Летописание периода Киевской Руси (X — начало XII в.)

Русские летописи

 

Летописи чрезвычайно информативны для изучения средневе­ковой отечественной истории, поэтому историческая наука уделя­ет этому виду исторических источников много внимания. Анализ каждого издошедших до нашего времени летописного сочинения (летописи) выявил их сложную природу, а также позволил воссо­здать масштабную картину развития русского летописания в целом.

Многие летописи охватывают события, совершившиеся на про­должительном отрезке исторического времени: с библейских вре­мен и на протяжении многих столетий отечественной истории. К примеру, Лаврентьевская летопись начинается с библейского рас­сказа о расселении народов после всемирного потопа и завершает­ся рассказом о пожаре 1305 г. в городе Владимире. Естественно предположить, что ее погодные записи составлены авторами, при­надлежавшими к разным поколениям, а сама сохранившаяся лето­пись, включающая эти записи, представляет собой компиляцию ранее созданных по преимуществу летописных произведений. Поэтому поиск следов использованных для компиляции летопис­ных сочинений является одной из важнейших источниковедческих задач.

Разновременные текстовые слои, гипотетически восстанавли­ваемые учеными как принадлежащие разным авторам, называются летописными сводами. Сводный характер русских летописей был открыт еще в первые десятилетия XIX в. П.М.Строевым (1796 — 1876). Впоследствии многие ученые своими исследованиями под­твердили и развили наблюдения о сводном характере летописей. Выдающееся место в источниковедении летописания, в частности в разработке методики выявления летописных сводов и приложе­нии ее к конкретным летописным текстам, занимают научные труды А.А.Шахматова (1864-1920 гг.).

Почти каждый известный сегодня летописный текст состоит из хронологических звеньев — гипотетических летописных сводов. Каждое летописное звено, в свою очередь, также является сводом, потому что его автор использовал разнообразные источники ин­формации: письменные и устные, личные наблюдения.

История летописания — это история взаимоотношения сводов, следы которых обнаруживаются в поздних компиляциях. Запол­няя лакуны, вызванные утратой в силу разных причин значитель­ного количества летописей, летописные своды позволяют дать более полную картину русского летописания XI —XV в.

В то же время методические подходы к восстановлению исто­рии летописания XVI —XVII вв. не связаны, как правило, с выяв­лением предшествующих летописных сводов. Обращение исследо­вателей к иным методикам изучения летописания этого периода объясняется тем, что в XVI в. приемы работы летописца над своим сочинением стали изменяться.

Летописецчеловек, который создавал летописный текст. Мировоззрение летописца, как, впрочем, и других людей средне­вековья, отличалось провиденциализмом. Это означало, что лето­писец рассматривал природу событий через призму религиозного сознания, признавая их первопричиной Бога и объясняя связь со­бытий только действиями Бога. Такое представление о причинно-следственных связях явлений окружавшего реального мира опре­деляло и своеобразие структуры погодных статей, носивших дис­кретный характер. В них летописец выносил на первый план хро­нологические связи событий, а не причинно-следственные, кото­рые были предопределены, по мнению авторов записей, божест­венной волей.

Компилятивный характер летописей определил ключевое зна­чение в источниковедении вопроса о работе их составителей.

Получив заказ на летопись, ее автор прежде всего подбирал ранее созданные летописные и литературные сочинения, устные данные о тех событиях, которые интересовали его и заказчика. Затем летописец на основе собранного материала создавал новый летописный текст. Летописные компиляции отличаются от компи­ляций других жанров тем, что они «не просто соединяют различ­ные произведения, а соединяют под каждой годовой статьей от­дельно. Текст летописи входит в текст другой летописи «гребен­кой»: каждая годовая статья представляет собой маленькую само­стоятельную компиляцию...»5. Таким образом, в новом тексте «растворялись» известия более ранних летописных сочинений.

Летописцы могли не только переработать летописные сочинения предшественников, но и хронологически продолжить новый текст, дополняя их своими погодными записями.

Если текст предшественника подвергался осознанной переработке, которая существенно изменяла описания событий, оценку поведения людей и т.д., то в этом случае принято говорить о реакции (или изводе) летописи или свода. Такие редакции выявляется путем сравнительного анализа схожих между собой летописей.

