Немецкая классическая философия.



Классическая немецкая философия, кратко можно сказать, что она аккумулировала в себе предыдущие идеи разных стран, особенно в области познания, онтологии и общественного прогресса. Кроме того, все эти мыслители пытались понять, что такое культура и сознание. Их также интересовало то, какое место занимает в этом всем философия. Немецкие мыслители этого периода попытались дать характеристику сущности человека. Они разработали систематическую философию как «науку о духе», определили ее основные категории и выделили отрасли. А в качестве основного метода мышления большинство из них признавало диалектику. Основатель Большинство историков считают Иммануила Канта основателем того значительнейшего феномена в истории развития человеческого разума, которым является классическая немецкая философия. Кратко его деятельность разделяется на два периода. Первый из них традиционно считается докритическим. Здесь Кант проявил себя как ученый-естествоиспытатель и даже выдвинул гипотезу о том, как возникла наша Солнечная система. Второй, критический период в творчестве философа, посвящен проблемам гносеологии, диалектики, нравственности и эстетике. Прежде всего, он попытался решить дилемму, возникшую между эмпиризмом и рационализмом: что является источником знания – разум или опыт?

Философия Марксистов.

Философия, созданная Карлом Марксом (1818—1883) и Фридрихом Энгельсом (1820—1895), вобрала в себя основные достижения европейской философской мысли. Она закономерно возникла в 40-х годах ХІХ в. как тео­ретическое отражение глубинных изменений во всех сторонах западноевропейского общества.

Маркс и Энгельс "достроили" материализм доверху, т.е. применили принцип материализма к истолкованию законов и движущих сил развития общества. Маркс дал сжатую формулировку сути материалистического понимания истории в предисловии "К критике политической экономии": "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения —производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливаетсоциальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Важнейшими категориями, выражающими материалистическое понимание общественной жизни стали категории «общественное бытие» и «общественное сознание».марксизму принадлежит заслуга разработки категории "общественно-экономическая формация", посредством которой развитие общества стало рассматриваться как естественноисторический процесс.

Философия иррационализма.

В самом широком смысле иррационализм - это философское учение, которое ограничивает, принижает либо же и вовсе отрицает роль разума как основного и решающего компонента в познании. Это течение выдвигает на первые планы и ряды другие виды и разновидности человеческих способностей - озарение, воображение, чувства, инстинкты, интуицию, созерцание и так далее, и тому подобное. Как правило, иррационализм - это идеалистическое учение, признающее основой всего мироздания не разум, а кое-что другое. В основном тут есть три варианта. Первый – это постановка во главу угла абсолютизированных возможностей человеческого сознания и подсознания (иррационализм Шопенгауэра). Второй – признание бога как трансцендентной непознаваемой сущности, которая стоит выше способностей разума и может быть познаваема только в процессе некоего мистического единения. Третий вариант состоит в том, что иррационализм – это так называемое «непознаваемое», которое в принципе априори недоступно для осознания человеческим разумом, хотя лежит в основе сознания и может проявляться теми или иными способами.

Русская философия.

Русскую философию отличают глубина мысли, всесторонность, специфичность исследуемых проблем, порой непонятных западным философам.

Русская философия складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: развитии культуры языческой Руси, ее христианизации, освободительной борьбы против монголо-татаров, шведов, турок, становлении единого Российского государства. Основные этапы русской философии и яркие представители той эпохи:

- период зарождения древнерусской и раннехристианской философии (Владимир Мономах, Климент Смолятич, Филипп Пустынник);

- период борьбы против монголо-татарского ига, зарождения, становления и развития централизованного государства (Сергий Радонежский, Максимилиан Грек, Андрей Курбский);

- философия XVIII века (Феофан Прокопович, В.Н.Татищев, А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев);

- философия XIX века – декабристская (П.Пестель, Н.Муравьев, И.Якушкин, В.Кюхельбекер и др.); историческая (П.Я.Чаадаев); западников (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белин-ский); славянофилов (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, братья К.С. и И.С.Аксаковы); монархическая (Н.В.Федоров, К.Н.Леон-тьев); религиозная (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой); революционно-демократическая (Н.Г.Чернышевский, М.А.Бакунин); марксисты (Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов-Ленин); либерального направления (В.С.Соловьев);

- философия XX века – религиозная (П.А.Флоренский, С.Л.Франк), естественнонаучная (В.И.Вернадский, К.Э.Циол-ковский, А.Л.Чижевский, И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев и др.), социально-политическая (И.И. Мечников, М.М.Ковалевский), советская (В.И.Ленин, Н.И.Бухарин, А.Бог-данов, А.Ф.Лосев, М.Мамардашвили, В.Асмус, Ю.Лотман, П.В. Алексеев, А.Г.Спиркин и др.), русского зарубежья (Д.С. Мережковский, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, П.А.Соро- кин и др.)


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!