Причащение. Во время причащения священнослужителей поетсязапричастный стих

Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД 2 «ЛИТУРГИЯ»

ТЕМА 2.7 «Таинство Причастия»

ВОПРОСЫ (ПОДТЕМЫ):

1.Неделя прп. Марии Египетской(пятая Неделя Великого Поста).

2.Общая схема Литургии.

3.Литургия верных(окончание): «Таинство Причастия».

1. НЕДЕЛЯ ПРЕПОДОБНОЙМАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ–Образец аскетизма.

2. СХЕМА ЛИТУРГИИ(с использованием схемы прот.АлександраШмемана):

-ТаинствоСобрания – «Собрание в Церковь есть первый литургический акт Евхаристии, ее основа и начало»; оно проявляется на всем протяжении Литургии.

1.Проскомидия(приготовление евхаристических даров со временем выделилось в отдельное священнодействие; прямая связь с Таинством Приношения в Литургии верных)

2.Литургия оглашенных (Таинство Царства, Таинство Входа, Таинство Слова)

3.Литургия верных (Таинство Верных, Таинство Приношения, Таинство Единства,Таинство Возношения, Таинство Благодарения, Таинство Воспоминания, Таинство Святого Духа, Таинство Причастия)

Все эти «Таинства» - части единого целого, без которых Литургия невозможна.

 

3.ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ. ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ

Ходатайственная молитва

-Послепреложения Святых Даровза Евхаристическим каноном следует поминовение усопших, включая Богородицу и святых: «Еще приносим Тебе эту словесную службу...»

Поминая Богородицу и святых, священник благодарит за них Бога, а не ходатайствует о них, а по отношению к другим усопшим молитва имеет ходатайственный характер.

-После возгласа «Изрядно о Пресвятей…» священник продолжает читать ходатайственную молитву, хор поет гимн «Достойно есть яко воистину блажитиТя Богородицу». В дни великих праздников и на литургии Василия Великого вместо «Достойно» поется другое песнопение.

-Далеепоминаются церковные власти. Народ заключает: «И всех, и вся».

-Поминаются гражданские власти = «прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (см.1Тим. 2:1–2)

-Молитва (на лит.свт. Василия)возносится не только о присутствующих в храме, но и об оставшихся дома по уважительной причине, о семейных парах, младенцах, юношах, стариках, об отпавших от Церкви, о бесноватых, путешествующих, вдовах, сиротах, пленниках, больных, о заключенных и находящихся в нужде. Священник молится и о тех, кого он не вспомнил по забывчивости или из-за множества имен («Помяни, Господи…»). Ходатайственная молитва заканчивается прошениями о городе, других городах и странах и «верою живущих в них», о «плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных», а также о тех, кто трудится в храме и заботится о неимущих.

Приготовление к причащению. Молитва Господня.

-Наступает подготовка к Таинству причащения. Просительнаяектения и приуготовительная молитва: «Тебе предлагаем живот наш…» (см. Последование)

На литургии свт. Василия Великого - иная молитва о причащении, связанная по тексту сПосланиями ап. Павла: 2Кор. 7:1, Еф. 3:17,1Кор. 6:19, 1Кор. 11:27–30, 1Кор. 2:9

-Ектения: «Вся святыяпомянувше, паки и паки миром Господу помолимся».

Заканчивается возгласом: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призыватиТя, Небеснаго Бога Отца, и глаголати»

-По древней литургической традиции следует молитва «Отче наш». Слова«Хлеб наш насущный» имеют особый  евхаристический смысл.

«Хлеб жизни есть Христос. Христос есть хлеб только тех, кто составляет тело Его»(св. Киприан Карфагенский)

«Наш обычный хлеб не есть насущный» (св. Кирилл Иерусалимский)

-«Отче наш» заканчивается возгласом: «Яко Твое есть Царство…». Хор: «Аминь».

-Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон возглашает: «Главы вашаГосподеви приклоните» (в такой форме возглас встречается только в литургии)

-На литургии свт. Иоанна Златоуста в это время тайно читается молитва, имеющая благодарственный и ходатайственный характер: «Благодарим Тебя, Цapю невидимый…»

(У свт.Василия Великого другая молитва - приуготовительная перед причащением)

-Возглас: «Благодатию и щедротами Единороднаго Сына Твоего...» Хор: «Аминь». Диакон: «Вонмем». Священник, поднимая Агнец вверх: «Святая святым»(древнейшая евхаристическая формула) =причащение доступно только лицам, уверовавшим во Христа и принявшим крещение (и это призыв к святости)

-Раздробление Агнца

Опустив Агнец на дискос, священник разделяет его на четыре части: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда вкушаемый и никогда не истощающийся, но причащающихся освящающий» Часть с надписью ХС употребляется для причащения священнослужителей, части с надписью НИ и КА – для причащения мирян. Часть с надписью ИСвлагается в чашу со словами «Исполнение Духа Святаго». Тело и Кровь Христа соединяются в одной чаше.

-В чашу вливается «теплота» – горячая вода. Как и добавление воды в вино на проскомидии - связь с упоминанием воды, истекшей вместе с кровью из пронзенного бока Спасителя (Ин. 19:34). Теплая вода -знак того, что тело Христа – даже после Его смерти на кресте – оставалось живоносным.

Причащение. Во время причащения священнослужителей поетсязапричастный стих

Священнослужители читают благодарственные молитвы, пасхальные:«Воскресение Христово видевше», «Светися, светися, новый Иерусалиме» и «О Пасха велия».

Перед причастием народа: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор: «Благословен Грядый…». Священник: «Верую, Господи, и исповедую…», «Вечери Твоеятайныя…» и «Да не в суд или во осуждение…»

4)Завершение литургии.После причащения евхаристическая чаша уносится в алтарь, и в нее ссыпаются частицы, вынутые на проскомидии за здравие и за упокой. При этом священник говорит: «Отмый, Господи, грехи поминавшихсяздеКровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Т.е., и живые, и усопшие, за которых возносилась молитва, таинственно участвуют в Евхаристии (т.е. даже те, ктоне присутствовал).

5) Благословение:«Спаси, Боже, люди Твоя…». Хор благодарит за причащение и просит, чтобы Господь сохранил причастников в святости. Священник: «Благословен Бог наш - Всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь,«Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного…» (см. текст в Последовании)

-Священник благословляет верующих чашей, после она переносится с престола на жертвенник. Ектения «Прости, приимше» (призывблагодарить Господа). Священник: «Яко Ты еси освящение наше...»Указание на близкое окончание литургии: «С миром изыдем». Хор: «О имени Господнем». Священник читает заамвонную молитву.Затем священник в алтаре читает молитву, обращенную к Христу, которая как бы суммирует все содержание литургии (см. на примере литургии Василия Великого).

-«Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс. 112:2) + Псалом 33. Священник благословляет народ. Отпуст и пение многолетия, целование креста.

---

В Литургии нетссылок на участие в ней двух категории молящихся: причащающихся и непричащающихся (см., напр., 2-ю молитву верных или молитву свт. Василия Великого о собирании в Церковь (Тело Христово): Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие, и ни единого нас в суд или во осуждение сотвори причаститисяСвятаго Тела и Крови Христа Твоего…»

О христианах: «вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9) - «Господи, хорошо нам здесь быти!» (Мф. 17:4)

ВЫВОДЫ: _______________________________________________________________

___________________________________________________


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!