Ярким примером осознанной правки летописного текста явля­ется погодная запись 1332 (6840) г. в Новгородской первой лето­писи младшего и старшего изводов (редакций):

Новгородская первая летопись старшего извода (Синодальный список)   Новгородская первая летопись младшего извода  
«Того же лета великыи князь Иванъ [Калита] придеизъ Орды и възвержегневъ на Новъгородъ, прося у нихъ серебра закамьского, и в томъвзяТоржекъ и Бежичь-скыиверхъза новгородскую изме­ну»   Того же лета великыи князь Иванъ [Калита] прииде из Орды и възвержегневъ на Новъград, прося у них серебра закамьское, и вътомъвзяТоржокъ и Бежичькыиверхъчересъкрестноещлова-ние»"  

 

Во всех списках Новгородской первой летописи младшего из­вода в адрес московского князя читается обвинение, выдвинутое новгородцами, в нарушении договора («крестного целования»). В Синодальном списке Новгородской первой летописи старшего из­вода было такое же чтение, и его следует считать изначальным. Однако в пергаменном Синодальном списке видно, что слова «через крестное целование» выскоблены и вместо них написаны другие — «за новгородскую измену». Способ, каким было сделано исправление, указывает на позднее происхождение исправления текста. Ее сделал, скорее всего, москвич, в руках которого оказал­ся данный список летописи. Политический смысл переделки текс­та очевиден — редактор хотел обвинить новгородцев в измене.

Существование редакций летописей свидетельствует о том, что летописи были не только способом накопления определенной ин­формации, но и средством политической борьбы. Приспособляя ранее созданный текст к новым историческим условиям, летопи­сец таким способом выражал интересы заказчиков или свои собст­венные.

Иногда летописец только переписывал текст своего предшест­венника. Созданную копию принято называть списком летописи. Список, как правило, не был точной копией оригинала. Дело в том, что особенности процесса копирования текста (прочтение от­рывка оригинала для его запоминания, внутренний диктант при воспроизведении фрагмента на письме) порождали перестановки слов, замены некоторых слов синонимами, а малопонятных словболее понятными и т.д.

Кроме крупномасштабных летописей, создавались и неболь­шие по охвату хронологии событий и территории произведения, которые условно называют летописцами. Существование летопис­цев предполагается учеными на различных этапах летописания, однако дошли до настоящего времени тексты, созданные в XVI — XVII вв. Например, Летописец Вельский фиксировал известия с 1598 г. до конца 60-х гг. XVII в., и его автор проявил интерес ксобытиям, происходившим в западных уездах, особенно в Вель­ском. Учитывая это географическое пристрастие автора, ученые и дали наименование тексту.

В XVII в. был составлен «Летописец о Нижнем Новеграде, в коих годех заложен, и при коем великом князе», содержащий подборку известий о Нижнем Новгороде и его земле.

Система именований летописей

Каждая сохранившаяся летопись имеет свое имя, которое при­звано подчеркнуть индивидуальность летописного текста, по­скольку среди летописей нет двух совершенно идентичных текс­тов. Система названий складывалась в науке постепенно на про­тяжении XVIII —XX вв.

Для наименования ряда летописных текстов сохранено их самоназвание. Например, «Новый летописец» — это краткий ва­риант самоназвания летописи XVII в. «Книга глаголемая Новый летописец». Если у летописи не было самоназвания, ей давали имя в связи с различными обстоятельствами. Часто летопись на­зывали по месту ее находки и хранения. Так, Ипатьевская лето­пись (список XV в.) была найдена в Костромском Ипатьевском монастыре, Троицкая летопись (XIV в.) — в библиотеке духов­ной семинарии Троице-Сергиевой лавры, Воскресенская летопись (XVI в.) — в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре и т.д.Для названий других летописей использовались имена неко­торых их бывших владельцев: в XVII в. Радзивиловская летопись (список XV в.) принадлежала польско-литовским магнатам Радзивилам, а Симеоновская (кон.XV в.) — книжному справщику Московского Печатного двора Никифору Симеонову, жившему в XVII в. В других названиях сохранились имена лиц, причастных к созданию летописей или их списков. По имени монаха Лаврен­тия, который «написал» летопись по повелению великого князя суздальско-нижегородского Дмитрия Константиновича в 1377 г., названа Лаврентьевская летопись. Летописный сборник, состав­ленный или переписанный Авраамкой в 1495 г. в Смоленске по повелению смоленского епископа, именуется Летописью Авраамки, упомянувшего себя в приписке к тексту. В названии летописи ее индивидуальность подчеркивалась и географической привязкой к территории, где текст создавался. Если в регионе было создано много летописей, то им давали порядковые номера, которые Должны были показывать последовательность возникновения ле­тописей во времени. Такой принцип наименований использован Для летописей, происходивших с Северо-Запада — новгородских, Псковских: например, Новгородская первая (вторая, третья, четвертая, пятая) летопись и т.д. Однако порядковые номера не всегда отражают реальную хронологическую последовательность происхождения летописей. Так, Новгородская четвертая летопись Дотируется XV в. и представляет собой более раннее сочинение,нежели Новгородская вторая летопись, возникшая в XVI в. Не­точность в нумерации объясняется тем, что в XIX в., когда дава­лись наименования, еще не все летописи были обнаружены, изу­чены и включены в систему сохранившихся и реконструируемых летописных текстов.

