизни знания (каковы начальные арифметические сведения, обучение ремеслам, где можно), дети не могут не чувствовать благодарности к Церкви за ее материнскую о них заботливость, и это также должно помогать доброму в духе веры и благочестия их воспитанию. Как, впрочем, ни благоприятны эти условия для преподавания Закона Божия в школе церковно-приходской, необходимы дружные усилия наставников ее, чтобы поставить этот важнейший предмет школы на надлежащую его высоту и сделать преподавание его наиболее благотворным. Состоя в числе начальных, церковно-приходская школа будет для большей части своих воспитанников и последней школой, и из нее они выйдут прямо на поприще жизни.

 

Предметы Закона Божия в церковно-приходской школе.

Предметы Закона Божия, преподаваемые в церковно-приходской школе, в параграфе 5 Высочайше утвержденных Правил указаны следующие: 1) Изучение молитв; 2) Священная История и объяснение Богослужения; 3) Краткий Катехизис.

Год первый.

Предварительная беседа о Боге, как Творце и Промыслителе мира. Сотворение мира и человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение прародителей. Наказание за грех и обетование Спасителя.

Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретение Господне. Крещение Господа Иисуса Христа. Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря. Страдания, смерть и погребение Господа Иисуса Христа. Воскресение Христово. Вознесение Господне. Сошествие Св. Духа на апостолов. Успение Божией Матери. Обретение честнаго и животворящаго Креста Господня царицею Еленою.

Научение молитве.

Дети должны изучить молитвы: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа", "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий", "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Господи, помилуй", "Господи, благослови", "Боже, милостив буди мне грешному", "Буди имя Господне благословенно от ныне и до века", "Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем", "Царю Небесный" (она же и пред началом учения), "Святый Боже", "Пресвятая Троице", "Отче наш" (она же пред обедом и ужином), "Богородице Дево, радуйся", "Достойно есть" (она же и после учения), "Спаси, Господи, люди Твоя", "Благодарим Тя, Христе Боже наш" (после обеда и ужина). При научении молитве должны быть объяснены детям молитвенные действия: крестное знамение, поклоны и коленопреклонения; также должны быть даны им краткие сведения о храме и указано как входить в храм, как вести себя в храме, когда надобно приклонять голову, как принимать священническое благословение...

Объяснительная записка: научение молитве.

Изучение молитв представляет начало второй, наиболее практической части законоучения. Дети должны усвоить себе благочестивый навык к молитве, чтобы молитва сделалась насущной потребностью их души, и они чувствовали себя неспокойными, не исполнив ее долга. Для сего представляется нужным приучить детей к ежедневному, строго для них обязательному, исполнению молитвы в известное время, по известному узаконенному правилу. "Молитвою и непременным исполнением ее в назначенное время", пишет митрополит Иннокентий в известном письме к графу Протасову, "детям внушается, что они не животные (вольные), но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны покланяться и кланяться иначе, нежели людям". Святитель не останавливается пред тем, что это действие детей будет в начале несколько как бы механическим: он видит даже пользу в этом, именно ту, что такая молитва, внушая чувство обязанности, приучает детей к терпению. Пусть ребенок еще не понимает молитв; важно то, что он молитву считает долгом, который непременно должен исполнить утром и вечером, при начатии и окончании дела, пред обедом и после него и т.п. Чтение это исполняет или сам наставник, или один из старших воспитанников школы, причем некоторые молитвы (Царю Небесный, Отче наш, Богородице Дево, радуйся, Спаси, Господи, люди Твоя, Достойно есть) должны быть пропеты хором. Приобретая навык к молитве, дети вслушиваются в слова и выражения молитвы и незаметно усвояют их своей памяти. После сего им легко будет заучить необходимые молитвы или со слов законоучителя, или по молитвослову, когда они выучатся читать по-славянски. При этом заучивании должно быть сообщено им буквальное значение непонятных славянских слов и оборотов, встречающихся в той или другой молитве. Истолкование внутреннего глубокого смысла молитв должно быть ведено в уровень с их общим наставлением в Законе Божием. Наставник терпеливо должен ждать времени, когда может ввести детей в полное, по их возможности, разумение той и другой молитвы, например, при рассказе о Благовещении Божией Матери и посещении ею праведной Елизаветы весьма удобно может быть объяснена молитва: "Богородице Дево, радуйся", при рассказе о сошествии Святаго Духа - молитва "Царю Небесный". То же самое с пользою может быть повторено при объяснении 3-го и 8-го членов Символа веры, как это и указано в "Начатках Христианского учения". Для учащегося полезнее будет, если он, при изучении соответственного места из Священной истории и Катехизиса, прозрит в не совсем понятный для него до сих пор смысл молитвы, чем забегать вперед и преждевременными искусственными, вернее - насильственными мерами внедрять в его память объяснение, которое часто бывает непонятнее самой объясняемой молитвы. Ясное и отчетливое представление милости Божией, явленной в том или другом событии, своевременно данное уму, не замедлит отразиться и в чувствах сердца. Должно помнить при сем, что к поддержанию и усилению молитвенного настроения сильнее слова действует пример наставника и окружающей ребенка Среды. Дети видят, как молятся большие, и сами проникаются тем же молитвенным духом. Подавая сам детям пример искренней, благоговейной молитвы, наставник должен пользоваться всеми случаями, какие представляет его пастырская деятельность в церкви и приходе, чтобы ввести детей в соучастие общей церковной молитвы и утвердить их в молитвенном настроении, почитая это дело важнейшим в законоучении.

