ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

В.И.ПОПКОВ

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Утверждено редакционно-издательским советом

в качестве учебника

 

 

Брянск

ИЗДАТЕЛЬСТВО БГТУ

2008

 

УДК 50(075.8) ББК20.1

Попков, В.И. Концепции современного естествознания: учебник / В.И.Попков. – Брянск, 2008. – 550 с.

 

ISBN 5-89838-341-1

    Рассмотрены основные философские и методологические вопросы дисциплины «Концепции современного естествознания», физические, космологические, биологические, химические и синергетические концепции естествознания, место и роль естествознания в культуре и системе наук.

Учебник предназначен для студентов всех форм обучениия специальностей 031202 «Перевод и переводоведение», 040201 «Социология», 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080111 «Маркетинг», 080507 «Менеджмент организации», 080508 «Информационный менеджмент», 080801 «Прикладная информатика (в экономике), 090103 «Организация и технология защиты информации», 220501 «Управление качеством».

 

Ил. 112. Библиогр. – 122 назв.    

 

Рецензенты: Кафедра физики Брянской государственной

                      инженерно-технологической академии;

                        д-р филос. наук, проф. А.Ф.Степанищев   

 

                 

 

ISBN 5-89838-341-1           © Брянский государственный

                                            технический университет, 2008

                                            © В.И.Попков, 2008

 

Не то, что мните Вы, природа

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                              Ф.И.Тютчев

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина “Концепции современного естествознания” (КСЕ) была включена в систему высшего гумани­тарного образования главным образом для того, чтобы ознакомить студентов гуманитарных специальностей с современной естественно-научной картиной мира. Необходимость этого решения особенно остро проявляется на современном этапе развития цивилизации, когда, с одной стороны, рациональный подход все более проникает в традиционные гуманитарные области науки, а с другой стороны, cуществует тенденция к гармоническому синтезу двух компонентов культуры – гуманитарного и естественно-научного.

Курс КСЕ относится к циклу общих математических и естественно-научных дисциплин.

Изучение дисциплины “Концепции современного естествознания” преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, с дополнительным для них неотъемлемым компонентом человеческой культуры – естествознанием – и формирования у них целостного взгляда на окружающий мир. Необходимость изучения этой дисциплины вызвана тем, что сейчас рациональный естественно-научный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденция к гармоническому синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность данной дисциплины.

Участвуя в организации и управлении производством, насыщенным наукоемкими технологиями, формировании общественных отношений, регулировании финансовых потоков, выпускники экономических специальностей нуждаются в определенном багаже естественно-научных знаний, позволяющих непосредственно влиять на инновационный процесс, быстро и правильно оценивать те или иные предложения по совершенствованию современных технологий, предвидеть прорывы научно-технического прогресса. Напротив, отсутствие элементарных естественно-научных знаний чревато серьезными ошибками в профессиональной деятельности. Поэтому одной из целей дисциплины КСЕ является создание предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления экономистов.

Актуальность дисциплины «Концепции современного естествознания» обусловлена еще и тем, что в последние годы в нашем обществе все более широкое распространение получают различного рода иррациональные знания: мистицизм, астрология, оккультизм, магия и т.п., постепенно вытесняющие из сознания многих научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. Изучение основ естествознания способствует выработке у студентов-гуманитариев ориентиров и ценностей рационалистического отношения к миру, критического отношения ко всем разновидностям лженаук.

Несмотря на существенное отличие естественных наук от экономики, можно привести множество примеров взаимопроникновения их методов и подходов к анализу явлений. Основой такой общности является целостный характер мира, взаимообусловленность происходящих в нем процессов, которые часто проявляются в завуалированной, опосредованной форме. В решении экономических задач существенную помощь может оказать методология, применяемая в естественных науках. В последнее время экономическая наука широко использует методы математического моделирования, такие термины и понятия, как энтропия, синергетика, бифуркации и т.п. Эволюционный метод, специфический для биологии и физики, все глубже внедряется и в экономическую науку. Поэтому знания в области естествознания дают экономисту дополнительные инструменты в собственной практической деятельности. Одна из целей курса КСЕ – обогащение и совершенствование методов экономического исследования. 