Разнообразные собственные имена получают не только дошед­шие до нашего времени летописи, но и гипотетические летописные своды. Приведем некоторые из таких наименований: Повесть времен­ных лет (начало XII в.), Новгородско-Софийский свод (1448 г.), Московский летописный великокняжеский свод 1479 г. и т.д.

II. Эволюция русских летописей

В истории русского летописания принято выделять три круп­ных этапа: летописание Киевской Руси; летописание периода фе­одальной раздробленности; летописание единого Российского го­сударства. На каждом из этих этапов летописание имело свои осо­бенности, отразившиеся в форме и содержании исторического ис­точника, способах его создания, политической направленности.

 

Летописание периода Киевской Руси (X — начало XII в.)

Летописание этого периода не представлено реально дошедши­ми до нас самостоятельными, завершенными летописными текста­ми. Его следы сохранились в сводах более поздних летописей, поэтому многие вопросы начального этапа отечественного летопи­сания решаются неоднозначно.

Особенностью этого периода летописания можно считать ста­новление погодной сетки летописного повествования. Мы не знаем, какую форму имели самые первые летописные тексты. Есть основания предполагать, что погодная форма записи не была един­ственной и появилась не сразу. Начало традиции записывать собы­тия под конкретными абсолютными датами исследователи относят к 70-м годам XI в. и связывают ее с летописной деятельностью киево-печерского игумена Никона. Сама идея погодных статей могла возникнуть под влиянием календарных таблиц, которые встреча­ются в богослужебных книгах. В XIX в. были обнаружены книги, в которых одновременно присутствуют как лапидарное упомина­ние события, соотнесенное с датой таблицы, так и летописная погод­ная развернутая запись о том же событии, помещенная вне рамок таблицы. Календарные таблицы, используемые православной цер­ковью, возможно, закрепляли практику точной фиксации событий.

В то же время была и другая система записи событий. В ней датировка была основана на относительной временной шкале, иначе говоря, новые события датировались относительно уже совершившихся: «по мнозех же времянех...», «по сих же летех...», 4по двою же лету..,».

Примером такой датировки является Галицко-Волынский свод XIII в., находящийся в составе Ипатьевской летописи (XV в.). Первоначально текст этого свода, как считают исследователи, не имел точных дат. Позднее, когда его соединяли с ранее возник­шим Киевским сводом 1200 г., где текст разбит на года, относи­тельные датировки перевели в абсолютные, но сделали это с ошибкой: все события, произошедшие в Галицко-Волынском кня-ясестве с начала XIII в., сдвинуты назад на 4 года. Таким обра­зом, ошибка показывает, что изначально галицко-волынский свод не имел погодной сетки. Придавая единообразие создаваемому но­вому тексту, сводчик сразу за Киевским сводом, оканчивавшимся погодной записью 1200 г., поместил галицко-волынские события, хотя на самом деле первые события, передаваемые Галицко-Волынским сводом, происходили в 1205 г.

Сложным для разрешения является вопрос об исходной точке древнерусского летописания, его первоначальном содержании и форме. Ряд дореволюционных исследователей считали Нестора первым русским летописцем и созданную им в 1113 г. Повесть временных лет признавали первым летописным сочинением. Од­нако в отечественной историографии истоки летописного дела на Руси постепенно отодвигались все глубже во времени. Проведя анализ многих летописей, Шахматов предположил, что первый русский летописный текст возник около 1039 г. в Киеве при толь­ко что открывшейся русской митрополичьей кафедре. Этот гипо­тетический текст ученый назвал Древнейшим летописным сводом.