 

Год второй.

(6 уроков в неделю).

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

1. Сотворение мира и человека. Быт. 1, 2:1-25

2. Грехопадение прародителей. Обетование о Спасителе. Наказание за грех. Быть. 3:1-24.

3. Каин и Авель. Быт. 4:1-17.

4. Всемирный потоп. Быт. 6, 7 и 8.

5. Дети Ноя. Быт. 9:20-27. Столпотворение. Быт. 11:1-9.

6. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников. Быт. 12:1-7; 18:1-15.

7. Принесение Исаака в жертву. Быт. 22:1-19.

8. Видение Иаковом таинственной лествицы. Быт. 28:10-22.

9. История Иосифа. Быт. 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44 и 45

10. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Исх. 1:6-22; 2, 3, 4:1-18.

11. Пасха и исход евреев из Египта. Исх. 12:1-38. Переход евреев чрез Чермное море. Исх. 14, 15.

12. Дарование закона на горе Синае, устроение скинии. Исх. 19:3-25; 20:1-21 и дал.

13. Вступление евреев в Ханаанскую землю и правление судей (в кратких общих чертах).

14. Избрание и помазание Саула на царство. 1 Цар. 9:10.

15. Помазание Давида. Победа его над Голиафом. 1 Цар. 16,17.

16. Воцарение Давида. Завоевание Иерусалима и перенесение в него ковчега завета. 2 Цар. 5:1-11; 6 .

17. Соломон. Его мудрость. Построение и освящение храма. 3 Цар. 3:5-28; 6:1-14; 8:1-66.

18. Разделение царств. 3 Цар. 12:1-24; 2 Цар. 10:1-11. Падение царства израильского. 4 Цар. 17:2-24. Разрушение царства иудейского. 4 Цар. 24 и 25. Иерем. 52.

19. Пророки, жившие в царстве израильском: Илия. 3 Цар. 17 и дал. Елисей. 4 Цар. 2, 3, 4, 13, 20-21. Иона. Книга пророка Ионы.

20. Пророки, жившие в царстве иудейском: Исаия и Даниил. Исаии, 6, 7 и др. Дан. 1, 2 и др. Три отрока. Дан. гл. 3:1-23, 91-97.

21. Возвращение иудеев из плена. 1 кн. Ездры, гл. 1. Построение второго храма. 1 кн. Ездры, 3 и 6. Агг. 2:6-9.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!