“Концепции современного естествознания” являются продуктом междисциплинарного синтеза физики, астрономии, химии, биологии, психологии, экологии и других дисциплин на основе комплексного историко-философского и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию. Изучение концепций современного естествознания предполагает из всей массы информации о природе выделить только основополагающие сведения, которые помогли бы выявить те связи, которые создают органическое единство всех физических, химических и биологических явлений.

Основными задачами курса являются:

1. Понимание специфики гуманитарного и естественно-научного компонентов культуры.

2. Понимание задач и возможностей рационального естественно-научного метода.

3. Изучение и понимание сущности фундаментальных законов природы, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии, биологии и других естественных наук.

4. Формирование ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.

5. Понимание принципов преемственности и непрерывности в изучении природы.

6. Осознание проблемы экологии и общества.

7. Формирование представлений о революциях в естествознании и смене научных парадигм.

8. Формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетике. 

9. Понимание роли законов самоорганизации в процессе развития естествознания и техники.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в области концепций современного естествознания выпускники экономических специальностей должны иметь представление:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- концепциях пространства и времени;

- принципах симметрии и законах сохранения;

- понятии состояния в естествознании;

- корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- самоорганизации в живой и неживой природе;

- иерархии структурных элементов материи от микро- до макро - и мегамира;

- взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;

- специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- месте человека в эволюции Земли, ноосфере и парадигме единой культуры.

Разнообразна деятельность экономистов, менеджеров, маркетологов, информатиков. При принятии управленческих или других решений им приходится учитывать многие факторы. Но вполне очевидно, что в чем бы ни состоял бизнес, он так или иначе связан с окружающим нас миром – земным пространством, материальными объектами, живыми людьми. Все это как раз является предметом естествознания. Естествознание необходимо человеку, так как дает ему информацию для принятия решений; методы решения задач в любых сферах деятельности, наиболее целесообразные для сохранения окружающего нас мира; примеры научных подходов к исследованию разнообразных явлений действительности, которые применяли в своей практике лучшие умы человечества. Н.Н.Моисеев писал:

      «Кризис во взаимоотношениях Природы и общества  стремительно нарастает, и образование должно далеко выходить за рамки узкого профессионализма. Современный человек должен видеть мир в его целостности. Только представление об общей логике развития того мира, в котором мы живем, поможет нам избежать катастрофических последствий кризиса, который неумолимо надвигается. А может, и избежать самого кризиса!».

Создание целостного представления об окружающем нас мире – главная задача курса «Концепции современного естествознания».

 

ЧАСТЬ 1.

ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

    Естествознание – комплекс наук о различных  свойствах и формах движения материи и их взаимных превращениях. В современном понимании естествознание представляет собой систему наук о природе, взятых во взаимной связи. Естествознание – одна из трех основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении. Современное естествознание включает в себя такие отрасли научного знания, как физика, механика, химия, геология, минералогия, астрономия, метеорология, биология, генетика, анатомия и физиология человека и многие другие. Дисциплина называется «Концепции современного естествознания». Под термином «концепции» понимается устоявшаяся система взглядов на явления окружающего мира, то или иное понимание явлений и процессов. Критерием современности научной концепции является не столько эпоха ее создания, сколько то место, которое она занимает в умах и практике современных людей. В этом смысле классическая механика вполне современна, несмотря на все последующие научные революции. Основой современного естествознания является физика, поэтому физическим концепциям будут уделено особое внимание.

Предмет естествознания – факты и явления окружающего нас мира, воспринимаемые нашими органами чувств. Задача естествоиспытателя – обобщить эти факты и создать теоретическую модель изучаемого явления природы, познать законы, управляющие ими.

Естествознание выступает теоретической базой таких областей человеческой деятельности, как производство, техника, технология. Естествознание, как и наука вообще, оказывает влияние на общество двумя путями: изменением производства и воздействием на мировоззрение, на общий стиль мышления. Естествознание является естественно-научным фундаментом формирования научной картины мира. Современное естествознание – это не просто наука о природе, а наука о природе как единой целостности.

