Нормативно-правовое основание преподавания религиозно ориентированных дисциплин в российской школе.
В 90-е годы в России, как говорят, начался процесс правовой реабилитации религиозного образования. Закон РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповеданий» отменил действие декретов СовНарКома на территории Российской Федерации. Данный документ вводит понятия «религиозное обучение» (преподавание вероучений) и «религиозное воспитание». В Законе говорится: 1) преподавание вероучений, а также религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений и зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях; 2) преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровожда26
ющееся совершением религиозных обрядов и имеющее информационный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений. Также в законе подчеркивается, что государство уважает свободу ребенка и его родителей или законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание в соответствии с убеждениями по их выбору (Закон «О свободе вероисповедания, ст. 9)1.
Российские законодательные нормы, регламентирующие преподавание знаний о религиях в светской школе, основываются на положениях Конституции РФ. Принципиальным аспектом правовой базы является обеспечение свободы совести граждан. Так, ввиду идеологического многообразия определен светский характер государства (ст. 14), предполагающий, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной, т.е. обязательной. Это закреплено отделением религиозных объединений от государства и подтверждено их равенство перед законом (ст. 14).
|
|
В Конституции гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от его отношения к религии, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19), обеспечивается право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Одновременно Конституцией запрещаются: пропаганда религиозного превосходства, пропаганда и агитация, возбуждающая религиозную ненависть (ч. 2 ст. 29). Согласно Конституции, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение, в том числе религиозное, или к пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30).
|
|
В январе 1996 года был подписан Закон «Об образовании» № 12 - ФЗ, в котором сформулированные прежде принципы государственной политики в области образования полностью сохранены. Однако два положения получили новую редакцию. К принципам государственной политики Закон отно
1 Закон «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 года № 267–1 в ред. ФЗ № 10 - ФЗ от 27.01.1995. http://docs.pravo.ru/document/view/57432/27
сит: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
В сентябре 1997 года был подписан Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125 - ФЗ. В преамбуле Закона признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, и это признание углубляет и расширяет содержание образования, которое согласно пункту 2 статьи 14 Закона «Об образовании» (1996 г.) ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Особенно это относится к предметам историко-филологического цикла. Термин «религиозное образование» вынесен в заголовок статьи 5 Федерального Закона, в которой говорится о праве на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Таким образом, законодатель допускает осуществление факультативного обучения детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях:
|
|
В Законе имеются положения о свободе выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также об ответственности за оскорбление религиозных чувств.
Законодатель сформулировал государственно-общественный заказ и критерии для управления образованием в новых условиях, права религиозных организаций на создание образовательных учреждений [55].
|
|
Таким образом, анализ российской законодательной базы и сопутствующей разъяснительной документации Министерства образования и науки РФ 90-х годов позволяет сделать следующие выводы:
1. При светском характере образования религиозное образование в государственной школе допускается исключительно в следующих формах:
а) преподавание религиоведческих, религиозно-философских и религиозно-познавательных дисциплин в рамках дополнительной образовательной программы;
б) преподавание этно-конфессиональных курсов в государственных школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве;
в) обучение религии во внеучебное время в рамках факультатива по желанию граждан;
г) преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информационный характер в рамках в учебной программы государственных учебных заведений.
2. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещается создание и деятельность религиозных организаций (ст. 1, п. 5 Закона «Об образовании», 1996 г.). В связи с этим государственные и муниципальные образовательные учреждения не входят в перечень тех организаций, на территории которых допускается совершение религиозных обрядов и церемоний (п. 3 ст. 16 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»).
Определенной вехой в российском законодательстве стал Федеральный Закон об образовании в РФ № 273 - ФЗ от
2 Письмо Министерства образования Российской Федерации «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» № 47/20–11п от 19.03.93
3 Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве № 65 от 19.11.97
4 Закон о вероисповеданиях, 1990 г., с. 9; Закон «О свободе совести и религиозных объединениях».ст. 5, п. 429
29 декабря 2012 года (действ.ред. от 03.07.2016). В Законе образование трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства…». Обращает на себя внимание приоритетность воспитания над обучением, при этом подчеркивается воспитание молодого поколения «в духе высокой нравственности и уважения к закону», признается за образованием «статус» общественно значимого блага. Произошло возвращение воспитания в школу, и в качестве ведущего направления определено духовно-нравственное развитие и воспитание школьника [44, c. 102]. Законодательное утверждение понятия «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета непосредственно ориентирует образование на ценности и интегрирует его в национальную культурную традицию.
В понятийный аппарат законодательного документа включено понятие «религиозное образование», однако без определения, что под данным понятием подразумевается. Особое место в Законе занимает статья 87, которая закрепила право получения знаний об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий). Правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципе светского характера образования во всех государственных организациях, занимающихся образовательной деятельностью (п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона «Об образовании»). По сравнению с прежним Законом «Об образовании» список государственных организаций, в которых реализуется этот принцип, в новом законе расширен. Если ранее светский принцип образования устанавливался в отношении государственных образовательных учреждений (Закона «Об образовании» 1992 г., 1996 г. ст. 2 п. 4), то теперь он распространяется на «государственные, муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность». Таким образом, он действует не только в отношении государственных школ, но и приютов, медицинских учреждений и т.п.
