III. САМОЧИННОЕ СБОРИЩЕ (ПАРАСИНАГОГА)



НЕКОТОРЫЕ ЕККЛИСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

(краткие размышления и выводы, основанные на учении Матери-Церкви)

 

"Аще же мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет".

"Аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет" (Гал.1, 8.9).

 "Кровь мучеников - семя христианства" (Тертуллиан).1)

 

I. ЦЕРКОВЬ

  Церковь (ekklesia) - есть таинственный Богочеловеческий организм - Тело Христово, состоящий из собрания христиан, пребывающих в единстве православной веры, нравственного закона, священноначалия и таинств, и находящихся во взаимном духовном общении между собою, с Церковью Торжествующей на Небесах и Самим Главою и Спасителем Тела Церкви Господом Исусом Христом.

   Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Так в 9-м Члене Никео-Цареградского Символа Веры каждый православный христианин исповедует свою веру в великую истину Христовой Церкви. Он исповедует сии четыре ее свойства: единство, святость, соборность и апостольство.

Разсмотрим их сущность по порядку.

    Единство. Церковь - едина, что означает именно ее единственность во Вселенной. В Символе свойство это выражено числительным en mian, т.е. Церковь - "одна". Свящ. Писание твердо и ясно исповедует единственность Церкви в следующих словах: "Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех" (Еф. 4,4-6), и, следовательно, только один путь ко спасению - через истинную веру во Христе, ибо Он есть единственный "Путь и Истина и Живот" (Ин. 14,6). Как один Глава у Церкви - Христос (Еф. 5,23), а не много глав, - так и Церковь одна, а не много Церквей; и как Христос не может разделиться Сам в себе (1 Кор. 1,13), так и Церковь Его не может разделиться сама в себе, ибо ее разделение означало бы ее смерть, по слову Спасителя: "Всякое царство, раздельшееся на ся запустеет, и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет" (Мф. 12,25; ср. Мк. 3,24-25; Лк. 11,17). Посему и мы, твердо веруя в неодолимость Церкви вратами адовыми (Мф. 16,18), исповедуем, что разделиться она ни по какому признаку не может.

        Святость. Святость Церкви происходит, прежде всего, от святости Ее Основателя и Главы Исуса Христа: "Аще ли начаток свят, то и примешение; и аще корень свят, то и ветви" (Рим. 12,16). Также Святость Церкви заключается в действии в ней Истинного и Животворящего Духа Святого, освящающего верующих посредством спасительных таинств церковных (Ин. 14,16-17). И, наконец, Свята Церковь чистым и непогрешимым учением веры, по преемству переданной от Апостолов: "Церковь Бога Жива - столп и утверждение Истины" (1 Тим. 3,15).

Таким образом, Св. Церковь Христова вся в целом не может погрешить в истинах вероучения, но всякий не содержащий в чистоте сии спасительные истины сам отпадает от Церкви и перестает быть членом Ее, нисколько не повреждая Ее святости и единству. Таковыми отпавшими являются раскольники, еретики и богоотступники, открыто отрекшиеся от Христа. Все они не только не являются членами Тела Христова, но и неизменно состоят в постоянной духовной (а нередко и физической) вражде с Церковью, и по существу своему и определению есть церквеборцы.

    Соборность (Кафоличность). Понятие "соборная" (katholike) имеет некоторое различие от понятия "вселенская" (oikoumenike). Соборность означает духовное единение всех членов земной Церкви между собой и с Церковью Торжествующей на небесах во главе со Христом (Евр. 12, 22-24); вселенскость же означает, что Церковь Христова имеет распространение вселенское, т.е. всемирное, по всей вселенной - "даже до последних земли" (Де-ян. 1,8), "во всю землю", "в концы вселенныя" (Деян. 10,18). Вселенскость Церкви есть составляющая ее Соборности. Распространившись по всему миру в виде частных или Поместных церквей, Св. Церковь, тем не менее, не утратила своего единства, своей соборности, потому что единственное основание подлинной соборности есть ИСТИНА.

     Апостольство. Оно означает непрерывное посредством таинств преемство в Церкви благодати Св. Духа и богоучрежденной иерархии от самих Апостолов, а чрез то - преданного от них и утвержденного на Св. Вселенских и Поместных Соборах, правилами и учением Св. Отец неизменного исповедания веры, нравственного закона и неписанных церковных обычаев (synatheia ekklesiastike), которые "должны быть уважаемы, как закон" (Номоканон в XIV тит.). Апостольство есть постоянное водительство Св. Духа, живущего в Церкви.

Апостольство в преемстве иерархии относительно клира в Церкви передается посредством таинства поставления, включающего в себя три необходимых момента: 1) избрание (heirotonia), совершаемое народом и клиром, согласно воле Божией (Евр. 5,4), и утверждение (hyros) после испытания качеств рукополагаемого в соответствие с церковными канонами (VI Всел. 33) при засвидетельствовании местной Церковью действительности избрания; З) руковозложение (heirothesia), т.е. собственно священнодействие поставления, которое совершается епископами (1 Тим. 4,14; 2 Тим. 1,6; Апост. 1 и 2) с согласия народа, свидетельствующего о правильности совершения таинства.