Естествознание отличается от технических наук тем, что оно направлено на познание мира, а не на его преобразование. Современное естествознание широко использует язык математики. Именно на языке математики удается простым и наглядным образом выразить причинно-следственные соотношения между отдельными явлениями, что позволяет существенно увеличить знания о мире и предсказать ход событий.  От математики естествознание отличает то, что оно исследует природные, а не знаковые системы. Естествознание нельзя изолировать от социальных и общественных наук, так как существует целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение (экономическая география, социальная экология и т.д.). Как отмечал австрийский физик Э.Шредингер, «все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой», а американский физик И.Раби подчеркивал, что «физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени».

В современном естествознании природа рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, так как познание достигается в итоге не только умозрительной, теоретической, но и практической производственной деятельностью людей. Таким образом, естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе ее активного преобразования в интересах общества.

 

КУЛЬТУРА И НАУКА

    Культура (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) – одна из важнейших характеристик человеческой жизнедеятельности, опредмеченный мир человеческой деятельности. Под культурой в широком смысле понимается все то, что создано человеком, человечеством в ходе его истории. Культура -  специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В ХХ веке наш соотечественник П.А.Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.

Культура – продукт человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. В понятии «культура» фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития (например, античная культура), в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций (например, феодальная культура), этнических и национальных общностей (например, русская культура). Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, научная культура и т.д.).

Культура как философская категория противостоит природе, фиксируя «сверхприродное» начало в способах и продуктах человеческой деятельности.

Многообразную систему современной культуры принято подразделять на две большие и тесно связанные области – материальную культуру, охватывающую результаты материальной деятельности человека (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, средства транспорта и связи и др.), и духовную, включающую сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, в том числе право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

Для того чтобы мыслить, творить, человек должен существовать как живой организм. Он должен материально существовать, чтобы проявилась его способность создавать духовные ценности. Материальная жизнь людей – это область человеческой деятельности, связанная с производством предметов, вещей, обеспечивающих существование человека. В результате создается мир материальной культуры: города, улицы, дома, заводы, фабрики, транспорт, коммунальная инфраструктура и т.д.

Явления человеческого сознания, психики (мышление, знание, воля, чувства, переживания и др.) относятся к миру идеального, духовного. Понятием «духовная культура» характеризуется духовная жизнь людей, ее результаты и средства. Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение духовных потребностей человека, т.е. на развитие и совершенствование внутреннего мира человека, его сознания, психики, мышления, знаний, эмоций, переживаний. Духовные потребности отличают человека от животных. Продуктами духовной деятельности являются идеи, понятия, научные гипотезы и теории, художественные образы, моральные нормы и правовые законы, политические взгляды, религиозные воззрения. Материальными носителями духовной культуры являются язык, книги, произведения искусства, чертежи, графики и др. Потребляя продукты духовной культуры, человек обогащает и развивает свой внутренний мир – мир знаний, образов, эмоций, переживаний.

Человек не только потребляет продукты духовной культуры, созданные другими людьми, он может создавать новые элементы духовной культуры. В этом случае человек становится творцом, а его деятельность – творческой.

Основными компонентами духовной культуры являются политическое сознание, правосознание, мораль, искусство, религия, философия, наука. В чем природа такого разделения и по каким признакам оно осуществляется? Ответ на эти вопросы дает аксиология – философское учение о духовных ценностях и о структуре ценностного мира.

Человек как объект живой природы находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, получая с помощью органов чувств необходимую информацию о ее состоянии и на основании этой информации адекватно реагируя на изменение внешних условий. В отличие от животных, реакции которых являются инстинктивными, поведение человека связано со специфическим способом обработки получаемой информации, которая осознается человеком в виде субъективного образа внешнего мира. Оценка субъективного образа происходит с разных сторон в соответствии с разными критериями с учетом видового (филогенетического) и индивидуального (онтогенетического) опыта реагирования на те или иные воздействия. При этом объекты и явления внешнего мира становятся для человека носителями различных духовных ценностей. Эта многогранность оценки субъективного образа (а значит и внешнего мира) и лежит в основе дифференциации компонентов духовной культуры, каждый из которых отвечает за тот или иной критерий оценки. Кроме научного освоения действительности существуют другие способы – этическое, эстетическое, религиозное, философское и т.д.