Остановимся подробно на анализе статьи 87 Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ (от 29 декабря 30
2012 г.). Данная статья содержит нормы, касающиеся преподавания в рамках основных образовательных программ государственных образовательных организаций (в том числе на основе Федерального государственного образовательного стандарта) учебных курсов, направленных на получение учащимися знаний о нравственных принципах и традициях православия, а также иных мировых религий. Родители учащихся могут выбирать курс религиозной культуры или альтернативный ему курс светской этики. «Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) … осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Закон предусматривает конфессиональную экспертизу примерных образовательных программ по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ч. 3 ст. 87). Предполагается, что она будет проводиться централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями в порядке, определенном Министерством образования и науки России. Экспертиза призвана определить степень соответствия содержания указанных программ конкретному вероучению. На общецерковном уровне ее будет проводить Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Конфессиональная экспертиза предусмотрена и для примерных образовательных программ по теологии (ч. 4 ст. 87). В Законе прописано, что централизованные религиозные организации должны привлекаться к учебно-методическому обеспечению курсов по ОРКСЭ и теологии (ч. 6 ст. 87). Последнее положение указывает на обязательность конфессионального сопровождения преподавания религиозно ориентированных дисциплин в школе.
Закон запрещает педагогам государственных и негосударственных образовательных организаций использовать образовательную деятельность для религиозной или антирелигиозной агитации. Педагогическим работникам запрещается пропагандировать «исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов» (ч. 3 ст. 48). Нарушение данных запретов подпадает под административную ответственность.
Новый закон предусматривает право негосударственных (частных) образовательных организаций на основании представления религиозной организации включать в вариативную часть образовательной программы Закон Божий, историю Церкви и другие предметы, обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент образования) (ч. 7 ст. 87). Частные образовательные организации, созданные религиозными организациями, могут включать такие предметы в часть оснонвых образовательной программы (ч. 8 ст. 87).
В Законе закреплено право образовательных организаций (в том числе государственных) и педагогов в случае реализации (преподавания) ими предметов ОРКСЭ или предметов в области теологии получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в порядке, установленном такими религиозными организациями (ч. 12 ст. 87).
Анализ правового поля современного образования в России позволяет сделать вывод о том, что оно осуществляется по государственным стандартам, не имеет запрета на религиозное образование при строгом соблюдении принципа добровольности в получении религиозных знаний, но и не преследует цели принудительного приобщения обучаемых к какому-либо религиозному вероучению или нерелигиозной идеологии. Принцип светского характера образования в государственной школе долгое время считался серьезным препятствием для преподавания религиозной культуры учащимся государственных и муниципальных школ.
Приказом Минобрнауки от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312» c 1 сентября 2012 года в базисный учебный план начального образования (IV класс) введен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 34 часа в год. Напомним, что этим приказом узаконено обязательное изучение этого предмета как части базисного учебного плана. Как известно, предметы базисного учебного плана подлежат включению в учебный план образовательной организации, соответственно, по ним организуется обучение.
Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях».
Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 1 ст.12 Закона Российской Федерации №273 - ФЗ «Об образовании в РФ»).
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.
Следует перечислить некоторые инструктивно-разъяснительные письма, методические рекомендации по реализации нового учебного предмета.
➢Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 г. № ПР - 2009.
➢Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 г. № 1578 по введению в субъектах РФ учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
➢Письмо директора Департамента государственной политики в образовании МОН РФ от 21 мая 2010 г. Реморенко И.М. «О важности организовать привлечение представителей религиозных организаций для: обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей; организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников…, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям…».
➢Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
➢Приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
➢Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений российской Федерации, реализующих программы общего образования».
➢Письмо Минобрнауки России от 9 февраля 2012 г. № МД – 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».
Приказ Минобрнауки от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» устраняет возникшую неточность в названии предметной области учебного плана 4-го класса: вместо предметной области учебного плана для 4-го класса НОО «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вводится название «Основы религиозных культур и светской этики». Таким образом, ОРКСЭ становится частью ФГОС начального образования, оставаясь предметом базисного учебного плана ФГОС. Тем самым еще раз подтверждены законные основания для обязательного изучения ОРКСЭ в 4 классе (Приказ № 74 от 01.02.2012).
В связи с этими решениями, в 2012–2013 учебном году ОРКСЭ был предметом базисного учебного плана, а в 2013–2014 становится предметом ФГОС нового поколения, оставаясь его базисной частью. Так выглядят нормативно-правовые основания для организации обязательного изучения ОРКСЭ в 4 классе.
С 1 сентября 2015 года в программу основного общего образования (5 – 9 классы) введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), которая, как отмечается в Письме Министерства образования и науки РФ № 08-761 от 25.05.2015, «призвана обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности учащимся». При этом подчеркивается, что предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы.
Реализация предметной области ОДНКНР предполагается через 1) учебный предмет, учитывающий региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенный в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений; 2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания; 3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. При этом решение о форме реализации предметной области ОДНКНР относится к компетенции конкретной образовательной организации.
Таким образом, на сегодняшний день сформирована необходимая и достаточная законодательная и методическая база для реализации религиозно ориентированных дисциплин в учебном процессе общего школьного образования. В условиях светскости государства и свободы религиозного выбора ее граждан закон отводит религиозным знаниям особое место и роль в системе российского образования, адекватное ее онтологическому и общественному значению, с целью содействия гармоничному духовно-нравственному развитию подрастающего поколения в условиях поликультурности и поликонфессиональности.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!