"Епископ, как преемник апостольский, - учит Св. Церковь, - <...> есть живый образ Бога на земли, и по священнодействующей силе Духа Святаго - обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение" (Послание Вост. Патр. О Прав. Вере 1723 г., чл.10).  "Церковь составляет народ, - говорит св.Киприан Карфагенский, - соединенный со священником, и стадо, покорное своему пастырю; посему ты должен знать, что епископ в Церкви и Церковь в епископе, и, таким образом, кто не в единении с епископом, тот и не в Церкви". Ту же мысль выражает св.Игнатий Богоносец: "Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Исус Христос, там и кафолическая Церковь" (Смирн, VIII).

Апостольство в преемстве иерархии относительно мирян в Церкви передается посредством св. Таинства Крещения. Апостольство принадлежит всему народу (laikoi), а не одному только клиру. Равно и достоинство "царственного священства" дается всем членам Церкви, так что священнодействует весь народ Божий рукою предстоятеля и со всем клиром. "И сами яко камение живозиждитеся во храм духовен, святительство свято (eis ierateuma agion), возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Исус Христом <...> Вы же род избран, царское священие (basileon ierateuma), язык свят <...> иже иногда не людие, ныне же людие Божии..." (1 Пет. 2,5,9.10; ср.: Откр. 1,6; 5,10; 20,6).

Высшему клиру не принадлежит в Церкви исключительное и абсолютное право священнодействия. Если в данной местности и в данное время иссякает клир, т.е. если сообщение с ним невозможно или затруднено, то каждый член Церкви, будь то мирянин или монах, в силу благодати Апостольства, дарованной ему в Таинстве св. Крещения, может священнодействовать и совершать по нужде и без клира все святые таинства, чинопоследования и обряды (за исключением таинств евхаристии и хиротонии), т.к. полнота Церкви (собрания Божия во Христе) заключена как во всех ее членах вместе взятых, так и в каждом местном ее собрании: "Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф. 18,20), равно же и в каждом отдельном верном ее члене, по слову Самого Спасителя: "Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима" (Ин. 14,23).

      Единство, Святость, Соборность и Апостольство Церкви мыслятся и существуют только как единое неразрывное целое. Ни Единство Церкви не может существовать без Святости Ее, Соборности и Апостольства; ни Святость Церкви не может быть без Единства и прочих Ее свойств; ни Соборность не мыслима помимо Апостольства и проч. Следовательно, если какое-либо общество, называющее себя "христианским", не имеет хотя бы одного из сих четырех свойств и определений Церкви Христовой, то общество это не может быть ни Церковью, ни частью Ее, и есть, на самом деле, нечестивое скопище отщепенцев.

Св. Каноны подразделяют их на несколько категорий: ересь, раскол, самочинное сборище.

II. ЕРЕСЬ

      В своем 1-м Правиле св. Василий Великий, знаменитый из Отцев Церкви, дает следующее определение ереси и еретикам, как об этом передали Св. Отцы с древнейших времен: "Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся". Здесь св. Василий под понятием ереси подразумевает в первую очередь искажение одного или нескольких догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви священное предание и установление, как говорит он же в своем 91-м правиле.  Догмат - слово греческое; оно означает непреложную истину, принимаемую на веру и общеобязательную для христиан (от греч. dogma – «закон», «правило», «постановление»). С течением времени в догматических системах этим словом стали обозначать, как правило, только те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и получили соборные определения или формулировки. Догматы - это решения Вселенских Соборов по различным вопросам веры. Догматы, по большей части, называются определениями, потому что они проводят границу между истиной и заблуждением, между болезнью и здравием. Они являются достоянием всей Церкви как выработанные ее соборным разумом. Догматические определения выражают откровенную истину, определяют жизнь Церкви. Следовательно, с одной стороны, они являются выражением Откровения, а с другой - служат целительным средством, ведущим человека к общению с Богом, к цели нашего существования. Догматы - богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность. Догматом называется всякое учение веры и благочестия, основанное на Божественном Откровении - Священном Писании и Священном Предании, и утвержденное авторитетом Церкви.

 1-е правило IV Собора говорит: «От святых отец на каждом соборе», Вселенском, т.е. и поместном, «до ныне изложенные правила», имеющие целью точнейшее определение догматов и устройство Церкви, «соблюдати признали мы справедливым».