Позднее ряд советских исследователей, опираясь на данные различных письменных источников, предположили начало лето­писания в конце IX в. Так, исходной точкой русского летописа­ния Л.В.Черепнин (1905—1977) называл 996 г., когда по случаю выдачи Владимиром Святославичем десятины Киевской церкви была составлена летопись. По мнению историка, она включала повести о полянах-русах. Для реконструкции свода 996 г. Череп-нин использовал «Память и похвалу князю Владимиру» монаха Киево-Печерского монастыря Иакова. Тихомиров  (1893—1965) также относил начальную точку летописания на конецX в. или начало XI в. Согласно реконструкции Тихомирова, летописание началось с создания трех сказаний: «Сказания о начале Руси», Казания о призвании варягов» и «Сказания о русских кня-Ьях». Тихомиров высказал мнение о том, что зарождалось лето­шние и в Киеве, и Новгороде. Первый русский свод, создан-и в Киеве и освещавший деятельность князя Владимира и его Редщественников, Б.А.Рыбаков датирует 996-997 гг. По рекон-но лКЦИИ ^ы^акова>этот свод представлял собой переработку раз-ний ^азных источников: эпизодических записей, эпических сказа-1 «белгородской летописи» — памятника, появившегося придворе местного епископа и др. Д.С.Лихачев (1906—1999) предпо­лагал, что истоки летописания, возникшего в 40-х гг. XI в., лежат в синтезе устных преданий и литературно-исторического произве­дения, условно названного им «Сказанием о распространениихристианства».

В период существования Древнерусского государства летопи­сание велось в самых крупных городах — в Киеве и Новгороде. По сохранившимся поздним летописям наиболее полно восста­навливается киевское летописание, которое не ограничивалось ки­евскими событиями и регистрировало многие события, происхо­дившие на всей территории тогдашнего государства. Таким обра­зом, киевское летописание XI — начала XII вв. можно опреде­лить как общерусское.

Крупнейшим летописным сочинением, созданным в период Киевской Руси, является Повесть временных лет. Самоназвание летописи — «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла рус-кая земля, кто в Киеве начапервеекняжити, и откудуруская земля стала есть». В таком варианте оно приведено в начале Лаврентьевской и близких к ней Троицкой, Радзивиловской и Мос­ковско-Академической летописях.

Автор Повести временных лет определяется на основе второй группы летописей (Ипатьевской, Хлебниковской, Ермолаевского списка и др.), в которых самоназвание сочинения дополнено ука­занием на автора — черноризца, т.е. монаха Киево-Печерского монастыря. Но его имя — Нестор — и общественное положение на­званы только в Хлебниковском списке Повести временных лет.

Окончание Повести временных лет в составе поздних летопи­сей определяется условно, поскольку в них нет границы между этим и следующим сводами. Ориентиром в поиске границы несторовского текста служит первая в Повести временных лет погодная запись — 6360 (852) г., где приведен расчет лет от сотворения мира до кончины киевского князя Святополка, который умер в 1113 г. Следовательно, автор этой хронологической выкладки, знавший о смерти князя, работал над своей летописью, скорее всего, в 1113 г. или чуть позже.

Спустя некоторое, но не продолжительное время авторский текст Повести временных лет был переработан. Разные варианты переработки текста представлены сегодня в редакциях, сохранив­шихся прежде всего в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. Авторский текст Нестора не сохранился, и его следы ученые пы­таются найти в двух последующих редакциях.

Исследования XX в., особенно работы А.А.Шахматова, дока зали, что Нестор использовал более ранние летописные тексты. Шахматову удалось наметить несколько рубежей в летописании XI в.

Ближайшим по времени к Повести временных лет сводом, ко­торый был установлен Шахматовым, является так называемый Начальный свод 1093—1096 гг. Его следы были обнаружены при сопоставлении Повести временных лет, представленной в Лаврен­тьевской и Ипатьевской летописях, и начальной части Новгород­ской первой летописи младшего извода. Последняя летопись имеет небольшое предисловие, которое могло быть создано в Киеве, а не в Новгороде. Здесь повествуется о том, почему Киев получил такое имя, описывается город, расположенный на горах (таким городом мог быть Киев, а не Новгород), высказано недо­вольство алчностью князей, за которую Бог наказал Русскую землю нашествием поганых (до Новгорода, как известно, половцы не доходили). Содержание предисловия позволило высказать предположение о киевском происхождении того летописного текс­та, который следовал за этим введением.

