Попытки преодолеть раскол в средние века.

Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г.Шевченко

Рыбницкий филиал

КАФЕДРА

«Общеобразовательных дисциплин»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине«Мировая культура и религия»

На тему: «Разделение западной и восточной церквей»

 

Выполнила

студентка 4 курса

группа №РФ14ДР62АТП

Асауляк О.О.

Проверил

преподаватель

________ Гайдей Е.А.

 

 

г.Рыбница

2018

Введение

Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. И хотя христианство в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия, которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.

Прежде, чем произойдёт великий раскол. В течение многих веков в Церкви происходил целый комплекс перемен.

Это было и накопление догматических разногласий.

Это было и появление, а затем возвышение двух экономических и политических центров притяжения. И в этих двух различных центрах уже сконцентрировалась к тому времени религиозная власть.

Запад и Восток некогда единой Римской империи шли к расколу в течение нескольких веков. И после раскола была попытка его преодолеть. Но и современность показывает на примере России: раскол трудно преодолеть.

Иерархические предпосылки

Библия не предписывает концентрировать духовную власть в столицах государств. Также в Библии нет в Новом Завете главенства в духовных вопросах кафедр одного города над другим городом или селением. Так Вифлеем, безусловно, является ярчайшим примером малого из тысяч поселений Иудеи. Но Бог именно Вифлеем пред избрал для благословлённого места рождения Спасителя.

Пока были живы некоторые из 12 Апостолов Иисуса Христа. В Церкви сохранялся библейский порядок иерархии. Если что-то в Церквях начинало происходить не так. То Бог давал богодухновенное послание. Смотрите послание Галатам. Оба послания к Коринфянам. И другие места Писания. Например, Откровение в первых главах к семи Церквям.А когда умерла эта плеяда. То в Церкви уже стала формироваться несколько другая структура. И эта структура в виде иерархической лестницы формировалась зачастую не по Писанию, а по законам мирским. К власти зачастую стали приходить те, кто возвысил себя. И начинает формироваться система, где более крупные центры (экономические, политические, административные) стали подчинять всю округу. И кафедры в таких городах стали возвышаться над другими. Через какой-то срок, уже к 300-м годам оформились крупнейшие архиепископские центры в таких городах как Рим на Западе империи, Иерусалим, Александрия, Антиохия, Константинополь на Востоке империи. Карфаген в Северной Африке. Они стремились поделить территорию меж собой. Для прежней библейской структуры почти не оставалось места.

Сращивание государства с христианской религией привело к тому, что возникли посты патриархов, митрополитов. Если раньше епископы несли на своих телах следы пыток. И собирали паству в катакомбах. И быть епископом означало подвергать себя гонению со стороны языческой системы. То теперь епископы собирали паству в роскошных храмах. Знать и массы полу язычников вступили в структуру земной церкви.

Сложились иерархические лестницы в крупнейших центрах империи. Но в одном городе возникли у епископа непомерные претензии на власть над остальными. Этот город был столицей. Назывался он Рим.

Экономические предпосылки.

Власть религиозная сконцентрировалась не случайным образом. Все вышеперечисленные города обладали экономическим потенциалом. Пожалуй, лишь Иерусалим был скорее по духовной причине центром, чем по экономической. Ведь в Иерусалиме Господь воскрес. Карфаген, Александрия, Антиохия были крупными портами. Рим был столицей империи. Константинополь стал второй столицей империи. Ибо в 337 году произошло событие, сыгравшее большое значение для будущего хода истории церкви. Империя была разделена между сыновьями Константина Великого: Константом и Констанцием. И через несколько веков произойдёт и разделение церкви. Соперничество между Римом и Византией стало источником споров по вопросам догматики и культа. Так что Рим выдвигал вселенские претензии на власть, а им противостояли Константинополь и другие центры Востока империи (Византии, после захвата Рима варварами, и падения Западной империи).

Догматические предпосылки.