Наука – один из важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Под наукой понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими методами. Другими словами, наука получает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает.  Академик РАН В.Степин определяет науку следующим образом:

 «Наука – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире».

Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

 Наука – это постоянно развивающаяся под влиянием общественной практики система знаний об объективных законах природы, общества и мышления, запечатленная в понятиях, гипотезах, законах и эмпирических фактах, теориях и идеях, выступающая как основа целесообразной деятельности людей. Стремление к познанию окружающего мира объективно обусловлено важнейшей задачей использовать природу, разумно организовывать общество, вырабатывать целесообразное поведение, которое обеспечивает жизнь человеческого рода. А.Эйнштейн писал, что «наука должна устанавливать связь между опытными фактами с тем, чтобы на основании уже имеющегося опыта мы могли предсказывать дальнейшее развитие событий». Эта потребность в познании была, есть и будет обязательным условием существования человечества. В своей речи «Происхождение и влияние научных идей» М.Планк отмечал:

 «Наука находит понятия, с которыми она работает, не готовыми; она впервые их искусственно создает и только постепенно совершенствует. Наука возникает из жизни и возвращается обратно в жизнь. И она получает стимул, единство и развитие из идей, которые в ней господствуют. Эти идеи являются тем источником, из которого исследователь черпает проблемы; последние непрерывно побуждают его к работе и открывают ему глаза на правильное объяснение найденных результатов. Без идей исследование было бы бесплановым, и энергия растрачивалась бы попусту».

Наука раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход событий. Формула науки – знать,  чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать со знанием дела. Главная особенность научного знания – его системный характер, логическая доказательность путем выведения одних знаний из других. Наука – это процесс построения систематизированного образа реальности, ориентированный на выявление общих свойств окружающего мира. Основой этого процесса служит научная методология – комплекс способов и приемов решения указанных задач, а его результат – получение теоретического знания, служащего удовлетворению базовых человеческих потребностей.

Научное знание характеризуется стремлением к истине, к раскрытию общих оснований рассматриваемого круга явлений, в пределе – всего мира. Главные критерии научного знания – непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность. Для достижения своих целей наука вырабатывает специальные методы познания, специальный язык для максимально точного и однозначного выражения полученного знания. Наука как составляющая духовной культуры имеет свой специфический подход к информации о внешнем мире. Он основан на применении оценочных категорий «истинно» и «ложно». Поэтому одной из основных функций науки, наряду с получением нового знания, является обоснование истинности полученного знания. Таким образом, наука занимается получением объективного знания и обоснованием его истинности. Этим наука отличается от других сфер культуры.

Итак, важнейшей чертой научного мышления является его доказательность, обоснованность. По выражению Т.Гексли, «принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство». Впервые вопрос о доказательстве как главном инструменте выведения и систематизации знания был поставлен еще в Древней Греции. Доказательством в логике называется обоснование истинности знания другим знанием, истинность которого уже доказана. Этим теоретическое доказательство отличается от доказательства посредством практики.

Истина – правильное отражение объективной действительности в сознании человека, отражение ее такой, какой она существует сама по себе, независимо от сознания. Истинны те представления, которые соответствуют тому, что есть в действительности. Любая научная истина объективна, так как представляет собой правильное отображение предмета, явления и соответствует ему. Истина – это не сама действительность, а объективное содержание результата познания.

Истина относительна, так как она отражает объект не полностью, не целиком, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем развития практики.

