ТЕМА 8: КУЛЬТУРА XVII ВЕКА: ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ НОВОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семинарские занятия по истории мировой культуры предполагают изучение конкретных литературных, религиозных и философских памятников изучаемой эпохи. Содержание семинарских занятий связано с лекционным курсом, дополняет и углубляет положения, выдвинутые преподавателем-лектором. Цель семинаров – научить студентов самостоятельно мыслить, разбирать и анализировать трудные для понимания памятники древней литературы. В процессе семинарских занятий проводятся дискуссии по проблемам, поставленным авторами изучаемых текстов. Возможна подготовка докладов по частным вопросам, представляющим интерес для освоения курса. Выбираются в основном наиболее типичные тексты, на которых можно показать культурную парадигму данной эпохи. Студенты учатся находить общее в частном, обнаруживать понятийно-логические и символические связи между, например, художественными и философскими сочинениями. Культурологический подход предполагает поиск параллельных "срезов", помогающих объяснить или конкретизировать те вопросы, которые неизбежно возникают при чтении текстов столь удаленных от нас веков.
ТЕМА 1. КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ: ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ.
Перечень проблем занятия:
1. Миф и обряд в месопотамской религии.
2. Представление о смерти и бессмертии.
|
|
3. Предназначение человека.
Контрольные вопросы:
1. Какие проблемы ставятся в эпосе о Гильгамеше?
2. Как относятся друг к другу боги и герои в эпосе о Гильгамеше?
3. Какое значение имеют Гильгамеш и Энкиду в культуре Месопотамии?
Список источников:
1. Эпос о Гильгамеше. - М.:Л., 1961. 214 с.
2. Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилонии и Ассирии. - М., 1981. 351 с.
Список литературы:
1. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон. - М., 1979. 259 с.
2. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. - М., 1958. 298 с.
3. Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии. - М., 1993. 291 с.
ТЕМА 2. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: "ИЛИАДА" ГОМЕРА.
Перечень проблем занятия:
1. Гомеровский вопрос.
2. Соотношение истории и мифологии в эпосе Гомера.
3. Представление о судьбе.
4. Божественный пантеон, функции богов.
Контрольные вопросы:
1. Как ведут себя боги и герои в гомеровском эпосе?
2. Почему погибла Троя?
3. Что важнее для древнего грека: спокойная жизнь или посмертная слава?
Список источников:
1. Гомер. Поэмы: В 2-х т. М., 1998. Т.1: Илиада. 459 с.; Т.2: Одиссея. 444 с.
Список литературы:
1. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982. 287 с.
2. Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. - М., 1991. 143 с.
|
|
3. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. - М., 1983. 296.
ТЕМА 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: "ПОЭТИКА" АРИСТОТЕЛЯ.
Перечень проблем занятия:
1. Совершенная трагедия по Аристотелю.
2. Понятия "мимесис" и "катарсис".
3. Роль Гомера в возникновении древнегреческой трагедии.
Контрольные вопросы:
1. Почему Аристотель выбрал именно эпос и трагедию в качестве предмета рассмотрения?
2. В чем состоит "преступление" царя Эдипа?
3. В чем заключается эффект "узнавания" в представлении Аристотеля?
Список источников:
1. Аристотель. Об искусстве поэзии // Античная литература: Греция: Антология. М,1989. С. 347-364.
2. Софокл. Антигона. М., 1986. 119 с.
Список литературы:
1. Гаспаров М.Л. Поэзия и проза - поэтика и риторика // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 126-159.
2. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982. 287 с.
ТЕМА 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА: "ЗОЛОТОЙ ОСЕЛ" АПУЛЕЯ.
Перечень проблем занятия:
1. Проблема личности в римской литературе.
2. Магия и философия в римской культуре.
3. Содержание и форма в произведении Апулея.
4. Народная сказка и "Золотой осел" Апулея.
|
|
Контрольные вопросы:
2. За что был наказан герой Апулея?
