Тема 4. Китай на кануне революции 1925-1927 гг. (Семинарское занятие 2 часа)
( 2 часа)
План
1. Особенности социально-экономического развития в Китае к началу новейшего времени:
а) особенности регионального развития Китая;
б) развитие сельского хозяйства. Аграрные отношения;
в) развитие городской экономики. Особенности формирования новых общественных классов.
2. Политическая и идеологическая ситуация в Китае:
а) переходгый характер политической надстройки. Роль милитаризма в общественно-политической жизни страны;
б) идеологическая борьба в Китае в 1914-1915 гг. Новая молодежь.
3. Подъем национально-освободительного движения в Китае в 1917-1924 гг.:
а) патриотическое движение 4 мая 1919 г. и его значение;
б) роль активности Коминтерна на Востоке. Распространение идей марксизма-ленинизма в Китае. Образование КПК. I и II съезды КПК;
в) складывание предросылок для образования единого фронта в Китае. Превращение провинции Гуандун в территориальную базу революции.
4. Особенности развития революционного процесса в Китае.
Задание: подготовка к тестированию по теме «Китайский милитаризм в 10-20-е гг. XX века».
Литература
Основная
Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т 2. М.,2003, 3-е изд.
Васильев Л. С. История религий Востока. - М.,2004, 7-е изд.
Гарушанц Ю.М. Движение 4 мая 1919г. в Китае. М., 1959.
Глунин В.И. Коммунистический Интернационал и становление коммунистического движения на Востоке (1920-1927 гг.) // Коминтерн и Восток. М., 1959.
|
|
Движение 4 мая в Китае: Сб. статей. М., 1971.
Демосин Л.П., Костяева А.С. Революция 1925-1927 гг. в Китае проблемы и оценки. М., 1985.
Жуков В. В. Китайский милитаризм : 1910 – 1930 – е. гг. XX в. М., Наука., 1988. – С. 165.
История Востока. В 6 т. Т.5. – М.: 2006.
История Китая. М., 1998.
История современной китайской революции. М., 1959. С. 23-135.
Мугрузин А. С. Аграрные отношения в Китае в 20 – 40 – х. гг. XX в. М., Наука., Гл. ред. вост. к – ра., 1970. – С. 235.
Новейшая история Китая 1917-1970 гг. М., 1972.
Новейшая история стан Азии и Африки XX век. В 3-х частях. – М., 2001./ под ред. А. М. Родригеса. Владос. М., 2001.
Писарев А. А. Гоминедам и аграрно – крестьянский вопрос в Китае в 20 – 30 – е. гг. XX в. М., 1986.
Родригес А. М. История стран Азии и Африки в новейшее время. – М., 2006.: в вопросах и ответах / Учебное пособие.
Родригес А. М. История стран Азии и Африки в новейшее время. Учебник. – М., 2006г.
Симоновская Л. В. И др. Очерки истории Китая. М., 1956. – С. 424.
Хрестоматия по новейшей истории. Т.1. М., 1960. С. 619-649.
Юрьев М.Ф. Революция 1924-1927 гг. в Китае. М., 1968.
40 лет КНР. М., Наука., Гл. ред. культ. – воспит. литерат., 1984. – С. 65.
Дополнительная
Азовский И. П. Китай и страны Центральной Азии: экономические отношения // Восток. 2005. - № 1. – С. 114 – 133.
Бибкин А. В. Из истории тайных обществ в Китае // Российская история. 1985. - № 3. – С. 169.
|
|
Бокщанин А. А. Общество и государство в Китае // Восток. 2000. - № 4. – С. 142.
Бычков Л. Н. Солидарность советского народа с китайской революцией (1924 – 1927 гг.) // Вопросы истории. 1953. - № 12. – С. 98 – 104.
Виноградов Н. П. Рабочее движение в Китае накануне образования единого национального антиимпериалистического фронта // Вопросы истории. 1952. – № 1. – С. 64 – 89.
Вяткин Р. Китайская революция 1925 – 1927 гг. и английский империализм // Вопросы истории. 1949. - № 3. – С. 42 – 61.
Гарущянц Ю. М. Первые отклики на Великую октябрьскую социалистическую революцию в Китае // История СССР. 1962. - № 1. – С. 190 – 199.
Дойчер И. Советский союз и китайская революция // в кн. Хобебаум Э. Эхо «Марсемезы». М., 1991. – С. 233 – 251.
Зубко Г. В. Китайская мысль // Восток. 2005. - № 1. – С. 204 - 208.
Илин В. П. Народное движение «4 мая 1919 г.» - начало новодемократической революции в Китае // Вопросы истории. 1958. - № 10. – С. 123 – 138.
Калкаев Е. Г. Китайская традиционная цивилизация и современный мир // Восток. 2003. - № 1. – С. 156.
Кобзев А. И. Генезис китайской философии и категории «философии» в традиционном Китае // Восток. 2001. - № 3. – С. 15.