С 4 века по 11 век накопилось много важных различий между Западной кафедрой в Риме с одной стороны и плеядой кафедр на Востоке (с другой стороны). Нужно сказать, что на Востоке не было единого центра, сконцентрировавшего всю власть. Константинопольская кафедра соборно пыталась решать вопросы совместно с Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, да и с Римской и епископами других кафедр.

Догматические отличия Запада и Востока в 1054 году:

ЧИСТИЛИЩЕ. Рим сформировал учение о чистилище. В православии же сформировалось представление о после смертных мытарствах.

НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Этот вопрос нельзя путать с непорочным зачатием Девой Марией Иисуса Христа. Здесь же идет речь о зачатии у родителей Девы Марии. Католики считают, что Дева Мария не имела первородного греха. Православные считают, что имела.

ПАПА- НАМЕСТНИК БОГА НА ЗЕМЛЕ ? Официальный современный титул папы таков: Епископ Рима, Наместник Иисуса Христа, преемник Князя Апостолов, Первосвященник (или Верховный Понтифик) Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Архиепископ и Митрополит Римской провинции, Монарх Государства-города Ватикан. Это важный вопрос. Папа претендует на роль наместника Божьего на земле. Что воспринимается православиемкак хищничество на власть Иисуса Христа. И как прельщение Римского епископа. Как попытка узурпировать духовную власть самовольно. Ни апостол Пётр, ни кто-то другой не претендовал на подобный титул. Папа же присвоил себе титул наместника Иисуса Христа над всей землёй, над всеми церквями, над всем христианством.

Были и другие догматические различия.

Политические предпосылки

Ранее уже указывалось, что кафедра в Риме стала превозносить себя над остальными именно из-за того, что Рим был столицей. А епископ Рима возжелал видеть себя в начале над всеми церквями империи. А затем и над всеми церквями на земле, или даже вселенной. Сильнейшим противником Рима выступил другой политический центр – Константинополь. Он был второй столицей разделённой между братьями империи. Потом Западная Римская империя пала под натиском варваров. Варвары захватили Рим. 410 и 455 года – года разграбления Рима. Восточная Римская империя сохранилась в виде Византии. Потом на Западе образовалась “ Папская область” с 756 года, с 800 года “Священная Римская империя”. И Рим вновь выступил с амбициями. Что и привело расколу с православием в 1054 году.

Раскол 1054 года

Папа Лев IX являлся папой с 1049-54 годы. Виктор II с 1055-57. Разделение церквей 1054 года. Папа Лев IX и патриарх Константинопольский Керуларий предали друг друга анафеме.

В основе раскола искрой послужили политические причины. Папам нужна была власть и над Константинополем, и над Балканами. Константинополь в лице своих патриархов этому противостоял. Ворох накопленных догматических различий готов был вспыхнуть. Разрыв произошёл. Католицизм пошёл по своему пути. Православие – посвоему. В православии никогда земному патриарху не давалась власть над собором. Папство же поставило папу над соборами. Затем уже ближе к нашему времени папство провозгласило непогрешимость пап в вопросах веры. Верх гордыни плотского ума. От Римских католиков отделится старо-католичество. Оно не согласится с таким вопиющим лжеучением. Православные верно указывают. Что Пётр отрекался (от Луки 22: 55-62, от Марка 14: 66-72), и ошибался (от Матфея 16: 22-23), грешил лицемерием (Галатам 2: 11-21). Павел его обличал в лицемерии. А как, папа (преемник Петра), может быть выше апостола Петра? И где написано в Писании, что Пётр оставит преемника? Иерусалим, пожалуй, имеет больше права на первенство, чем Рим. Ведь там Христос был распят и воскрес. Но и Иерусалим не претендует на такое. Иерусалимская церковь православная. Хотя в Иерусалиме есть и другие Церкви. Очевидно, что нет обоснованных подтверждений из Библии на возвышении Рима. Политика и стремление к власти над миром движут Римом. Православие оказалось на пути Рима. И было проклято. Известно, что и православные иерархи не идеальны.

Попытки преодолеть раскол в средние века.

