Константинопольский патриархат. Причины его возникновения.



 В основе возвышения Константинополя – положение столичной кафедры. Новая столица, основанная святым равноапостольным Константином Великим. Второй Рим. Град Константина, который переносит столицу империи подальше от языческого Рима, хотя и там воздвигаются языческие храмы, жертвенники богам, свозятся предметы античного искусства. Но, тем не менее, это уже город новый, город христианский, и главное – город столичный. Именно благодаря своему положению столичного города Константинопольская кафедра возвышается. Уже II-й Вселенский Собор уравнивает Константинопольскую кафедру с Римской и другими апостольскими кафедрами. Римская – первая, Константинопольская – вторая, т.к. это кафедра царствующего города. Т.е., фактически, Рим ставится на второе место, т.к. он больше не столица. Причем это возвышение затрагивает права Александрийского патриарха. Против этих прав направлено третье правило II Вселенского Собора. Был случай: Александрийский патриарх Петр поставил в Константинополь Максима Циника, полагая, что это сфера его власти, как патриарха Александрийского. Но эти притязания были скоро ограничены.

Первоначально, после II Вселенского Собора епископы Константинополя даже не были изъяты из юрисдикции Ираклийского митрополита. Эти земли входили в митрополичий округ. Тем самым подчеркивалось, что это право чести, а не право власти. Однако Константинопольские епископы деятельно боролись за свои права. И православные, и ариане (еще в период арианских смут), ставили епископов в соседние епархии, входили в дела Ассийского и Понтийского диоцезов, постепенно подчиняя их себе.

При Златоусте права Константинополя распространились на Фракию, Ассию и Понт, всего 28 провинций. Это влияние превысило границы, установленные Вторым Вселенским Собором. Иоанн Златоуст ставит в Эфес экзарха и низлагает за симонию шестерых Ассийских епископов, и ни кто не возражает против его прав. Епископ Константинополя Аттик в 421 году выпросил у императора Феодосия Младшего закон о том, что без ведома епископа Константинополя не могут решаться никакие церковные дела в Ассии, Фракии и Понте. Т.е. он узаконил это положение при помощи государственной власти.

28 Правило Халкидонского собора гласит: «Константинополь - второй Рим». Константинополь ставит митрополитов во Фракийский, Ассийский и Понтийский диоцезы. Развивавшиеся Понтийский и Ассийский экзархаты так и не состоялись, потому что были подавлены властью Константинополя.

В чем тут сложность – нет еще четко установившейся терминологии. Экзархат, патриархат – все это еще в стадии формирования. Тот же Домн Антиохийский именуется то экзархом, то патриархом. Факт в том, что недавний суфрогант (зависимый от Ираклийского митрополита епископ Константинопольский) сам становится выше всех иерархов Востока, приемников святого Марка, святого Петра. Т.е. опять же здесь главную роль играют политические аспекты положения главного города империи.

Что еще повлияло? Многие митрополии отказались от избрания епископов из-за тех волнений, безобразий, нестроений, которые сопровождали выборы. Передали это добровольно в руки Константинополя, что, увеличило его вес. Периодически, на местах, не принимали иногда ставленников Константинополя, но это никак не могло повлиять на общее положение в Церкви.

Что еще влияет на возвышение Константинополя? То, что епископы часто прибегают к суду императора, апеллируют к императорской власти, а император, как правило, все церковные дела отдает епископу Константинополя, что тоже укрепляет его положение.

 

Значение Вселенских и Поместных соборов, их значение для формирования канонического права.

Высшим органом власти в христианской Церкви являлись соборы. Их постановлениям были обязаны подчиняться и патриархи. Благодаря благоприятным условиям, наступившим для Церкви со времени Константина Великого, соборная деятельность церкви достигла большого размаха.

По своему значению соборы этой эпохи делились на Поместные и Вселенские.

Поместные соборы собирались или в пределах митрополий, или в пределах патриархатов. В первом случае их постановления имели обязательное значение для митрополичьего округа, во втором - для патриархата. Однако постановления девяти Поместных соборов получили основополагающее значение для всех христианских Церквей. К ним относятся: Анкирский в Галатии (314 г.), Неокесарийский в Каппадокии (315г.), Гангрский в Пафлагонии (ок. 340г.), Антиохийский (341г.), Сардикийский (342-343 гг.), Лаодикийский ( 364 г.), Карфагенский (419-426 гг.), Константинопольскиесоборы861 и 879 годов.

Но неизмеримо выше по своему значению были Вселенские соборы. Они оправдывали свое название в силу своей вселенской власти, как последней безаппеляционной инстанции. На них были представители от церковных округов всей Римской империи, в т.ч. и епископы церквей, не входивших в состав империи. Таким образом на этих соборах был слышен голос всей христианской Церкви, а постановления и определения собора носили характер вселенской воли. Вот почему определения Вселенских соборов относительно догматического учения, богослужебных, канонических и дисциплинарных порядков имеют обязательное значение для всей христианской Церкви. Их историческое значение состоит в том, что они явились выражением вселенского христианского единства на все времена. Вселенские соборы созывались императорами по согласованию с высшей церковной властью. Представителем государственной власти на них был особый чиновник, назначаемый государем. Он открывал заседание собора чтением императорских грамот. Деятельность соборов, а также расходы, связанные с поездкой их участников на собор, финансировались государством, где проходил собор. В соборных совещаниях могли принимать участие члены низших ступеней клира и миряне, но решающее значение имел голос епископов. Всех Вселенских соборов было семь: Первый Никейскийв325г., Второй Константинопольскийв381г., Третий Ефесскийв431г., Четвертый Халкидонский в 451г., Пятый Константинопольский в 553г., Шестой Константинопольский в 680г., Седьмой Никейский в 787г.

Кроме правил, постановлений и определений Вселенских и Поместных соборов в каноническое право были включены правила святых отцов: которые постепенно патриархами Иоанном Схоластиком, Фотием, римским аббатом (VI в.) Дионисием Малым[79], и др. были приведены в систему.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!