Корсун В. А. Новейшая история Китая. Учебное пособие // Восток. 2005. - № 5. – С. 179 - 184.
|
|
Крюков М. В. Вокруг «первой декларации Карахала» по китайскому вопросу 1919 г. // Новая и новейшая история. 2000. - № 5. – С. 30 – 40.
Мамаева Н. Л. История китайской республики (1912 – 1949 гг.) // Восток. 2003. - № 2. – С. 168.
Мамаева Н. Л. Гоминедам как носитель идеи национального спасения // Восток. 2004. - № 5. – С. 12 – 28.
Мамаева Н. Л. Внутриполитическое развитие Китая периода реформ // Восток. 2003. - № 3. – С. 141.
Реформы в Китае и марксизм // Восток 1992. - № 5. – С. 51 – 63.
Писарев А. А. Эволюция земельно – налоговой системы в гоминедамовском Китае // Вестник МУ. сер. 13. Востоковедение. 1988. - № 4. – С. 11 – 21.
Интернет - ресурсы:
1. Китайская цивилизация в XX веке // http://www.ostu.ru/hronos/1900chin.html
2. Словари и энциклопедии на Академике. Китайская Республика // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/113839
3. Движение 4 мая 1919 г. в Китае // http://www.referat-911.ru/referat/history/0_object7956.html
4. Абдуллаев Камолидин. Смерть «летучего голландца востока» // http://www.easttime.ru/countries/int/3/9/79.html
Методические рекомендации
Приступая к изучению данной темы, следует рассмотреть, чем проблемы, стоявшие перед Китаем в конце первой четверти XX в. отличаются от тех проблем, которые решали буржуазные революции в Европе XIX в. Рассматривая китайское общество, следует уделить внимание формированию новых общественных классов буржуазного общества, которое происходило в особых условиях Востока. А, говоря о роли политической надстройки в Китае, нужно обратить внимание на противоречие между милитаристской политической надстройкой и потребностями формирующегося буржуазного общества. Следует также обратить внимание на движение новой молодежи, из левой фракции которого возникает компартия, и ответить на вопрос, почему новейшую историю Китая следует вести с движения 4 мая 1919 г.
|
|
Тема 5. М. Ганди и гандизм
(4 часа)
План
1. Основные черты философских и идейно-политических воззрений: роль традиции и современности.
2. Основные черты гандизма:
а) «Ахимса» (принципы ненасилия) и «сатьяграха» (ненасильственное сопротивление): сущность, место в мировоззрении Ганди, формы и противоречия.
б) Последовательный антиимпериализм Ганди.
в) Социальный идеал Ганди (сарводайя), проповедь уравнительности, отрицание европейской цивилизации, антиурбанизм, крестьянофильство, религиозность, патриархальность.
г) Отношение Ганди к классовой борьбе: теория опеки.
3. Морально – этические взгляды М. Ганди.
4. М.К. Ганди: человек и политик (обсуждение сообщения).
Литература
Основная
Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т 2. М.,2003, 3-е изд.
Васильев Л. С. История религий Востока. - М.,2004, 7-е изд.
Горев А.В. Махатма Ганди. М., 1984.
История Востока в 6 томах: Т.5. – М.: 2006.
Крашенинникова Н.А. Индусское право: история современность М., 1982.
Литман А.Д. Ганди М.К. Исторический портрет // Народов Азии и Африки. – 1980. -№4.
Новейшая история стан Азии и Африки XX век. В 3-х частях. – М., 2001./ под ред. А. М. Родригеса. Владос. М., 2001.
Полонская Л. Махатма Ганди // Новая и новейшая история. –1990. -№4.
Родригес А. М. История стран Азии и Африки в новейшее время. – М., 2006.: в вопросах и ответах / Учебное пособие.
Родригес А. М. История стран Азии и Африки в новейшее время. Учебник. – М., 2006г.
Розалиев Ю. Н. Новая и новейшая история стран Азии и Африки. – М., 1987.
Дополнительная
Алаев Л.Б. Из истории образования республики Индия (1947-50) // ВИ 1956 №6.- С.32-47.
Большая Советская Энциклопедия. Изд. 1-е. Т.14. – М., 1929;Изд. 2-е. Т.10. – М.,1952; Изд. 3-е. Т.6. -., 1971.
Бурлинтров С.Л. Гандистский утопический проект: социально-философский аспект // Восток 2006 №4.- С.55-59.
Володин О.А. «Индия: правила общежития или мировоззрения» // Преподавание истории в школе 2006 №1.- С.23-27.
Ганди М. Моя вера в ненасилие. //Вопросы философии. 1992, №3.
Ганди М. Моя жизнь. М., 1969.
Ганди М.К. // Деятели национально - освободительного движения: политические портреты. Вып. 1. М., 1989.
Глушкова И.П. Боги здесь и сейчас: и7ндусская мифология как инструмент создания североиндийской идентичности // Восток 2004 №1 с.5; 2004 №2.- С.34
Датт П. Философия М. Ганди. – М., 1959.