Распри между политическими и религиозными силами Италии и Франции в 1390-е годы привели к разладу. Англия и Германия поддержали папу Римского. Выход из тупика увидели в созвании Вселенского Собора. Ибо Западная Церковь самостоятельно тогда не могла выйти из тупика. В 15 веке было время, когда сразу три папы одновременно было в католической церкви.

По настоянию Сигизмунда I, императора Священной Римской империи, открылся собор в Констанце (1414 год). Призванный воссоединить и реформировать Церковь. Многие церковные мужи трудились над обоснованием соборных предложений. Расколу положила конец одновременная отставка всех пап. В 1417 году собор избрал нового папу. Им стал

Мартин V. В соответствии с положениями, принятыми в Констанце, новый собор открылся в 1431 году в Базеле. Очень быстро возник конфликт между вновь избранным папой Евгением I V и большинством. Которое вновь подтвердило первенство собора и ограничение папской власти. Папу выручила военная ситуация. Турки-османы угрожали Византии. И вот поступило предложение от императора Византии провести в Италии собор для объединения обеих Церквей. Византия хотела обрести союзника в лице Запада против турецкой экспансии. Делегаты православной Греческой Церкви в 1439 году подписали положение об объединении. Признающее первенство Римского епископата. Таков итог Ферраро-Флорентийского собора. Но великий князь Московский Василий II не принял этого решения. А в 1453 году турки взяли Константинополь. И слишком поспешное соглашение об объединении Церквей так и не было осуществлено. Мусульмане захватили всю Византию. И значительная часть североафриканского христианства, карфагенская кафедра, исчезнут с лица земли. Останется христианство в Египте (копты) в Эфиопии (монофизиты). Но на значительной территории мусульманство смело очаги христианства. На той территории, где сейчас земли таких стран как Тунис, Алжир, Марокко, часть Мавритании, Ливия.

А Константинополь переименуют в Стамбул. Но и в современном мире патриарх Константинопольский почитается первым среди равных патриархов православных.

Современность.

1965 год на 2 Ватиканском соборе папа Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор I объявили о своём решении предать забвению анафемы 1054 года. Это решение есть результат определённого сближения данных церквей.

На данный момент католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2008 год, в мире насчитывалось 1,086 млрд. католиков. Их число постоянно увеличивается за счёт роста числа верующих в Азии, Америке и Африке, в то время как в Европе число католиков постепенно уменьшается.

Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является основной религией во многих европейских странах, а в Африке проживают около 115 миллионов католиков. До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн. католиков. В современной России существует около 300 приходов Римско-католической церкви.

Православие исторически традиционно распространено на Балканах среди греков, румын и албанцев, в восточной Европе среди восточно- и южнославянских народов, а также грузин, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди некоторых иных народов Российской Федерации.

В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли «латинян» еретиками, исказившими Символ веры, или схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.  Но православные единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами — по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской Церкви.

Заключение

К окончательному разделению христианства на католизицизм и православие послужил конфликт папы Льва IX и Патриарха Михаила Керуллария, на территории которого первый имел виды. А для бурно развивающейся буржуазии очень кстати пришлось недовольство католической церковью почти всех слоев населения.

Таким образом, основным агрессором во всех конфликтах выступает земная людская жадность и жажда денег. В ходе описания были сделаны краткие выводы, характеризующие этапы формирования современных религиозных общин.Библия и Священные Писания лежат в основе основ любой из христианской ветви, будь то православие, протестантизм или католицизм. Эти книги сформулировали основные правила, при соблюдении которых люди смогут жить в мире и согласии. Малейшее пренебрежение ими приводит к ссорам.

Нельзя забывать простые семь истин, которые нам прививают с молоком Матери, на которых взрастает Личность и стоит Мир.

Литература

· Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Учебное пособие. М., 2007.- 304 с.

· Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1997.

· Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. М., 2006.

· Чернокозов А.И. История мировой культуры. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2004.

· ru. Электроннаяэнцикопедия Википедия | Категории: Религии мира | Христианство

· ru. Электроннаяэнцикопедия Википедия | Категории: Религии мира | Христианство| История Римско-католической церкви

· ru. Электроннаяэнцикопедия Википедия Категории: Религии мира | Христианство| Православие


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!