Под абсолютной истиной понимают полное и исчерпывающее познание мира в целом. Такое познание является целью, к которой стремится наука. Путь к абсолютной истине  в этом смысле бесконечен. Как образно писал Гильберт Льюис в своей «Анатомии науки»:

Ученый – человек практический и преследует практические цели. Он не ищет истину в последней инстанции, а довольствуется приближением к ней. Он говорит не об окончательном результате, а об очередном приближении. Не в его вкусе те изящные структуры, которые столь эфемерны, что один-единственный изъян приводит к гибели всего целого. Ученый строит медленно и возводит постройки, быть может, несколько грубоватые, но зато прочные. Если какая-нибудь часть возведенного им сооружения ему не нравится, он с готовностью заменяет ее, не причиняя ущерба остальному зданию даже в том случае, когда неудачная часть расположена вблизи самого основания. В целом он доволен своей работой, ибо, хотя наука никогда не была полностью права, она заведомо никогда целиком не заблуждалась и совершенствовалась от десятилетия к десятилетию.

Полагать, что существует истина в последней инстанции, хотя такая точка зрения распространена необычайно широко, не очень полезно для науки; она годится разве как указатель горизонта, к которому можно стремиться, но не пункт, которого можно достичь».

(Цит. по книге: М.Клайн. Математика. Поиск истины. –М.:Мир, 1988. – Стр. 250 – 251).

 Известна точка зрения, что высшей и конечной целью науки является построение последней теории Всего, которая вполне отражала бы наиболее фундаментальные свойства реального мира, в том числе внутренний космос самого человека.Наука никогда не будет завершена, так как процесс познания безграничного мира является бесконечным. Кроме того, все время появляется бесконечное число частных задач, требующих решения. По поводу трудностей, ожидающих исследователя на бесконечном пути человеческого познания, П.Лаплас писал:

«Мы так далеки от того, чтобы знать все силы природы и различные способы их действия, что было бы недостойно философа отрицать явления только потому, что они необъяснимы при современном состоянии знаний. Мы только обязаны исследовать явления с тем большим вниманием, чем труднее признать их существование».

Критерием истины является практика: материальное производство, эксперимент. Практика – это основной способ воздействия человека на природу и взаимодействия людей в процессе общественного производства. Философия определяет практику как материальную, чувственно-предметную, целеполагающую деятельность человека, имеющую своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющую всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

По отношению к научному познанию практика играет следующую роль:

- практика – источник научного познания, его движущая сила, она дает познанию фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке, тем самым питает познание;

- практика – это сфера приложения знаний и цель познания;

- практика формирует самого субъекта познавательной деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления;

- практика – критерий истинности результатов познания.

Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. Научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь, т.е. в практику. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека.

Является ли мир, познаваемый научными методами, закрытой или открытой системой, мы не знаем. Наука же сама по себе относится к классу открытых систем. Во-первых, наука является открытой по отношению ко всем другим сферам человеческой культуры. Во-вторых, число связей между различными подсистемами окружающего нас реального мира, исследованием которого занимается наука, неисчислимо велико. Процесс познания мира бесконечен, но подчиняется закону бифуркаций. С точки зрения синергетики, наука, являясь самоорганизующейся системой, развивается в соответствии с циклическими закономерностями, последовательно проходя через зоны бифуркаций и участки монотонного развития. Наиболее крупные бифуркации – научные революции, приводящие к модернизации общенаучной парадигмы и научной картины мира, обновлению философских оснований, методологии и типа научной рациональности.

 

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

На протяжении всей человеческой истории каждая из цивилизаций по-своему представляла окружающий мир, пытаясь ответить на вопрос, что он из себя представляет, существуют ли общие закономерности материального мира, в какой степени можно воздействовать на окружающий мир? Эти представления постепенно обобщались в виде научных картин мира, которые выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных теорий и одновременно обладают объяснительными и предсказательными функциями.    