Дьяков А.М., Рейснер И.М. Роль Ганди в национально – освободительной борьбе народов Индии. // Советское востоковедение. – 1956. - №6.
Зайцев Б. «Социальная справедливость или узаконивание системы каст?» // ААС 1991 №1 .- С.34-35.
Идеология национально- освободительного движения в странах зарубежного Востока. М., 1984.
Кашин В.П. Гибель Ганди. //ВИ. 1988. №10.
Кашин В.П. Махатма Ганди и его дети // ААС 2006 №3.- С.44.
Кашин В.П. Независимая Индия и Советский Союз (по материалам рассекреченного архива) // Восток 2001 №1.- С.42.
Кашин В.П. Независимость пришла в полночь // Азия и Африка сегодня 1997 №7.- С.13-17.
Кестлер А. Махатма Ганди: йог и комиссар. //Совершенно секретно. 1992, №3.
Коваль Б.И. Революционный опыт XX века. М., 1987 с.167-187.
Комаров Н.Н., Литман А.Д. Мировоззрение М.К. Ганди. М., 1969.
Комаров Э.Н. Ганди и Октябрьская революция. //ВИ. 1969, №10.
Куценков А.А. Индия: традиционный социально-культурный комплекс и политика // Восток 2001 №4.- С.48; 2002 №1.- С.64
Мартышин О.В. Ганди в оценке советских исследователей. //ААС. 1987, №8.
Мартышин О.В. О наследии Махатмы Ганди. //Индия. 1980.
Мартышин О.В. Политические взгляды Ганди. М., 1970.
Мартышин О.В. Политик и святой (К 50-летию гибели махатмы Ганди) // Восток. – 1998. -№5.
Мильто М.В. Административно-территориальные реформы как механизм обеспечения внутренней политики безопасности Индии // Восток 2006 №2.- С.38-51.
Намбудирипад Е. Ганди и гандизм. М., 1960.
Неоиндуизм: протяженная двойственность (религиозно - философская и социально- политическая интерпретация Вивекананды и Ганди). //Философия и религии на зарубежном Востоке. М., 1985.
Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. Т.3. –М.,1960.
Литман А.Д. Современная индийская философия. – М., 1985.
Плешова М.А. Стратегия вовлечения женщин в экономику Индии // Восток 2005 №2 .- С.164-167.
Принципы ненасилия. Классическое наследие. М., 1991.
Россия и Индия. М., 1986.- С.238-446.
Силванян Г.Л. Апостол ненасилия. //Философские науки. 1991, №8.
Советская Историческая Энциклопедия. Т.4. – М., 1963.
Сталин И.В. Политический отчет ЦК ВКП (б) XVI съезду ВКП(б) 27 июня 1930 г. // Соч. Т.12. –М., 1949.
Степанянц М. Философия ненасилия. Размышление о Ганди и его экспериментах. // Коммунист. 1990, №1З.
Суворова А. Из переписки Джина и Ганди // ААС 1997 №8.- С.32.
Ульяновский Р.А. Политические портреты борцов на национальную независимость. – М., 1980.
Ульяновский Р.А. Три лидера великого индийского народа. М., 1986.
Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М., 1980.
Черешнева Л.А. Россия и Индия: перспектива сотрудничества регионов // Восток 2001 №4 .- С.173
Шифман А.И. Лев Толстой и Махатма Ганди. //Новый мир. 1970, №6.
Юрлова Е. Махатма Ганди – борец за социальную справедливость // ААС 1999 №12.- С.45.
Юрлова Е. Тяжкое наследие «неприкасаемых» // ААС 2002 №4.- С.34-41.
Интернет - ресурсы:
1. Дьяков Л. М., Литман А. Д.Гандизм // http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/008/428.htm
2. Ахимса // http://www.c-cafe.ru/words/1/103.php
3. Материал из Википедии. Сатьяграха // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0
4. Шубин А. В. Мохандас Карамчанд Ганди – биография // http://taina.aib.ru/biography/mohandas-gandi.htm
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса дать анализ социально-экономической и политической обстановки, в которой формировался гандизм, показать влияние традиционных и националистических факторов и определить причины роста воздействия гандистских идей на ИНК, значительную часть индийского общества. Следует выявить роль индуизма, кастовых идей, западной философии, толстовства в формировании и развитии идей М. Ганди.
Раскрывая содержание четверного вопроса, выявить, как в практике гандизма, который стал официальной доктриной ИНК, отразились традиционные и новые методы борьбы за поэтапное достижение независимости. Следует охарактеризовать отношение руководства ИНК к гандистским методам достижения независимости, дать оценку тактике гандизма как курсу на постепенное вовлечение всех слоев индийского населения в ненасильственное движение за завоевание суверенитета. Следует подумать над фразой Ганди: “В моей теории ненасилия есть серьезные изъяны”. В ходе работы изучить отношение Ганди к другим политическим течениям, опыту советской России, Запада.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!