3. Какую роль в романе Апулея играет сказка о Психее?
4. Почему сочинения Овидия и Апулея носят название "метаморфозы"?
Список источников:
1. Овидий Назон. Любовные элегии, Метаморфозы, Скорбные элегии. - М., 1983. 512 с.
2. Апулей, Люций. Метаморфозы или Золотой осел. - М., 1997. 382 с.
Список литературы:
1. Вулих Н.В. Овидий. - М., 1996. 281 с.
2. Овидий // Античная литература / Под ред. А.А.Тахо-Годи. - М., 1986. С. 358-374.
3. Позднеклассическая литература. Поздняя римская империя // Античная литература / Под ред. А.А.Тахо-Годи. 1986. С. 406-413.
ТЕМА 5. "ИСПОВЕДЬ" АВГУСТИНА КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПАМЯТНИК.
Перечень проблем занятия:
1. Жизнь Августина, историческая обстановка и история создания его основных произведений.
2. Композиция, структура и основные проблемы сочинения.
3. Личность и ее психология в "Исповеди" Августина.
4. Человек и Бог, человек и мир.
5. Представление о добре и зле и свободе воли.
Контрольные вопросы:
1. Чем исповедь Августина отличается от исповеди художника - романтика?
2. Кому и зачем предназначена исповедь Августина?
3. Какие христианские догматы обсуждает Августин в своей "Исповеди"?
|
|
Список источников:
1. Августин Аврелий. Исповедь. Спб., 1999. 391 с.
2. Августин Аврелий. Блаженный Августин о Граде Божием. - М., 1994. Т.1. 394 с.
Список литературы:
1. Баткин Л.М. "Не мечтайте о себе...": Культурно-исторический смысл "Исповеди" Августина. - М., 1995. 80 с.
2. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. - М., 1984. 264 с.
ТЕМА 6. РЫЦАРСТВО И ЕГО КУЛЬТУРА: "ПАРЦИФАЛЬ" ВОЛЬФРАМА ФОН ЭШЕНБАХА.
Перечень проблем занятия:
1. Исторические корни рыцарства.
2. Моральный кодекс рыцаря.
3. Христианское обоснование военных подвигов.
4. Рыцарь и сюзерен, рыцарь и дама.
5. Крестовые походы и рыцарские ордена.
Контрольные вопросы:
1. Почему Парцифаля называют "святым простецом"?
2. В каких отношениях находятся Амфортас и Парцифаль, Клингзор и Парцифаль?
3. Как легенда о Граале сочетается с легендой о рыцарях Круглого стола короля Артура?
Список источников:
1. Средневековый роман и повесть. - М., 1974. 639 с.
Список литературы:
1. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства.
2. Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 1996. 243 с.
3. Хейзинга Й. Рыцарские ордена и рыцарские обеты. Значение рыцарского идеала в войне и политике // Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1995. С. 90-116.
ТЕМА 7. ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ: "ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ" ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО.
Перечень проблем занятия:
1. Глупость и мудрость в трактовке гуманистов.
2. Отношение к языку и словесности.
3. Гуманистическое знание.
4. "Похвала глупости" и карнавальная культура.
5. Диалог христианства и античности в ренессансном сознании.
Контрольные вопросы:
1. Какие черты средневекового и ренессансного мировоззрения присутствуют в "Божественной комедии" Данте?
2. В чем заключается историческое значение Данте?
3. Почему "Похвалу глупости" нельзя отнести к произведениям, критикующим христианскую церковь?
4. Каким образом логика "колеса" присутствует в композиции произведения Эразма Роттердамского?
Список источников:
1. Данте Алигьери. Божественная комедия. - М., 1996. 644 с.
2. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. - Л., 1995. 213 с.
Список литературы:
1. Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры: Наследие Запада. М., 1998. С. 319-411.
2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. - М., 1995. 446 с.