В погодных записях конца XI в., читаемых в Повести времен­ных лет, Шахматов нашел некоторые тематические параллели с текстом предисловия новгородской летописи. Этими параллелями были, с одной стороны, развернутые рассуждения летописца в Повести временных лет о нашествии половцев как наказании божием за неразумные действия князя и его дружины; с другой — обобщенные критические высказывания предисловия в адрес князя и его дружины, алчность которых привела к нашествию «поганых». Наиболее эмоционально о нашествии половцев, его причинах и разрушительных последствиях для киевлян, и прежде всего монахов Киево-Печерского монастыря, рассказывается в по­годных статьях Повести временных лет за 1093—1096 гг. Именно этим временем Шахматов датировал время создания киевского ле­тописного сочинения, которому принадлежало предисловие новго­родской летописи и которое было использовано новгородским ле­тописцем. Местом составления этого текста был назван Киево-Печерский монастырь.

Сравнение Новгородской первой летописи и Повести времен­ных лет показывает, что текст первой летописи более исправен, чем второй. Неисправность ряда мест в Повести временных лет усматривается в избыточности сведений о некоторых событиях, которая иногда нарушает логику повествования. Такие нарушения говорят о переработке общего для обоих произведений текста раз­ными летописцами, имевшими не совпадавшие задачи и источни­ки- Такой ближайший по тексту оригинал списков принято называтьпротографом.Для Повести временных лет (в Лаврентьевком, Ипатьевском и других списках) и Новгородской первой летописи младшего извода протографом является киевский свод, который определен Шахматовым и назван Начальным летописным сводом 1093 — 1096 гг. Ученый не атрибутировал, т.е. не связывал создание текста с каким-либо конкретным лицом. Однако позднееМ.Д.Приселков (1881 — 1941) выдвинул гипотезу о том, что соста­вителем свода был игумен Киево-Печерского монастыря Иоанн.

Текст протографа менее переработан в Новгородской первой летописи младшего извода. Включения дополнительной информа­ции в Повесть временных лет, приводившие к нарушению логики первоначальных рассказов об описываемых событиях, свидетель­ствуют о значительной переработке Нестором Начального лето­писного свода.

В Лаврентьевской и Ипатьевскойлетописях избыточный текст по отношению к исходному обнаруживается, например, в расска­зах о местях княгини Ольги древлянам за смерть мужа — князя Игоря (946 г.).По всей видимости, в протографе Повести вре­менных лет рассказывалось о трех местях: во-первых, погребении заживо в яме послов от древлянского князя Мала, прибывших в Киев для сватовства;во-вторых, сожжении в Киеве второго древлянского посольства; в-третьих, уничтожении древлян после тризны по Игоре в их же земле. О трех местях Ольги читается и в Новгородской первой летописи. Но в Повести временных лет есть рассказ о четвертой мести, которая отсутствует в новгород­ском тексте:

Новгородская первая ле­топись младшего извода Повесть временных лет
«В лето 6454 (946 г.). ОлгасъсыномъсвоимъСвятославомъсъбра вой многы и храбры, иде на Деревъскую землю [... ] И победита Древляны; и возложиша на них дань тяжку; и две части дани Кыеву идет, а третьяя Вышегороду ко Олзе: бебо Вышегород Олгинъ град»8. «В лето 6454 (946 г.) Ольга съсыномъсвоимъСвятославомъсобра вой много и храбры, и иде на Дерьвьску землю [...] И победита деревляны. Деревляне же побегоша и затворишася в градехъ своих. Ольга же устремисясъсыномъсвоимъ на Искоростень град, яко теебяху убили мужа ея, и ста около града с сыномъсвоимъ, а деревлянезатворишася в граде, и боряхуся крепко изъ града, ведехубо, яко сами убили князя и на что сяпредати. И стоя Ольга лето, и не можашевзяти града, и умысли сице [далее следует рассказ о четвертой мести княгини — поджоге города Искоростеня с помощью голубей]. И побегошалюдьеизъ града, и повеле Ольга воемъсвоимъимати а, яко взяградъ и пожьже и; старейшины же града изънима, и прочая люди овыхъизби, а другия работе предастьмужемъсвоимъ, а прокъ их оставиплатити дань. И възложиша на ня дань тяжьку; 2 части дани идета Киеву, а третьяя Вышегороду к Ользе; бебоВышегородъградъВользинъ...»9.