   А 2-е правило VI Собора в отдельности перечисляет божественных отцов, составивших священные и божественные правила, как сообща, так и особо, и определяет, чтобы тверды пребывали изреченные по вдохновению Святаго Духа и бывшими прежде нас святыми отцами принятые и утвержденные и нам преданные ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей — восемьдесят пять правил святых Апостолов, т.е. кроме постановлений, чрез Климента преданных (ибо они приняли в себя много подложного, на подобие плевел, от иномыслящих); повелевает, чтобы имели твердость и те правила, которые провозгласили Никейские триста восемнадцать отцов, также и те, которые изложил вторый и Вселенский Собор 150 отцов, собравшихся в царствующем граде, — те, которые изложил III Собор в Ефесе собравшихся двухсот отцов, и те, которые изложил IV Собор в Халкидоне собравшихся шести сот тридцати отцов, и те, которые заповедал собор в Анкире, а также в Неокесарии, в Гангре, в Антиохии Сирийской, в Лаодикии Фригийской, в Сардике и в Карфагене; должны быть также приняты правила, написанные при Нектарии и Геннадии, предстоятелях Константинополя и еще правила Дионисия и Петра — священномучеников, Афанасия Великого и Кирилла, Тимофея и Феофила, которые были предстоятелями великого града Александрии, также правила Григория Неокесарийского чудотворца, Василия Великого — Кесарийского, Григория Нисскаго, Григория Богослова и Амфилохия Иконийскаго; правило же, изданное архиепископом Африканской страны священномучеником Киприаном и собором, при нем бывшим, сохраняемо было в их странах, и только. Итак, дерзающий какое-либо из всех сих правил искажать, или извращать, или отменять, или изменять, или принимать другие, «подложно составленные некими людьми, дерзнувшими кормчемствовати истиною», таковый да будет, говорит правило, анафема и чужд христианского списка.

   А 1-е правило VII Собора говорит: божественные правила, почитая делом весьма вожделенным, со услаждением приемлем, — как те, которые прежде ясно изобразили божественные Апостолы, так и те, которые опять составили шесть святых Вселенских Соборов и поместные; а также и те, которые изложили особо некоторые из превосходящих благочестием и добродетелию мудрые отцы, и определяем — всецелое и непоколебимое постановление их сохранять как руководство к вечному блаженству: ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены в уме, начертав, издали канонические постановления, которые и должно почитать со всяким благоговением как свидетельства и руководства, ибо они ясно свидетельствуют и показывают, как должно нам живущим совершать добродетели, и преступившим (их) предживописуют ожидающее их неизбежное наказание; а посему, позаимствовав изречение Боговидца Моисея, глаголем к сим: не подобает приложити и от сих не подобает отъяти (Второзакон. 12, 32); и изречение Апостола: аще ангел благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал. 1:8). Итак, и мы изрекаем анафему тем, которые преданы были анафеме божественными правилами, извергаем изверженных, отлучаем отлученных и подвергнутым епитимии определяем ту же самую епитимию.

   А «том единения» говорит: пренебрегающим священными и божественными правилами блаженных отцов наших, которые утверждают святую Церковь и, украшая все христианское исполнение, руководствуют к божественному страху, анафема.

 Великий Василий в послании к Диодору говорит, что неписанный обычай имеет силу закона, потому что постановления преданы нам от святых мужей. А в 27-й главе о Святом Духе к блаженному Амфилохию пишет: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях духовных: ибо аще приемлем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу: то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без всякой вещи. Например, знаменатися образом креста, кто учил сему писанием? Или к востоку обращатися в молитве? Ибо немногие знаем, что чрез сие ищем древнего отечества — рая, который насадил Бог в Едеме на востоке (Быт. 2:8)».

    Перечисляя всех древних еретиков, исказивших святые догматы, св.Василий указывает, что между православным учением и исповеданием еретическим "есть явная разница в самой вере в Бога".

    В толковании на правило (1-е) епископ Никодим (Милаш) разъясняет, что еретическое "учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лицо считать еретиком, - достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы в одном догмате, и в силу этого оно - уже еретик". "Тот еретик и подлежит законам против еретиков, кто и мало уклоняется от православной веры" (Синтагма Матфея Властаря). А еп. Игнатий (Брянчанинов) говорит: "Ересь — слово греческое (αίρεσις) — значит вообще какое-либо отдельное учение. ….. впоследствии название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви. Святой апостол Павел говорил христианам, думавшим сочетать христианство с иудейством: «Аще законом правда, убо Христос туне умре» (Гал.2:21). «Аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует. Упразднистеся от Христа (отчуждились от Христа), иже законом (Моисеевым) оправдаетеся: от благодати отпадосте» (Гал.5:2—4). К иудеям, принявшим христианство, потом обратившимся к иудейству, произнес Апостол следующие грозные слова: «Невозможно просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века, и отпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе и обличающих, (то есть ругающихся Ему). Земля бо пившая сходящий на ню множицею дождь и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога: а износящая терния и волчец непотребна есть и клятвы близ, еяже кончина в пожжение» (Евр.6:4—8)…. Говорит святой Григорий Синаит: «Иже кроме Духа пишуще и глаголюще, и Церковь созидати хотяще, «суть (телесни) душевни, — яко иже негде глаголет Божественный Апостол, — Духа не имуще» (Иуд.1:19). Таковии бо повинни суть клятве, глаголющей: «Горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни!» (Ис.5:21). От себе бо глаголют, а не Дух Божий в них есть глаголяй, по Господню словеси. От своих бо помысл прежде чистоты глаголющии прельстишася духом мнения.» Папизм; так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христовы, и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех — отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он — божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане, изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих — и папизм. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святого Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Эта существенная часть Литургии находилась во всех Литургиях, преданных Апостолами Христовыми по всей вселенной, — находилась и в первоначальной Литургии Римской. Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жесткого презрения к человекам и ненависти к ним.

