Во всем мне хочется дойти до самой сути...

Автор стихотворения размышляет о призвании поэта, о его предназначении. Первые строки стихотворения "О, знал бы я, что так бывает…" говорят о том, что лирический герой понимает, к чему может привести дар поэта, но это сознание приходит только с жизненным опытом. Б.Пастернак в небольшом стихотворении показал, как личные переживания поэта переплетаются с размышлениями о назначении поэзии. О, знал бы я, что так бывает Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью - убивают, Нахлынут горлом и убьют. От шуток с этой подоплёкой Я б отказался наотрез. Начало было так далёко, Так робок первый интерес.. Но старость – это Рим, который Взамен турусов и колёс Не читки требует с актёра, А полной гибели всерьёз. Когда строку диктует чувство Оно на сцену шлёт раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба.   Февраль. Достать чернил и плакать…» Это стихотворение часто открывает книги избранной лирики Б. Пастернака; оно считается одним из наиболее показательных для ранней манеры поэта. Стихотворение построено на уподоблении ранней весны, ливня (природных явлений) и поэтического вдохновения, начала творчества (состояния души), причем акт творчества становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной. Средством сближения таких «далеких вещей», как весна, грачи, проталины – и чернила, становится их черный цвет. По мнению исследователей, «…понятие «черной весны» взято из стихотворения И. Анненского» (Е. Б. Пастернак). Вероятно, имеется в виду стихотворение «Черная весна (тает)» (29 марта>1906), в котором есть следующие строки:   И только изморось, мутна, На тление лилась, Да тупо Черная весна Глядела в студень глаз - С облезлых крыш, из бурых ям С позеленелых лиц… А там, по мертвенным полям, С разбухших крыльев птиц…   Однако если у Анненского «черная весна» – образ однозначно мрачный, поскольку тема его стихотворения – «встреча двух смертей», покойника и уходящей зимы, то для Пастернака важнее жизнеутверждающая тема прихода весны, чью победу над зимой знаменует появление черных грачей, проталин и т. д. И «благовест» – колокольный звон, и «клик» – победный возглас колес – создают ощущение праздника, торжества. Причем именно весна становится причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству. Не случайно относящиеся к лирическому герою глаголы в стихотворении стоят в инфинитиве (неопределенной форме): эта форма имеет смысловой оттенок «побуждения», побуждения лирического героя к действию со стороны просыпающейся природы («Достать чернил и плакать!», «писать навзрыд», «достать пролетку», «перенестись»). И поэт бросается навстречу природе, ее стихиям, стремится «перенестись туда, где ливень / еще шумней чернил и слез»: вдохновение отнюдь не предполагает у поэта изоляцию от внешнего мира. Сорвавшаяся с деревьев стая грачей отражается как в лужах, так и в глазах лирического героя, поэтому его грусть названа «сухой». Он пассивно отдается своим впечатлениям, отливающимся в стихи, и чем меньше сознательной воли лирического героя в этом замешано, чем случайнее кажется выбор того, что им воспринято, тем ближе оказывается процесс стихотворчества к природным процессам («Чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд»).                                                       Зимняя ночь Зимняя ночь... Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе?.. В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. Но этот ответ не однозначен. Давайте вернёмся к стихотворению и посмотрим, что хотел сказать автор читателю, какие мысли он выразил в стройной череде строк. Это произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью построено на приёме антитезы, то есть на противопоставлении. Рефреном из строфы в строфу следует двустишие: Свеча горела на столе, Свеча горела. Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже ...жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Жар, огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи – светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки является антитеза огня и льда. Обратим внимание на первую строфу: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Первые две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот: Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Противостоянием дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой человеческой души – свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь совсем иной. Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы не могут окончательно победить маленький огонёк, этот светоч надежды. Последняя строфа повторяет первую: Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.   Последние две строки совпадают, но не первые. Обратим на них внимание. В первой строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью. Это подчёркивается повтором: “мело, мело...” В последней строфе уже поставлены чёткие временныRе рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело” не повторяется. Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная строка – “свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды. Эта борьба, порой житейская, порой неоправданная, заканчивается в пользу чистого источника света, храбро отстоявшего своё право на жизнь. Именно противостояние жизненным бурям как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей произведения. Её раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска произведения. Если мы внимательно приглядимся к нему, прислушаемся к звучанию слов, то поймём, что она очень ярка и красочна. Стихотворение написано ямбом “старинным, допотопным”, по словам В.Ходасевича, более всего отражающим сильную эмоциональную окраску стиха. Казалось бы, что в этом такого? Ямб традиционный, четырёхстопный... Но посмотрим на вторую и четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены. Здесь всего две стопы. К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не случайно. Используемые приёмы являются красками в палитре поэта для придания яркости эмоциональному настрою стихотворения. Строки укорочены – и вот антитеза огня и льда выделена, обращает на себя внимание. Но жестокости и грубости здесь нет. Этому способствует приём аллитерации: Мело, мело по всей земле Во все пределы... Или в другой строфе: Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Или согласные звуки: Метель лепила на стекле Кружки и стрелы.   В данном случае указанный приём придаёт метели звонкость, лёгкость, мы слышим своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем безжизненность. И это снова играет на антитезу. Она применяется и в описании внешнего поэтического мира. Он суетлив, жесток, бесцветен: И всё терялось в снежной мгле, Седой и белой. В нём легко пропасть, исчезнуть. Он с лёгкостью поглотит всё чуждое, несвойственное. А вот та часть мира, где царит свеча; для её описания автор употребляет слова, обозначающие простые, домашние вещи, – это “потолок”, “два башмачка”, “воск”, “слёзы”, “ночник”, “платье” и так далее. Здесь мило и уютно, но и сюда доносятся отзвуки другого мира, и здесь есть место борьбе и сомнениям: На озарённый потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. Таким образом, внешний мир стихотворения обрисован достаточно чётко. Если проанализировать используемые в произведении существительные, то практически все они относятся именно к его описанию. Внутренний же мир лирического героя стихотворения представить довольно трудно. О нём почти ничего не сказано, он дан отдельными штрихами. Мы можем лишь догадываться о чувствах, владеющих душой лирического героя. Проникновение в его внутренний, духовный мир заставляет нас думать, размышлять, потому что, как и всякое лирическое произведение Б.Пастернака, «Зимняя ночь» несёт мощный философский потенциал. Душой лирического героя завладели сомнения, “жар соблазна”. Этот жар коварен, здесь употребляется любопытное сравнение: ...И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мы видим явное несоответствие: соблазн, являющийся исключительной прерогативой сатаны, сравнивается с ангелом, символом чистоты и непорочности. Выделенное слово “крестообразно” – символ христианства – опять, словно в насмешку, приписывается пороку. И это является ярким показателем мятущейся души лирического героя: где зло? где добро? что лучше, а что хуже? Как найти ответы на эти вопросы? Как не растеряться? Единственной соломинкой, единственным ориентиром в пространстве является символическая “свеча” – оплот веры и надежды. Будет она светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц – зависит от самого героя.  