 

На примере фрагмента статьи 946 г., взятой из Повести вре­менных лет, видно, как еще неумело летописцы обрабатывали тексты своих предшественников, желая внести в них дополнитель­ные известия. Автор разорвал предложение, читавшееся в его ис­точнике, и сделал вставку легенды. Более логичным является текст той же статьи в Новгородской первой летописи, который, следовательно, лучше отражает текст протографа.

Составитель Начального летописного свода в свою очередь опирался на еще более ранний свод. Его датируют началом 70-х гг. XIв. В авторе свода многие исследователи, начиная с Шахматова, видят монаха Киево-Печерского монастыря Никона. Некоторые известные сегодня факты из его жизни свидетельству­ют о том, что он мог иметь отношение к киевскому летописанию. Так, Никон был в Тмуторокани, и в летописи в записях 60-х гг. XIв. довольно подробно для того уровня летописания изложены тмутороканские события.

Как считал Шахматов, свод Никона был дополнен описаниями до 1093 г. включительно и лег в основу Начального летописного свода.

Особенностью свода 70-х гг. XIв. было появление в нем ряда точно датированных светских событий, что указывало на сущест­вование каких-то современных письменных записей. Первое такое событие отмечено в 1061 г., где сказано: «В лето 6569 (1061 г.). Придошаполовци первое в Русьскую землю воевать; Всеволодъ же изыдепротивуимъ, месяца февраля въ 2 день. И бившимъсяимъ, победиша Всеволода, и воевавшеотъидоша. Се бысть первое зло от поганых и безбожныхъврагъ. Бысть же князь их Ис-калъ»10. В дальнейшем количество точно датированных событий нарастает. Возможно, Никон придал историческим записям форму погодных записей, определивших специфику данного исто­рического источника.

Следующий древнейший свод, который с\ыл реконструирован Шахматовым, датирован примерно 1039 г. Его появление, по мне­нию ученого, связано с открытием в Киеве митрополии, где по об­разцу византийских иерархов началась фиксация событий церков­ной и светской жизни.

Кроме перечисленных летописных сочинений, следы которых обнаруживаются в крупнейшем летописном своде Киевской Руси начала XIIв., Нестором были использованы многочисленные письменные и устные источники. Письменные источники разнооб­разны по жанрам и месту их создания: южнославянское Сказание 0начале славянской письменности, переводная греческая Хроника Георгия Амартола, излагающая всемирную историю до 948 г. Из­вестия своих предшественников Нестор дополнял легендами. Кроме четвертой мести княгини Ольги, он внес в летопись исто­рические предания, например, о том, как юноша-кожемяка одолел печенежского богатыря, а старец спас осажденный печенегами

Белгород. Летописец включал в текст устную информацию, полу­ченную от своих современников. Таким информатором о событиях второй половины XIв. был для Нестора Ян Вышатич. О смерти этого почтенного старца летописец сообщил на страницах Повести временных лет; «В лето 6614 (1106). ...В се же лето престависяЯнь, старецъ добрый, живъ лет 90, в старости мастите; живъ по закону Божью, не хужийбе первых праведник. От него же и азъмнога словеса слышах, еже и вписах в летописаньи семь, от него же слышах. Бебомужьблагъ, и кротокъ, и смеренъ, огре'баясявсякоявеши, его же и гробъ есть в Печерьском монастыри, в при­творе, идежележить тело его, положено месяца иунявъ 24»11.

Очерченные выше этапы создания сводов на протяжении XI — XIIвв., реконструированные Шахматовым, в основных своих чер­тах признаются большинством ученых. Отдельные авторы предлага­ют пересмотреть атрибуцию некоторых сводов, внести уточнения в датировки сводов и объяснение причин их появления. Но строя свои гипотезы, они исходят из реконструкции Шахматова.

Итак, Повесть временных лет была летописным сочинением, завершившим первый этап русского летописания и оказавшим влияние на летописание в период феодальной раздробленности.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 3278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!