И это ужасное, дышащее убийством, жаждущее крови изуверство называется единым истинным христианством, и с исступленною ревностью стремится увлечь всю вселенную в свою ересь. «От плод их познаете их», — сказал Спаситель о учителях и учении их (Мф.7:16). По плодам своим папизм весьма близко подходит к магометанству: обе эти ереси признают деянием веры и высшею добродетелью все злодеяния и все убийства, совершаемые ими во всяком обществе людей иного вероисповедания.

   Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямою целью стремления к Святой Истине, и не так, как искал ее Корнилий Сотник, то и не оказались достойными узреть ее. «Всяк делаяй злая, ненавидит Света, и не приходит к Свету» (Ин.3:20). Протестанты из всех заблуждений папистов отвергли только нечестивое мнение их о папе; прочим заблуждениям папистов они последовали, многие погрешности усилили, к прежним заблуждениям и ошибкам присовокупили много новых. Так, например, они отвергли все таинства, самое священство; отвергли вовсе Литургию; отвергли все церковные предания и предоставили каждому из своих последователей объяснять Священное Писание по произволу, между тем как оно, будучи произнесено Святым Духом, может быть и объяснено только Святым Духом (2Пет.1:21).

   К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым, и дозволяет христианам жительство языческое. Это учение, которое по наружности кажется как бы не враждебным христианству, в сущности вполне враждебно ему: оно — отречение от Христа. Сам Господь сказал: «Исповем им, — признающим устами Господа, а делами противоречащим Его воле, — яко николиже знах вас, отыдите от Мене, делающии беззаконие» (Мф.7:21—23). Вера может быть живою только при делах веры; без них она мертва (Иак.2:26). Впрочем, и самое правильное понятие о догматах христианских теряется от жизни нехристианской. Еще в то время, когда идолопоклонство было очень сильно, еретики проводили жизнь языческую. Святой Афанасий Великий делает это замечание о арианах, которые предавались увеселениям идолопоклонников и сходствовались с ними нравственностью.

Ересь можно уподобить пище, имеющей по наружности прекрасный вид, но отравленной ядом: такая пища — тот же яд, от которого уже трудно остеречься как потому, что яд замаскирован, так и потому, что прекрасный вид и благоухание пищи возбуждают в человеке естественное его желание насытиться и насладиться пищею. Ересь всегда сопутствуется лицемерством и притворством; она многоглаголива, велеречива, обилует ученостью человеческою: и потому удобно привлекает к себе людей и уловляет их в погибель; несравненно более людей уловлены в вечную смерть посредством ереси, нежели посредством прямого отвержения Христа.»

     Естественно, что в сообществе еретиков, как "совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся" от благодатного и святого Тела Церкви посредством своего зловерия, все таинства и священнодействия являются недействительными, безблагодатными. "Священнодействия их праздны и лишены благодати освящения", - гласит Пидалион.8)

О безблагодатности таинств еретиков ясно говорят 46 и 47 Правила Свв. Апостолов.) «Епископов, или пресвитеров, принявших крещение или жертву еретиков, повелеваем извергать. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным? (2 Кор. 6:15)». И преп. Никодим Святогорец утверждает в своем толковании на 68 Апостольское Правило, гласящее: "Крещеным или рукоположенным от еретиков ни верными, ни служителями Церкви быти не возможно", что "Вселенский VII Собор, хотя и принял хиротонии еретиков иконоборцев (впрочем не первоначальников ереси и страстных ее приверженцев, не покаявшихся неподдельно и истинно, как сказал божественный Тарасий; но последовавших первоначальникам и истинно и неподдельно покаявшихся) и от них рукоположенных, не перерукоположив их заново..., но сие сделал домостроительно (икономикос – по икономии) ради великого множества тогда присоединявшихся иконоборцев,") – то есть по тем же самым соображениям, что и св. Василий по отношению к энкратитам, кафарам и иным еретикам – не признавая их таинств по существу.