во всем мне хочется дойти до самой сути...

 

Поэт стремился не просто воспроизвести жизнь в ее узнаваемости и конкретности, — он хотел донести свои впечатления о ней до читателей будущих времен, стремился отразить не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
не только потому, что поэту пришлось дорого за них расплачиваться, но и потому, что каждая из них рождалась в напряженном труде.
Для поэта работа, поиски жизненных основ, попытки разобраться в себе и в людях — смысл жизни. Именно поэтому следующая строфа этого стихотворения углубляет образ: хочется понять сущность всего, добраться "до оснований, до корней, до сердцевины".
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Дальше речь идет о сущности поэзии, о назначении ее, как понимал это поэт: схватывать "нить событий", открывать новое в жизни. Мне кажется, что все это поэт видит в "свойствах страсти, лишь она способна толкать человека на поиски прекрасного, неповторимого".
Те, кто общался с поэтом, отмечали его удивительную способность одухотворять окружающий мир. У него все взаимосвязано, нерасторжимо, звук и зрительный образ приобретают невероятную объемность
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
По-моему, поэзия Пастернака, как и окружающий мир, живет своей жизнью. Именно об этом поэт говорит в конце стихотворения "Во всем мне хочется дойти до самой сути", сравнивая поэзию с музыкой Шопена:
Так некогда шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
За этой строфой мне слышится музыка Шопена, блистательная, легкая, взволнованная.
Поэт, одаренный талантом и страстью к работе, и нас заставляет задуматься о многом. Пастернак, как мне кажется, пытается выразить неопределенность будущего, судьбы:
Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!