3. Бахтин М.А. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения. М., 1990. 541 с.
4. Григорьева И.Л. Античные источники антропологических представлений Эразма Роттердамского // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 126-131.
5. Хлодовский Р.И. Данте и Вергилий // Античное наследие в культуре Возрождения. М, 1984. С. 154-159.
ТЕМА 8: КУЛЬТУРА XVII ВЕКА: ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ НОВОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА.
Перечень проблем занятия:
1. Расширение понятия культурного пространства у Монтеня.
2. Проблема границы реальности в пьесе Жизнь есть сон Кальдерона.
Контрольные вопросы:
1. Из каких элементов складывается культура с точки зрения Монтеня?
2. Каким образом разграничивается сон и явь в пьесе Кальдерона?
Список источников:
Кальдерон П. де ла Барка. Жизнь есть сон // Кальдерон П. де ла Барка. Драмы в 2- кн. - М., 1989. - Кн.2. С.5-133.
Монтень М. Опыты в 3-х т. - М., 1992. - Т. 1. С. 223-237; Т. 2. С. 332-368; Т. 3. С. 229-390.
Список литературы
Обязательная литература:
Силюнас В.Ю. Испанский театр XVI-XVII веков: От истоков до вершин. - М., 1995. - 288 с.
Дополнительная литература:
Davis N. Society and culture in early modern France. - Stanford, 1975. - 362 с.
Список литературы
Обязательная литература:
Силюнас В.Ю. Испанский театр XVI-XVII веков: От истоков до вершин. - М., 1995. - 288 с.
Дополнительная литература:
Davis N. Society and culture in early modern France. - Stanford, 1975. - 362 с.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
1. Картина мира в культуре раннего Нового времени.
2. Образ человека в культуре барокко.
3. Эмоциональная жизнь человека XVIII века.
4. Образ своей и чужой культуры в эпоху Просвещения.
5. Отражение проблемы европоцентизма в литературных произведениях эпохи Просвещения.
6. Образ средневековой культуры в произведениях писателей-романтиков.
7. Теория романтической иронии и ее воплощение в творчестве писателей-романтиков.
8. Принципы художественного анализа в произведениях писателей-реалистов.
9. Человек и мир вещей в культуре конца века.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Образы животных в культурах древнего мира.
2. Сотворение мира в египетской, месопотамской и палестинской версиях.
3. Греческая культура глазами Гомера.
4. Концепция истории у Геродота и Фукидида.
5. Сенека: драма истории и личности.
6. Образ Дьявола в Средние века.
7 Представления о троичности Бога, мира и социума в Средние века.
8. Рационализм и мистика в Средние века.
9. Университетская средневековая культура.
10. Культурно-историческое своеобразие готического стиля в архитектуре.
11. Образ Христа в Новом Завете.
12. Образ Грааля в произведениях Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха.
.13 Роль Каабы в культуре ислама.
Соотношение христианства и ислама в культурно-религиозном смысле.
14. Роль Корана в социальной жизни мусульманина.
. Архитектура и изобразительное искусство ислама: Культурологический аспект.
15. Рыцарская куртуазная любовь и поэзия Петрарки.
16. Возрождение папской резиденции в Риме как символ Ренессанса (фрески Рафаэля).
17. Образ смерти в эпоху Ренессанса.
18. "Мудрый простец" в сочинениях Николая Кузанского и Вольфрама фон Эшенбаха ("Простец о мудрости" и "Парцифаль").
19. Слово, символ, образ в византийских житиях святых (Св. Евфимия или Св. Саввы)
20. Роль придворного этикета в Византии.
21. Иконопочитатели и иконоборцы в Византии: Их основные аргументы.
.22. Исихазм и его культурные следствия.
.23. Утопия и идеал в эпоху Возрождения.
.24. Неоплатонизм эпохи Возрождения.
25. Тема спасения языческих философов в культуре Возрождения.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!