Поскольку крещение – это «дверь в церковь», то, очевидно, что у еретиков вместе с отсутствием крещения, не может быть и ничего остального, а не только лишь не быть рукоположения. Еретическое крещение св. правила именуют "осквернением" (Апост. 47), а еретических священников и епископов - "лжесвященниками" (Апост. 47) и "лжеепископами" (Двукр. 15). По определению Православной Церкви, крещение еретиков есть не иначе как "грязная лужа", "оковы нечестия" (Апостольские Постановления, кн. 6, гл. 15).

Евхаристию еретиков св. Отцы называют "ядовитым хлебом" (преп. Феодор Студит), "пищей демонов" (блаж. Иероним Стридонский) и строго запрещают верным приступать к их чаше и принимать их причастие: "Всею силою да хранимся, ниже приимати причастие еретиков" (преп. Иоанн Дамаскин ; ср. Апост. 46), - потому что еретическая евхаристия "соединяет с диаволом", "омрачает", "убивает" (преп. Феодор Студит).

      Еретиками, в точном смысле этого слова, должно считать тех, кого за ту или иную ересь осудили "Святые Соборы или Отцы" (Двукр. 15), "которые преданы анафеме" ими (II Всел. 6), - причем, "хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались" (Толкование Зонары на 6-е пр. II Всел. Соб.)14)

Если то или иное лицо придерживается какого-либо еретического учения, которое уже когда-то было осуждено "Святыми Соборами или Отцами", - такового также следует именовать еретиком, хотя бы и "прежде соборного разсмотрения" (Двукр. 15).

  Именуем мы еретиками и тех, лжеучения коих, хотя еще не были осуждены Св. Соборами или Отцами, но которые явно противны апостольской вере. Таковыми были признаны все древние ересеучители не только после, но и прежде соборного разсуждения. Святой III Всел. Собор возстановил в священных степенях всех клириков, осудивших ересиарха Нестория до соборного суда над ним, которых тот незаконно изверг за это из сана. Причем, Собор по этому поводу утвердил, чтобы впредь "единомудрствующие с православным и Вселенским Собором члены клира отнюдь никаким образом не были подчинены" не только "отступившим", но и "отступающим от православия епископам" (правило 3). От участия в Теле Христовом – Церкви, а следовательно и от спасения, человека или сообщество людей отсекает не сама Церковь, еретик уже и прежде суда – вне Церкви, отделив себя от нее по вере.Церковный суд – не гильотина, а лишь констатация факта духовной смерти в предостережение самому погибающему и другим. Приведем здесь для примера "Определение Святейшего Синода с посланием верным чадам Православной Греко-Российской Церкви" от 22 февраля 1901 г., объясняющее смысл анафемы Л.Н.Толстому: "Все сие (т.е. свои еретические учения) проповедует граф Толстой и тем... отторг себя сам от всякого общения с Церковью православной... Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не возстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние". Также и св. Николай Японский в своем дневнике писал, что "Церковь являет свою любовь и тем, кто отходит от нее с ожесточением во внешнюю тьму. Им вслед возглашает она анафему, надеясь на то, что они опомнятся, устрашившись отлучения – не от человеческого сообщества, а от Грядущего Царства Славы".

Имеющие молитвенное или евхаристическое общение с еретиками суть также - еретики (Апост. 45,65), ибо, по словам преп. Феодора Студита, "не только неверных еретиков <...> забирает под власть свою змий, но и тех, кои безразлично относятся ко всем таковым и вступают в общение с ними". Также и св. Василий Великий говорит: "Если кто притязает исповедовать вполне Православную Веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями". Согласно каноническим правилам, все общающиеся с отлученными - сами отлучаются (Апост. 10 – «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен.» ; Антиох. 2 -  «Да не будет же позволено имети общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковнаго; чуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученным от общения: да будет и сам вне общения церковнаго, яко производящий замешательство в чине церковном.»; Карф. 9 – «Аще который епископ, или пресвитер, примет в общение праведно изверженных за свои преступления из церкви: да будет и сам повинен равному осуждению, с уклоняющимися от правильнаго приговора своего епископа»).

      Но в то же время следует разборчиво относиться к тому, кого действительно считать упорным еретиком, а кого - только находящимся в заблуждении по недоразумению. По Апостолу, заблуждающийся обращается "после первого и второго вразумления" (Тит. 3,10); упорный еретик не слушает никаких увещаний, хотя бы и многократных, поскольку "развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден" (Тит. 3,11). Касательно же предстоятелей Церкви так-же делается различие в степени их неправомыслия. "Ибо если ересь проводится первенствующим тайно и сдержанно, так что он еще колеблется, то никто не должен отделяться от него до осуждения, ибо возможно, что до окончательного решения он восприсоединится к православию и отстанет от ереси" (Вальсамон). Действительным еретиком правомерно считать такого предстоятеля, лжеучение которого "проповедуется им открыто и всенародно в церкви, когда т.е. оно является уже обдуманным и направляется к явному противоречию Церкви, а не частным только образом высказывается, когда еще таким же частным образом оно может быть обличено и отвергнуто без нарушения мира Церкви" (Еп. Иоанн Смоленский).