Под научной картиной мира понимают целостную систему общих представлений о мире, вырабатываемую путем обобщения и синтеза знаний, почерпнутых из различных наук – естественных и социальных. Это общее понятие разделяется на естественно-научную и социальную картины мира. Естественно-научная картина мира представляет собой совокупность существующих научных представлений о строении и развитии природы. В свою очередь, естественно-научная картина мира разделяется на физическую, химическую, биологическую и т.д., т.е. специальные картины мира. Здесь термин «мир» обозначает уже не природный мир в целом, а тот его фрагмент, который изучается данной наукой с помощью ее понятий, представлений и методов. В системе общих представлений о мире всегда доминирует та ее часть, которая опирается на науку, достигшую ведущего положения в системе знаний. Поскольку среди других наук на роль лидера больше всего претендовала физика, то физические картины мира превалировали в составе общей картины мира на разных этапах ее развития. Вначале это была механическая картина мира, затем электродинамическая, вероятностно-статистическая, сейчас формируется квантово-реляти-вистская и синергетическая.

Первая научная картина мира – механическая – связана с именем И.Ньютона, она была господствующей практически до начала ХХ века. В.С.Степин писал:

«После того, как возникла первая теоретически оформленная область научного знания ─ физика, а механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии, начался особый этап истории науки. В большинстве из наук предпринимались попытки применить для объяснения фактов принципы и идеи механической картины мира. Механическая картина мира… функционировала и как естественно-научная, и как общенаучная картина мира. Обоснованная философскими установками механического материализма, она задавала ориентиры не только для физиков, но и для ученых, работающих в других областях научного познания. Неудивительно, что стратегии исследований в этих областях формировались под непосредственным воздействием идей механической картины мира».

Термином «физическая картина мира» широко пользовался Макс Планк. Под физической картиной мира он понимал «образ мира», формируемый в физической науке и отражающий реальные закономерности природы. Физическая картина мира, подчеркивал М.Планк, изменяется в процессе развития науки и поэтому имеет относительный характер. Создание такой картины мира, которая представляла бы собой нечто абсолютное, окончательно завершенное и не нуждалось бы в дальнейших улучшениях, Планк считал недостижимой задачей. Луи де Бройль по этому поводу писал:

История науки показывает нам науку в процессе постоянного развития, науку, непрерывно перерабатывающую и пересматривающую накопленные знания и их истолкование; она показывает нам прошлое, которое, несмотря на многие недостатки, подготавливает настоящее. Но мы никогда не должны забывать, что наша современная наука является лишь временной ступенью научного процесса, что она сама, несомненно, изобилует недостатками и ошибками и что ее роль с этой точки зрения заключается как раз в подготовке будущего. Величайшей ошибкой, которую, кстати, очень легко допустить, было бы мнение о том, что современные представления науки являются окончательными. Часто люди справедливо восторгаются последними достижениями науки и хотят на их основе совершить чрезмерную и опасную экстраполяцию, тщетность которой будет показана будущим развитием науки».

В состав научной картины мира включаются: система понятий, с помощью которых описывается действительность (материя, движение, пространство, время и т.д.); принципы, на основе которых объясняется мир (принцип материального единства мира, принцип причинности, принцип всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и т.д.); общенаучные понятия и законы (закон сохранения и превращения энергии и т.д.); фундаментальные понятия отдельных наук (вещество, поле, вакуум, энергия, химический элемент, биологический вид, ген и т.д.); совокупность наглядных представлений о мире (различные модели строения атома, Вселенной и т.д.). Научная картина мира связана и с реальным опытом. Когда начинают изучаться объекты, для объяснения которых теории еще нет, в соответствии с той или иной научной картиной мира проводятся наблюдения, ставятся эксперименты по выявлению природы изучаемых объектов. Полученные таким образом данные могут уточнять и конкретизировать картину мира. Научная картина мира задает систематизацию знаний в рамках конкретной науки и функционирует в качестве научно-исследовательской программы или парадигмы, определяющих постановку задач и выбор средств их решения. Научная картина мира тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов его формирования.

Главное отличие научной картины мира от донаучной или вненаучной (например, религиозной) состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории (или теорий), служащей ее основанием. Так,  физическая картина мира XVII – XIX веков строилась на базе классической механики, а современная физическая картина мира – на базе квантовой механики, специальной и общей теории относительности.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 718; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!