  Но такое различие в степени заблуждения должно делать только в отношении тех лиц, которые еще будучи членами Церкви впали в недоразумение; но в сообществах, отпавших от Церкви, вследствие вышеуказанных причин, еретиками являются все - как клир так и его паства - по одной только принадлежности к ним, и хотя тяжесть их падения также неодинакова, все же они лишены спасительной благодати Божией и членами Церкви ни по какому закону быть не могут.

II Вселенский Собор, по существу так сказал о еретиках: "Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов" (6-е пр.). "Еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются Святых Тайн от священников в святой Церкви Божией", - подтверждает Матфей Властарь.

 

 

III. САМОЧИННОЕ СБОРИЩЕ (ПАРАСИНАГОГА)

       По определению св. Василия Великого в его 1-м правиле, самочинное сборище есть "собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам; а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь: сие есть самочинное сборище". Конечно, бывают и другие причины для составлений самочинных сборищ.

        Ясно, что - как и еретики - самочинники также пребывают вне Церкви, "оставив", как сказано, ее спасительную ограду, а потому - всё, что говорилось выше о "таинствах" и "священнодействиях" еретиков, необходимо полностью отнести и к "таинствам" и "священнодействиям", совершаемым в самочинных сборищах.

 

IV. ИКОНОМИЯ И АКРИВИЯ

 Греческое слово "икономия" (oikonomia) - буквально означает "устроение", "домостроительство", "экономия", под чем принято сейчас понимать "снисхождение"; а "акривия" (akribia) - буквально "точность", что ныне принято обозначать как "строгость" (VI Всел. 3,102). Поскольку в богословской литературе по этому вопросу возникла целая полемика, то мы, на основании святоотеческого наследия, считаем своим долгом твердо уяснить, в отношении каких именно вещей Церковь употребляет принцип "икономии", а в каких случаях применяет принцип "акривии".

     Принцип икономии, несомненно, применяется только в отношении чина и способа присоединения еретиков или раскольников к Церкви, но не к их "таинствам" и зловерию. "Если ради икономии дел церковных вместе со зловерием уничтожается и спасительная вера, то подобного рода так называемая икономия есть совершенное отделение от Бога", - говорит преп. Максим Исповедник.

Св. Василий Великий, в своем 1-м правиле выразив ту несомненную мысль, что все находящиеся вне Церкви лишены благодати св. Таинств, в вопросе о способе присоединения их к Церкви, однако, не дает никакого точного указания, предлагая в каждом случае "последовати обычаю каждыя страны". Причиной же употребления снисхождения при присоединении еретиков и схизматиков к Церкви, т.е. когда их не омывают истинным церковным крещением или клириков их не рукополагают истинным рукоположением, а принимают "паки в тот же чин", - св. Отец называет "назидание многих", "благосозидание", "благоусмотрение" и под., но никак - не признание их "таинств" действительными (или имеющими некоторую долю действительности) и благодатными, что отчетливо видно как из сего правила, так и из всех других правил Православной Церкви, в которых идет речь о чиноприеме еретиков и схизматиков.

      В Кормчей Книге, в "ответах правильных Тимофея святейшего Архиепископа Александрийского", мы находим авторитетное разъяснение того, что принятие в общение без крещения не есть ни противоречие учению Церкви, ни признание Ею благодатности крещения, а следовательно и других "священнодействий" еретических, а лишь применяемый, в виде исключения, особый порядок присоединения к Христовой Церкви тех людей, которых перспектива повторения, как им кажется, над ними таинства крещения могла бы совсем оттолкнуть от Православия. На вопрос: "Почто обращающыяся еретики к Соборной Церкви не покрещаем", Святитель Тимофей дает ответ: "Аще бы се было, не бы ся человек скоро обращал от ереси, покрещения стыдяся, обаче и возложением руку пресвитерску [т.е. Мvропомазанием] и молитвою, весть приходити Дух Святый", которого присоединяемые были чужды, когда еще находились вне Церкви. "Подобную практику допускал и св. Киприан, бывший сторонником именно строгости в отношении приема еретиков и схизматиков, и объяснял ее так: "Но, скажет кто-нибудь, что же будет с теми, кои прежде сего, обратившись от ереси к Церкви, приняты были в Церковь без крещения? Господь, по милосердию Своему, силен даровать им прощение, и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишит даров Церкви Своей".

     Однако, св. Киприан признавал при этом, что вводить такое снисхождение, догматически допустимое, в практику как норму нельзя, потому что этим будет ослабляться вера в Церковь как единственную хранительницу благодати, ибо еретикам "не будет причины обращаться к нам, когда имея крещение, будут думать, что имеют и все прочее. Напротив, когда они узнают, что вне Церкви нет крещения и не может быть дано отпущение грехов, то охотнее и поспешнее будут приходить к нам и с покорностью просить благ и даров Матери Церкви".

    Следовательно, принцип "акривии" необходимо признать наиболее полезным как для присоединяемых, так и для самой Церкви, особенно в наше время экклезиологических ересей. История показывает нам, что строже всего Церковь поступала в отношении еретиков при начале их деятельности, также когда ересь занимала господствующее положение, а Православие было гонимо; и делалась снисходительнее, когда ересь начинала ослабевать.

     Итак, принцип церковной "икономии" нисколько не противоречит догматическому учению о единственности Церкви, ибо не дает ни малейшего основания утверждать, что и вне Церкви может преподаваться спасительная благодать. Но когда приступающий к Церкви из ереси не крестится, а лишь приносит покаяние в заблуждении и принимает св. Таинство Мvропомазания, то благодать Св. Духа, которой он ранее не имел, получает в самом присоединении. Равно и принимаемый из схизмы или ереси в ту же степень клира, в коей он находился до присоединения к Св. Церкви, когда т.е. он заново не рукополагается истинным рукоположением, но вступает в отправление священнослужения, - получает благодать хиротонии от Бога в том таинстве, посредством коего приемлется в Церковь.

V. ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ

      С древности Св. Церковь практикует три степени отлучения, кои в церковных канонах именуются тремя различными терминами: akoinonia, лат. excommunication, - т.е. отлучение от причастия; aphorismos, лат. interdictum, - т.е. отлучение от совместного моления, вплоть до разговоров; anathema, - т.е. конечное отлучение, собственно проклятие (1 Кор. 16, 22).

Под анафемой Св. Церковь понимает "удаление от Бога" (Вальсамон), "предание сатане" (1 Кор. 5,5), "отделение от Христа" (Зонара), "изгнание из Царства небесного" (св. Тарасий, патр. Конст.), "вечное мучение" (Иоанн Златоуст). "Смысл анафемы тот, - уточняет еп. Феофан Затворник, - что подвергшийся ей извергается из Церкви и, становясь вне ее, не только лишается благодати ее, но и подвергается всем безблагодатиям, кои вне ее. Он - Божий отверженник, подгневный Ему".

"Да предается анафеме всякая ересь", - постановили св. Отцы II Вселенского Собора (правило 1), и Церковь Христова всегда следует этому обычаю: отлучает еретиков от Церкви тотчас по провозглашении ими своих пагубных учений, ограждая своих членов от духовной заразы.

Неоправданное промедление с осуждением и отлучением явных еретиков от Церкви как правило вызывает великий соблазн в ее святом теле, порождает церковные смуты и неизменно навлекает гнев Божий. Святитель Феофан Полтавский по этому поводу так пишет: "Особенно ужасно падение епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они хотят превратить благовествование Христово (Гал. 1,7). Таковым повелевает Апостол изречь анафему: "Кто вам благовестит паче, еже приясте, - говорит он, - анафема да будет" (Гал. 1,9).И медлить здесь не нужно, продолжает он: "Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден" (Тит. 3,10-11). Иначе, то есть за равнодушие к отступлению от истины, тебя может постигнуть суд Божий: "Яко обуморен еси, и ни тепл, ни студен, изблевати тя от уст Моих имам" (Апок. 3,16). А св. Василий Великий о том же говорит в следующих выражениях: "Церковные уставы обличенных в тяжких грехопадениях отлучают от прочего тела, "да не мал квас все смешение" повредит (1 Кор. 5,6). Посему, согласно с волею Благого Бога - отнимать беззаконных от народа... А сколь вредно не отделять беззаконных от общения со святыми членами Христовыми, сие выразил Апостол, укоряя Коринфян за то, что они не плакали, да "измется от среды их содеявый дело таковое" (1 Кор. 5,2).

      Церковную анафему могут произносить "Святые Соборы", и не обязательно Вселенские, но и Поместные, а также "Святые Отцы" (Двукр. 15). Отлучения, произнесенные ими, становятся обязательными для всей Вселенской Церкви, т.к. отлученные одним епископом, или одной Поместной Церковью, не должны быть принимаемы другим епископом, или другой Поместной Церковью (Премудр. 1; Карф. 9,118,147; Апост. 32; I Всел. 5 и Антиох. 6).

  Чтобы оградить себя от искушения и соблазна, анафеме еретиков может предавать любой мирянин или монах, о чем мы имеем наставление от препп. Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка и многочисленные указания из житий святых. Проклинать ересь и ересеучителей обязан каждый христианин, обращающийся к Церкви Христовой из еретических сборищ.

Еретики не только "видимым действием церковной власти", но и "невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от Тела Церкви", - гласит Пространный Христианский Катихизис. Ибо еретика от Церкви отлучает сама проповедуемая им ересь, а церковная власть (например, Собор) лишь видимо подтверждает уже совершившийся над еретиком суд Божий. "Аще рекут кому правила "да извержется", - говорит в своем поучении к священному чину Московский Патриарх Иосиф, - таковый и есть да извержен, хотя бы и не было над ним формального суда церковного". А новосвященномученик епископ Марк (Новоселов) свидетельствует: "Вера Церкви противится такой-то или такой-то ереси не потому, что эта ересь осуждена таким-то или таким-то Вселенским Собором, а как раз наоборот: такой-то Вселенский Собор осудил такую-то ересь потому, что она противится вере Церкви".

  Согласно Свящ. Писанию и учению святоотеческому, еретик "самоосужден" (Тит. 3,11), "уже осужден есть" (Ин. 3,18); еретики навлекают "сами на себя скорую погибель" (2 Пет. 2,1), "сами себя отлучили от Церкви" (преп. Максим Исповедник). Св. Отцы говорят: "Кто мудрствует иначе, чем она [Церковь] научает, тот сам себя предал анафеме" (Варсонуфий и Иоанн). Дерзающий искажать или переменять православное исповедание "уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа Святого" (Окружное Посл. Вост. Патр. 1848 г.). Наконец, еп. Феофан Затворник подробно объясняет это: "Еретик, упорно стоящий в ереси, отселе уже сам себя приговаривает к сему лишению царствия, - не приговаривая приговаривает самым действием упорства в ереси".

     Посему не всякий суд церковного Собора есть уже суд Божий, но только тот, который согласен с волей Божией. Ибо мы знаем, что некогда собирались, под видом истинных, лжесоборы или Соборы разбойничьи, выносившие неправедные решения, осуждавшие православных и покровительствовавшие еретикам. А посему вместе со Св. Отцами мы свидетельствуем: "Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в истине" (Преп. Феодор Студит). "Последуяй же прежде его святым Соборам, той Собор свят есть; не последуяй же прежде его святым Соборам, не свят, но и скверен есть и отвержен" (Кормчая Книга гл. 71, л. 641. Преп. Никона Черногорца).

     То сообщество христиан, в котором появляется ересь, т.е. когда оно уже вполне заражено ею, тотчас отпадает от Церкви. "Подлинно, как скоро введена ересь, - пишет преп. Феодор Студит, - то отлетел Ангел хранитель тех мест, по словам Василия Великого (письмо 230), и такой храм стал обыкновенным домом",- т.е. лишился спасительной благодати св. Таинств. Ибо принятие спасительной благодати вне веры истинной невозможно (Еф. 2,8; Гал. 3,14).

 

VI. О НЕВЕДЕНИИ ХРИСТИАНСТВА

       Еретики убеждают нас, что простой народ якобы не несет пред Богом никакой ответственности за отступничества своего клира, т.к. не может разбираться в богословских тонкостях, а следовательно спастись возможно в силу одного только "блаженного неведения".

Но не так учат св. Евангелие и св. Отцы Церкви.

Спаситель и Господь наш Иисус Христос ясно возражает такой постановке вопроса и говорит: "Той же раб, ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много; неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало" (Лк. 12,47.48). "Иные спрашивают: - объясняет блаж. Феофилакт Болгарский, - пусть так, что справедливо наказывается знавший волю господина и не делавший по ней; но почему наказывается тот, кто не знал? Потому что и он мог узнать, однакож не захотел, а по безпечности сам сделался виновным в незнании. Итак, он достоин наказания за то, что добровольно не узнал". В чем же собственно состоит воля Божия? - "Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении" (Иоан. 7,17). "Без веры [истинной] невозможно угодити Богу" (Евр. 11,6).

    Посему невежество в вопросах православного вероучения, канонической и догматической его области, никогда св. Отцами не считалось ни оправданием, ни заслугой или добродетелью, а всегда признавалось тягчайшим смертным грехом. "Незнание Божественных законов, - говорит св. Епифаний Кипрский, - великое предательство своего спасения". А еп. Игнатий замечает: "Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании православной христианской веры, чуждом всякой ереси и злоумия <...> Неведение христианства - величайшее бедствие". Еп. Феофан Затворник выражается в том же духе: "Странный ходит у нас предразсудок, что как скоро мирянин, то ему нет нужды утруждать себя полным знанием Христианской истины, стыдятся заявить сие знание, если имеют его, - и тем более заступиться за него. - И расширяется у нас таким образом область лжи и царство отца ее <...> Стало быть, всякий неведущий истины есть уже изменник ее, и изменник общества верующих или Святой Церкви. - Строго? Но так есть". Отсюда естественный вывод: всякий, приступающий по неведению к лжетаинствам еретиков, хотя бы он оправдывался незнанием, не только не освящается ими, но близок к погибели, ибо вне Церкви нет спасения.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 634; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!